Сдвиг социологии
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59
Кризис социологии касается самого ее определения. Он происходит от растущей трудности поставить в центр исследований общественной жизни идею общества. Конечно, мы часто употребляем это слово в нейтральном смысле, говорить о «французском обществе» означает чаще всего говорить о Франции... Между тем, социология сформировалась и развивалась, отталкиваясь от той идеи, что общественное целое организуется вокруг некоего центра или соответственно логике центра. В результате различные области коллективной жизни были как бы предназначены выполнять институционализированные функции, поддерживаемые механизмами социального контроля и социализации. Упомянутые общественные целостности обладают равновесием, которое не исключает ни напряжений, ни внутренних кризисов, но преображает институциональные механизмы в конкретную совокупность, привычной формой которой является национальное государство. Идея общества неотделима на самом деле от реальности национальных государств, а под центром или централизованной логикой общества почти всегда имеется в виду правовое государство в английской и французской традиции.
Такой образ общества в действительности более стар, чем социология, и происходит большей частью от XVI, XVII и XVIII веков. Именно тогда появилась идея института, Локк и Монтескье придали [:34] институциональному образу общества его классическую форму. Социология возникает именно в тот час, когда подобная юридическая концепция общественного единства оказывается поставлена под вопрос эволюционизмом. В ходе XIX века развивается, особенно в лице Конта, Дюркгейма, Вебера, Тенниса, идея о неотвратимом подъеме современности, рационализации и секуляризации, разрушающем все, что было связано с сущностями, принадлежностями, верованиями. Западный мир — и с ним, вероятно, вся планета — включается, таким образом, в историческую борьбу Просвещения против традиции, инструментального рационализма против ком-мунитарной экспрессивности.
Доведенная до своей крайней черты подобная концепция разрушила бы саму идею общества, сведя его к обобщенному образу рынка. Однако идея общества развивалась, стремясь отыскать порядок в изменении, институционализировать новые ценности. Достоверно, что подобное развитие, благоприятствующее центральным странам и привилегированным общественным слоям, вызывало параллельно по мере удаления от очага индустриализации защитные реакции, апеллировавшие к культурной специфичности в противовес универсализму торгового и индустриального разума. Но такой призыв, если и мог питать историческую мысль, не мог породить другие социологические концепции, так как он, рожденный потребностью защиты от господствующей модели эволюции, обратился к сущности и культуре, а не к формам экономической и общественной организации. Индустриальные общества сами пересечены мощными романтическими течениями, противостоящими бесчеловечной современности. Но общественная мысль, тем не менее, формируется в точке пересечения понятий института и эволюции. Именно так создавалась социология, и Огюст Конт потому стал творцом социологии, что он отстаивает одновременно и прогресс, и порядок.
На другом конце линии Толкотт Парсонс, создавший последнюю крупную концепцию классической социологии, опирался на эволюционистскую теорию, на сильно представленные в ней разные пары противоположностей между традицией и современностью, столь характерные для его анализа действия. В этом кульминационном пункте классической социологии порядок, в конечном счете, восторжествовал над изменением, общество приняло вид целого, стабильно и связно организованного вокруг принципов инструментальной рациональности. Несомненно, что всегда существует сопротивление этим ценностям и напряжение внутри общества. Но [:35] это никоим образом не мешает триумфу социологии Парсонса или политической философии Липсета в эпоху, когда Соединенным Штатам, как кажется, безусловно принадлежит мировое первенство. Общество является, таким образом, той целостностью, которая образуется при опоре на рациональность, что единственно позволяет развиваться подсчетам, обмену, торговле и кроме того давать необходимые ответы на непрерывные изменения ситуаций.
Кризис социологии касается самого ее определения. Он происходит от растущей трудности поставить в центр исследований общественной жизни идею общества. Конечно, мы часто употребляем это слово в нейтральном смысле, говорить о «французском обществе» означает чаще всего говорить о Франции... Между тем, социология сформировалась и развивалась, отталкиваясь от той идеи, что общественное целое организуется вокруг некоего центра или соответственно логике центра. В результате различные области коллективной жизни были как бы предназначены выполнять институционализированные функции, поддерживаемые механизмами социального контроля и социализации. Упомянутые общественные целостности обладают равновесием, которое не исключает ни напряжений, ни внутренних кризисов, но преображает институциональные механизмы в конкретную совокупность, привычной формой которой является национальное государство. Идея общества неотделима на самом деле от реальности национальных государств, а под центром или централизованной логикой общества почти всегда имеется в виду правовое государство в английской и французской традиции.
Такой образ общества в действительности более стар, чем социология, и происходит большей частью от XVI, XVII и XVIII веков. Именно тогда появилась идея института, Локк и Монтескье придали [:34] институциональному образу общества его классическую форму. Социология возникает именно в тот час, когда подобная юридическая концепция общественного единства оказывается поставлена под вопрос эволюционизмом. В ходе XIX века развивается, особенно в лице Конта, Дюркгейма, Вебера, Тенниса, идея о неотвратимом подъеме современности, рационализации и секуляризации, разрушающем все, что было связано с сущностями, принадлежностями, верованиями. Западный мир — и с ним, вероятно, вся планета — включается, таким образом, в историческую борьбу Просвещения против традиции, инструментального рационализма против ком-мунитарной экспрессивности.
Доведенная до своей крайней черты подобная концепция разрушила бы саму идею общества, сведя его к обобщенному образу рынка. Однако идея общества развивалась, стремясь отыскать порядок в изменении, институционализировать новые ценности. Достоверно, что подобное развитие, благоприятствующее центральным странам и привилегированным общественным слоям, вызывало параллельно по мере удаления от очага индустриализации защитные реакции, апеллировавшие к культурной специфичности в противовес универсализму торгового и индустриального разума. Но такой призыв, если и мог питать историческую мысль, не мог породить другие социологические концепции, так как он, рожденный потребностью защиты от господствующей модели эволюции, обратился к сущности и культуре, а не к формам экономической и общественной организации. Индустриальные общества сами пересечены мощными романтическими течениями, противостоящими бесчеловечной современности. Но общественная мысль, тем не менее, формируется в точке пересечения понятий института и эволюции. Именно так создавалась социология, и Огюст Конт потому стал творцом социологии, что он отстаивает одновременно и прогресс, и порядок.
На другом конце линии Толкотт Парсонс, создавший последнюю крупную концепцию классической социологии, опирался на эволюционистскую теорию, на сильно представленные в ней разные пары противоположностей между традицией и современностью, столь характерные для его анализа действия. В этом кульминационном пункте классической социологии порядок, в конечном счете, восторжествовал над изменением, общество приняло вид целого, стабильно и связно организованного вокруг принципов инструментальной рациональности. Несомненно, что всегда существует сопротивление этим ценностям и напряжение внутри общества. Но [:35] это никоим образом не мешает триумфу социологии Парсонса или политической философии Липсета в эпоху, когда Соединенным Штатам, как кажется, безусловно принадлежит мировое первенство. Общество является, таким образом, той целостностью, которая образуется при опоре на рациональность, что единственно позволяет развиваться подсчетам, обмену, торговле и кроме того давать необходимые ответы на непрерывные изменения ситуаций.