4. Страхование грузов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Объектом страхования в страховании грузов являются имущест-
венные интересы лица, с которым заключен договор страхования, связан-
ные с владением, пользованием, распоряжением грузом вследствие по-
вреждения или уничтожения (пропажи) груза, независимо от способа его
транспортировки.
Вековая международная практика, отечественный опыт определили
основы классификации страхования грузов как одного из распростра-
ненных видов имущественного страхования.
По характеру перевозимых грузов различается страхование:
генеральных грузов (генгрузов)80;
наливных, насыпных, навальных грузов;
сельскохозяйственных и других животных;
специальных (драгоценных металлов, банковских банкнот, монет).
Исходя из способа транспортировки, выделяется:
♦ наземное страхование грузов (перевозка железнодорожным и авто-
мобильным транспортом);
♦ страхование грузов при перевозке воздушным транспортом;
♦ страхование грузов при перевозке внутренними водными путями;
♦ комбинированное страхование;
♦ страхование почтовых отправок.
С точки зрения народнохозяйственных интересов этот вид клас-
сифицируется на страхование:
• экспортных грузов;
• импортных грузов;
• внутренних перевозок;
• транзитных перевозок.
В современных условиях страхование грузов непосредственно связа-
но с мировой транспортной системой, поэтому при проведении данного ви-
да страхования необходимо прежде всего иметь общее представление о
транспортной системе и принципах ее функционирования. Основными
участниками транспортной перевозки являются:
♦ отправитель (или грузоотправитель) – физическое или юридиче-
ское лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта А в пункт Б;
♦ получатель – физическое или юридическое лицо, которое имеет
право получить этот груз в пункте Б. Это право предоставляет ему отпра-
витель, обозначив получателя в товарно-транспортных документах;
♦ перевозчик – физическое или юридическое лицо (чаще всего транс-
портная организация), владеющее транспортным средством или арендую-
щее его. Перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз
из пункта А в пункт Б и выдать его управомоченному на получение груза
лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспорт-
ное средство;
♦ экспедитор – как правило, юридическое лицо, которое обеспечивает
координацию и взаимодействие всех сторон, вовлеченных в перевозку,
осуществление перевалочных операций в пунктах перевалки и иных услуг,
связанных с договором перевозки81.
Для определения степени риска страховщика необходимо иметь точ-
ные данные, характеризующие груз. Первоначальная информация обычно
предоставляется в форме заявления на страхование или вопросника. Пре-
доставляемая страховщику информация должна содержать:
сведения о страхователе груза: название, адрес, фамилии и ини-
циалы ответственных лиц, год образования, специализация, основные по-
казатели деятельности, опыт работы в данной сфере бизнеса. Эти сведе-
ния, кажущиеся на первый взгляд незначительными, на самом деле очень
важны для оценки риска страхователя;
вид груза: точное наименование, род упаковки, число мест или мера
(масса, объем), сведения о внешнем виде, состоянии;
особые свойства и естественные качества груза: легковоспламе-
няющийся, взрывоопасный или вообще опасный по своей природе;
перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, номера
и даты коносаментов;
размещение (загрузка) в транспортном средстве: внутри, снаружи,
навалом, насыпью, наливом, крепление и сепарация груза;
маршрут следования: пункты отправления, перегрузки и назначения
груза;
право на регресс (суброгацию) и т.д.
При заключении договора страхования страховщику предоставлено
право на оценку страхового риска. Страхователь предоставляет пред-
ставителю страховщика (эксперту, аварийному комиссару, сюрвейеру) воз-
можность ознакомиться с состоянием груза в период отправки, а также
предоставляет необходимые документы, которые подтверждают его право
на груз и характеризуют условия транспортировки, в особенности риски,
покрываемые страховой защитой.
Предметом договора о страховании со страховщиком, являются
груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.
Страховой интерес к грузу могут иметь его собственник, перевоз-
чик, получатель груза. Перевозчик, несущий ответственность за сохран-
ность и доставку груза перед грузовладельцем, может заключить отдель-
ный договор страхования своей ответственности.
Страховые случаи в страховании грузов могут включать ниже пе-
речисленные условия, по которым возмещаются убытки, происшедшие от
случайностей и опасностей перевозки:
от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшед-
шего по любой причине (например, стихийных бедствий, противоправных
действий третьих лиц, крушения или столкновения судов, самолетов и дру-
гих перевозочных средств между собой; вследствие пропажи перевозочно-
го средства вместе с грузом без вести; вследствие несчастных случаев при
погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива и др.), кроме случаев,
исключающих ответственность страховщика;
убытки, расходы и взносы по общей аварии;
все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спа-
санию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его разме-
ра, если убыток возмещается по условиям страхования.
Из страховой защиты при заключении договора страхования грузов
могут быть исключены определенные риски. Не подлежат возмещению
убытки, происшедшие вследствие гибели и повреждения грузов, вызван-
ные нарушениями условий транспортировки, упаковки, складирования
вследствие соответствующих действий грузоотправителя или его предста-
вителей. Исключаются из страхового покрытия традиционные форс-
мажорные обстоятельства.
Особенностью заключения договора страхования грузов является со-
ставление генерального полиса. В соответствии со статьей 941 Граждан-
ского кодекса РФ «систематическое страхование разных партий однород-
ного имущества (товаров, грузов и т.д.) на сходных условиях в течение оп-
ределенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком
осуществляться на основании одного договора страхования генерального
полиса. Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, по-
падающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обу-
словленные таким полисом сведения в установленный срок, а если он не
предусмотрен, немедленно по их получении. Страхователь не освобожда-
ется от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений
возможность убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже мино-
вала. По требованию страхователя страховщик обязан выдавать страхо-
вые полисы по отдельным партиям имущества, попадающим под действие
генерального полиса».
Страховая сумма. Так как при страховании имущества, если дого-
вором не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать его
действительную стоимость (страховую стоимость), груз страхуется в сум-
ме, заявленной страхователем, но не выше стоимости груза, указанной в
счете поставщика с включением расходов по перевозке.
В условия страхования может быть включена франшиза, ограничи-
вающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка.
Франшиза позволяет исключить из ответственности страховщика некото-
рые виды убытков, которые практически неизбежны при транспортировке
определенных грузов: бой, лом таких грузов, как стекло, керамика, с разли-
вом, россыпью товаров, перевозимых в неупакованном виде.
Основанием для выплаты страхового возмещения для стра-
ховщика являются заявление страхователя и составленный стра-
ховщиком страховой акт, в котором указываются:
♦ название объекта страхования;
♦ номер выдачи страхового полиса и дата его выдачи;
♦ дата и место возникновения (обнаружения) события;
♦ место происшествия (погрузочная площадка, транспортное средство,
склад и т.д.);
♦ в какой период произошло событие (погрузка, разгрузка, перевозка,
хранение);
♦ причина происшествия и подробное описание обстоятельств его на-
ступления;
♦ подробное описание повреждений с указанием их степени и объема;
♦ имеется чья-либо вина или ответственность в наступлении происше-
ствия;
♦ обеспечено ли право регресса к виновной стороне;
♦ предполагаемый способ ликвидации последствий происшествия
(просушка, переупаковка, перегрузка и т.д.);
♦ каким образом (силами и средствами) предполагается произвести ли-
квидацию (уменьшение) ущерба;
♦ предполагаемый срок, необходимый для устранения последствий
происшествия;
♦ предварительная оценка размера ущерба82.
По требованию страховщика страхователем должна быть сообщена
ему в письменном виде вся информация, необходимая для суждения о
размере и причинах повреждений или гибели застрахованного груза
и предоставлены следующие документы:
• договор купли-продажи;
• счет-фактура;
• заказ на вид упаковки;
• фрахтовый ордер, заказ на перевозку (сопровождение) груза;
• таможенная декларация и таможенное извещение о размере пошли-
ны (импорт, экспорт);
• передаточная ведомость;
• коносамент или транспортная накладная (экземпляр получателя с
письменной оговоркой);
• акт осмотра;
• аварийный сертификат (если таковой имеется);
• заключение аварийного комиссара;
• калькуляция расходов по ремонту или предварительная смета расхо-
дов.
Представитель страховщика вправе приступить к осмотру постра-
давшего груза, не дожидаясь извещения страхователя об ущербе. Страхо-
ватель не вправе препятствовать ему в этом.
Размер ущерба определяется страховщиком на основании данных
осмотра и действительной стоимости пострадавшего груза, страховых и
других документов, подтверждающих размер ущерба. Осмотр поврежден-
ного груза проводит, как правило, аварийный комиссар (эксперт), кото-
рый заполняет аварийный сертификат и производит расчет ущерба. Право
решать вопрос об уплате ущерба (его размере) или отклонении его при-
надлежит исключительно страховщику.
Аварийный сертификат должен содержать следующие сведе-
ния:
наименование физического или юридического лица – заказчиков ос-
мотра транспортного средства или груза;
наименование владельца транспортного средства или груза (грузоот-
правителя, грузополучателя);
наименование и принадлежность транспортного средства, на котором
перевозился груз;
пункт (станция, порт) отправления и пункт (станция, порт) прибытия
(назначения);
условия эксплуатации (использования) транспортного средства или
перевозки груза;
перегрузки в пути следования груза и наименование транспортных
средств, участвовавших в перевозке груза;
дата нанесения ущерба транспортному средству или грузу (начало
срока предъявления претензии к перевозчику);
условия эксплуатации (использования) транспортного средства или
доставки груза (обычная или вызванная особыми обстоятельствами);
реквизиты коносамента и содержащиеся в нем оговорки;
дата обращения за осмотром транспортного средства или груза;
дата осмотра поврежденного транспортного средства или груза;
место осмотра транспортного средства или груза;
меры, принятые владельцем (водителем) транспортного средства
или грузовладельцем к предохранению транспортного средства или груза
от дальнейшей порчи или хищения;
наличие задержки в обращении за осмотром к аварийному комисса-
ру;
наличие задержки и причины задержки с осмотром транспортного
средства или груза аварийным комиссаром;
задержки при выдаче аварийного сертификата;
наружное состояние транспортного средства или груза после его дос-
тавки на место осмотра;
род упаковки и ее соответствие роду груза;
описание ущерба (характер ущерба, причины его и размер) и мнение
аварийного комиссара об ответственном за ущерб;
обеспечение страховщику права на регресс к виновнику нанесения
ущерба.
В осмотре аварийных грузов принимают участие: представитель пе-
ревозчика, аварийный комиссар и грузополучатель. Лица, участвующие в
осмотре груза, согласовывают причины ущерба и его размеры и принима-
ют меры по минимизации ущерба.
Страховое возмещение подлежит выплате после того, как полно-
стью будут установлены причины и размер ущерба.
В случае возникновения споров между сторонами о причинах и раз-
мерах ущерба каждая из сторон имеет право потребовать проведения экс-
пертизы. Экспертиза проводится за счет стороны, потребовавшей ее про-
ведения. В случае, если результатами экспертизы будет установлено, что
отказ страховщика в выплате возмещения был необоснованным, страхов-
щик принимает на себя долю расходов по экспертизе, соответствующую
соотношению суммы, в выплате которой было отказано, и суммы возмеще-
ния, выплаченной после проведения экспертизы.
Объектом страхования в страховании грузов являются имущест-
венные интересы лица, с которым заключен договор страхования, связан-
ные с владением, пользованием, распоряжением грузом вследствие по-
вреждения или уничтожения (пропажи) груза, независимо от способа его
транспортировки.
Вековая международная практика, отечественный опыт определили
основы классификации страхования грузов как одного из распростра-
ненных видов имущественного страхования.
По характеру перевозимых грузов различается страхование:
генеральных грузов (генгрузов)80;
наливных, насыпных, навальных грузов;
сельскохозяйственных и других животных;
специальных (драгоценных металлов, банковских банкнот, монет).
Исходя из способа транспортировки, выделяется:
♦ наземное страхование грузов (перевозка железнодорожным и авто-
мобильным транспортом);
♦ страхование грузов при перевозке воздушным транспортом;
♦ страхование грузов при перевозке внутренними водными путями;
♦ комбинированное страхование;
♦ страхование почтовых отправок.
С точки зрения народнохозяйственных интересов этот вид клас-
сифицируется на страхование:
• экспортных грузов;
• импортных грузов;
• внутренних перевозок;
• транзитных перевозок.
В современных условиях страхование грузов непосредственно связа-
но с мировой транспортной системой, поэтому при проведении данного ви-
да страхования необходимо прежде всего иметь общее представление о
транспортной системе и принципах ее функционирования. Основными
участниками транспортной перевозки являются:
♦ отправитель (или грузоотправитель) – физическое или юридиче-
ское лицо, отправляющее принадлежащий ему груз из пункта А в пункт Б;
♦ получатель – физическое или юридическое лицо, которое имеет
право получить этот груз в пункте Б. Это право предоставляет ему отпра-
витель, обозначив получателя в товарно-транспортных документах;
♦ перевозчик – физическое или юридическое лицо (чаще всего транс-
портная организация), владеющее транспортным средством или арендую-
щее его. Перевозчик должен доставить переданный ему отправителем груз
из пункта А в пункт Б и выдать его управомоченному на получение груза
лицу (получателю) или доставить в пункт перевалки на другое транспорт-
ное средство;
♦ экспедитор – как правило, юридическое лицо, которое обеспечивает
координацию и взаимодействие всех сторон, вовлеченных в перевозку,
осуществление перевалочных операций в пунктах перевалки и иных услуг,
связанных с договором перевозки81.
Для определения степени риска страховщика необходимо иметь точ-
ные данные, характеризующие груз. Первоначальная информация обычно
предоставляется в форме заявления на страхование или вопросника. Пре-
доставляемая страховщику информация должна содержать:
сведения о страхователе груза: название, адрес, фамилии и ини-
циалы ответственных лиц, год образования, специализация, основные по-
казатели деятельности, опыт работы в данной сфере бизнеса. Эти сведе-
ния, кажущиеся на первый взгляд незначительными, на самом деле очень
важны для оценки риска страхователя;
вид груза: точное наименование, род упаковки, число мест или мера
(масса, объем), сведения о внешнем виде, состоянии;
особые свойства и естественные качества груза: легковоспламе-
няющийся, взрывоопасный или вообще опасный по своей природе;
перевозочные документы: товарно-транспортные накладные, номера
и даты коносаментов;
размещение (загрузка) в транспортном средстве: внутри, снаружи,
навалом, насыпью, наливом, крепление и сепарация груза;
маршрут следования: пункты отправления, перегрузки и назначения
груза;
право на регресс (суброгацию) и т.д.
При заключении договора страхования страховщику предоставлено
право на оценку страхового риска. Страхователь предоставляет пред-
ставителю страховщика (эксперту, аварийному комиссару, сюрвейеру) воз-
можность ознакомиться с состоянием груза в период отправки, а также
предоставляет необходимые документы, которые подтверждают его право
на груз и характеризуют условия транспортировки, в особенности риски,
покрываемые страховой защитой.
Предметом договора о страховании со страховщиком, являются
груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.
Страховой интерес к грузу могут иметь его собственник, перевоз-
чик, получатель груза. Перевозчик, несущий ответственность за сохран-
ность и доставку груза перед грузовладельцем, может заключить отдель-
ный договор страхования своей ответственности.
Страховые случаи в страховании грузов могут включать ниже пе-
речисленные условия, по которым возмещаются убытки, происшедшие от
случайностей и опасностей перевозки:
от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшед-
шего по любой причине (например, стихийных бедствий, противоправных
действий третьих лиц, крушения или столкновения судов, самолетов и дру-
гих перевозочных средств между собой; вследствие пропажи перевозочно-
го средства вместе с грузом без вести; вследствие несчастных случаев при
погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме топлива и др.), кроме случаев,
исключающих ответственность страховщика;
убытки, расходы и взносы по общей аварии;
все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спа-
санию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его разме-
ра, если убыток возмещается по условиям страхования.
Из страховой защиты при заключении договора страхования грузов
могут быть исключены определенные риски. Не подлежат возмещению
убытки, происшедшие вследствие гибели и повреждения грузов, вызван-
ные нарушениями условий транспортировки, упаковки, складирования
вследствие соответствующих действий грузоотправителя или его предста-
вителей. Исключаются из страхового покрытия традиционные форс-
мажорные обстоятельства.
Особенностью заключения договора страхования грузов является со-
ставление генерального полиса. В соответствии со статьей 941 Граждан-
ского кодекса РФ «систематическое страхование разных партий однород-
ного имущества (товаров, грузов и т.д.) на сходных условиях в течение оп-
ределенного срока может по соглашению страхователя со страховщиком
осуществляться на основании одного договора страхования генерального
полиса. Страхователь обязан в отношении каждой партии имущества, по-
падающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику обу-
словленные таким полисом сведения в установленный срок, а если он не
предусмотрен, немедленно по их получении. Страхователь не освобожда-
ется от этой обязанности, даже если к моменту получения таких сведений
возможность убытков, подлежащих возмещению страховщиком, уже мино-
вала. По требованию страхователя страховщик обязан выдавать страхо-
вые полисы по отдельным партиям имущества, попадающим под действие
генерального полиса».
Страховая сумма. Так как при страховании имущества, если дого-
вором не предусмотрено иное, страховая сумма не должна превышать его
действительную стоимость (страховую стоимость), груз страхуется в сум-
ме, заявленной страхователем, но не выше стоимости груза, указанной в
счете поставщика с включением расходов по перевозке.
В условия страхования может быть включена франшиза, ограничи-
вающая ответственность страховщика по сумме возмещаемого убытка.
Франшиза позволяет исключить из ответственности страховщика некото-
рые виды убытков, которые практически неизбежны при транспортировке
определенных грузов: бой, лом таких грузов, как стекло, керамика, с разли-
вом, россыпью товаров, перевозимых в неупакованном виде.
Основанием для выплаты страхового возмещения для стра-
ховщика являются заявление страхователя и составленный стра-
ховщиком страховой акт, в котором указываются:
♦ название объекта страхования;
♦ номер выдачи страхового полиса и дата его выдачи;
♦ дата и место возникновения (обнаружения) события;
♦ место происшествия (погрузочная площадка, транспортное средство,
склад и т.д.);
♦ в какой период произошло событие (погрузка, разгрузка, перевозка,
хранение);
♦ причина происшествия и подробное описание обстоятельств его на-
ступления;
♦ подробное описание повреждений с указанием их степени и объема;
♦ имеется чья-либо вина или ответственность в наступлении происше-
ствия;
♦ обеспечено ли право регресса к виновной стороне;
♦ предполагаемый способ ликвидации последствий происшествия
(просушка, переупаковка, перегрузка и т.д.);
♦ каким образом (силами и средствами) предполагается произвести ли-
квидацию (уменьшение) ущерба;
♦ предполагаемый срок, необходимый для устранения последствий
происшествия;
♦ предварительная оценка размера ущерба82.
По требованию страховщика страхователем должна быть сообщена
ему в письменном виде вся информация, необходимая для суждения о
размере и причинах повреждений или гибели застрахованного груза
и предоставлены следующие документы:
• договор купли-продажи;
• счет-фактура;
• заказ на вид упаковки;
• фрахтовый ордер, заказ на перевозку (сопровождение) груза;
• таможенная декларация и таможенное извещение о размере пошли-
ны (импорт, экспорт);
• передаточная ведомость;
• коносамент или транспортная накладная (экземпляр получателя с
письменной оговоркой);
• акт осмотра;
• аварийный сертификат (если таковой имеется);
• заключение аварийного комиссара;
• калькуляция расходов по ремонту или предварительная смета расхо-
дов.
Представитель страховщика вправе приступить к осмотру постра-
давшего груза, не дожидаясь извещения страхователя об ущербе. Страхо-
ватель не вправе препятствовать ему в этом.
Размер ущерба определяется страховщиком на основании данных
осмотра и действительной стоимости пострадавшего груза, страховых и
других документов, подтверждающих размер ущерба. Осмотр поврежден-
ного груза проводит, как правило, аварийный комиссар (эксперт), кото-
рый заполняет аварийный сертификат и производит расчет ущерба. Право
решать вопрос об уплате ущерба (его размере) или отклонении его при-
надлежит исключительно страховщику.
Аварийный сертификат должен содержать следующие сведе-
ния:
наименование физического или юридического лица – заказчиков ос-
мотра транспортного средства или груза;
наименование владельца транспортного средства или груза (грузоот-
правителя, грузополучателя);
наименование и принадлежность транспортного средства, на котором
перевозился груз;
пункт (станция, порт) отправления и пункт (станция, порт) прибытия
(назначения);
условия эксплуатации (использования) транспортного средства или
перевозки груза;
перегрузки в пути следования груза и наименование транспортных
средств, участвовавших в перевозке груза;
дата нанесения ущерба транспортному средству или грузу (начало
срока предъявления претензии к перевозчику);
условия эксплуатации (использования) транспортного средства или
доставки груза (обычная или вызванная особыми обстоятельствами);
реквизиты коносамента и содержащиеся в нем оговорки;
дата обращения за осмотром транспортного средства или груза;
дата осмотра поврежденного транспортного средства или груза;
место осмотра транспортного средства или груза;
меры, принятые владельцем (водителем) транспортного средства
или грузовладельцем к предохранению транспортного средства или груза
от дальнейшей порчи или хищения;
наличие задержки в обращении за осмотром к аварийному комисса-
ру;
наличие задержки и причины задержки с осмотром транспортного
средства или груза аварийным комиссаром;
задержки при выдаче аварийного сертификата;
наружное состояние транспортного средства или груза после его дос-
тавки на место осмотра;
род упаковки и ее соответствие роду груза;
описание ущерба (характер ущерба, причины его и размер) и мнение
аварийного комиссара об ответственном за ущерб;
обеспечение страховщику права на регресс к виновнику нанесения
ущерба.
В осмотре аварийных грузов принимают участие: представитель пе-
ревозчика, аварийный комиссар и грузополучатель. Лица, участвующие в
осмотре груза, согласовывают причины ущерба и его размеры и принима-
ют меры по минимизации ущерба.
Страховое возмещение подлежит выплате после того, как полно-
стью будут установлены причины и размер ущерба.
В случае возникновения споров между сторонами о причинах и раз-
мерах ущерба каждая из сторон имеет право потребовать проведения экс-
пертизы. Экспертиза проводится за счет стороны, потребовавшей ее про-
ведения. В случае, если результатами экспертизы будет установлено, что
отказ страховщика в выплате возмещения был необоснованным, страхов-
щик принимает на себя долю расходов по экспертизе, соответствующую
соотношению суммы, в выплате которой было отказано, и суммы возмеще-
ния, выплаченной после проведения экспертизы.