3.3. Присвоение кодов ОКВЭД

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138  140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 

Ранее после государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя налоговые органы направляли соответствующие сведения в территориальные органы Федеральной службы статистики.

Информационное письмо органов статистики о присвоенных кодах предприниматель должен был получить самостоятельно. Для этого он обращался в орган статистики и представлял копии свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, свидетельства о присвоении ИНН (или о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН).

В настоящее время в соответствии с Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с органов государственной статистики снята обязанность по выдаче (направлению) хозяйствующим субъектам сведений о присвоенных им кодах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Однако, на практике налогоплательщики продолжают обращаться в территориальные органы Росстата за получением информационного письма о присвоенных кодах статистики.

Начиная с 3 апреля 2006 года в г. Москве действует регламент взаимодействия регистрирующего (налогового) органа (Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве) с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) при осуществлении процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В нем описан алгоритм взаимодействия регистрирующего (налогового) органа по г. Москве с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстатом) по присвоению кодов статистики, который заключается в следующем:

1) МИ ФНС России N 46 по г. Москве принимает решение о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вносит соответствующую запись в базу данных ЕГРИП;

2) МИ ФНС России N 46 по г. Москве не позднее 10 часов следующего дня с момента внесения записи в базу данных ЕГРИП о государственной регистрации индивидуального предпринимателя направляет эти сведения по каналам связи в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) для присвоения кодов по общероссийским классификаторам;

3) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) на основании полученных данных осуществляет присвоение по общероссийским классификаторам;

4) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) представляет в адрес Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве документы, подтверждающие присвоение кодов по общероссийским классификаторам не позднее дня, следующего за днем получения сведений из ЕГРИП из Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г  Москве;

5) Межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве подготавливает свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, о постановке на учет в налоговом органе, выписок и формирует комплект документов для последующей выдачи заявителю с приобщением документов, подтверждающих присвоение кодов по общероссийским классификаторам. Это должно быть осуществлено не позднее следующего дня с момента получения сведений от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат), документов, подтверждающих присвоение кодов по общероссийским классификаторам;

6) Межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве выдает документы о государственной регистрации на следующий день после подготовки документов о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Сведения о кодах по индивидуального предпринимателя содержатся в ЕГРИП ( Закона N 129-ФЗ).

Индивидуальный предприниматель при регистрации его в этом в самостоятельно должен указать виды экономической деятельности, которые он планирует осуществлять.

Виды экономической деятельности по указываются им при подаче заявления о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по , утвержденной в приложении N 18 к Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Сведения о видах экономической деятельности указываются в формы N Р21001. При этом указываются все виды экономической деятельности, которыми будет заниматься физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя. Если количество видов деятельности больше 10, то заполняется второй лист А, больше 20 - третий лист А и т.д. Первым указывается основной вид экономической деятельности.

При этом следует иметь в виду, что ФНС России считает возможным использовать при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенный в действие Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст с 1 января 2003 г., и рекомендует регистрирующим (налоговым) органам довести данную позицию до субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, регистрирующий орган при поступлении документов для государственной регистрации, в которых сведения о видах экономической деятельности заполнены с использованием видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), вправе принять решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных N 129-ФЗ документов. Это следует из разъяснений ФНС РФ, изложенных в ФНС РФ от 11 июля 2008 г. N ЧД-6-6/488@ "Об использовании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности".

Рекомендуем физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, продумать, что ему может быть более выгодным: или наиболее полно указать информацию о планируемых им к осуществлению видах предпринимательской деятельности, или указать только основные виды деятельности, которыми он планирует заниматься.

Рекомендацию более полно отражать планируемые к осуществлению виды предпринимательской деятельности можно дать, в частности, физическим лицам, которые после регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей планируют применять УСН. Связано это с тем, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДФЛ ( Налогового кодекса РФ). При этом они могут уплачивать налог в связи с применением УСН в размере 6% (в случае если выберут объект налогообложения "доходы"). В случае если индивидуальный предприниматель будет осуществлять деятельность вне рамок видов деятельности, указанных им при регистрации, то доходы, которые он получит от этих видов деятельности, будут облагаться НДФЛ (т.е. по ставке 13%). Указанное следует, в частности, из писем Минфина РФ , , ).

Вместе с тем если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, укажет максимально возможное количество видов предпринимательской деятельности, которые оно будет осуществлять и применять в отношении них УСН (например, даже такой вид деятельности - как получение доходов от сдачи своего недвижимого имущества), то оно не сможет воспользоваться ни социальным, ни стандартным, ни имущественным налоговым вычетом по НДФЛ, в случае если не будет иметь иных доходов, подлежащих налогообложению по НДФЛ по ставке 13%.

Физическое лицо, не имевшее в течение года доходов, с которых им уплачивался НДФЛ, и получавшее доходы от осуществления видов деятельности, при налогообложении которых применяется УСН, не имеет оснований для получения налоговых вычетов по НДФЛ. Это следует, в частности, из разъяснений, изложенных в письмах: ФНС РФ , Минфина РФ , Минфина РФ .

Также из Налогового кодекса РФ следует, что индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДФЛ в отношении тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками ЕНВД. При этом следует учитывать, что указание физическим лицом в заявлении о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предполагаемого к осуществлению вида деятельности не означает, что данный индивидуальный предприниматель обязан применять систему налогообложения в виде ЕНВД и представлять по ЕНВД. Применение ЕНВД связано с соблюдением следующих требований законодательства:

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, подпадающую под ЕНВД, обязаны встать на учет в соответствующем налоговом органе, подав в срок 5 дней с момента начала осуществления такой деятельности заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД;

- возникновение у налогоплательщиков обязанности по представлению налоговой по ЕНВД, связано с фактическим осуществлением видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

А вот если индивидуальный предприниматель при его регистрации в этом качестве укажет иные виды предпринимательской деятельности, которые не будут подпадать под ЕНВД и по которым он не будет осуществлять деятельности, то в таком случае, по мнению ФНС РФ, изложенному в от 26 апреля 2011 г. N АС-4-3/6753, индивидуальный предприниматель будет обязан представлять налоговые декларации по общему режиму налогообложения.

Также напомним, что до 2011 г. законодательством не была предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей уведомлять регистрирующие органы в случае изменения перечня заявленных ранее видов деятельности. Так, в ранее действующем Закона N 129-ФЗ было указано, что индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений (за исключением сведений, указанных в , "р" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ) обязан был сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. Сведения о кодах по указаны в Закона N 129-ФЗ.

от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ слова "за исключением сведений, указанных в п.п. "м" "р" были заменены на слова "за исключением сведений, указанных в , , . Таким образом, с 1 января 2011 г. установлена обязанность предпринимателей в течение трех рабочих дней с момента изменения кодов по сообщить о данном факте в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Ранее после государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя налоговые органы направляли соответствующие сведения в территориальные органы Федеральной службы статистики.

Информационное письмо органов статистики о присвоенных кодах предприниматель должен был получить самостоятельно. Для этого он обращался в орган статистики и представлял копии свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, свидетельства о присвоении ИНН (или о постановке на учет в налоговом органе и присвоении ИНН).

В настоящее время в соответствии с Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с органов государственной статистики снята обязанность по выдаче (направлению) хозяйствующим субъектам сведений о присвоенных им кодах общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. Однако, на практике налогоплательщики продолжают обращаться в территориальные органы Росстата за получением информационного письма о присвоенных кодах статистики.

Начиная с 3 апреля 2006 года в г. Москве действует регламент взаимодействия регистрирующего (налогового) органа (Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве) с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) при осуществлении процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В нем описан алгоритм взаимодействия регистрирующего (налогового) органа по г. Москве с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстатом) по присвоению кодов статистики, который заключается в следующем:

1) МИ ФНС России N 46 по г. Москве принимает решение о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и вносит соответствующую запись в базу данных ЕГРИП;

2) МИ ФНС России N 46 по г. Москве не позднее 10 часов следующего дня с момента внесения записи в базу данных ЕГРИП о государственной регистрации индивидуального предпринимателя направляет эти сведения по каналам связи в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) для присвоения кодов по общероссийским классификаторам;

3) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) на основании полученных данных осуществляет присвоение по общероссийским классификаторам;

4) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат) представляет в адрес Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г. Москве документы, подтверждающие присвоение кодов по общероссийским классификаторам не позднее дня, следующего за днем получения сведений из ЕГРИП из Межрайонной инспекции ФНС России N 46 по г  Москве;

5) Межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве подготавливает свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, о постановке на учет в налоговом органе, выписок и формирует комплект документов для последующей выдачи заявителю с приобщением документов, подтверждающих присвоение кодов по общероссийским классификаторам. Это должно быть осуществлено не позднее следующего дня с момента получения сведений от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве (Мосгорстат), документов, подтверждающих присвоение кодов по общероссийским классификаторам;

6) Межрайонная инспекция ФНС России N 46 по г. Москве выдает документы о государственной регистрации на следующий день после подготовки документов о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Сведения о кодах по индивидуального предпринимателя содержатся в ЕГРИП ( Закона N 129-ФЗ).

Индивидуальный предприниматель при регистрации его в этом в самостоятельно должен указать виды экономической деятельности, которые он планирует осуществлять.

Виды экономической деятельности по указываются им при подаче заявления о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по , утвержденной в приложении N 18 к Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.

Сведения о видах экономической деятельности указываются в формы N Р21001. При этом указываются все виды экономической деятельности, которыми будет заниматься физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя. Если количество видов деятельности больше 10, то заполняется второй лист А, больше 20 - третий лист А и т.д. Первым указывается основной вид экономической деятельности.

При этом следует иметь в виду, что ФНС России считает возможным использовать при осуществлении функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей только видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенный в действие Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст с 1 января 2003 г., и рекомендует регистрирующим (налоговым) органам довести данную позицию до субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, регистрирующий орган при поступлении документов для государственной регистрации, в которых сведения о видах экономической деятельности заполнены с использованием видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), вправе принять решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением определенных N 129-ФЗ документов. Это следует из разъяснений ФНС РФ, изложенных в ФНС РФ от 11 июля 2008 г. N ЧД-6-6/488@ "Об использовании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности".

Рекомендуем физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, продумать, что ему может быть более выгодным: или наиболее полно указать информацию о планируемых им к осуществлению видах предпринимательской деятельности, или указать только основные виды деятельности, которыми он планирует заниматься.

Рекомендацию более полно отражать планируемые к осуществлению виды предпринимательской деятельности можно дать, в частности, физическим лицам, которые после регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей планируют применять УСН. Связано это с тем, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождены от уплаты НДФЛ ( Налогового кодекса РФ). При этом они могут уплачивать налог в связи с применением УСН в размере 6% (в случае если выберут объект налогообложения "доходы"). В случае если индивидуальный предприниматель будет осуществлять деятельность вне рамок видов деятельности, указанных им при регистрации, то доходы, которые он получит от этих видов деятельности, будут облагаться НДФЛ (т.е. по ставке 13%). Указанное следует, в частности, из писем Минфина РФ , , ).

Вместе с тем если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, укажет максимально возможное количество видов предпринимательской деятельности, которые оно будет осуществлять и применять в отношении них УСН (например, даже такой вид деятельности - как получение доходов от сдачи своего недвижимого имущества), то оно не сможет воспользоваться ни социальным, ни стандартным, ни имущественным налоговым вычетом по НДФЛ, в случае если не будет иметь иных доходов, подлежащих налогообложению по НДФЛ по ставке 13%.

Физическое лицо, не имевшее в течение года доходов, с которых им уплачивался НДФЛ, и получавшее доходы от осуществления видов деятельности, при налогообложении которых применяется УСН, не имеет оснований для получения налоговых вычетов по НДФЛ. Это следует, в частности, из разъяснений, изложенных в письмах: ФНС РФ , Минфина РФ , Минфина РФ .

Также из Налогового кодекса РФ следует, что индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДФЛ в отношении тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками ЕНВД. При этом следует учитывать, что указание физическим лицом в заявлении о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя предполагаемого к осуществлению вида деятельности не означает, что данный индивидуальный предприниматель обязан применять систему налогообложения в виде ЕНВД и представлять по ЕНВД. Применение ЕНВД связано с соблюдением следующих требований законодательства:

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, подпадающую под ЕНВД, обязаны встать на учет в соответствующем налоговом органе, подав в срок 5 дней с момента начала осуществления такой деятельности заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД;

- возникновение у налогоплательщиков обязанности по представлению налоговой по ЕНВД, связано с фактическим осуществлением видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

А вот если индивидуальный предприниматель при его регистрации в этом качестве укажет иные виды предпринимательской деятельности, которые не будут подпадать под ЕНВД и по которым он не будет осуществлять деятельности, то в таком случае, по мнению ФНС РФ, изложенному в от 26 апреля 2011 г. N АС-4-3/6753, индивидуальный предприниматель будет обязан представлять налоговые декларации по общему режиму налогообложения.

Также напомним, что до 2011 г. законодательством не была предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей уведомлять регистрирующие органы в случае изменения перечня заявленных ранее видов деятельности. Так, в ранее действующем Закона N 129-ФЗ было указано, что индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ сведений (за исключением сведений, указанных в , "р" п. 2 ст. 5 Закона N 129-ФЗ) обязан был сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. Сведения о кодах по указаны в Закона N 129-ФЗ.

от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ слова "за исключением сведений, указанных в п.п. "м" "р" были заменены на слова "за исключением сведений, указанных в , , . Таким образом, с 1 января 2011 г. установлена обязанность предпринимателей в течение трех рабочих дней с момента изменения кодов по сообщить о данном факте в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).