5.3. Сертификация товаров, работ, услуг

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138  140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 

Помимо лицензирования, необходимо выполнить требования законодательства о сертификации продукции и услуг. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов регулируются от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).

Заявителями Закон N 184-ФЗ называет физических или юридических лиц, которые для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия ( Закона N 184-ФЗ).

Под декларированием соответствия закон понимает форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В соответствии с Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории России может носить как добровольный, так и обязательный характер ( Закона N 184-ФЗ). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

- принятия о соответствии (далее - декларирование соответствия);

- обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента ( Закона N 184-ФЗ). Объектом обязательного подтверждения соответствия может стать только продукция, выпускаемая в обращение на территории России.

N 184-ФЗ придает равную юридическую силу о соответствии и соответствия независимо от схем обязательного подтверждения.

Закона N 184-ФЗ к обязанностям заявителя относит:

- обеспечение соответствия продукции требованиям технических регламентов;

- выпуск в обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

- указание в сопроводительной документации сведений о соответствия или о соответствии;

- предъявление в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документов, свидетельствующих о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов ( о соответствии, соответствия или их копии);

- приостановление или прекращение реализации продукции, если действие соответствия или о соответствии приостановлено либо прекращено;

- извещение органа по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

- приостановление производства продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- приостановление или прекращение реализации продукции, если срок действия соответствия или о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для того чтобы определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации, необходимо руководствоваться Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982, которым утверждены продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Закон N 184-ФЗ не запрещает при наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации обращаться в любой из них, поскольку подобные услуги являются платной и достаточно хлопотной процедурой ( Закона N 184-ФЗ). Выбор аккредитованного органа сертификации по желанию заявителя может способствовать более быстрому и дешевому проведению сертификации, что немаловажно.

Например, некоторые органы сертификации на местах запрашивают для рассмотрения документы общим числом до 28 позиций, в число которых входят такие, как заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТ Р, приложение к заявке на сертификацию услуг, анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли), устав, свидетельство о госрегистрации предприятия (предпринимателя), заключение ЦГСЭН, журнал регистрации проверок, инструкция по охране труда, график проведения инструктажа, а также другие документы, не предусмотренные законодательством.

А если еще учесть, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать 4,5 тыс. руб., то становится ясно, что для многих ПБОЮЛ расходы на сертификацию оказываются не по карману.

Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее, по нашему мнению, все-таки необходимо, учитывая, что РФ устанавливает меры административной ответственность за нарушение норм законодательства об обязательной сертификации.

Так, например:

- недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. руб. ( КоАП РФ);

- недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств, в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 35 тыс. руб. ( КоАП РФ);

- реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о соответствия или о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 40 тыс. руб. ( КоАП РФ);

- маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. ( КоАП РФ).

Помимо лицензирования, необходимо выполнить требования законодательства о сертификации продукции и услуг. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов регулируются от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).

Заявителями Закон N 184-ФЗ называет физических или юридических лиц, которые для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия ( Закона N 184-ФЗ).

Под декларированием соответствия закон понимает форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В соответствии с Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории России может носить как добровольный, так и обязательный характер ( Закона N 184-ФЗ). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

А обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

- принятия о соответствии (далее - декларирование соответствия);

- обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента ( Закона N 184-ФЗ). Объектом обязательного подтверждения соответствия может стать только продукция, выпускаемая в обращение на территории России.

N 184-ФЗ придает равную юридическую силу о соответствии и соответствия независимо от схем обязательного подтверждения.

Закона N 184-ФЗ к обязанностям заявителя относит:

- обеспечение соответствия продукции требованиям технических регламентов;

- выпуск в обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

- указание в сопроводительной документации сведений о соответствия или о соответствии;

- предъявление в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документов, свидетельствующих о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов ( о соответствии, соответствия или их копии);

- приостановление или прекращение реализации продукции, если действие соответствия или о соответствии приостановлено либо прекращено;

- извещение органа по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

- приостановление производства продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

- приостановление или прекращение реализации продукции, если срок действия соответствия или о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для того чтобы определить, подлежат ли конкретные товары обязательной сертификации, необходимо руководствоваться Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982, которым утверждены продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Закон N 184-ФЗ не запрещает при наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации обращаться в любой из них, поскольку подобные услуги являются платной и достаточно хлопотной процедурой ( Закона N 184-ФЗ). Выбор аккредитованного органа сертификации по желанию заявителя может способствовать более быстрому и дешевому проведению сертификации, что немаловажно.

Например, некоторые органы сертификации на местах запрашивают для рассмотрения документы общим числом до 28 позиций, в число которых входят такие, как заявка на проведение сертификации услуги (работы) в системе сертификации ГОСТ Р, приложение к заявке на сертификацию услуг, анкета-вопросник (приложение к заявке на проведение сертификации услуг торговли), устав, свидетельство о госрегистрации предприятия (предпринимателя), заключение ЦГСЭН, журнал регистрации проверок, инструкция по охране труда, график проведения инструктажа, а также другие документы, не предусмотренные законодательством.

А если еще учесть, что стоимость самой услуги в зависимости от сложности работ может достигать 4,5 тыс. руб., то становится ясно, что для многих ПБОЮЛ расходы на сертификацию оказываются не по карману.

Но, несмотря на сложности, которые таит в себе сертификация, пройти ее, по нашему мнению, все-таки необходимо, учитывая, что РФ устанавливает меры административной ответственность за нарушение норм законодательства об обязательной сертификации.

Так, например:

- недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. руб. ( КоАП РФ);

- недостоверное декларирование соответствия впервые выпускаемой в обращение продукции, относящейся к виду, типу продукции, в отношении которой предусмотрена обязательная сертификация, либо недостоверное декларирование такой продукции на основании собственных доказательств, в случае, если отсутствуют или не могут быть применены документы в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 35 тыс. руб. ( КоАП РФ);

- реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о соответствия или о соответствии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 40 тыс. руб. ( КоАП РФ);

- маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб. ( КоАП РФ).