Сдвиг социологии

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 

Кризис социологии касается самого ее определения. Он происходит от растущей трудности поставить в центр исследований общественной жизни идею общества. Конечно, мы часто употребляем это слово в нейтральном смысле, говорить о «французском обществе» означает чаще всего говорить о Франции... Между тем, социология сформировалась и развивалась, отталкиваясь от той идеи, что общественное целое организуется вокруг некоего центра или соответственно логике центра. В результате различные области коллективной жизни были как бы предназначены выполнять институционализированные функции, поддерживаемые механизмами социального контроля и социализации. Упомянутые общественные целостности обладают равновесием, которое не исключает ни напряжений, ни внутренних кризисов, но преображает институциональные механизмы в конкретную совокупность, привычной формой которой является национальное государство. Идея общества неотделима на самом деле от реальности национальных государств, а под центром или централизованной логикой общества почти всегда имеется в виду правовое государство в английской и французской традиции.

Такой образ общества в действительности более стар, чем социология, и происходит большей частью от XVI, XVII и XVIII веков. Именно тогда появилась идея института, Локк и Монтескье придали [:34] институциональному образу общества его классическую форму. Социология возникает именно в тот час, когда подобная юридическая концепция общественного единства оказывается поставлена под вопрос эволюционизмом. В ходе XIX века развивается, особенно в лице Конта, Дюркгейма, Вебера, Тенниса, идея о неотвратимом подъеме современности, рационализации и секуляризации, разрушающем все, что было связано с сущностями, принадлежностями, верованиями. Западный мир — и с ним, вероятно, вся планета — включается, таким образом, в историческую борьбу Просвещения против традиции, инструментального рационализма против ком-мунитарной экспрессивности.

Доведенная до своей крайней черты подобная концепция разрушила бы саму идею общества, сведя его к обобщенному образу рынка. Однако идея общества развивалась, стремясь отыскать порядок в изменении, институционализировать новые ценности. Достоверно, что подобное развитие, благоприятствующее центральным странам и привилегированным общественным слоям, вызывало параллельно по мере удаления от очага индустриализации защитные реакции, апеллировавшие к культурной специфичности в противовес универсализму торгового и индустриального разума. Но такой призыв, если и мог питать историческую мысль, не мог породить другие социологические концепции, так как он, рожденный потребностью защиты от господствующей модели эволюции, обратился к сущности и культуре, а не к формам экономической и общественной организации. Индустриальные общества сами пересечены мощными романтическими течениями, противостоящими бесчеловечной современности. Но общественная мысль, тем не менее, формируется в точке пересечения понятий института и эволюции. Именно так создавалась социология, и Огюст Конт потому стал творцом социологии, что он отстаивает одновременно и прогресс, и порядок.

На другом конце линии Толкотт Парсонс, создавший последнюю крупную концепцию классической социологии, опирался на эволюционистскую теорию, на сильно представленные в ней разные пары противоположностей между традицией и современностью, столь характерные для его анализа действия. В этом кульминационном пункте классической социологии порядок, в конечном счете, восторжествовал над изменением, общество приняло вид целого, стабильно и связно организованного вокруг принципов инструментальной рациональности. Несомненно, что всегда существует сопротивление этим ценностям и напряжение внутри общества. Но [:35] это никоим образом не мешает триумфу социологии Парсонса или политической философии Липсета в эпоху, когда Соединенным Штатам, как кажется, безусловно принадлежит мировое первенство. Общество является, таким образом, той целостностью, которая образуется при опоре на рациональность, что единственно позволяет развиваться подсчетам, обмену, торговле и кроме того давать необходимые ответы на непрерывные изменения ситуаций.

Кризис социологии касается самого ее определения. Он происходит от растущей трудности поставить в центр исследований общественной жизни идею общества. Конечно, мы часто употребляем это слово в нейтральном смысле, говорить о «французском обществе» означает чаще всего говорить о Франции... Между тем, социология сформировалась и развивалась, отталкиваясь от той идеи, что общественное целое организуется вокруг некоего центра или соответственно логике центра. В результате различные области коллективной жизни были как бы предназначены выполнять институционализированные функции, поддерживаемые механизмами социального контроля и социализации. Упомянутые общественные целостности обладают равновесием, которое не исключает ни напряжений, ни внутренних кризисов, но преображает институциональные механизмы в конкретную совокупность, привычной формой которой является национальное государство. Идея общества неотделима на самом деле от реальности национальных государств, а под центром или централизованной логикой общества почти всегда имеется в виду правовое государство в английской и французской традиции.

Такой образ общества в действительности более стар, чем социология, и происходит большей частью от XVI, XVII и XVIII веков. Именно тогда появилась идея института, Локк и Монтескье придали [:34] институциональному образу общества его классическую форму. Социология возникает именно в тот час, когда подобная юридическая концепция общественного единства оказывается поставлена под вопрос эволюционизмом. В ходе XIX века развивается, особенно в лице Конта, Дюркгейма, Вебера, Тенниса, идея о неотвратимом подъеме современности, рационализации и секуляризации, разрушающем все, что было связано с сущностями, принадлежностями, верованиями. Западный мир — и с ним, вероятно, вся планета — включается, таким образом, в историческую борьбу Просвещения против традиции, инструментального рационализма против ком-мунитарной экспрессивности.

Доведенная до своей крайней черты подобная концепция разрушила бы саму идею общества, сведя его к обобщенному образу рынка. Однако идея общества развивалась, стремясь отыскать порядок в изменении, институционализировать новые ценности. Достоверно, что подобное развитие, благоприятствующее центральным странам и привилегированным общественным слоям, вызывало параллельно по мере удаления от очага индустриализации защитные реакции, апеллировавшие к культурной специфичности в противовес универсализму торгового и индустриального разума. Но такой призыв, если и мог питать историческую мысль, не мог породить другие социологические концепции, так как он, рожденный потребностью защиты от господствующей модели эволюции, обратился к сущности и культуре, а не к формам экономической и общественной организации. Индустриальные общества сами пересечены мощными романтическими течениями, противостоящими бесчеловечной современности. Но общественная мысль, тем не менее, формируется в точке пересечения понятий института и эволюции. Именно так создавалась социология, и Огюст Конт потому стал творцом социологии, что он отстаивает одновременно и прогресс, и порядок.

На другом конце линии Толкотт Парсонс, создавший последнюю крупную концепцию классической социологии, опирался на эволюционистскую теорию, на сильно представленные в ней разные пары противоположностей между традицией и современностью, столь характерные для его анализа действия. В этом кульминационном пункте классической социологии порядок, в конечном счете, восторжествовал над изменением, общество приняло вид целого, стабильно и связно организованного вокруг принципов инструментальной рациональности. Несомненно, что всегда существует сопротивление этим ценностям и напряжение внутри общества. Но [:35] это никоим образом не мешает триумфу социологии Парсонса или политической философии Липсета в эпоху, когда Соединенным Штатам, как кажется, безусловно принадлежит мировое первенство. Общество является, таким образом, той целостностью, которая образуется при опоре на рациональность, что единственно позволяет развиваться подсчетам, обмену, торговле и кроме того давать необходимые ответы на непрерывные изменения ситуаций.