7.8. Ответственность за неприменение ККТ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138  140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 

Ответственность за неприменение ККТ предусмотрена КоАП РФ.

В ней говорится, что неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет за собой наложение на предпринимателя административного штрафа. Напомним, что индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности как должностные лица. Размер штрафа для ПБОЮЛ может составить от 3 до 4 тыс. руб.

Требования к ККТ установлены в Закона N 54-ФЗ, а именно, ККТ должна быть:

- зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

- исправна, опломбирована в установленном порядке;

- иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Также требования к ККТ установлены в положения о регистрации и применении ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:

- иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

- обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;

- обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- эксплуатироваться в фискальном режиме;

- регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- быть исправной;

- обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;

- соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;

- иметь паспорт установленного образца;

- иметь идентификационный знак установленного образца;

- иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;

- иметь знак "Государственный реестр" установленного образца;

- иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации ( Пленума ВАС от 31 июля 2003 г. N 16) при раскрытии понятия "неприменение контрольно-кассовых машин", содержащегося в КоАП РФ, к названному составу правонарушения отнес - использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.

Требования к обязательности применения марки-пломбы ККТ и идентификационного знака ККТ взаимосвязаны с применением формы паспорта ККТ и могут реализовываться после вступления в силу приказа об утверждении образца данного документа.

До утверждения Приказом Минпромторга России образца паспорта ККТ действует порядок пломбирования, установленный в Российской Федерации и утвержденный решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 6 марта 1995 г. (протокол N 2/18-95) с изменениями и дополнениями, утвержденными ГМЭК 25 марта 1997 г. (протокол N 2/34-97).

Таким образом, в соответствии с требованиями вся зарегистрированная налоговыми органами контрольно-кассовая техника должна быть опломбирована марками-пломбами или пломбами согласно положению о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.

О том, что считается неприменением ККТ, указано в Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16.

1. ККТ фактически не использовалась (ее у предпринимателя просто нет).

2. Использовалась ККТ, которая не зарегистрирована в налоговых органах.

3. Предприниматель работал на ККТ, которая не включена в Государственный реестр.

4. У ККТ нет фискальной памяти; ККТ работает в нефискальном режиме; блок фискальной памяти вышел из строя.

5. Применялась ККТ, у которой отсутствует или сильно повреждена пломба, что свидетельствует о невозможности доступа к фискальной памяти.

6. Был пробит чек на сумму, которая меньше той, что уплатил покупатель. Аналогичные выводы содержатся и в Президиума ВАС РФ от 28 января 2008 г. N 13007/07.

Мы уже говорили о том, что при расчетах с населением за оказанные услуги предприниматель может не использовать ККТ, а выдавать документы строгой отчетности. В случае невыдачи указанных документов предпринимателя могут оштрафовать за наличные денежные расчеты без применения ККТ.

Ответственность за неприменение ККТ предусмотрена КоАП РФ.

В ней говорится, что неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет за собой наложение на предпринимателя административного штрафа. Напомним, что индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности как должностные лица. Размер штрафа для ПБОЮЛ может составить от 3 до 4 тыс. руб.

Требования к ККТ установлены в Закона N 54-ФЗ, а именно, ККТ должна быть:

- зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

- исправна, опломбирована в установленном порядке;

- иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Также требования к ККТ установлены в положения о регистрации и применении ККТ, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:

- иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;

- обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;

- обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- эксплуатироваться в фискальном режиме;

- регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;

- быть исправной;

- обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;

- соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;

- иметь паспорт установленного образца;

- иметь идентификационный знак установленного образца;

- иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;

- иметь знак "Государственный реестр" установленного образца;

- иметь знак "Сервисное обслуживание" установленного образца.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации ( Пленума ВАС от 31 июля 2003 г. N 16) при раскрытии понятия "неприменение контрольно-кассовых машин", содержащегося в КоАП РФ, к названному составу правонарушения отнес - использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти.

Требования к обязательности применения марки-пломбы ККТ и идентификационного знака ККТ взаимосвязаны с применением формы паспорта ККТ и могут реализовываться после вступления в силу приказа об утверждении образца данного документа.

До утверждения Приказом Минпромторга России образца паспорта ККТ действует порядок пломбирования, установленный в Российской Федерации и утвержденный решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 6 марта 1995 г. (протокол N 2/18-95) с изменениями и дополнениями, утвержденными ГМЭК 25 марта 1997 г. (протокол N 2/34-97).

Таким образом, в соответствии с требованиями вся зарегистрированная налоговыми органами контрольно-кассовая техника должна быть опломбирована марками-пломбами или пломбами согласно положению о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин.

О том, что считается неприменением ККТ, указано в Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16.

1. ККТ фактически не использовалась (ее у предпринимателя просто нет).

2. Использовалась ККТ, которая не зарегистрирована в налоговых органах.

3. Предприниматель работал на ККТ, которая не включена в Государственный реестр.

4. У ККТ нет фискальной памяти; ККТ работает в нефискальном режиме; блок фискальной памяти вышел из строя.

5. Применялась ККТ, у которой отсутствует или сильно повреждена пломба, что свидетельствует о невозможности доступа к фискальной памяти.

6. Был пробит чек на сумму, которая меньше той, что уплатил покупатель. Аналогичные выводы содержатся и в Президиума ВАС РФ от 28 января 2008 г. N 13007/07.

Мы уже говорили о том, что при расчетах с населением за оказанные услуги предприниматель может не использовать ККТ, а выдавать документы строгой отчетности. В случае невыдачи указанных документов предпринимателя могут оштрафовать за наличные денежные расчеты без применения ККТ.