13.1. Условия, необходимые для применения УСН

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138  140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 

Как мы уже отмечали, Налогового кодекса РФ также определяет, что индивидуальные предприниматели переходят на упрощенную систему налогообложения или возвращаются к общей системе налогообложения на добровольной основе. Вместе с тем добровольный порядок перехода на упрощенную систему ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых предприниматели не вправе применять упрощенную систему налогообложения, и, соответственно, не признаются плательщиками "упрощенного" налога.

Не могут применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, перечисленные в , , , Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: в отличие от юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам (которое установлено Налогового кодекса РФ в размере 15 млн. рублей), полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему налогообложения не установлено. Такое решение было принято в связи с тем, что в отличие от организаций индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, предусматривающий составление баланса и определение результатов своей деятельности по итогам каждого квартала.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований не могут применять УСН.

Так, перейти на упрощенную систему налогообложения не могут:

1. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом. Это прямо указано в Налогового кодекса РФ. Однако, в главу 29 Налогового кодекса РФ были внесены изменения и в настоящее время в Налогового кодекса РФ указано, что под игорным бизнесом понимается деятельность, связанная с извлечением только организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

В Налогового кодекса РФ установлено, что подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья;

2) спирт коньячный;

3) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9% (кроме алкогольной продукции (спирта питьевого, водки, ликероводочных изделий, коньяков, вина, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и иных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,5%));

4) табачная продукция;

5) автомобили легковые;

6) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

3. Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с Налогового кодекса РФ.

В целях Налогового кодекса РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Тут надо обратить внимание на следующие моменты.

Для того чтобы рассчитать среднюю численность работников, нужно воспользоваться методикой расчета, описываемой по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", (далее - Указания по заполнению форм статистического наблюдения), утвержденными Росстата от 24 октября 2011 г. N 435.

Средняя численность работников рассчитывается следующим образом ( Указаний по заполнению форм статистического наблюдения):

средняя численность работников организации

=

среднесписочная численность работников организации, с которыми заключен трудовой договор (кроме внешних совместителей)

+

средняя численность внешних совместителей

+

средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода ( Указаний, утв. Росстата N 435 от 24 октября 2011 г.).

5. До истечения одного года после того, как утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщики, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения ( Налогового кодекса РФ).

6. До истечения трех лет после того, как было утрачено право на применение УСН на основе патента, индивидуальные предприниматели, перешедшие с упрощенной системы налогообложения, применяемой на основе патента на общий режим налогообложения. При этом переход с УСН на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент ( Налогового кодекса РФ).

Кроме того, применять УСН с объектом налогообложения "доходы" не могут налогоплательщики, которые стали участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности") или договора доверительного управления имуществом ( Налогового кодекса РФ).

В случае заключения налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) указанный налогоплательщик должен либо сменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов, либо перейти на общий режим налогообложения.

Согласно Налогового кодекса РФ объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может изменять объект налогообложения.

Исходя из этого если налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, стал в течение налогового периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то он на основании положений Налогового кодекса РФ считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

При этом в данном случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с Налогового кодекса РФ, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода ( Налогового кодекса РФ).

Такие разъяснения содержатся в Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 03-11-11/311.

Как мы уже отмечали, Налогового кодекса РФ также определяет, что индивидуальные предприниматели переходят на упрощенную систему налогообложения или возвращаются к общей системе налогообложения на добровольной основе. Вместе с тем добровольный порядок перехода на упрощенную систему ограничен рядом обязательных условий, при несоблюдении которых предприниматели не вправе применять упрощенную систему налогообложения, и, соответственно, не признаются плательщиками "упрощенного" налога.

Не могут применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, перечисленные в , , , Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: в отличие от юридических лиц, для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам (которое установлено Налогового кодекса РФ в размере 15 млн. рублей), полученным от предпринимательской деятельности, для перехода на упрощенную систему налогообложения не установлено. Такое решение было принято в связи с тем, что в отличие от организаций индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, предусматривающий составление баланса и определение результатов своей деятельности по итогам каждого квартала.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований не могут применять УСН.

Так, перейти на упрощенную систему налогообложения не могут:

1. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом. Это прямо указано в Налогового кодекса РФ. Однако, в главу 29 Налогового кодекса РФ были внесены изменения и в настоящее время в Налогового кодекса РФ указано, что под игорным бизнесом понимается деятельность, связанная с извлечением только организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

2. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

В Налогового кодекса РФ установлено, что подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья;

2) спирт коньячный;

3) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9% (кроме алкогольной продукции (спирта питьевого, водки, ликероводочных изделий, коньяков, вина, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и иных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,5%));

4) табачная продукция;

5) автомобили легковые;

6) мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

3. Индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с Налогового кодекса РФ.

В целях Налогового кодекса РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

Индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.

Тут надо обратить внимание на следующие моменты.

Для того чтобы рассчитать среднюю численность работников, нужно воспользоваться методикой расчета, описываемой по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", (далее - Указания по заполнению форм статистического наблюдения), утвержденными Росстата от 24 октября 2011 г. N 435.

Средняя численность работников рассчитывается следующим образом ( Указаний по заполнению форм статистического наблюдения):

средняя численность работников организации

=

среднесписочная численность работников организации, с которыми заключен трудовой договор (кроме внешних совместителей)

+

средняя численность внешних совместителей

+

средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода ( Указаний, утв. Росстата N 435 от 24 октября 2011 г.).

5. До истечения одного года после того, как утрачено право на применение упрощенной системы налогообложения налогоплательщики, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения ( Налогового кодекса РФ).

6. До истечения трех лет после того, как было утрачено право на применение УСН на основе патента, индивидуальные предприниматели, перешедшие с упрощенной системы налогообложения, применяемой на основе патента на общий режим налогообложения. При этом переход с УСН на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент ( Налогового кодекса РФ).

Кроме того, применять УСН с объектом налогообложения "доходы" не могут налогоплательщики, которые стали участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности") или договора доверительного управления имуществом ( Налогового кодекса РФ).

В случае заключения налогоплательщиком, применяющим УСН с объектом налогообложения в виде доходов, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) указанный налогоплательщик должен либо сменить объект налогообложения на доходы, уменьшенные на величину расходов, либо перейти на общий режим налогообложения.

Согласно Налогового кодекса РФ объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может изменять объект налогообложения.

Исходя из этого если налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, стал в течение налогового периода участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), то он на основании положений Налогового кодекса РФ считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.

При этом в данном случае налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с Налогового кодекса РФ, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода ( Налогового кодекса РФ).

Такие разъяснения содержатся в Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 03-11-11/311.