2. Организация управления страховой компанией

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 

В страховой компании устанавливаются такие взаимодействия со-

ставляющих ее функциональных элементов, которые позволят организа-

ции эффективно работать на страховом рынке и выполнять приоритетные

направления своей деятельности.

Выделяют следующие основные принципы организации и управ-

ления страховой компанией:

1. Организационно-правовой, в соответствии с которым страховая

деятельность определяется организационно-правовой формой страховщи-

ка: открытое (закрытое) акционерное общество, общество с ограниченной

ответственностью, общество взаимного страхования и т.д.

2. Территориально-административный, который определяет

формы территориальной (региональной, национальной, мировой) органи-

зации страховой деятельности (рис. 3.1).

Центральное управление, головная стра-

ховая компания

Филиалы страховой компании Агентства

Сеть страховых агентов Представительства

Филиал (отделение) страховой компании является обособленным

подразделением страховщика без права юридического лица. Филиал осу-

ществляет свою деятельность на основании утвержденного положения, ру-

ководствуется действующим законодательством и внутренними норматив-

ными актами страховой компании.

Агентство страховой компании выполняет все функции представи-

тельства и страховые операции: заключение и обслуживание договоров

страхования.

Представительство страховой компании занимается, как правило,

сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями, поиском

клиентов в интересах страховщика в данном регионе или другой стране, но

не ведет коммерческую деятельность.

В настоящее время широкое распространение получают нетрадици-

онные пути продвижения страховых продуктов такие, как Интернет-центры,

электронная почта, т.е. без организации территориальной сети компании.

3. Функциональный. Организационную структуру страховщиков оп-

ределяют отраслевая и видовая структуры страховых операций. Имен-

но от потребностей обеспечения страховых операций зависят структура

привлекаемых специалистов, группировка их по отделам, состав и количе-

ство посредников, использование страхового фонда в коммерческой дея-

тельности.

Все принципы совмещаются в одной линейно-функциональной струк-

туре, которая отражена на рисунке 3.235.

Другим важнейшим составляющим менеджмента страховой компании

является управление персоналом и маркетинговой политикой.

Персонал страховой компании. В силу особенностей организации

страхового дела деятельность страховой компании предполагает наличие

нескольких групп работников:

• штатных работников компании – руководителей, специалистов,

служащих, осуществляющих управленческую, экономическую, консульта-

тивную, ликвидационную и т.п. деятельность;

• страховых агентов, выполняющих функции по заключению догово-

ров и обеспечению своевременного поступления платежей по действую-

щим договорам. Труд страховых агентов оплачивается по общему принци-

пу в виде комиссионного вознаграждения в процентах от суммы полу-

ченных (поступивших на счет страховой компании) страховых взносов.

Помимо традиционных групп персонала в страховании функциониру-

ют особенные категории работников: аквизиторы, актуарии, андеррайтеры,

аварийные комиссары, диспашеры (аджастеры), сюрвейры и другие, харак-

теристика и функции которых рассматриваются в глоссарии.

Рис. 3.2. Примерная организационная структура акционерной страховой компании

Общее собрание акционеров

Совет директоров

Президент

Председатель Правления

Вице-президент по адми-

нистративным вопросам

Вице-президент по стра-

хованию

Вице-президент по фи-

нансам

Группа советников-

консультантов

Отдел кадров

Юридический

отдел

Административно-

хозяйственная часть

Бухгалтерия

Планово-

экономический отдел

Информационный отдел Инвестиционный отдел

Секретариат

Отдел методо-

логии и новых

видов

Отдел перестра-

хования

Дирекция продаж страхо-

вых продуктов

Управление

региональной

сети

Коммерческий отдел

Регион В

Регион Б

Регион А

Управление личного стра-

хования

Управление имущест-

венного страхования

Управление страхования

ответственности

Отдел марке-

тинга и рекламы

Группа по связям с обще-

ственностью

Центр раз-

вития

агентской

сети

Страховой маркетинг – система организации деятельности стра-

ховой компании, основанная на предварительном изучении состояния

страхового рынка и перспектив спроса страховых услуг, определении задач

по улучшению организации работы по реализации имеющихся в распоря-

жении страховой компании услуг и разработке новых видов страховых про-

дуктов.

Общепризнанной в западной практике страхового менеджмента яв-

ляется модель, состоящая из четырех уровней управления36:

• страхователи;

• страховые услуги – перечень видов договоров страхования, по

которым работает данный страховщик;

• цена страхового обслуживания – тарифная ставка, применяемая

при заключении конкретного договора страхования; соизмеряется величи-

ной страхового риска, расходами страховщика на ведение дела и другими

факторами;

• рынок – среда купли-продажи страховых услуг физическим и юри-

дическим лицам; зависит от развитости инфраструктуры страхового серви-

са и информационного обслуживания, гибкости деловой стратегии стра-

ховщика и других факторов.

Выделяют следующие функции страхового маркетинга:

1) комплексное изучение страхового рынка

• изучение потенциальных страхователей: анализ структуры по-

требительских предпочтений, вкусов, привычек и реакции людей на те или

иные виды страховых услуг;

• изучение мотивов потенциального клиента при заключении

договора страхования: анализ мотивов поведения страхователей, обычаев,

наклонностей поведения, стереотипов мышления и др.;

• анализ рынка страховой компании: по видам страхования, оп-

ределение потенциальной емкости рынка на те или иные страховые услуги;

• разработка страхового продукта: условий страхования, ориен-

тирования рекламы, сервисного обслуживания;

• анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от

страховщика к потенциальному клиенту: изучение функций и особен-

ностей деятельности посредников страховщика, характера сложившихся

взаимоотношений со страхователями, разработка новых форм и каналов

продвижения страховых продуктов;

• изучение конкурентов, определение форм и уровня конкурен-

ции: установление конкурентов данной страховой компании на рынке, вы-

явление их сильных и слабых сторон; сбор и систематизация информации

о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков: финан-

совом положении, страховых тарифах на конкретном рынке, об особенно-

стях управления страховым делом.

2) организация и разработка рекламной деятельности

Страховая реклама – краткая информация, где в яркой и образной

форме раскрываются основные условия тех или иных видов страхования.

Цели страховой рекламы:

• пропаганда и разъяснение страховой деятельности;

• представление страховой компании;

• продвижение страховых продуктов на рынке;

• поддержание престижа.

3) разработка мероприятий по развитию страховых компаний

• организация сети продвижения страховых полисов;

• разработка новых каналов продаж страховых продуктов;

• контроль за жизненным циклом страховой услуги.

4) разработка цен и условий страхования – определение стра-

ховых тарифов, льгот, надбавок или скидок, а также дополнительных усло-

вий страхового сервиса.

Таким образом, процесс маркетинга включает в себя целый ряд

функций, которые могут быть сведены к двум основным направлениям:

• формированию спроса на страховые услуги;

• удовлетворению страховых интересов своих клиентов.

В страховой компании устанавливаются такие взаимодействия со-

ставляющих ее функциональных элементов, которые позволят организа-

ции эффективно работать на страховом рынке и выполнять приоритетные

направления своей деятельности.

Выделяют следующие основные принципы организации и управ-

ления страховой компанией:

1. Организационно-правовой, в соответствии с которым страховая

деятельность определяется организационно-правовой формой страховщи-

ка: открытое (закрытое) акционерное общество, общество с ограниченной

ответственностью, общество взаимного страхования и т.д.

2. Территориально-административный, который определяет

формы территориальной (региональной, национальной, мировой) органи-

зации страховой деятельности (рис. 3.1).

Центральное управление, головная стра-

ховая компания

Филиалы страховой компании Агентства

Сеть страховых агентов Представительства

Филиал (отделение) страховой компании является обособленным

подразделением страховщика без права юридического лица. Филиал осу-

ществляет свою деятельность на основании утвержденного положения, ру-

ководствуется действующим законодательством и внутренними норматив-

ными актами страховой компании.

Агентство страховой компании выполняет все функции представи-

тельства и страховые операции: заключение и обслуживание договоров

страхования.

Представительство страховой компании занимается, как правило,

сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями, поиском

клиентов в интересах страховщика в данном регионе или другой стране, но

не ведет коммерческую деятельность.

В настоящее время широкое распространение получают нетрадици-

онные пути продвижения страховых продуктов такие, как Интернет-центры,

электронная почта, т.е. без организации территориальной сети компании.

3. Функциональный. Организационную структуру страховщиков оп-

ределяют отраслевая и видовая структуры страховых операций. Имен-

но от потребностей обеспечения страховых операций зависят структура

привлекаемых специалистов, группировка их по отделам, состав и количе-

ство посредников, использование страхового фонда в коммерческой дея-

тельности.

Все принципы совмещаются в одной линейно-функциональной струк-

туре, которая отражена на рисунке 3.235.

Другим важнейшим составляющим менеджмента страховой компании

является управление персоналом и маркетинговой политикой.

Персонал страховой компании. В силу особенностей организации

страхового дела деятельность страховой компании предполагает наличие

нескольких групп работников:

• штатных работников компании – руководителей, специалистов,

служащих, осуществляющих управленческую, экономическую, консульта-

тивную, ликвидационную и т.п. деятельность;

• страховых агентов, выполняющих функции по заключению догово-

ров и обеспечению своевременного поступления платежей по действую-

щим договорам. Труд страховых агентов оплачивается по общему принци-

пу в виде комиссионного вознаграждения в процентах от суммы полу-

ченных (поступивших на счет страховой компании) страховых взносов.

Помимо традиционных групп персонала в страховании функциониру-

ют особенные категории работников: аквизиторы, актуарии, андеррайтеры,

аварийные комиссары, диспашеры (аджастеры), сюрвейры и другие, харак-

теристика и функции которых рассматриваются в глоссарии.

Рис. 3.2. Примерная организационная структура акционерной страховой компании

Общее собрание акционеров

Совет директоров

Президент

Председатель Правления

Вице-президент по адми-

нистративным вопросам

Вице-президент по стра-

хованию

Вице-президент по фи-

нансам

Группа советников-

консультантов

Отдел кадров

Юридический

отдел

Административно-

хозяйственная часть

Бухгалтерия

Планово-

экономический отдел

Информационный отдел Инвестиционный отдел

Секретариат

Отдел методо-

логии и новых

видов

Отдел перестра-

хования

Дирекция продаж страхо-

вых продуктов

Управление

региональной

сети

Коммерческий отдел

Регион В

Регион Б

Регион А

Управление личного стра-

хования

Управление имущест-

венного страхования

Управление страхования

ответственности

Отдел марке-

тинга и рекламы

Группа по связям с обще-

ственностью

Центр раз-

вития

агентской

сети

Страховой маркетинг – система организации деятельности стра-

ховой компании, основанная на предварительном изучении состояния

страхового рынка и перспектив спроса страховых услуг, определении задач

по улучшению организации работы по реализации имеющихся в распоря-

жении страховой компании услуг и разработке новых видов страховых про-

дуктов.

Общепризнанной в западной практике страхового менеджмента яв-

ляется модель, состоящая из четырех уровней управления36:

• страхователи;

• страховые услуги – перечень видов договоров страхования, по

которым работает данный страховщик;

• цена страхового обслуживания – тарифная ставка, применяемая

при заключении конкретного договора страхования; соизмеряется величи-

ной страхового риска, расходами страховщика на ведение дела и другими

факторами;

• рынок – среда купли-продажи страховых услуг физическим и юри-

дическим лицам; зависит от развитости инфраструктуры страхового серви-

са и информационного обслуживания, гибкости деловой стратегии стра-

ховщика и других факторов.

Выделяют следующие функции страхового маркетинга:

1) комплексное изучение страхового рынка

• изучение потенциальных страхователей: анализ структуры по-

требительских предпочтений, вкусов, привычек и реакции людей на те или

иные виды страховых услуг;

• изучение мотивов потенциального клиента при заключении

договора страхования: анализ мотивов поведения страхователей, обычаев,

наклонностей поведения, стереотипов мышления и др.;

• анализ рынка страховой компании: по видам страхования, оп-

ределение потенциальной емкости рынка на те или иные страховые услуги;

• разработка страхового продукта: условий страхования, ориен-

тирования рекламы, сервисного обслуживания;

• анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от

страховщика к потенциальному клиенту: изучение функций и особен-

ностей деятельности посредников страховщика, характера сложившихся

взаимоотношений со страхователями, разработка новых форм и каналов

продвижения страховых продуктов;

• изучение конкурентов, определение форм и уровня конкурен-

ции: установление конкурентов данной страховой компании на рынке, вы-

явление их сильных и слабых сторон; сбор и систематизация информации

о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков: финан-

совом положении, страховых тарифах на конкретном рынке, об особенно-

стях управления страховым делом.

2) организация и разработка рекламной деятельности

Страховая реклама – краткая информация, где в яркой и образной

форме раскрываются основные условия тех или иных видов страхования.

Цели страховой рекламы:

• пропаганда и разъяснение страховой деятельности;

• представление страховой компании;

• продвижение страховых продуктов на рынке;

• поддержание престижа.

3) разработка мероприятий по развитию страховых компаний

• организация сети продвижения страховых полисов;

• разработка новых каналов продаж страховых продуктов;

• контроль за жизненным циклом страховой услуги.

4) разработка цен и условий страхования – определение стра-

ховых тарифов, льгот, надбавок или скидок, а также дополнительных усло-

вий страхового сервиса.

Таким образом, процесс маркетинга включает в себя целый ряд

функций, которые могут быть сведены к двум основным направлениям:

• формированию спроса на страховые услуги;

• удовлетворению страховых интересов своих клиентов.