2. Организация управления страховой компанией
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
В страховой компании устанавливаются такие взаимодействия со-
ставляющих ее функциональных элементов, которые позволят организа-
ции эффективно работать на страховом рынке и выполнять приоритетные
направления своей деятельности.
Выделяют следующие основные принципы организации и управ-
ления страховой компанией:
1. Организационно-правовой, в соответствии с которым страховая
деятельность определяется организационно-правовой формой страховщи-
ка: открытое (закрытое) акционерное общество, общество с ограниченной
ответственностью, общество взаимного страхования и т.д.
2. Территориально-административный, который определяет
формы территориальной (региональной, национальной, мировой) органи-
зации страховой деятельности (рис. 3.1).
Центральное управление, головная стра-
ховая компания
Филиалы страховой компании Агентства
Сеть страховых агентов Представительства
Филиал (отделение) страховой компании является обособленным
подразделением страховщика без права юридического лица. Филиал осу-
ществляет свою деятельность на основании утвержденного положения, ру-
ководствуется действующим законодательством и внутренними норматив-
ными актами страховой компании.
Агентство страховой компании выполняет все функции представи-
тельства и страховые операции: заключение и обслуживание договоров
страхования.
Представительство страховой компании занимается, как правило,
сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями, поиском
клиентов в интересах страховщика в данном регионе или другой стране, но
не ведет коммерческую деятельность.
В настоящее время широкое распространение получают нетрадици-
онные пути продвижения страховых продуктов такие, как Интернет-центры,
электронная почта, т.е. без организации территориальной сети компании.
3. Функциональный. Организационную структуру страховщиков оп-
ределяют отраслевая и видовая структуры страховых операций. Имен-
но от потребностей обеспечения страховых операций зависят структура
привлекаемых специалистов, группировка их по отделам, состав и количе-
ство посредников, использование страхового фонда в коммерческой дея-
тельности.
Все принципы совмещаются в одной линейно-функциональной струк-
туре, которая отражена на рисунке 3.235.
Другим важнейшим составляющим менеджмента страховой компании
является управление персоналом и маркетинговой политикой.
Персонал страховой компании. В силу особенностей организации
страхового дела деятельность страховой компании предполагает наличие
нескольких групп работников:
• штатных работников компании – руководителей, специалистов,
служащих, осуществляющих управленческую, экономическую, консульта-
тивную, ликвидационную и т.п. деятельность;
• страховых агентов, выполняющих функции по заключению догово-
ров и обеспечению своевременного поступления платежей по действую-
щим договорам. Труд страховых агентов оплачивается по общему принци-
пу в виде комиссионного вознаграждения в процентах от суммы полу-
ченных (поступивших на счет страховой компании) страховых взносов.
Помимо традиционных групп персонала в страховании функциониру-
ют особенные категории работников: аквизиторы, актуарии, андеррайтеры,
аварийные комиссары, диспашеры (аджастеры), сюрвейры и другие, харак-
теристика и функции которых рассматриваются в глоссарии.
Рис. 3.2. Примерная организационная структура акционерной страховой компании
Общее собрание акционеров
Совет директоров
Президент
Председатель Правления
Вице-президент по адми-
нистративным вопросам
Вице-президент по стра-
хованию
Вице-президент по фи-
нансам
Группа советников-
консультантов
Отдел кадров
Юридический
отдел
Административно-
хозяйственная часть
Бухгалтерия
Планово-
экономический отдел
Информационный отдел Инвестиционный отдел
Секретариат
Отдел методо-
логии и новых
видов
Отдел перестра-
хования
Дирекция продаж страхо-
вых продуктов
Управление
региональной
сети
Коммерческий отдел
Регион В
Регион Б
Регион А
Управление личного стра-
хования
Управление имущест-
венного страхования
Управление страхования
ответственности
Отдел марке-
тинга и рекламы
Группа по связям с обще-
ственностью
Центр раз-
вития
агентской
сети
Страховой маркетинг – система организации деятельности стра-
ховой компании, основанная на предварительном изучении состояния
страхового рынка и перспектив спроса страховых услуг, определении задач
по улучшению организации работы по реализации имеющихся в распоря-
жении страховой компании услуг и разработке новых видов страховых про-
дуктов.
Общепризнанной в западной практике страхового менеджмента яв-
ляется модель, состоящая из четырех уровней управления36:
• страхователи;
• страховые услуги – перечень видов договоров страхования, по
которым работает данный страховщик;
• цена страхового обслуживания – тарифная ставка, применяемая
при заключении конкретного договора страхования; соизмеряется величи-
ной страхового риска, расходами страховщика на ведение дела и другими
факторами;
• рынок – среда купли-продажи страховых услуг физическим и юри-
дическим лицам; зависит от развитости инфраструктуры страхового серви-
са и информационного обслуживания, гибкости деловой стратегии стра-
ховщика и других факторов.
Выделяют следующие функции страхового маркетинга:
1) комплексное изучение страхового рынка
• изучение потенциальных страхователей: анализ структуры по-
требительских предпочтений, вкусов, привычек и реакции людей на те или
иные виды страховых услуг;
• изучение мотивов потенциального клиента при заключении
договора страхования: анализ мотивов поведения страхователей, обычаев,
наклонностей поведения, стереотипов мышления и др.;
• анализ рынка страховой компании: по видам страхования, оп-
ределение потенциальной емкости рынка на те или иные страховые услуги;
• разработка страхового продукта: условий страхования, ориен-
тирования рекламы, сервисного обслуживания;
• анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от
страховщика к потенциальному клиенту: изучение функций и особен-
ностей деятельности посредников страховщика, характера сложившихся
взаимоотношений со страхователями, разработка новых форм и каналов
продвижения страховых продуктов;
• изучение конкурентов, определение форм и уровня конкурен-
ции: установление конкурентов данной страховой компании на рынке, вы-
явление их сильных и слабых сторон; сбор и систематизация информации
о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков: финан-
совом положении, страховых тарифах на конкретном рынке, об особенно-
стях управления страховым делом.
2) организация и разработка рекламной деятельности
Страховая реклама – краткая информация, где в яркой и образной
форме раскрываются основные условия тех или иных видов страхования.
Цели страховой рекламы:
• пропаганда и разъяснение страховой деятельности;
• представление страховой компании;
• продвижение страховых продуктов на рынке;
• поддержание престижа.
3) разработка мероприятий по развитию страховых компаний
• организация сети продвижения страховых полисов;
• разработка новых каналов продаж страховых продуктов;
• контроль за жизненным циклом страховой услуги.
4) разработка цен и условий страхования – определение стра-
ховых тарифов, льгот, надбавок или скидок, а также дополнительных усло-
вий страхового сервиса.
Таким образом, процесс маркетинга включает в себя целый ряд
функций, которые могут быть сведены к двум основным направлениям:
• формированию спроса на страховые услуги;
• удовлетворению страховых интересов своих клиентов.
В страховой компании устанавливаются такие взаимодействия со-
ставляющих ее функциональных элементов, которые позволят организа-
ции эффективно работать на страховом рынке и выполнять приоритетные
направления своей деятельности.
Выделяют следующие основные принципы организации и управ-
ления страховой компанией:
1. Организационно-правовой, в соответствии с которым страховая
деятельность определяется организационно-правовой формой страховщи-
ка: открытое (закрытое) акционерное общество, общество с ограниченной
ответственностью, общество взаимного страхования и т.д.
2. Территориально-административный, который определяет
формы территориальной (региональной, национальной, мировой) органи-
зации страховой деятельности (рис. 3.1).
Центральное управление, головная стра-
ховая компания
Филиалы страховой компании Агентства
Сеть страховых агентов Представительства
Филиал (отделение) страховой компании является обособленным
подразделением страховщика без права юридического лица. Филиал осу-
ществляет свою деятельность на основании утвержденного положения, ру-
ководствуется действующим законодательством и внутренними норматив-
ными актами страховой компании.
Агентство страховой компании выполняет все функции представи-
тельства и страховые операции: заключение и обслуживание договоров
страхования.
Представительство страховой компании занимается, как правило,
сбором информации, рекламой, репрезентативными функциями, поиском
клиентов в интересах страховщика в данном регионе или другой стране, но
не ведет коммерческую деятельность.
В настоящее время широкое распространение получают нетрадици-
онные пути продвижения страховых продуктов такие, как Интернет-центры,
электронная почта, т.е. без организации территориальной сети компании.
3. Функциональный. Организационную структуру страховщиков оп-
ределяют отраслевая и видовая структуры страховых операций. Имен-
но от потребностей обеспечения страховых операций зависят структура
привлекаемых специалистов, группировка их по отделам, состав и количе-
ство посредников, использование страхового фонда в коммерческой дея-
тельности.
Все принципы совмещаются в одной линейно-функциональной струк-
туре, которая отражена на рисунке 3.235.
Другим важнейшим составляющим менеджмента страховой компании
является управление персоналом и маркетинговой политикой.
Персонал страховой компании. В силу особенностей организации
страхового дела деятельность страховой компании предполагает наличие
нескольких групп работников:
• штатных работников компании – руководителей, специалистов,
служащих, осуществляющих управленческую, экономическую, консульта-
тивную, ликвидационную и т.п. деятельность;
• страховых агентов, выполняющих функции по заключению догово-
ров и обеспечению своевременного поступления платежей по действую-
щим договорам. Труд страховых агентов оплачивается по общему принци-
пу в виде комиссионного вознаграждения в процентах от суммы полу-
ченных (поступивших на счет страховой компании) страховых взносов.
Помимо традиционных групп персонала в страховании функциониру-
ют особенные категории работников: аквизиторы, актуарии, андеррайтеры,
аварийные комиссары, диспашеры (аджастеры), сюрвейры и другие, харак-
теристика и функции которых рассматриваются в глоссарии.
Рис. 3.2. Примерная организационная структура акционерной страховой компании
Общее собрание акционеров
Совет директоров
Президент
Председатель Правления
Вице-президент по адми-
нистративным вопросам
Вице-президент по стра-
хованию
Вице-президент по фи-
нансам
Группа советников-
консультантов
Отдел кадров
Юридический
отдел
Административно-
хозяйственная часть
Бухгалтерия
Планово-
экономический отдел
Информационный отдел Инвестиционный отдел
Секретариат
Отдел методо-
логии и новых
видов
Отдел перестра-
хования
Дирекция продаж страхо-
вых продуктов
Управление
региональной
сети
Коммерческий отдел
Регион В
Регион Б
Регион А
Управление личного стра-
хования
Управление имущест-
венного страхования
Управление страхования
ответственности
Отдел марке-
тинга и рекламы
Группа по связям с обще-
ственностью
Центр раз-
вития
агентской
сети
Страховой маркетинг – система организации деятельности стра-
ховой компании, основанная на предварительном изучении состояния
страхового рынка и перспектив спроса страховых услуг, определении задач
по улучшению организации работы по реализации имеющихся в распоря-
жении страховой компании услуг и разработке новых видов страховых про-
дуктов.
Общепризнанной в западной практике страхового менеджмента яв-
ляется модель, состоящая из четырех уровней управления36:
• страхователи;
• страховые услуги – перечень видов договоров страхования, по
которым работает данный страховщик;
• цена страхового обслуживания – тарифная ставка, применяемая
при заключении конкретного договора страхования; соизмеряется величи-
ной страхового риска, расходами страховщика на ведение дела и другими
факторами;
• рынок – среда купли-продажи страховых услуг физическим и юри-
дическим лицам; зависит от развитости инфраструктуры страхового серви-
са и информационного обслуживания, гибкости деловой стратегии стра-
ховщика и других факторов.
Выделяют следующие функции страхового маркетинга:
1) комплексное изучение страхового рынка
• изучение потенциальных страхователей: анализ структуры по-
требительских предпочтений, вкусов, привычек и реакции людей на те или
иные виды страховых услуг;
• изучение мотивов потенциального клиента при заключении
договора страхования: анализ мотивов поведения страхователей, обычаев,
наклонностей поведения, стереотипов мышления и др.;
• анализ рынка страховой компании: по видам страхования, оп-
ределение потенциальной емкости рынка на те или иные страховые услуги;
• разработка страхового продукта: условий страхования, ориен-
тирования рекламы, сервисного обслуживания;
• анализ форм и каналов продвижения страховых услуг от
страховщика к потенциальному клиенту: изучение функций и особен-
ностей деятельности посредников страховщика, характера сложившихся
взаимоотношений со страхователями, разработка новых форм и каналов
продвижения страховых продуктов;
• изучение конкурентов, определение форм и уровня конкурен-
ции: установление конкурентов данной страховой компании на рынке, вы-
явление их сильных и слабых сторон; сбор и систематизация информации
о различных аспектах деятельности конкурирующих страховщиков: финан-
совом положении, страховых тарифах на конкретном рынке, об особенно-
стях управления страховым делом.
2) организация и разработка рекламной деятельности
Страховая реклама – краткая информация, где в яркой и образной
форме раскрываются основные условия тех или иных видов страхования.
Цели страховой рекламы:
• пропаганда и разъяснение страховой деятельности;
• представление страховой компании;
• продвижение страховых продуктов на рынке;
• поддержание престижа.
3) разработка мероприятий по развитию страховых компаний
• организация сети продвижения страховых полисов;
• разработка новых каналов продаж страховых продуктов;
• контроль за жизненным циклом страховой услуги.
4) разработка цен и условий страхования – определение стра-
ховых тарифов, льгот, надбавок или скидок, а также дополнительных усло-
вий страхового сервиса.
Таким образом, процесс маркетинга включает в себя целый ряд
функций, которые могут быть сведены к двум основным направлениям:
• формированию спроса на страховые услуги;
• удовлетворению страховых интересов своих клиентов.