3. Страхование средств автотранспорта
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Страхование средств автотранспорта – один из видов авто-
транспортного страхования, объектами которого выступают механизиро-
ванные и другие средства транспорта, подлежащие государственной реги-
страции органами ГИБДД МВД Российской Федерации: все виды легковых
и грузовых автомобилей и автобусов, мотоциклы, мотороллеры и другой
мототранспорт возможных моделей, тракторы.
В европейской практике существуют два вида страхования авто-
транспорта: каско и карго. При страховании на условиях каско (этот термин
в переводе с испанского означает корпус судна или машины) объектом
служит транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Стра-
ховая защита может быть распространена и на дополнительное оборудо-
вание, не входящее в заводской комплект, например на телеаппаратуру,
противоугонные средства, сигнализацию и т.д.
Отечественные страховые компании обычно предлагают комбини-
рованное страхование, когда страхуется не только транспортное средст-
во, но и ответственность автовладельца, дополнительное оборудование,
багаж, находящийся в транспортном средстве и прицепе (кроме антиква-
риата, драгоценных металлов, документов, ценных бумаг и т.п.), жизнь и
здоровье водителя и пассажиров.
При страховании багажа страховое покрытие не распространяется на
антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов,
драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней, предметы
религиозного культа, коллекции, картины, рукописи, денежные знаки, цен-
ные бумаги, документы и фотоснимки, а также на предметы, не принадле-
жащие страхователю и членам его семьи, либо предназначенные для про-
дажи в связи с занятием предпринимательской деятельностью (если иное
не оговорено в дополнительных условиях при заключении договора).
При страховании водителя и пассажиров от несчастного случая по
желанию клиента страхуются или весь салон, или отдельные посадочные
места.
Транспортное средство может принадлежать страхователю на праве
собственности либо взято им в аренду и т.д. В любом случае страхователь
должен иметь в отношении страхуемого транспортного средства имущест-
венный интерес.
Страхование средств транспорта производится на случай
наступления следующих неблагоприятных событий: повреждения
или уничтожения объекта либо его частей в результате дорожно-
транспортного происшествия (столкновения, опрокидывания, падения),
взрыва, пожара, стихийного бедствия, затопления, выхода из строя водо-
проводной и отопительной систем в гараже, провала под лед, нападения
животных, противоправных действий третьих лиц (хулиганство, хищение,
угон), а также утраты транспортным средством товарного вида в результа-
те указанных выше событий.
Объем страховой ответственности зависит от вариантов (про-
грамм) страхования, разработанных конкретными страховщиками, и от по-
желаний клиентов. Например, страхование от столкновения с животными
характерно для сельской местности, от противоправных действий третьих
лиц – в городах, от угона – для всех.
Некоторые страховщики заключают договоры с включением дополни-
тельных требований со стороны страхователя, например, наличия гаража,
установки противоугонной защиты определенной модели и т.п. Автотранс-
порт, принадлежащий предприятиям и организациям, страхуется в пакете с
другим имуществом.
Транспортное средство может быть застраховано на сумму:
стоимости автомобиля в новом состоянии по рыночной цене на
момент заключения договора;
стоимости автомобиля с учетом износа;
ответственности страхователя за эксплуатацию автомобиля со-
гласно договору аренды;
частичной стоимости по системе пропорциональной ответственно-
сти.
При исчислении страховой суммы принимаются во внимание мар-
ка автомобиля, модель, год выпуска, величина пробега, а также дополни-
тельное страхование вместе с транспортным средством прицепа, трейлера
и т.п.
При страховании транспортного средства на случай утраты то-
варного вида в качестве страховой суммы может быть принята стоимость
восстановительного ремонта (без учета стоимости частей и материалов),
умноженная на коэффициент в зависимости от даты выпуска. Например,
коэффициент может быть равен 1,5 при сроке эксплуатации до одного го-
да; 1,3 – до двух лет; 1,1 – до трех лет; 1,0 – до четырех и 0,9 – до пяти лет.
Транспорт старше пяти лет по этому риску обычно не страхуется.
Страхование водителя и пассажиров может осуществляться по
системе мест в автомобиле или так называемой паушальной системе.
Страхование «по системе мест» предусматривает, что страховая сумма
устанавливается для каждого места в автомобиле. Общее число застрахо-
ванных мест определяется по данным технического паспорта транспортно-
го средства. При паушальной системе устанавливается общая страховая
сумма для всех пассажиров и водителя, каждый из которых при наступле-
нии страхового случая считается застрахованным лицом в определенной
доле от общей страховой суммы. Причем размер доли зависит от числа
лиц, находящихся в автомобиле в момент аварии.
При заключении договора страхования необходим предваритель-
ный осмотр транспортного средства для уточнения следующих све-
дений: марки автомобиля, модели, номера шасси, двигателя, года выпуска,
мощности и объема двигателя, стоимости транспортного средства и до-
полнительного оборудования, цвета и регистрационного номера средства
транспорта.
Размер страховой премии рассчитывается по ставкам, установ-
ленным в зависимости от вида транспортного средства и варианта страхо-
вания. При страховании средств автотранспорта могут быть предоставле-
ны льготы в виде скидок со страховой премии при условии: страхования
средства транспорта без перерыва в течение ряда лет (2-х, 3-х лет), отсут-
ствия страховых случаев и произведенных страховых выплат по ним и пр.
При определении страхового тарифа и соответственно страхо-
вой премии принимаются во внимание следующие факторы:
страховые риски, заявленные на страхование;
марка и модель машины;
собственник транспортного средства;
условия хранения: гараж, стоянка (по договору или на время);
тип защитного устройства (охранная, противоугонная);
регион страхования;
характер использования транспортного средства: в личных или слу-
жебных целях, для перевозки промышленных грузов, частного извоза и
т.д.;
квалификация и стаж водителя.
При наступлении страхового события страхователь должен
безотлагательно заявить об этом в страховую компанию в установленный в
договоре срок, а также в другие компетентные службы: ГИБДД, пожарный
надзор и пр.
Существуют две формы возмещения ущерба по каско. Первая –
выполнение ремонтных работ на станции техобслуживания, принадлежа-
щей страховой компании или связанной с ней договором. Вторая форма
возмещения – денежная компенсация. Размер нанесенного страхова-
телю ущерба и сумма страхового возмещения определяются на
основании страхового акта и приложенных к нему документов (ор-
ганов милиции, ГИБДД, пожарного надзора, следственных, судебных орга-
нов, медицинских учреждений и др.), а при частичном повреждении сред-
ства транспорта, помимо этого, – на основании сметы на ремонт (восста-
новление), составленной представителем страховщика, приглашенным
специалистом или соответствующим предприятием по ремонту (станцией
технического обслуживания и т.п.). Смета составляется на основании дей-
ствующих на день страхового случая прейскурантов розничных цен на за-
пасные части, детали и принадлежности к транспортным средствам и
прейскурантов цен на ремонтные работы.
Страховое возмещение выплачивается в размере нанесенного ущер-
ба, но не выше страховой суммы, установленной в договоре страхования.
При уничтожении средства транспорта ущерб определяется в
размере его стоимости по действующим розничным ценам за вычетом
суммы износа и стоимости остатков, если таковые имеются. Стоимость
остатков устанавливается с учетом их износа и обесценения в результате
данного страхового случая. Под уничтожением средства транспорта пони-
мается его полная гибель (конструктивная и фактическая). Обычно она
принимается за таковую, если стоимость восстановительного ремонта
средства транспорта (включая стоимость транспортировки к месту ремон-
та) составляет не менее 75% страховой суммы или действительной стои-
мости транспортного средства на момент заключения договора.
В случае повреждения средства транспорта размер ущерба равня-
ется стоимости ремонта (восстановления) по действующим расцен-
кам. В сумму ущерба включаются расходы на замену поврежденных дета-
лей и стоимость ремонтных работ, вычитается стоимость остатков, пригод-
ных для дальнейшего использования (с учетом их обесценения и износа).
Кроме того, в сумму ущерба включаются расходы по спасанию, приведе-
нию в порядок, транспортировке поврежденного средства транспорта до
ближайшего ремонтного пункта или постоянного места жительства страхо-
вателя (стоянки автомобиля).
Если ущерб частично (но не менее необходимой суммы) возмещен
или по решению суда должен быть возмещен виновником аварии, то стра-
ховая выплата корректируется с учетом суммы, причитающейся с виновно-
го лица.
Кроме стандартных для всех видов страхования оснований для от-
каза в выплате возмещения, в автотранспортном страховании имеются
специфические, в том числе управление транспортным средством страхо-
вателем, членами его семьи или другими уполномоченными им лицами в
состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо
без удостоверения на право вождения транспортного средства определенной категории, а также в случаях полного возмещения ущерба лицом, ви-
новным в его причинении, использования транспортного средства для обу-
чения вождению, для участия в соревнованиях.
В Приложениях приведены основные документы, используемые при
страховании средств автотранспорта: заявление на страхование, полис,
договор страхования, заявление о страховом случае, акт о страховом слу-
чае и др.
Страхование средств автотранспорта – один из видов авто-
транспортного страхования, объектами которого выступают механизиро-
ванные и другие средства транспорта, подлежащие государственной реги-
страции органами ГИБДД МВД Российской Федерации: все виды легковых
и грузовых автомобилей и автобусов, мотоциклы, мотороллеры и другой
мототранспорт возможных моделей, тракторы.
В европейской практике существуют два вида страхования авто-
транспорта: каско и карго. При страховании на условиях каско (этот термин
в переводе с испанского означает корпус судна или машины) объектом
служит транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Стра-
ховая защита может быть распространена и на дополнительное оборудо-
вание, не входящее в заводской комплект, например на телеаппаратуру,
противоугонные средства, сигнализацию и т.д.
Отечественные страховые компании обычно предлагают комбини-
рованное страхование, когда страхуется не только транспортное средст-
во, но и ответственность автовладельца, дополнительное оборудование,
багаж, находящийся в транспортном средстве и прицепе (кроме антиква-
риата, драгоценных металлов, документов, ценных бумаг и т.п.), жизнь и
здоровье водителя и пассажиров.
При страховании багажа страховое покрытие не распространяется на
антикварные и уникальные предметы, изделия из драгоценных металлов,
драгоценных, полудрагоценных и поделочных (цветных) камней, предметы
религиозного культа, коллекции, картины, рукописи, денежные знаки, цен-
ные бумаги, документы и фотоснимки, а также на предметы, не принадле-
жащие страхователю и членам его семьи, либо предназначенные для про-
дажи в связи с занятием предпринимательской деятельностью (если иное
не оговорено в дополнительных условиях при заключении договора).
При страховании водителя и пассажиров от несчастного случая по
желанию клиента страхуются или весь салон, или отдельные посадочные
места.
Транспортное средство может принадлежать страхователю на праве
собственности либо взято им в аренду и т.д. В любом случае страхователь
должен иметь в отношении страхуемого транспортного средства имущест-
венный интерес.
Страхование средств транспорта производится на случай
наступления следующих неблагоприятных событий: повреждения
или уничтожения объекта либо его частей в результате дорожно-
транспортного происшествия (столкновения, опрокидывания, падения),
взрыва, пожара, стихийного бедствия, затопления, выхода из строя водо-
проводной и отопительной систем в гараже, провала под лед, нападения
животных, противоправных действий третьих лиц (хулиганство, хищение,
угон), а также утраты транспортным средством товарного вида в результа-
те указанных выше событий.
Объем страховой ответственности зависит от вариантов (про-
грамм) страхования, разработанных конкретными страховщиками, и от по-
желаний клиентов. Например, страхование от столкновения с животными
характерно для сельской местности, от противоправных действий третьих
лиц – в городах, от угона – для всех.
Некоторые страховщики заключают договоры с включением дополни-
тельных требований со стороны страхователя, например, наличия гаража,
установки противоугонной защиты определенной модели и т.п. Автотранс-
порт, принадлежащий предприятиям и организациям, страхуется в пакете с
другим имуществом.
Транспортное средство может быть застраховано на сумму:
стоимости автомобиля в новом состоянии по рыночной цене на
момент заключения договора;
стоимости автомобиля с учетом износа;
ответственности страхователя за эксплуатацию автомобиля со-
гласно договору аренды;
частичной стоимости по системе пропорциональной ответственно-
сти.
При исчислении страховой суммы принимаются во внимание мар-
ка автомобиля, модель, год выпуска, величина пробега, а также дополни-
тельное страхование вместе с транспортным средством прицепа, трейлера
и т.п.
При страховании транспортного средства на случай утраты то-
варного вида в качестве страховой суммы может быть принята стоимость
восстановительного ремонта (без учета стоимости частей и материалов),
умноженная на коэффициент в зависимости от даты выпуска. Например,
коэффициент может быть равен 1,5 при сроке эксплуатации до одного го-
да; 1,3 – до двух лет; 1,1 – до трех лет; 1,0 – до четырех и 0,9 – до пяти лет.
Транспорт старше пяти лет по этому риску обычно не страхуется.
Страхование водителя и пассажиров может осуществляться по
системе мест в автомобиле или так называемой паушальной системе.
Страхование «по системе мест» предусматривает, что страховая сумма
устанавливается для каждого места в автомобиле. Общее число застрахо-
ванных мест определяется по данным технического паспорта транспортно-
го средства. При паушальной системе устанавливается общая страховая
сумма для всех пассажиров и водителя, каждый из которых при наступле-
нии страхового случая считается застрахованным лицом в определенной
доле от общей страховой суммы. Причем размер доли зависит от числа
лиц, находящихся в автомобиле в момент аварии.
При заключении договора страхования необходим предваритель-
ный осмотр транспортного средства для уточнения следующих све-
дений: марки автомобиля, модели, номера шасси, двигателя, года выпуска,
мощности и объема двигателя, стоимости транспортного средства и до-
полнительного оборудования, цвета и регистрационного номера средства
транспорта.
Размер страховой премии рассчитывается по ставкам, установ-
ленным в зависимости от вида транспортного средства и варианта страхо-
вания. При страховании средств автотранспорта могут быть предоставле-
ны льготы в виде скидок со страховой премии при условии: страхования
средства транспорта без перерыва в течение ряда лет (2-х, 3-х лет), отсут-
ствия страховых случаев и произведенных страховых выплат по ним и пр.
При определении страхового тарифа и соответственно страхо-
вой премии принимаются во внимание следующие факторы:
страховые риски, заявленные на страхование;
марка и модель машины;
собственник транспортного средства;
условия хранения: гараж, стоянка (по договору или на время);
тип защитного устройства (охранная, противоугонная);
регион страхования;
характер использования транспортного средства: в личных или слу-
жебных целях, для перевозки промышленных грузов, частного извоза и
т.д.;
квалификация и стаж водителя.
При наступлении страхового события страхователь должен
безотлагательно заявить об этом в страховую компанию в установленный в
договоре срок, а также в другие компетентные службы: ГИБДД, пожарный
надзор и пр.
Существуют две формы возмещения ущерба по каско. Первая –
выполнение ремонтных работ на станции техобслуживания, принадлежа-
щей страховой компании или связанной с ней договором. Вторая форма
возмещения – денежная компенсация. Размер нанесенного страхова-
телю ущерба и сумма страхового возмещения определяются на
основании страхового акта и приложенных к нему документов (ор-
ганов милиции, ГИБДД, пожарного надзора, следственных, судебных орга-
нов, медицинских учреждений и др.), а при частичном повреждении сред-
ства транспорта, помимо этого, – на основании сметы на ремонт (восста-
новление), составленной представителем страховщика, приглашенным
специалистом или соответствующим предприятием по ремонту (станцией
технического обслуживания и т.п.). Смета составляется на основании дей-
ствующих на день страхового случая прейскурантов розничных цен на за-
пасные части, детали и принадлежности к транспортным средствам и
прейскурантов цен на ремонтные работы.
Страховое возмещение выплачивается в размере нанесенного ущер-
ба, но не выше страховой суммы, установленной в договоре страхования.
При уничтожении средства транспорта ущерб определяется в
размере его стоимости по действующим розничным ценам за вычетом
суммы износа и стоимости остатков, если таковые имеются. Стоимость
остатков устанавливается с учетом их износа и обесценения в результате
данного страхового случая. Под уничтожением средства транспорта пони-
мается его полная гибель (конструктивная и фактическая). Обычно она
принимается за таковую, если стоимость восстановительного ремонта
средства транспорта (включая стоимость транспортировки к месту ремон-
та) составляет не менее 75% страховой суммы или действительной стои-
мости транспортного средства на момент заключения договора.
В случае повреждения средства транспорта размер ущерба равня-
ется стоимости ремонта (восстановления) по действующим расцен-
кам. В сумму ущерба включаются расходы на замену поврежденных дета-
лей и стоимость ремонтных работ, вычитается стоимость остатков, пригод-
ных для дальнейшего использования (с учетом их обесценения и износа).
Кроме того, в сумму ущерба включаются расходы по спасанию, приведе-
нию в порядок, транспортировке поврежденного средства транспорта до
ближайшего ремонтного пункта или постоянного места жительства страхо-
вателя (стоянки автомобиля).
Если ущерб частично (но не менее необходимой суммы) возмещен
или по решению суда должен быть возмещен виновником аварии, то стра-
ховая выплата корректируется с учетом суммы, причитающейся с виновно-
го лица.
Кроме стандартных для всех видов страхования оснований для от-
каза в выплате возмещения, в автотранспортном страховании имеются
специфические, в том числе управление транспортным средством страхо-
вателем, членами его семьи или другими уполномоченными им лицами в
состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения либо
без удостоверения на право вождения транспортного средства определенной категории, а также в случаях полного возмещения ущерба лицом, ви-
новным в его причинении, использования транспортного средства для обу-
чения вождению, для участия в соревнованиях.
В Приложениях приведены основные документы, используемые при
страховании средств автотранспорта: заявление на страхование, полис,
договор страхования, заявление о страховом случае, акт о страховом слу-
чае и др.