Единство или различие общественной жизни?
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59
Второй важный аспект кризиса классического представления об общественной жизни касается роли государства. Отождествление общества с государством объяснялось тем, что последнее играло существенную роль в интеграции: первые национальные государства — Англия, Швеция, Франция — сначала были гарантами социального мира и свободной циркуляции личностей, благ и идей. Сегодня [:47] государство стало «активной» властью, которой выпало управлять не только экономической деятельностью, но и многими сторонами общественной жизни. Из юриста оно стало экономистом, сохраняя свои военные и дипломатические атрибуты. Эта эволюция имеет то преимущество, что роль государства не сводится, как некогда, к полицейским и юридическим функциям и потому оно не является более лишь репрессивным органом. Но параллельно, и это главный пункт, дистанция между государством и обществом не перестает увеличиваться.
Речь идет здесь не о том отделении государства и гражданского общества, которое существовало в XIX веке. Государство, напротив, играет все более и более важную экономическую роль, между тем как общественная жизнь состоит из изменчивых форм поведения, интеллектуальных дебатов, общественных конфликтов. Национальное единство общества является все более «практическим» и его материальная интеграция увеличивается, тогда как действующие лица общества, все значительнее отличающиеся между собой, живут более автономно, будучи далеки от государственных интересов и идеологий. Когда государство превышает свою роль общественного предпринимателя и действующего лица международных отношений, когда оно вмешивается в общественную жизнь, то его вмешательство воспринимается как скандальное и отбрасывается как реакционное и авторитарное. Государство не является теперь принципом единства общественной жизни. Его принимают как руководителя предприятия, бюрократа или как тоталитарную власть, но не в качестве агента интеграции действующих лиц общества. Вот почему национальное чувство сегодня гораздо слабее, особенно в Западной Европе, чем полвека назад. Плоды культуры становятся все более интернациональными, все возрастающее число индивидов путешествуют вокруг земного шара, идеи и материальные блага циркулируют с легкостью, еще немыслимой два поколения назад. Параллельно, со всех сторон появляются коллективные движения, которые отрицают всякую возможность для государства вмешиваться в общественную жизнь. Чрезвычайной степени это разъединение достигло в такой стране, как Федеративная Германия. Немецкая молодежь, полная ненависти к нацистскому государству и враждебности к молчанию старших в послевоенный период, массово участвует в пацифистском движении, имеющем разные значения, но несомненно выражающем глубокий кризис, поразивший сегодня национальное государство. Франция, вероятно, та из западноевропейских стран, в которой названный [:48] кризис наименее серьезен. Это позволило ей избежать ряда политических кризисов и даже, может быть, политического насилия, но было оплачено высокой ценой. А именно, тем, что были задушены новые формы опыта, выражения и протеста, которые составляют, по всей вероятности, важную часть постиндустриальной общественной и культурной жизни.
Все же общий упадок национального государства привел более чем одного аналитика к идее о том, что в обществе нашего типа исчез всякий принцип единства проблем и социальных конфликтов. Уже в индустриальном обществе образ единого рабочего движения был создан, говорят они, только ценой акцента на политическом действии и социалистических идеях. В странах, где рабочее движение не было связано с политической борьбой, например, в Соединенных Штатах, оно никогда не завоевывало центральной роли на общественной сцене. Проблемы этнических меньшинств оставались там всегда столь же важными, как и экономический классовый конфликт. Нельзя ли сказать, что этот американский опыт сегодня распространяется и что различные социальные конфликты становятся все более автономными в отношении друг друга? Эта гипотеза кажется окрепшей вследствие поражения левацкого движения, главная теория которого заключалась в том, что все виды конфликтов являются ничем иным, как особыми фронтами общей антикапиталистической борьбы, отождествляемой с антиимпериалистическим действием.
Данный вопрос заслуживает центрального места в социологических размышлениях и исследованиях, относящихся к эволюции западных индустриальных обществ. Вопрос в том, утратили ли они действительно всякий принцип единства, способны ли они еще организоваться вокруг центрального общественного движения?
В противовес плюралистической теории, которая признает только формальное, связанное с институциональными процедурами единство в социальных проблемах и конфликтах, я, со своей стороны, защищаю идею, что, напротив, в высоко индустриализованных странах конфликты и споры сами собой, автономно достигают некоторого единства, не обязанного вовсе никакому внешнему принципу вроде государственного вмешательства. Это растущее единство социальных проблем, конечно, имеет в качестве своей противоположности растущее отделение от политических проблем, то есть тех, которые связаны с контролем процесса исторического изменения. Но факт тот, что социальные конфликты все более и более четко организуются вокруг определенной общественной цели, а именно, употребления, [:49] которое общество сделает из своей способности воздействовать на самого себя, что я выше определил как историчность. Идея общества получает вследствие этого новый смысл, отныне гораздо менее определяемый институтами, центральной властью, ценностями или постоянными правилами общественной организации, чем той областью споров и конфликтов, которая имеет в качестве глобальной цели общественное употребление символических благ, массово производимых постиндустриальным обществом. Понятно, что эта область перестала быть равной по объему какому-либо национальному государству, отныне она может находиться как на сверхнациональном, так и на инфранациональном уровнях.
Второй важный аспект кризиса классического представления об общественной жизни касается роли государства. Отождествление общества с государством объяснялось тем, что последнее играло существенную роль в интеграции: первые национальные государства — Англия, Швеция, Франция — сначала были гарантами социального мира и свободной циркуляции личностей, благ и идей. Сегодня [:47] государство стало «активной» властью, которой выпало управлять не только экономической деятельностью, но и многими сторонами общественной жизни. Из юриста оно стало экономистом, сохраняя свои военные и дипломатические атрибуты. Эта эволюция имеет то преимущество, что роль государства не сводится, как некогда, к полицейским и юридическим функциям и потому оно не является более лишь репрессивным органом. Но параллельно, и это главный пункт, дистанция между государством и обществом не перестает увеличиваться.
Речь идет здесь не о том отделении государства и гражданского общества, которое существовало в XIX веке. Государство, напротив, играет все более и более важную экономическую роль, между тем как общественная жизнь состоит из изменчивых форм поведения, интеллектуальных дебатов, общественных конфликтов. Национальное единство общества является все более «практическим» и его материальная интеграция увеличивается, тогда как действующие лица общества, все значительнее отличающиеся между собой, живут более автономно, будучи далеки от государственных интересов и идеологий. Когда государство превышает свою роль общественного предпринимателя и действующего лица международных отношений, когда оно вмешивается в общественную жизнь, то его вмешательство воспринимается как скандальное и отбрасывается как реакционное и авторитарное. Государство не является теперь принципом единства общественной жизни. Его принимают как руководителя предприятия, бюрократа или как тоталитарную власть, но не в качестве агента интеграции действующих лиц общества. Вот почему национальное чувство сегодня гораздо слабее, особенно в Западной Европе, чем полвека назад. Плоды культуры становятся все более интернациональными, все возрастающее число индивидов путешествуют вокруг земного шара, идеи и материальные блага циркулируют с легкостью, еще немыслимой два поколения назад. Параллельно, со всех сторон появляются коллективные движения, которые отрицают всякую возможность для государства вмешиваться в общественную жизнь. Чрезвычайной степени это разъединение достигло в такой стране, как Федеративная Германия. Немецкая молодежь, полная ненависти к нацистскому государству и враждебности к молчанию старших в послевоенный период, массово участвует в пацифистском движении, имеющем разные значения, но несомненно выражающем глубокий кризис, поразивший сегодня национальное государство. Франция, вероятно, та из западноевропейских стран, в которой названный [:48] кризис наименее серьезен. Это позволило ей избежать ряда политических кризисов и даже, может быть, политического насилия, но было оплачено высокой ценой. А именно, тем, что были задушены новые формы опыта, выражения и протеста, которые составляют, по всей вероятности, важную часть постиндустриальной общественной и культурной жизни.
Все же общий упадок национального государства привел более чем одного аналитика к идее о том, что в обществе нашего типа исчез всякий принцип единства проблем и социальных конфликтов. Уже в индустриальном обществе образ единого рабочего движения был создан, говорят они, только ценой акцента на политическом действии и социалистических идеях. В странах, где рабочее движение не было связано с политической борьбой, например, в Соединенных Штатах, оно никогда не завоевывало центральной роли на общественной сцене. Проблемы этнических меньшинств оставались там всегда столь же важными, как и экономический классовый конфликт. Нельзя ли сказать, что этот американский опыт сегодня распространяется и что различные социальные конфликты становятся все более автономными в отношении друг друга? Эта гипотеза кажется окрепшей вследствие поражения левацкого движения, главная теория которого заключалась в том, что все виды конфликтов являются ничем иным, как особыми фронтами общей антикапиталистической борьбы, отождествляемой с антиимпериалистическим действием.
Данный вопрос заслуживает центрального места в социологических размышлениях и исследованиях, относящихся к эволюции западных индустриальных обществ. Вопрос в том, утратили ли они действительно всякий принцип единства, способны ли они еще организоваться вокруг центрального общественного движения?
В противовес плюралистической теории, которая признает только формальное, связанное с институциональными процедурами единство в социальных проблемах и конфликтах, я, со своей стороны, защищаю идею, что, напротив, в высоко индустриализованных странах конфликты и споры сами собой, автономно достигают некоторого единства, не обязанного вовсе никакому внешнему принципу вроде государственного вмешательства. Это растущее единство социальных проблем, конечно, имеет в качестве своей противоположности растущее отделение от политических проблем, то есть тех, которые связаны с контролем процесса исторического изменения. Но факт тот, что социальные конфликты все более и более четко организуются вокруг определенной общественной цели, а именно, употребления, [:49] которое общество сделает из своей способности воздействовать на самого себя, что я выше определил как историчность. Идея общества получает вследствие этого новый смысл, отныне гораздо менее определяемый институтами, центральной властью, ценностями или постоянными правилами общественной организации, чем той областью споров и конфликтов, которая имеет в качестве глобальной цели общественное употребление символических благ, массово производимых постиндустриальным обществом. Понятно, что эта область перестала быть равной по объему какому-либо национальному государству, отныне она может находиться как на сверхнациональном, так и на инфранациональном уровнях.