Эволюционизм

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 

Социология возникла как особая форма представления об общественной жизни, и именно сегодня, когда она теряет объяснительную силу, стало возможным точно охарактеризовать ее историю. Данное представление об общественной жизни сложилось в ходе поиска решения проблемы, которую формулировали все классические социологи и особенно ясно Э. Дюркгейм. Проблема в следующем: если современность представляет изменение, то как может существовать стабильное современное общество? Если модернизация представляет переход от партикуляризма к универсализму, — и особенно, от верований к науке, — то как могут существовать особые общества, которые покоятся на особых верованиях, ценностях и нормах? В силу сказанного видно, что центральным в социологическом представлении об общественной жизни элементом является идея современности с ее эволюционистской составляющей. Этим оно противостоит другим типам представлений об общественной жизни. В особенности в XVII и XVIII веках основной проблемой было понять, каким образом порядок может подчинить себе беспорядок, частные интересы и агрессивность. В то, что мы называем сегодня социологией, прежде всего О. Конт ввел идею о том, что современное общество не имеет специфического содержания, оно «позитивно», определяется способностью применять универсальные принципы Разума ко всем особенным ситуациям. Это общество открытое и свободное, но в то же время способное породить совершенный и абсолютный порядок, налагаемый государственной властью, каковая идентифицируется с наукой и с естественными законами исторической эволюции. Заявленные Толкоттом Парсонсом «pattern variables» («изменчивые паттерны» — М. Г.), ясно и систематично выражающие общую [:44] дефиницию современности, помогают понять, почему современная социология в целях объяснения наблюдаемых ею объектов начинает с включения их в процесс, ведущий от традиции к современности, от закрытого общества к открытому, от общества воспроизводства к обществу производства.

Эту концепцию развили многие общественные мыслители, доведя ее до крайних последствий. Маркс считал, что историческая эволюция должна продолжиться и благодаря социальной борьбе привести к своего рода постсоциальному существованию, где потребительная стоимость, удовольствие, многостороннее развитие индивидов в конечном счете заменят присущие общественной жизни правила и отношения господства. Но уже до него О. Конт изображал свое позитивное общество в качестве научного. И те, кого в наше время называют функционалистами, постоянно соотносятся с универсальной моделью современного общества и характеризуют положение в большинстве стран теми помехами, которые препятствуют им развиваться в соответствии с универсальной моделью современности, наилучшим образцом которой для них остаются передовые западные общества.

Эта эволюционистская концепция наделена чрезвычайной силой, которая сделала из нее один из фундаментов западной гегемонии в отношении остального мира. Предполагалось при этом, что самые современные страны не отстаивают никакого особого интереса, а напротив, указывают другим тот путь, которым они должны идти. Еще сегодня, когда общественная мысль тех стран, которые сами себя считают современными, рассматривает остальной мир, она делит его на страны позднего капитализма, слаборазвитые страны и, наконец, коммунистические страны, перспективой которых является неизбежное слияние с современными западными странами. Считается при этом, что в мире утвердится универсальная модель, несмотря на то, что многие страны следуют явно другими путями эволюции.

Внутри этого общего способа мышления можно выделить две школы, ориентируясь на то, что они считают помехой для триумфа современности. Для одной из них разум сталкивается с традиционалистскими и иррациональными формами поведения народа, для другой — главную помеху для модернизации составляет иррациональность правящих классов, озабоченных единственно своими прибылями и привилегиями. Это так называемые типы «правой» и «левой» социологии, которые, однако, точно выражают ту же самую классическую модель, какой была «центристская» социология Дюркгейма. [:45]

Социология возникла как особая форма представления об общественной жизни, и именно сегодня, когда она теряет объяснительную силу, стало возможным точно охарактеризовать ее историю. Данное представление об общественной жизни сложилось в ходе поиска решения проблемы, которую формулировали все классические социологи и особенно ясно Э. Дюркгейм. Проблема в следующем: если современность представляет изменение, то как может существовать стабильное современное общество? Если модернизация представляет переход от партикуляризма к универсализму, — и особенно, от верований к науке, — то как могут существовать особые общества, которые покоятся на особых верованиях, ценностях и нормах? В силу сказанного видно, что центральным в социологическом представлении об общественной жизни элементом является идея современности с ее эволюционистской составляющей. Этим оно противостоит другим типам представлений об общественной жизни. В особенности в XVII и XVIII веках основной проблемой было понять, каким образом порядок может подчинить себе беспорядок, частные интересы и агрессивность. В то, что мы называем сегодня социологией, прежде всего О. Конт ввел идею о том, что современное общество не имеет специфического содержания, оно «позитивно», определяется способностью применять универсальные принципы Разума ко всем особенным ситуациям. Это общество открытое и свободное, но в то же время способное породить совершенный и абсолютный порядок, налагаемый государственной властью, каковая идентифицируется с наукой и с естественными законами исторической эволюции. Заявленные Толкоттом Парсонсом «pattern variables» («изменчивые паттерны» — М. Г.), ясно и систематично выражающие общую [:44] дефиницию современности, помогают понять, почему современная социология в целях объяснения наблюдаемых ею объектов начинает с включения их в процесс, ведущий от традиции к современности, от закрытого общества к открытому, от общества воспроизводства к обществу производства.

Эту концепцию развили многие общественные мыслители, доведя ее до крайних последствий. Маркс считал, что историческая эволюция должна продолжиться и благодаря социальной борьбе привести к своего рода постсоциальному существованию, где потребительная стоимость, удовольствие, многостороннее развитие индивидов в конечном счете заменят присущие общественной жизни правила и отношения господства. Но уже до него О. Конт изображал свое позитивное общество в качестве научного. И те, кого в наше время называют функционалистами, постоянно соотносятся с универсальной моделью современного общества и характеризуют положение в большинстве стран теми помехами, которые препятствуют им развиваться в соответствии с универсальной моделью современности, наилучшим образцом которой для них остаются передовые западные общества.

Эта эволюционистская концепция наделена чрезвычайной силой, которая сделала из нее один из фундаментов западной гегемонии в отношении остального мира. Предполагалось при этом, что самые современные страны не отстаивают никакого особого интереса, а напротив, указывают другим тот путь, которым они должны идти. Еще сегодня, когда общественная мысль тех стран, которые сами себя считают современными, рассматривает остальной мир, она делит его на страны позднего капитализма, слаборазвитые страны и, наконец, коммунистические страны, перспективой которых является неизбежное слияние с современными западными странами. Считается при этом, что в мире утвердится универсальная модель, несмотря на то, что многие страны следуют явно другими путями эволюции.

Внутри этого общего способа мышления можно выделить две школы, ориентируясь на то, что они считают помехой для триумфа современности. Для одной из них разум сталкивается с традиционалистскими и иррациональными формами поведения народа, для другой — главную помеху для модернизации составляет иррациональность правящих классов, озабоченных единственно своими прибылями и привилегиями. Это так называемые типы «правой» и «левой» социологии, которые, однако, точно выражают ту же самую классическую модель, какой была «центристская» социология Дюркгейма. [:45]