4. Страховой рынок: понятие, структура, принципы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда,
определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи
выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее.
Страховой рынок можно рассматривать как:
• форму организации денежных отношений по формированию и рас-
пределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты обще-
ства;
• совокупность страховых организаций (страховщиков), которые при-
нимают участие в оказании соответствующих страховых услуг.
Обязательными условиями существования страхового рынка
являются:
• наличие общественной потребности на страховые услуги – форми-
рование спроса;
• наличие страховщиков, способных удовлетворить эту потребность –
формирование предложения.
В связи с этим выделяют рынок страховщика и рынок страхователя.
Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную,
интегрированную систему, включающую различных субъектов. Первичным
звеном страхового рынка является страховая компания. Именно здесь
осуществляется процесс формирования и использования страхового фон-
да, проявляются экономические отношения, переплетаются личные и кол-
лективные интересы.
Кроме того, на страховом рынке также действуют и другие его субъ-
екты: перестраховочные компании, посредники страховщика – страховые
агенты и брокеры, различные объединения страховщиков: страховые пулы,
союзы и т.д. В целях защиты конкуренции на рынке финансовых услуг деятельность участников страхового рынка регулируется антимонопольным
законодательством42.
Специфическим товаром, предлагаемом на страховом рынке, явля-
ется страховая услуга. Страховая услуга может быть представлена на
основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в
обязательном страховании). Перечень видов страхования, представленных
на страховом рынке, определяет ассортимент ____страховых услуг.
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в инсти-
туциональном, территориальном и отраслевом аспектах.
В институциональном аспекте структура страхового рынка пред-
ставлена: государственными, акционерными, частными, корпоративными,
взаимными и другими страховыми компаниями.
В территориальном аспекте структура страхового рынка характе-
ризуется:
• местным (региональным) страховым рынком;
• национальным (внутренним) страховым рынком;
• мировым (внешним) страховым рынком.
По отраслевому признаку выделяют рынок:
личного страхования;
имущественного страхования;
страхования ответственности, каждый из которых, в свою очередь,
можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхова-
ния от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и
т.д.
Страховой рынок как совокупность страховых организаций представ-
ляет собой сложную многофакторную динамическую систему – группу ре-
гулярно взаимодействующих и взаимозависимых отдельных составных
частей, образующих единое целое. Страховая система взаимодействует с
окружающей ее средой посредством внешних связей, которые характери-
зуют как влияние окружения на систему, так и воздействие системы на
среду. Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое
единство двух систем – внутренней системы и внешнего окружения.
К внутренней системе относятся следующие основные управляе-
мые переменные: страховые продукты (условия договоров страхования
данного вида), система организации продаж страховых полисов и форми-
рования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура
страховщика. К внутренней системе относятся также управляемые стра-
ховщиком переменные ресурсы: материальные, финансовые, трудовые,
определяющие положение данного страховщика на рынке.
Внешнее окружение рынка – это система взаимодействующих сил,
окружающих внутреннюю систему рынка и оказывающих на нее воздейст-
вие.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая
компания может оказывать частично управляющее воздействие, отно-
сятся: рыночный спрос, конкуренция, ноу-хау страховых услуг, инфраструк-
тура страховщика.
К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим
внешней среды относятся: научно-технический прогресс, государствен-
но-политическое окружение: стабильность государственной и социальной
политики, направленной на поддержку страхования, состояние экономики:
численность населения, уровень его жизни, денежная система, валютное
положение и т.п., социально-этническое окружение: уровень страховой
культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д., конъюнктура
мирового страхового рынка.
Страховой рынок – это особая социально-экономическая среда,
определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи
выступает страховая защита, формируются предложение и спрос на нее.
Страховой рынок можно рассматривать как:
• форму организации денежных отношений по формированию и рас-
пределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты обще-
ства;
• совокупность страховых организаций (страховщиков), которые при-
нимают участие в оказании соответствующих страховых услуг.
Обязательными условиями существования страхового рынка
являются:
• наличие общественной потребности на страховые услуги – форми-
рование спроса;
• наличие страховщиков, способных удовлетворить эту потребность –
формирование предложения.
В связи с этим выделяют рынок страховщика и рынок страхователя.
Функционирующий страховой рынок представляет собой сложную,
интегрированную систему, включающую различных субъектов. Первичным
звеном страхового рынка является страховая компания. Именно здесь
осуществляется процесс формирования и использования страхового фон-
да, проявляются экономические отношения, переплетаются личные и кол-
лективные интересы.
Кроме того, на страховом рынке также действуют и другие его субъ-
екты: перестраховочные компании, посредники страховщика – страховые
агенты и брокеры, различные объединения страховщиков: страховые пулы,
союзы и т.д. В целях защиты конкуренции на рынке финансовых услуг деятельность участников страхового рынка регулируется антимонопольным
законодательством42.
Специфическим товаром, предлагаемом на страховом рынке, явля-
ется страховая услуга. Страховая услуга может быть представлена на
основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в
обязательном страховании). Перечень видов страхования, представленных
на страховом рынке, определяет ассортимент ____страховых услуг.
Структура страхового рынка может быть охарактеризована в инсти-
туциональном, территориальном и отраслевом аспектах.
В институциональном аспекте структура страхового рынка пред-
ставлена: государственными, акционерными, частными, корпоративными,
взаимными и другими страховыми компаниями.
В территориальном аспекте структура страхового рынка характе-
ризуется:
• местным (региональным) страховым рынком;
• национальным (внутренним) страховым рынком;
• мировым (внешним) страховым рынком.
По отраслевому признаку выделяют рынок:
личного страхования;
имущественного страхования;
страхования ответственности, каждый из которых, в свою очередь,
можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхова-
ния от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и
т.д.
Страховой рынок как совокупность страховых организаций представ-
ляет собой сложную многофакторную динамическую систему – группу ре-
гулярно взаимодействующих и взаимозависимых отдельных составных
частей, образующих единое целое. Страховая система взаимодействует с
окружающей ее средой посредством внешних связей, которые характери-
зуют как влияние окружения на систему, так и воздействие системы на
среду. Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое
единство двух систем – внутренней системы и внешнего окружения.
К внутренней системе относятся следующие основные управляе-
мые переменные: страховые продукты (условия договоров страхования
данного вида), система организации продаж страховых полисов и форми-
рования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура
страховщика. К внутренней системе относятся также управляемые стра-
ховщиком переменные ресурсы: материальные, финансовые, трудовые,
определяющие положение данного страховщика на рынке.
Внешнее окружение рынка – это система взаимодействующих сил,
окружающих внутреннюю систему рынка и оказывающих на нее воздейст-
вие.
К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая
компания может оказывать частично управляющее воздействие, отно-
сятся: рыночный спрос, конкуренция, ноу-хау страховых услуг, инфраструк-
тура страховщика.
К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим
внешней среды относятся: научно-технический прогресс, государствен-
но-политическое окружение: стабильность государственной и социальной
политики, направленной на поддержку страхования, состояние экономики:
численность населения, уровень его жизни, денежная система, валютное
положение и т.п., социально-этническое окружение: уровень страховой
культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д., конъюнктура
мирового страхового рынка.