2. Основные виды и сферы международного страхования
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Виды и сферы страхования внешнеэкономических интересов раз-
нообразны, они аналогичны страховым операциям на внутреннем стра-
ховом рынке, но имеют и свои особенности.
Выделяются следующие основные сферы международного
страхования:
Транспортное страхование. Международное транспортное стра-
хование имеет многовековую историю развития, начавшуюся с морско-
го страхования – страхования судов, грузов и фрахта, а также ответст-
венности судовладельцев перед третьими лицами.
При страховании судов основанием заключения договора высту-
пают следующие условия: «страхование с ответственностью за гибель и
повреждение», «с ответственностью за гибель судна, включая расходы
по спасению», «с ответственностью за повреждение судна» и др.
Страхование фрахта (англ. freight – фрахт, груз) – страхование
платы за перевозку груза. В зависимости от условий оплаты фрахта в ка-
честве страхователя могут выступать владелец груза, перевозчик (су-
довладелец), либо тот и другой вместе. Страхование фрахта обычно
включается в договор страхования груза.
Договор страхования груза – «карго» – заключается либо на кон-
кретную перевозку определенного груза, либо на определенный отрезок
времени. В международной практике морских перевозок действуют тра-
диционные условия поставки товаров, в которых оговариваются вопросы
страхования грузов, зафиксированные в международных правилах
толкования торговых терминов Инкотермс –1990149. Целью Инкотермс
является установление единообразных международных правил по тол-
кованию наиболее важных терминов и понятий, применяемых в догово-
рах купли-продажи во внешней торговле. Наиболее распространенными
являются следующие:
СIF – стоимость, страхование и фрахт (cost, insurance and freight) –
включает обязанность продавца по доставке (погрузке) груза в порт от-
грузки, его оплате, фрахту и страхованию от морских рисков;
FOB – франко-борт (free on board) – включает обязанности продав-
ца по погрузке товара на борт судна, обязанности покупателя по фрахту
и страхованию груза на время перевозки. Ответственность за груз пере-
ходит к покупателю с момента пересечения борта судна;
FAS – франко вдоль борта судна (free along side) – включает обя-
занности продавца и покупателя на условиях FOB. Однако ответствен-
ность за груз переходит к покупателю после доставки груза на причал к
борту судна;
CAF – стоимость и фрахт (cost and freight) – включает обязанности
продавца по заключению за свой счет договора морской перевозки и
доставке груза на борт судна, обязанности покупателя по страхованию
груза.
Автотранспортное страхование в международном страхова-
нии преимущественно представлено основным видом – страхованием
гражданской ответственности владельцев автотранспортных
средств по «Зеленой карте». Зеленая карта – соглашение страховщи-
ков ряда стран о взаимном признании страхового покрытия гражданской
ответственности владельцев средств автотранспорта и об оказании вза-
имной помощи по урегулированию убытков, возникающих в международ-
ном автотранспортном сообщении (названа так по первоначальному
цвету страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотноше-
ние). В настоящее время Российская Федерация не входит в систему
«зеленой карты», поэтому в случае поездки автотранспортом граждан за
рубеж полис «зеленой карты» приобретается либо при пересечении гра-
ницы каждой страны, либо у иностранных страховщиков, имеющих ли-
цензии на проведение этого вида страхования.
Наряду со страхованием гражданской ответственности владельцев
автотранспортных средств, в международном страховании также страху-
ется ответственность воздушных перевозчиков – за багаж пас-
сажира и за вред причиненный третьим лицам, ответственность
морских и речных перевозчиков – за столкновение судов и загрязне-
ние вод нефтью и пр.
Страхование финансово-кредитной сферы. Все участники меж-
дународных отношений подвергаются различным коммерческим рис-
кам, возникающим вследствие:
• изменения цены товара после заключения контракта;
• отказа импортера от приема товара, особенно при инкассовой форме
расчетов;
• злоупотреблений или ухудшения валютных средств, выплатой по
поддельным банкнотам, чекам и т.д.;
• неплатежеспособности покупателя или заказчика;
• неустойчивости валютных курсов, инфляцией.
Особое место среди коммерческих рисков занимают валютные
риски как опасность валютных потерь в результате изменения курса
валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между
подписанием внешнеторгового или кредитного соглашения и осуществ-
лением платежа по нему. Так, при понижении курса валюты цены (займа)
по отношению к валюте платежа убытки несет экспортер (кредитор), так
как он получает меньшую реальную стоимость по сравнению с контракт-
ной. Напротив, при повышении курса валюты цены (займа) по отноше-
нию к валюте платежа убытки возникают у импортера и должника. В обо-
их случаях эквивалент в национальной валюте должника будет меньше
сумм, на которые контрагенты рассчитывали при подписании контрактов.
Наличие валютных рисков определяет необходимость защитных мер,
направленных на их предупреждение и ограничение потерь. В междуна-
родной практике валютные риски снижаются путем применения различ-
ных методов страхования валютных рисков:
односторонние действия одного из партнеров – страхование, лими-
тирование, хеджирование и др.;
операции страховых компаний или банков – применение валютных,
товарно-ценовых оговорок, мультивалютных корзин и т.д.;
взаимная договоренность участников сделки – операции «фор-
вард», «спот», системы срочных контрактов и др.
Другим видом страхования кредитно-финансовых гарантий являет-
ся страхование иностранных инвестиций, актуальное и имеющее
важное значение для современного этапа развития отечественной эко-
номики. Страхование иностранных инвестиций обеспечивает защиту
интересов национальных и зарубежных инвесторов при проведении фи-
нансово-кредитных операций в виде компенсации ущерба в случае не-
выполнения договорных обязательств, национализации, реквизиции,
конфискации и т.д.
Практически все внешнеэкономические операции осуществляются
через банки, что предусматривает ряд определенных гарантий в этой
сфере. Основным риском, вытекающим из природы банковских опера-
ций, является риск неплатежа заемщика. Страхование кредитов во
внешнеэкономических операциях включает страхование ответственности
заемщиков за непогашение кредита и страхование экспортных кредитов.
Страхование ответственности заемщиков за непогашение
кредита предусматривает заключение договора между страховой ком-
панией, банком и заемщиком. Объектом страхования является ответст-
венность заемщика перед банком, выдавшим кредит, за своевременное
и полное погашение кредитов и (или) за погашение кредитов, включая
процент за пользование кредитами. Обязательным условием заключе-
ния договора страхования является оценка финансового состояния и ре-
путация заемщика с точки зрения его платежеспособности.
Страхование экспортных кредитов предусматривает заключе-
ние договора страхования между страховой компанией и экспортером. В
качестве страховщика, как правило, выступают специализированные го-
сударственные страховые компании. Объектом страхования являются
вытекающие из договора купли-продажи обязательства покупателя оп-
латить в указанный в договоре срок обусловленную сумму за получен-
ные в кредит товары, которые являются предметом сделки. Страхование
экспортных кредитов предусматривает возмещение застрахованным
экспортерам:
• затрат, связанных с производством экспортной продукции, при отказе
от нее иного покупателя;
• убытков от неплатежа вследствие экономических или политических
причин;
• убытков от изменения курсового соотношения между валютой платежа
и валютой, в которой выражены издержки экспортера и др.
Кроме перечисленных видов международного страхования прово-
дятся и другие различные страховые операции во внешнеэкономической
сфере:
♦ медицинское страхование и страхование от несчастных слу-
чаев выезжающих за рубеж;
♦ страхование технических рисков: страхование монтажно-
пусковых работ, страхование обслуживания и гарантийных обязательств
(лизинговые контракты), страхование строительных рисков, страхование
риска экспроприации арендуемого оборудования и т.д.;
♦ перестрахование в сфере страхования внешнеэкономических
рисков и др.
Виды и сферы страхования внешнеэкономических интересов раз-
нообразны, они аналогичны страховым операциям на внутреннем стра-
ховом рынке, но имеют и свои особенности.
Выделяются следующие основные сферы международного
страхования:
Транспортное страхование. Международное транспортное стра-
хование имеет многовековую историю развития, начавшуюся с морско-
го страхования – страхования судов, грузов и фрахта, а также ответст-
венности судовладельцев перед третьими лицами.
При страховании судов основанием заключения договора высту-
пают следующие условия: «страхование с ответственностью за гибель и
повреждение», «с ответственностью за гибель судна, включая расходы
по спасению», «с ответственностью за повреждение судна» и др.
Страхование фрахта (англ. freight – фрахт, груз) – страхование
платы за перевозку груза. В зависимости от условий оплаты фрахта в ка-
честве страхователя могут выступать владелец груза, перевозчик (су-
довладелец), либо тот и другой вместе. Страхование фрахта обычно
включается в договор страхования груза.
Договор страхования груза – «карго» – заключается либо на кон-
кретную перевозку определенного груза, либо на определенный отрезок
времени. В международной практике морских перевозок действуют тра-
диционные условия поставки товаров, в которых оговариваются вопросы
страхования грузов, зафиксированные в международных правилах
толкования торговых терминов Инкотермс –1990149. Целью Инкотермс
является установление единообразных международных правил по тол-
кованию наиболее важных терминов и понятий, применяемых в догово-
рах купли-продажи во внешней торговле. Наиболее распространенными
являются следующие:
СIF – стоимость, страхование и фрахт (cost, insurance and freight) –
включает обязанность продавца по доставке (погрузке) груза в порт от-
грузки, его оплате, фрахту и страхованию от морских рисков;
FOB – франко-борт (free on board) – включает обязанности продав-
ца по погрузке товара на борт судна, обязанности покупателя по фрахту
и страхованию груза на время перевозки. Ответственность за груз пере-
ходит к покупателю с момента пересечения борта судна;
FAS – франко вдоль борта судна (free along side) – включает обя-
занности продавца и покупателя на условиях FOB. Однако ответствен-
ность за груз переходит к покупателю после доставки груза на причал к
борту судна;
CAF – стоимость и фрахт (cost and freight) – включает обязанности
продавца по заключению за свой счет договора морской перевозки и
доставке груза на борт судна, обязанности покупателя по страхованию
груза.
Автотранспортное страхование в международном страхова-
нии преимущественно представлено основным видом – страхованием
гражданской ответственности владельцев автотранспортных
средств по «Зеленой карте». Зеленая карта – соглашение страховщи-
ков ряда стран о взаимном признании страхового покрытия гражданской
ответственности владельцев средств автотранспорта и об оказании вза-
имной помощи по урегулированию убытков, возникающих в международ-
ном автотранспортном сообщении (названа так по первоначальному
цвету страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотноше-
ние). В настоящее время Российская Федерация не входит в систему
«зеленой карты», поэтому в случае поездки автотранспортом граждан за
рубеж полис «зеленой карты» приобретается либо при пересечении гра-
ницы каждой страны, либо у иностранных страховщиков, имеющих ли-
цензии на проведение этого вида страхования.
Наряду со страхованием гражданской ответственности владельцев
автотранспортных средств, в международном страховании также страху-
ется ответственность воздушных перевозчиков – за багаж пас-
сажира и за вред причиненный третьим лицам, ответственность
морских и речных перевозчиков – за столкновение судов и загрязне-
ние вод нефтью и пр.
Страхование финансово-кредитной сферы. Все участники меж-
дународных отношений подвергаются различным коммерческим рис-
кам, возникающим вследствие:
• изменения цены товара после заключения контракта;
• отказа импортера от приема товара, особенно при инкассовой форме
расчетов;
• злоупотреблений или ухудшения валютных средств, выплатой по
поддельным банкнотам, чекам и т.д.;
• неплатежеспособности покупателя или заказчика;
• неустойчивости валютных курсов, инфляцией.
Особое место среди коммерческих рисков занимают валютные
риски как опасность валютных потерь в результате изменения курса
валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между
подписанием внешнеторгового или кредитного соглашения и осуществ-
лением платежа по нему. Так, при понижении курса валюты цены (займа)
по отношению к валюте платежа убытки несет экспортер (кредитор), так
как он получает меньшую реальную стоимость по сравнению с контракт-
ной. Напротив, при повышении курса валюты цены (займа) по отноше-
нию к валюте платежа убытки возникают у импортера и должника. В обо-
их случаях эквивалент в национальной валюте должника будет меньше
сумм, на которые контрагенты рассчитывали при подписании контрактов.
Наличие валютных рисков определяет необходимость защитных мер,
направленных на их предупреждение и ограничение потерь. В междуна-
родной практике валютные риски снижаются путем применения различ-
ных методов страхования валютных рисков:
односторонние действия одного из партнеров – страхование, лими-
тирование, хеджирование и др.;
операции страховых компаний или банков – применение валютных,
товарно-ценовых оговорок, мультивалютных корзин и т.д.;
взаимная договоренность участников сделки – операции «фор-
вард», «спот», системы срочных контрактов и др.
Другим видом страхования кредитно-финансовых гарантий являет-
ся страхование иностранных инвестиций, актуальное и имеющее
важное значение для современного этапа развития отечественной эко-
номики. Страхование иностранных инвестиций обеспечивает защиту
интересов национальных и зарубежных инвесторов при проведении фи-
нансово-кредитных операций в виде компенсации ущерба в случае не-
выполнения договорных обязательств, национализации, реквизиции,
конфискации и т.д.
Практически все внешнеэкономические операции осуществляются
через банки, что предусматривает ряд определенных гарантий в этой
сфере. Основным риском, вытекающим из природы банковских опера-
ций, является риск неплатежа заемщика. Страхование кредитов во
внешнеэкономических операциях включает страхование ответственности
заемщиков за непогашение кредита и страхование экспортных кредитов.
Страхование ответственности заемщиков за непогашение
кредита предусматривает заключение договора между страховой ком-
панией, банком и заемщиком. Объектом страхования является ответст-
венность заемщика перед банком, выдавшим кредит, за своевременное
и полное погашение кредитов и (или) за погашение кредитов, включая
процент за пользование кредитами. Обязательным условием заключе-
ния договора страхования является оценка финансового состояния и ре-
путация заемщика с точки зрения его платежеспособности.
Страхование экспортных кредитов предусматривает заключе-
ние договора страхования между страховой компанией и экспортером. В
качестве страховщика, как правило, выступают специализированные го-
сударственные страховые компании. Объектом страхования являются
вытекающие из договора купли-продажи обязательства покупателя оп-
латить в указанный в договоре срок обусловленную сумму за получен-
ные в кредит товары, которые являются предметом сделки. Страхование
экспортных кредитов предусматривает возмещение застрахованным
экспортерам:
• затрат, связанных с производством экспортной продукции, при отказе
от нее иного покупателя;
• убытков от неплатежа вследствие экономических или политических
причин;
• убытков от изменения курсового соотношения между валютой платежа
и валютой, в которой выражены издержки экспортера и др.
Кроме перечисленных видов международного страхования прово-
дятся и другие различные страховые операции во внешнеэкономической
сфере:
♦ медицинское страхование и страхование от несчастных слу-
чаев выезжающих за рубеж;
♦ страхование технических рисков: страхование монтажно-
пусковых работ, страхование обслуживания и гарантийных обязательств
(лизинговые контракты), страхование строительных рисков, страхование
риска экспроприации арендуемого оборудования и т.д.;
♦ перестрахование в сфере страхования внешнеэкономических
рисков и др.