12.7.5. Порядок уплаты страховых взносов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138  140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 

Уплата страховых взносов должна производиться отдельными расчетными документами, направляемыми ( Закона N 212-ФЗ):

- в ПФ РФ;

- в ФСС РФ;

- в ФФОМС РФ.

При этом в бюджет ПФ РФ направляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование:

- страховой части трудовой пенсии;

- накопительной части трудовой пенсии.

В бюджет ФСС РФ направляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В бюджет ФФОМС направляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений.

Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Так, Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ" (далее - Приказ Минфина РФ N 106н) утверждены:

- правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации согласно ;

- правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами согласно ;

- правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности согласно к Приказу;

- правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации согласно ;

- правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации согласно .

При заполнении платежного поручения можно руководствоваться также памяткой для руководителей и бухгалтерских работников организаций и предприятий по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, содержащейся в информационном письме ПФ РФ от 1 февраля 2011 г.

на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно заполнить следующим образом.

1. В должно быть указано одно из следующих значений статуса:

- юридическое лицо ("01"),

- налогоплательщик (плательщик сборов) индивидуальный предприниматель ("09");

- налогоплательщик (плательщик сборов) нотариус, занимающийся частной практикой ("10");

- налогоплательщик (плательщик сборов) адвокат, учредивший адвокатский кабинет ("11");

- налогоплательщик (плательщик сборов) глава крестьянского (фермерского) хозяйства ("12");

- налогоплательщик (плательщик сборов) иное физическое лицо клиент банка (владелец счета) ("13");

- налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ) ("14").

Как разъяснял Пенсионный фонд в от 29 января 2010 г. N 30-18/871 "Об указании кода статуса плательщика в платежном поручении", при заполнении компания-страхователь может использовать код статуса 01 налогоплательщик (плательщик сборов) юридическое лицо, либо код статуса 14 налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам. Таким образом, индивидуальный предприниматель может указать или код "09", или код "14".

Также следует учитывать, что в Минфина России N 106н по предложению Пенсионного фонда Российской Федерации планируется внесение дополнений, учитывающих понятия: "плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", "орган контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование".

2. В указывается показатель кода (КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что:

- первые три разряда КБК это код главного администратора платежей в бюджет. Например, исходя из к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 373-ФЗ) следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является ПФ РФ, которому установлены первые три цифры КБК 392. А главным администратором доходов бюджета ПФ РФ в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в ПФ РФ за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, является Федеральная налоговая служба (первые три цифры КБК 182) ( Закона N 373-ФЗ).

- ФСС РФ соответствует код главного администратора платежей в бюджет - 393;

- с 4-го по 13-й разряды указывается код вида доходов бюджетов;

- с 14-го по 17-й разряды КБК указывается код подвида доходов бюджета. Например, указание 1000 означает сумму платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), 2000 - пени и проценты, 3000 - штрафные санкции);

- с 18-го по 20-й указываются код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

В одном расчетном документе по КБК не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа.

3. В указывается значение кода муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства.

4. В указывается показатель основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

"ТП" платежи текущего года;

"ЗД" добровольное погашение задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования об уплате страховых взносов от органов ПФР;

"БФ" текущие платежи физических лиц клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;

"ТР" погашение задолженности по требованию органа ПФР об уплате страховых взносов;

"АП" погашение задолженности по акту проверки;

"АР" погашение задолженности по исполнительному документу.

5. В указывается показатель периода уплаты, установленного законодательством, который имеет 10 знаков.

Первые два знака показателя периода уплаты указываются в виде "МС" месячные платежи.

В 4-м и 5-м знаках показателя периода уплаты проставляется номер месяца от 01 до 12.

В 3-м и 6-м знаках показателя периода уплаты в качестве разделительных знаков проставляются точки (".").

В 7-10 знаках показателя периода уплаты указывается год, за который производится уплата страховых взносов. Пример "МС.02.2012". При осуществлении платежей в счет добровольного погашения задолженности (показатель основания платежа "ЗД") по уплате страховых взносов на ОПС по состоянию на 01.01.2012 в поле () указывается показатель периодичности уплаты. Пример: "ГД.00.2011".

При осуществлении платежа в счет погашения задолженности по требованию органа ПФР "ТР", акту проведенной проверки "АП" или исполнительному документу "АР" в поле () указывается значение ноль "0".

6. В указывается номер соответствующего документа в зависимости от значения в поле ():

"ТР" номер требования органа ПФР об уплате страховых взносов;

"АП" номер акта проверки;

"АР" номер исполнительного документа и возбужденного на основании него исполнительного производства.

7. В указывается дата соответствующего документа, на основании которого осуществлен платеж, в следующем формате: первые два знака обозначают календарный день (могут иметь значения от 01 до 31), 4-й и 5-й знаки месяц (значения от 01 до 12), знаки с 7-го по 10-й год, в 3-м и 6-м знаках разделитель в виде точки ".".

8. В указывается значение типа платежа, который имеет два знака:

"ВЗ" уплата взноса;

"ПЕ" уплата пени;

"АШ" административные штрафы;

"ИШ" иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами;

"ПЦ" уплата процентов.

Значение в указывается в соответствии с кодом подвида дохода :

1000 "ВЗ";

2000 "ПЕ";

3000 "АШ" или "ИШ";

5000 "ПЦ".

КБК применяются в соответствии с к Федеральному закону о бюджете ПФР, принимаемому на соответствующий календарный год. На 2012 год принят Закон N 373-ФЗ. При его применении следует учитывать, что в перечне доходов бюджета Пенсионного фонда РФ (приложение N 1 к Закону N 373-ФЗ) коды приведены без уточнения кода подвида доходов в разрядах 14-17. Полный код бюджетной классификации до плательщиков должны доводить администраторы доходов бюджета ( Указаний о порядке применения бюджетной классификации (далее - указания по применению бюджетной классификации), утв. Минфина России от 21 декабря 2011 г. N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Так, согласно по применению бюджетной классификации администрирование налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных (компенсационных, антидемпинговых) пошлин, предварительных специальных (предварительных компенсационных, предварительных антидемпинговых) пошлин, взимания государственной пошлины, а также доходам от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов в целях раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу осуществляется с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

- 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

- 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации;

- 4000 - прочие поступления (в случае заполнения платежного документа плательщиком с указанием кода подвида доходов, отличного от кодов подвида доходов 1000, 2000, 3000).

- 5000 - уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата налога (сбора), страховых взносов, в бюджеты государственных внебюджетных фондов, и процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Администрирование поступлений от страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 1011 - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";

- 1012 - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";

- 2011 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";

- 2012 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.)";

- 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков";

- 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.)".

Администрирование поступлений от страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемых в бюджет ФФОМС, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 1011 - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступающие от страхователей";

- 1012 - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года, поступающие от территориальных фондов обязательного медицинского страхования";

- 2011 - "Пени и проценты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступающие от страхователей";

- 2012 - "Недоимка и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 г., поступающие от территориальных фондов обязательного медицинского страхования";

- 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения";

- 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года, поступающие от территориальных фондов обязательного медицинского страхования".

Администрирование платежей, поступающих в бюджет ПФ РФ в соответствии с Законом N 56-ФЗ от застрахованных лиц и работодателей, отражаемых в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов "Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 1100 - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- 1200 - взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, при заполнении в платежном поручении следует указать .

1. При перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

- 392 1 02 02010 06 1000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02010 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02020 06 1000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02020 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02041 06 1000 160 - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- 392 1 02 02100 06 1000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02100 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02110 06 1000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02110 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

2. При перечислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование:

- 392 1 02 02101 08 1011 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков;

- 392 1 02 02101 08 1012 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.);

- 392 1 02 02101 08 2011 160 - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков;

- 392 1 02 02101 08 2012 160 - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.);

- 392 1 02 02101 08 3011 160 - суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков;

- 392 1 02 02101 08 3012 160 - суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года).

3. При перечислении страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

- 393 1 02 02090 07 1000 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- 393 1 02 02090 07 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

4. При перечислении страховых взносов на случай травматизма:

- 393 1 02 02050 07 1000 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- 393 1 02 02050 07 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, в частности, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода ) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа ( Закона N 212-ФЗ).

Однако N 212-ФЗ установлены случаи, когда обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной.

К ним относится, в частности, случай неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства ( Закона N 212-ФЗ).

То есть в данном случае речь идет об ошибках, которые плательщик сборов может допустить при оформлении платежного поручения на перечисление соответствующих страховых взносов, в результате чего его обязанность по их уплате не будет считаться исполненной.

При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

Рекомендуемый образец заявления об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов был направлен ПФ РФ от 6 апреля 2011 г. N ТМ-30-25/3445 "Об использовании образца заявления об уточнении отдельных реквизитов в платежном документе (поручении)".

Таким образом, к ошибкам оформления , которые приводят к тому, что обязанность плательщика страховых взносов по их перечислению в бюджет не будет считаться исполненной, относятся:

- неправильное указание . Это подтверждают и официальные органы. Например, Минфин РФ в письме от 21 ноября 2011 г. N 02-06-10/5055. При этом также указывается, что неверно указанные в платежном поручении на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование идентификационный номер получателя, а также код причины постановки на учет, не являются основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной ( ПФ РФ от 9 июня 2011 г. N 30-26/6418 "О правомерности начисления пени");

- неправильное указание номера счета Федерального казначейства;

- неправильное указание наименования банка получателя.

Уплата страховых взносов должна производиться отдельными расчетными документами, направляемыми ( Закона N 212-ФЗ):

- в ПФ РФ;

- в ФСС РФ;

- в ФФОМС РФ.

При этом в бюджет ПФ РФ направляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование:

- страховой части трудовой пенсии;

- накопительной части трудовой пенсии.

В бюджет ФСС РФ направляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В бюджет ФФОМС направляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Поручение на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов в бюджет государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется плательщиком страховых взносов в соответствии с правилами заполнения поручений.

Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Так, Минфина РФ от 24 ноября 2004 г. N 106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ" (далее - Приказ Минфина РФ N 106н) утверждены:

- правила указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации согласно ;

- правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами согласно ;

- правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление таможенных и иных платежей от внешнеэкономической деятельности согласно к Приказу;

- правила указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации согласно ;

- правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации согласно .

При заполнении платежного поручения можно руководствоваться также памяткой для руководителей и бухгалтерских работников организаций и предприятий по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования, содержащейся в информационном письме ПФ РФ от 1 февраля 2011 г.

на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно заполнить следующим образом.

1. В должно быть указано одно из следующих значений статуса:

- юридическое лицо ("01"),

- налогоплательщик (плательщик сборов) индивидуальный предприниматель ("09");

- налогоплательщик (плательщик сборов) нотариус, занимающийся частной практикой ("10");

- налогоплательщик (плательщик сборов) адвокат, учредивший адвокатский кабинет ("11");

- налогоплательщик (плательщик сборов) глава крестьянского (фермерского) хозяйства ("12");

- налогоплательщик (плательщик сборов) иное физическое лицо клиент банка (владелец счета) ("13");

- налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ) ("14").

Как разъяснял Пенсионный фонд в от 29 января 2010 г. N 30-18/871 "Об указании кода статуса плательщика в платежном поручении", при заполнении компания-страхователь может использовать код статуса 01 налогоплательщик (плательщик сборов) юридическое лицо, либо код статуса 14 налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам. Таким образом, индивидуальный предприниматель может указать или код "09", или код "14".

Также следует учитывать, что в Минфина России N 106н по предложению Пенсионного фонда Российской Федерации планируется внесение дополнений, учитывающих понятия: "плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", "орган контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование", "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование".

2. В указывается показатель кода (КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что:

- первые три разряда КБК это код главного администратора платежей в бюджет. Например, исходя из к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 373-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (далее - Закон N 373-ФЗ) следует, что главным администратором доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является ПФ РФ, которому установлены первые три цифры КБК 392. А главным администратором доходов бюджета ПФ РФ в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в ПФ РФ за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно, является Федеральная налоговая служба (первые три цифры КБК 182) ( Закона N 373-ФЗ).

- ФСС РФ соответствует код главного администратора платежей в бюджет - 393;

- с 4-го по 13-й разряды указывается код вида доходов бюджетов;

- с 14-го по 17-й разряды КБК указывается код подвида доходов бюджета. Например, указание 1000 означает сумму платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному), 2000 - пени и проценты, 3000 - штрафные санкции);

- с 18-го по 20-й указываются код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

В одном расчетном документе по КБК не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа.

3. В указывается значение кода муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, на территории которого мобилизуются денежные средства.

4. В указывается показатель основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:

"ТП" платежи текущего года;

"ЗД" добровольное погашение задолженности по истекшим периодам при отсутствии требования об уплате страховых взносов от органов ПФР;

"БФ" текущие платежи физических лиц клиентов банка (владельцев счета), уплачиваемые со своего банковского счета;

"ТР" погашение задолженности по требованию органа ПФР об уплате страховых взносов;

"АП" погашение задолженности по акту проверки;

"АР" погашение задолженности по исполнительному документу.

5. В указывается показатель периода уплаты, установленного законодательством, который имеет 10 знаков.

Первые два знака показателя периода уплаты указываются в виде "МС" месячные платежи.

В 4-м и 5-м знаках показателя периода уплаты проставляется номер месяца от 01 до 12.

В 3-м и 6-м знаках показателя периода уплаты в качестве разделительных знаков проставляются точки (".").

В 7-10 знаках показателя периода уплаты указывается год, за который производится уплата страховых взносов. Пример "МС.02.2012". При осуществлении платежей в счет добровольного погашения задолженности (показатель основания платежа "ЗД") по уплате страховых взносов на ОПС по состоянию на 01.01.2012 в поле () указывается показатель периодичности уплаты. Пример: "ГД.00.2011".

При осуществлении платежа в счет погашения задолженности по требованию органа ПФР "ТР", акту проведенной проверки "АП" или исполнительному документу "АР" в поле () указывается значение ноль "0".

6. В указывается номер соответствующего документа в зависимости от значения в поле ():

"ТР" номер требования органа ПФР об уплате страховых взносов;

"АП" номер акта проверки;

"АР" номер исполнительного документа и возбужденного на основании него исполнительного производства.

7. В указывается дата соответствующего документа, на основании которого осуществлен платеж, в следующем формате: первые два знака обозначают календарный день (могут иметь значения от 01 до 31), 4-й и 5-й знаки месяц (значения от 01 до 12), знаки с 7-го по 10-й год, в 3-м и 6-м знаках разделитель в виде точки ".".

8. В указывается значение типа платежа, который имеет два знака:

"ВЗ" уплата взноса;

"ПЕ" уплата пени;

"АШ" административные штрафы;

"ИШ" иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами;

"ПЦ" уплата процентов.

Значение в указывается в соответствии с кодом подвида дохода :

1000 "ВЗ";

2000 "ПЕ";

3000 "АШ" или "ИШ";

5000 "ПЦ".

КБК применяются в соответствии с к Федеральному закону о бюджете ПФР, принимаемому на соответствующий календарный год. На 2012 год принят Закон N 373-ФЗ. При его применении следует учитывать, что в перечне доходов бюджета Пенсионного фонда РФ (приложение N 1 к Закону N 373-ФЗ) коды приведены без уточнения кода подвида доходов в разрядах 14-17. Полный код бюджетной классификации до плательщиков должны доводить администраторы доходов бюджета ( Указаний о порядке применения бюджетной классификации (далее - указания по применению бюджетной классификации), утв. Минфина России от 21 декабря 2011 г. N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Так, согласно по применению бюджетной классификации администрирование налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных (компенсационных, антидемпинговых) пошлин, предварительных специальных (предварительных компенсационных, предварительных антидемпинговых) пошлин, взимания государственной пошлины, а также доходам от поступления страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов в целях раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу осуществляется с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

- 2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

- 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации;

- 4000 - прочие поступления (в случае заполнения платежного документа плательщиком с указанием кода подвида доходов, отличного от кодов подвида доходов 1000, 2000, 3000).

- 5000 - уплата процентов, начисленных при нарушении срока возврата налога (сбора), страховых взносов, в бюджеты государственных внебюджетных фондов, и процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога (сбора), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Администрирование поступлений от страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 1011 - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";

- 1012 - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";

- 2011 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";

- 2012 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.)";

- 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков";

- 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.)".

Администрирование поступлений от страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемых в бюджет ФФОМС, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 1011 - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступающие от страхователей";

- 1012 - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года, поступающие от территориальных фондов обязательного медицинского страхования";

- 2011 - "Пени и проценты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступающие от страхователей";

- 2012 - "Недоимка и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 г., поступающие от территориальных фондов обязательного медицинского страхования";

- 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения";

- 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года, поступающие от территориальных фондов обязательного медицинского страхования".

Администрирование платежей, поступающих в бюджет ПФ РФ в соответствии с Законом N 56-ФЗ от застрахованных лиц и работодателей, отражаемых в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов "Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

- 1100 - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- 1200 - взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, при заполнении в платежном поручении следует указать .

1. При перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

- 392 1 02 02010 06 1000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02010 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02020 06 1000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02020 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02041 06 1000 160 - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- 392 1 02 02100 06 1000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02100 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года на выплату страховой части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02110 06 1000 160 - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии;

- 392 1 02 02110 06 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

2. При перечислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование:

- 392 1 02 02101 08 1011 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков;

- 392 1 02 02101 08 1012 160 - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.);

- 392 1 02 02101 08 2011 160 - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков;

- 392 1 02 02101 08 2012 160 - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 г.);

- 392 1 02 02101 08 3011 160 - суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков;

- 392 1 02 02101 08 3012 160 - суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года).

3. При перечислении страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

- 393 1 02 02090 07 1000 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- 393 1 02 02090 07 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

4. При перечислении страховых взносов на случай травматизма:

- 393 1 02 02050 07 1000 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- 393 1 02 02050 07 2000 160 - пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, в частности, со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода ) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа ( Закона N 212-ФЗ).

Однако N 212-ФЗ установлены случаи, когда обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной.

К ним относится, в частности, случай неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства ( Закона N 212-ФЗ).

То есть в данном случае речь идет об ошибках, которые плательщик сборов может допустить при оформлении платежного поручения на перечисление соответствующих страховых взносов, в результате чего его обязанность по их уплате не будет считаться исполненной.

При обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов.

Рекомендуемый образец заявления об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов был направлен ПФ РФ от 6 апреля 2011 г. N ТМ-30-25/3445 "Об использовании образца заявления об уточнении отдельных реквизитов в платежном документе (поручении)".

Таким образом, к ошибкам оформления , которые приводят к тому, что обязанность плательщика страховых взносов по их перечислению в бюджет не будет считаться исполненной, относятся:

- неправильное указание . Это подтверждают и официальные органы. Например, Минфин РФ в письме от 21 ноября 2011 г. N 02-06-10/5055. При этом также указывается, что неверно указанные в платежном поручении на перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование идентификационный номер получателя, а также код причины постановки на учет, не являются основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов неисполненной ( ПФ РФ от 9 июня 2011 г. N 30-26/6418 "О правомерности начисления пени");

- неправильное указание номера счета Федерального казначейства;

- неправильное указание наименования банка получателя.