3. Страховые посредники.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Каналы продаж страховых продуктов
Специфика страховой деятельности предполагает использование по-
средников страховщика при проведении страхования и заключении догово-
ров: страховых агентов и страховых брокеров. Действующее законодатель-
ство РФ определяет страховых агентов как лиц, «через которых страхов-
щики могут осуществлять страховую деятельность»37.
Страховые агенты – физические или юридические лица, дейст-
вующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с пре-
доставленными страховой компанией полномочиями. Деятельность стра-
ховых агентов регламентируется условиями трудового договора или со-
глашения со страховой компанией и Правилами страхования. Страховой
агент может представлять одну либо несколько страховых компаний и по
условиям договоров с ними действует только от имени этих компаний. На
основании договора, заключаемого страховым агентом и страховой компа-
нией, ему выдается доверенность, в которой указываются его полномо-
чия38. Страховой агент должен предъявить страхователю также документы,
удостоверяющие личность.
Основные функции страхового агента:
• подготовительная работа, оформление документов и заключение
договоров страхования;
• предоставление страхователям информации о страховой компании;
• консультирование страхователей в вопросах страхования, осущест-
вляемого страховой компанией, разъяснение возможностей заключения
договора страхования с различными условиями и помощь в выборе опти-
мального варианта договора с целью максимального покрытия страхового
риска и минимизации расходов страхователей по восстановлению убытков;
• инкассирование страховой премии;
• предоставление страховщику точной информации о принимаемых
от страхователя рисках с целью регулирования тарифов;
• обслуживание страхователя по страховому договору после его за-
ключения;
• в отдельных случаях – выплата страхового возмещения (в пределах
установленных лимитов).
Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются по фикси-
рованным ставкам, в процентах или промилле от объема выполненных ра-
бот.
На сегодняшний день в мировой страховой практике применяется
четыре основных типа агентских сетей39.
Простое агентство представляет такую организацию продаж
страховых продуктов, при которой агент заключает договор со страховой
компанией и работает самостоятельно под контролем штатных работников
компании. За каждый заключенный договор страхования агент получает
комиссионное вознаграждение.
Пирамидальная структура строится по следующему принципу:
1) страховая компания заключает договор с генеральным агентом –
физическим лицом, который имеет право самостоятельно формировать
систему субагентов;
2) привлекаемые для работы субагенты, в свою очередь, также могут
набирать себе субсубагентов и т.д.
Средняя европейская компания имеет 4–6 таких уровней продажи.
Комиссия от заключения договора равномерно распределяется между
всеми продавцами по принципу: чем выше уровень (чем ближе к верхушке
пирамиды), тем меньше ставка комиссии. Самая высокая ставка комиссии
у агента, непосредственно заключившего договор страхования, но гене-
ральный агент может получать заработок, в несколько раз превышающий
оплату труда первичного агента за счет больших размеров подчиненной
ему сети продавцов.
Многоуровневая сеть реализовывается в страховании по образу и
подобию распространения косметических продуктов. Агентами при этой
системе являются сами страхователи – физические лица. Приобретая по-
лис страхования, как правило, долгосрочного личного страхования, они од-
новременно приобретают право продавать полисы другим страхователям.
В дальнейшем сеть расширяется за счет привлечения страхователями -
агентами компании новых клиентов.
Метод прямых продаж является новым подходом в организации
распространения страховых продуктов. Страхователь может заключить до-
говор страхования, обратившись непосредственно в страховую компанию,
минуя страхового агента. Каналами заключения договоров выступают со-
временные средства связи: телефоны, факсы, компьютерная сеть: элек-
тронная почта, сайты страховых компаний, Интернет-магазины и т.д. Метод
прямых продаж, как правило, используется только для продажи относи-
тельно простых страховых продуктов.
Страховые брокеры – юридические или физические лица, зареги-
стрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей,
осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего
имени на основании поручения страхователя (в прямом страховании) либо
страховщика (при перестраховании)40.
Согласно действующему законодательству страховой брокер обязан
пройти государственную регистрацию и должен быть занесен в реестр
страховых брокеров, формируемый Федеральной службой России по над-
зору за страховой деятельностью41. Брокер должен быть экспертом в об-
ласти законодательства и практики страхования. Считается, что он как
профессионал должен знать все возможное о страховании, что его знания
должны способствовать обеспечению наилучших условий страхования для
страхователя. Страховым брокерам рекомендуется заключать договоры
страхования своей профессиональной ответственности перед клиентами.
Оплата услуг страхового брокера производится в виде комиссии, которую
он имеет право вычесть из премии в свою пользу за оказанные им посред-
нические услуги. Регулирование деятельности страховых брокеров в Рос-
сии осуществляется на основании указанного выше Положения о страхо-
вых брокерах.
Страховые посредники осуществляют аквизиционную работу, т.е. ра-
боту по привлечению новых договоров добровольного страхования. Акви-
зиция (от лат. ocquico – приобретаю, достигаю) – заключение новых дого-
воров страхования или деятельность, связанная с разработкой и привле-
чением преимущественно новых для страховщика страховых продуктов.
Страховые посредники (в основном страховые агенты и брокеры) состав-
ляют внешнюю аквизиционную службу страховой компании и выполняют
непосредственное страховое обслуживание клиентов.
К внутреннему обслуживанию аквизиции относятся:
разработка страховых продуктов, условий и сервиса страхования;
разработка проектов нормативных актов и внутренних правил, относя-
щихся к страховому посредничеству;
определение форм и методов аквизиции;
разработка планов развития продаж страховых продуктов, а также кон-
троль за ходом их реализации.
В практике работы зарубежных и отечественных страховых компаний
существует целый ряд каналов сбыта страховых продуктов. В настоящее
время наиболее распространенными являются следующие основные ка-
налы сбыта страховых продуктов (продажи страховых услуг):
страховые агенты;
страховые брокеры;
прямое распространение;
организации, чья деятельность связана с обслуживанием большого
числа граждан и организаций, потенциально требующих страховой защиты:
банки, биржи, почтовые отделения, аптеки, фирмы по продаже автомоби-
лей, транспортные, торговые, туристические организации и т.д.;
нетрадиционные каналы сбыта (Интернет, телефон, почта).
В связи с упрощением стандартных страховых продуктов, а также по-
вышением качества предоставляемых на рынке услуг традиционные кана-
лы сбыта постепенно сокращают свою рыночную долю в противополож-
ность развитию новых направлений продажи страховых услуг.
Каналы продаж страховых продуктов
Специфика страховой деятельности предполагает использование по-
средников страховщика при проведении страхования и заключении догово-
ров: страховых агентов и страховых брокеров. Действующее законодатель-
ство РФ определяет страховых агентов как лиц, «через которых страхов-
щики могут осуществлять страховую деятельность»37.
Страховые агенты – физические или юридические лица, дейст-
вующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с пре-
доставленными страховой компанией полномочиями. Деятельность стра-
ховых агентов регламентируется условиями трудового договора или со-
глашения со страховой компанией и Правилами страхования. Страховой
агент может представлять одну либо несколько страховых компаний и по
условиям договоров с ними действует только от имени этих компаний. На
основании договора, заключаемого страховым агентом и страховой компа-
нией, ему выдается доверенность, в которой указываются его полномо-
чия38. Страховой агент должен предъявить страхователю также документы,
удостоверяющие личность.
Основные функции страхового агента:
• подготовительная работа, оформление документов и заключение
договоров страхования;
• предоставление страхователям информации о страховой компании;
• консультирование страхователей в вопросах страхования, осущест-
вляемого страховой компанией, разъяснение возможностей заключения
договора страхования с различными условиями и помощь в выборе опти-
мального варианта договора с целью максимального покрытия страхового
риска и минимизации расходов страхователей по восстановлению убытков;
• инкассирование страховой премии;
• предоставление страховщику точной информации о принимаемых
от страхователя рисках с целью регулирования тарифов;
• обслуживание страхователя по страховому договору после его за-
ключения;
• в отдельных случаях – выплата страхового возмещения (в пределах
установленных лимитов).
Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются по фикси-
рованным ставкам, в процентах или промилле от объема выполненных ра-
бот.
На сегодняшний день в мировой страховой практике применяется
четыре основных типа агентских сетей39.
Простое агентство представляет такую организацию продаж
страховых продуктов, при которой агент заключает договор со страховой
компанией и работает самостоятельно под контролем штатных работников
компании. За каждый заключенный договор страхования агент получает
комиссионное вознаграждение.
Пирамидальная структура строится по следующему принципу:
1) страховая компания заключает договор с генеральным агентом –
физическим лицом, который имеет право самостоятельно формировать
систему субагентов;
2) привлекаемые для работы субагенты, в свою очередь, также могут
набирать себе субсубагентов и т.д.
Средняя европейская компания имеет 4–6 таких уровней продажи.
Комиссия от заключения договора равномерно распределяется между
всеми продавцами по принципу: чем выше уровень (чем ближе к верхушке
пирамиды), тем меньше ставка комиссии. Самая высокая ставка комиссии
у агента, непосредственно заключившего договор страхования, но гене-
ральный агент может получать заработок, в несколько раз превышающий
оплату труда первичного агента за счет больших размеров подчиненной
ему сети продавцов.
Многоуровневая сеть реализовывается в страховании по образу и
подобию распространения косметических продуктов. Агентами при этой
системе являются сами страхователи – физические лица. Приобретая по-
лис страхования, как правило, долгосрочного личного страхования, они од-
новременно приобретают право продавать полисы другим страхователям.
В дальнейшем сеть расширяется за счет привлечения страхователями -
агентами компании новых клиентов.
Метод прямых продаж является новым подходом в организации
распространения страховых продуктов. Страхователь может заключить до-
говор страхования, обратившись непосредственно в страховую компанию,
минуя страхового агента. Каналами заключения договоров выступают со-
временные средства связи: телефоны, факсы, компьютерная сеть: элек-
тронная почта, сайты страховых компаний, Интернет-магазины и т.д. Метод
прямых продаж, как правило, используется только для продажи относи-
тельно простых страховых продуктов.
Страховые брокеры – юридические или физические лица, зареги-
стрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей,
осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего
имени на основании поручения страхователя (в прямом страховании) либо
страховщика (при перестраховании)40.
Согласно действующему законодательству страховой брокер обязан
пройти государственную регистрацию и должен быть занесен в реестр
страховых брокеров, формируемый Федеральной службой России по над-
зору за страховой деятельностью41. Брокер должен быть экспертом в об-
ласти законодательства и практики страхования. Считается, что он как
профессионал должен знать все возможное о страховании, что его знания
должны способствовать обеспечению наилучших условий страхования для
страхователя. Страховым брокерам рекомендуется заключать договоры
страхования своей профессиональной ответственности перед клиентами.
Оплата услуг страхового брокера производится в виде комиссии, которую
он имеет право вычесть из премии в свою пользу за оказанные им посред-
нические услуги. Регулирование деятельности страховых брокеров в Рос-
сии осуществляется на основании указанного выше Положения о страхо-
вых брокерах.
Страховые посредники осуществляют аквизиционную работу, т.е. ра-
боту по привлечению новых договоров добровольного страхования. Акви-
зиция (от лат. ocquico – приобретаю, достигаю) – заключение новых дого-
воров страхования или деятельность, связанная с разработкой и привле-
чением преимущественно новых для страховщика страховых продуктов.
Страховые посредники (в основном страховые агенты и брокеры) состав-
ляют внешнюю аквизиционную службу страховой компании и выполняют
непосредственное страховое обслуживание клиентов.
К внутреннему обслуживанию аквизиции относятся:
разработка страховых продуктов, условий и сервиса страхования;
разработка проектов нормативных актов и внутренних правил, относя-
щихся к страховому посредничеству;
определение форм и методов аквизиции;
разработка планов развития продаж страховых продуктов, а также кон-
троль за ходом их реализации.
В практике работы зарубежных и отечественных страховых компаний
существует целый ряд каналов сбыта страховых продуктов. В настоящее
время наиболее распространенными являются следующие основные ка-
налы сбыта страховых продуктов (продажи страховых услуг):
страховые агенты;
страховые брокеры;
прямое распространение;
организации, чья деятельность связана с обслуживанием большого
числа граждан и организаций, потенциально требующих страховой защиты:
банки, биржи, почтовые отделения, аптеки, фирмы по продаже автомоби-
лей, транспортные, торговые, туристические организации и т.д.;
нетрадиционные каналы сбыта (Интернет, телефон, почта).
В связи с упрощением стандартных страховых продуктов, а также по-
вышением качества предоставляемых на рынке услуг традиционные кана-
лы сбыта постепенно сокращают свою рыночную долю в противополож-
ность развитию новых направлений продажи страховых услуг.