3. Добровольное медицинское страхование
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Медицинское страхование осуществляется в двух основных формах:
обязательной и добровольной, каждая из которых имеет свои особенности,
принципы и порядок проведения страхования.
В Законе РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» основная
цель медицинского страхования сформулирована следующим образом:
«…гарантировать гражданам при возникновении страхового случая полу-
чение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать
профилактические мероприятия»69.
Исходя из общей цели, можно выделить несколько частных задач.
Социальные задачи: охрана здоровья населения, обеспечение воспроиз-
водства населения, развитие медицинского обслуживания. Экономиче-
ские задачи: финансирование здравоохранения, улучшение его матери-
альной базы, защиты доходов граждан и их семей, перераспределение
средств, идущих на оплату медицинских услуг, между различными группа-
ми населения.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наибо-
лее важных элементов системы социальной защиты населения в части ох-
раны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае
заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для
населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и
исполнительных органов определяет основные принципы организации
ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специ-
альные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное
медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении
всем гражданам равных гарантированных возможностей получения меди-
цинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанав-
ливаемых государственными программами ОМС.
Добровольное медицинское страхование (ДМС). Добровольное
медицинское страхование аналогично обязательному медицинскому стра-
хованию и преследует ту же социальную цель – предоставление гражда-
нам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финанси-
рования. Однако эта общая цель достигается двумя системами разными
средствами.
Во-первых, ДМС, в отличие от ОМС, является отраслью не соци-
ального, а коммерческого страхования. ДМС наряду со страхованием
жизни и страхованием от несчастных случаев относится к сфере личного
страхования.
Во-вторых, как правило, ДМС выступает дополнением к системе
ОМС, обеспечивая гражданам возможность получения медицинских услуг
сверх установленных в программах ОМС или гарантированных в рамках
государственной бюджетной медицины.
В-третьих, несмотря на то, что и та, и другая системы страховые,
ОМС использует принцип солидарности, а ДМС – принцип страховой эк-
вивалентности. По договору ДМС застрахованный получает те виды ме-
дицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая
премия.
В-четвертых, участие в программах ДМС не регламентируется го-
сударством и реализует потребности и возможности каждого отдельного
гражданина или профессионального коллектива.
С экономической точки зрения ДМС представляет собой механизм
компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением
болезни или несчастного случая.
Социально-экономическое значение ДМС заключается в том, что
оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспе-
чения и социального страхования, до максимально возможных в современ-
ных условиях стандартов. Это касается в первую очередь проведения до-
рогостоящих видов лечения и диагностики; применения наиболее совре-
менных медицинских технологий; обеспечения комфортных условий лече-
ния.
Основные виды ДМС. Виды ДМС различают в зависимости от по-
следствий наступления болезни как экономического, так и медико-
реабилитационного характера; объема страхового покрытия; типа страхо-
вого тарифа; степени дополнения системы ОМС.
По экономическим последствиям для человека выделяют два
вида страхования:
страхование затрат, связанных с лечением, восстановлением здоровья;
страхование потерь дохода, связанных с наступлением заболевания.
По медико-реабилитационным последствиям виды страхования
различают в зависимости от типа и методов необходимого лечения. Набор
гарантий расширяется или сужается каждой отдельной страховой компа-
нией в зависимости от действующих в ней программ ДМС. Поэтому приня-
то выделять основные виды медицинского страхования и дополнитель-
ные виды (опционы).
К первым относят страхование расходов на амбулаторное и ста-
ционарное медицинское обслуживание. Эти гарантии компенсируют затра-
ты на основное лечение, необходимое по жизненным показаниям.
Ко вторым относят виды страхования, покрывающие расходы на со-
путствующие лечению услуги или специализированную медицинскую по-
мощь (стоматологию, родовспоможение, протезирование и некоторые дру-
гие).
В зависимости от объема страхового покрытия различают:
♦ полное страхование медицинских расходов – предоставляет гаран-
тию покрытия расходов как на амбулаторное, так и стационарное лечение;
♦ частичное страхование медицинских расходов – покрывает затраты
либо на амбулаторное лечение, либо на стационарное, либо на специали-
зированное лечение (стоматология, санаторно-курортное лечение, родо-
вспоможение и т.п.) по выбору страхователя;
♦ страхование расходов только по одному риску.
Предметом ДМС являются расходы на необходимое с медицинской
точки зрения медицинское обслуживание застрахованного лица в случае
болезни или при несчастном случае. Исходя из возможностей современной
медицины и потребностей клиентов, страховые организации разрабатыва-
ют Правила страхования, а затем конкретизируют их, составляя различные
программы ДМС.
В качестве объекта ДМС обычно указывается риск возникновения
затрат на медицинское обслуживание застрахованного.
Под страховым случаем в ДМС понимают обращение застрахован-
ного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью.
Страховой случай считается урегулированным, когда по медицинским по-
казаниям исчезает необходимость дальнейшего лечения. Число страховых
случаев по правилам ДМС может быть неограниченным.
Страховое покрытие по ДМС определяется:
1) либо твердо установленной страховой суммой, в пределах кото-
рой оплачивается годовой объем конкретных медицинских расходов за-
страхованного;
2) либо перечнем страховых случаев, при которых гарантируется
полная оплата лечения;
3) либо перечнем медицинских расходов с лимитом ответственно-
сти страховщика по каждому виду.
Если Правила ДМС содержат основные экономико-правовые аспекты
предлагаемого страховщиком медицинского страхования, то программы
ДМС содержат:
♦ перечень медицинских услуг, входящих в страховое покрытие;
♦ шкалу страховых сумм, в пределах которых может заключаться договор
страхования;
♦ лимиты ответственности страховщика по отдельным видам медицинских
услуг;
♦ опционы с указанием размеров дополнительного страхового взноса;
♦ шкалу страховых премий, соответствующих шкале предлагаемых стра-
ховых сумм;
♦ перечень медицинских учреждений, обслуживающих данную программу;
♦ период страхования.
4. Негосударственное пенсионное страхование
Пенсионное страхование – вид страхования жизни, предусмат-
ривающий выплаты страховых сумм (страхового обеспечения) по достиже-
нии застрахованным лицом возраста выхода на пенсию, т.е. дожития до
пенсионного возраста70.
Пенсионное страхование осуществляется в обязательном и доб-
ровольном порядке. В первом случае происходит государственное пенси-
онное обеспечение граждан в случае их выхода на пенсию по старости,
выработке трудового стажа, инвалидности за счет средств государствен-
ных внебюджетных фондов, формируемых за счет средств работодателей,
во втором – пенсионное страхование проводится страховыми компаниями
или негосударственными страховыми фондами (НПФ) за счет средств гра-
ждан или их работодателей как дополнение к гарантированному государст-
вом уровню пенсионного обеспечения.
Актуальность развития системы дополнительного пенсионного стра-
хования вызвана необходимостью решения проблем своевременных вы-
плат минимально гарантированных государством пенсий, а также сохране-
ния достигнутого уровня благосостояния при выходе на пенсию. Основны-
ми причинами кризиса государственной системы пенсионного обеспечения
являются:
постоянное недофинансирование в связи с действующим принципом
выплаты пенсий нынешним пенсионерам за счет сегодняшнего работаю-
щего населения, а не за счет накопления средств в течение трудового ста-
жа работника;
старение населения страны и возрастание продолжительности жизни
населения: по статистическим данным на одного пенсионера приходится
один работающий, что не позволяет не только использовать накопление
средств государственного внебюджетного фонда (ПФР), но и проводить
постоянное субсидирование его за счет средств бюджета для перекрытия
возникающей разницы в виде необходимого объема пенсий и реально
формируемого.
Одним из вариантов решения перечисленных проблем является до-
полнительное пенсионное обеспечение в виде создания системы ком-
плексного пенсионного страхования. Два уровня системы – социальная и
трудовая пенсия – обеспечиваются государством71. При этом государство
обеспечивает соблюдение установленных законодательством обязатель-
ных минимальных социальных гарантий. Третий уровень представлен сис-
темой негосударственного пенсионного обеспечения.
Система негосударственного пенсионного обеспечения вклю-
чает в себя банки, страховые компании, пенсионные кассы предприятий и
пенсионные фонды. В реализации дополнительного пенсионного обеспе-
чения возможны различные варианты. Первый из них – сам работник или
его предприятие покупают для него пенсионный полис страховой компании,
дающий право на пожизненную ренту. Второй – открытие персональных
пенсионных счетов в коммерческих банках. Третий – участие в негосудар-
ственных пенсионных фондах.
Дополнительное пенсионное страхование в настоящее время осуще-
ствляется двумя отдельными институтами – страховыми компаниями и
негосударственными пенсионными фондами. При наличии особенностей в
организации и технологии пенсионного страхования существуют некоторые
общие условия проведения данного вида страхования.
1. Пенсионное страхование, как любое страхование жизни, связано с
долгосрочностью договора и дожитием (смертью) застрахованно-
го лица до определенного возраста, установленного договором. Стра-
ховым событием является достижение застрахованным лицом пен-
сионного возраста. Однако договор страхования дополнительной пенсии
может также включать другие виды рисков, например, от несчастного слу-
чая и на случай смерти.
2. Договор пенсионного страхования может быть заключен как с гра-
жданами (физическими лицами), так и с юридическими лицами. Причем в
последнем случае заключение договора страхования может быть одним из
условий коллективного трудового договора или являться дополнительным
стимулом для поощрения работников. Максимальный возраст застрахо-
ванного лица в момент заключения договора страхования для женщин
обычно ограничен 54 годами, а для мужчин – 59 годами, т.е. за год до на-
ступления пенсионного возраста.
3. Страховая сумма устанавливается в договоре страхования в
размере периодических страховых выплат, т.е. текущих выплат, аннуите-
тов или пенсий.
4. Страховая премия. Страховая премия может быть внесена либо
периодическими платежами, либо единовременно. При рассроченной
форме уплаты взносов может быть установлена их индексация для того,
чтобы страховщик и страхователь корректировали величину взаимных обя-
зательств с учетом действительной стоимости страхового обязательства.
5. Выплата пенсии. Размер пенсии, получаемой застрахованным
лицом, зависит от:
• размера внесенных страхователем взносов;
• количества лет, прошедших от момента заключения договора
страхования (и внесения первого взноса) до начала пенсионных выплат:
чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и тем
выше может быть размер полученной пенсии при прочих равных условиях;
• возраста и пола застрахованного лица: это обстоятельство влияет
на размер пенсии, так как оно связано с продолжительностью жизни за-
страхованного лица и, следовательно, определяет продолжительность пе-
риода выплат пенсий и необходимый для этого страховой фонд.
Условиями страхования может быть предусмотрено участие застра-
хованного лица в прибыли, получаемой страховщиком в результате инве-
стирования страховых взносов. В этом случае страховая выплата увеличи-
вается на размер выплаты, связанной с участием в прибыли страховщика.
Выплата дополнительной пенсии может происходить в течение опреде-
ленного периода времени или пожизненно. Если застрахованное лицо
умерло, дожив до пенсионного возраста, но не успев получить ни одной
выплаты, то обычно условиями страхования предусматривается выплата
выгодоприобретателю (либо наследникам) суммы в размере определенно-
го количества пенсий.
Институтом страхования, специально созданным для проведения до-
полнительного пенсионного страхования, является негосудар-ственный
пенсионный фонд.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – особая организа-
ционно-правовая форма некоммерческой организации социального обес-
печения, исключительным видом деятельности которой является негосу-
дарственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании до-
говоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вклад-
чиками в пользу участников фонда. Деятельность НФП включает аккумули-
рование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пен-
сионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участ-
никам фонда. В настоящее время деятельность НПФ в России регламен-
тируется рядом специальных нормативных актов72. Основное значение
НПФ заключается в дополнении системы государственного пенсионного
обеспечения граждан и долгосрочном аккумулировании и инвестировании
значительных финансовых средств.
В систему НПФ входят:
вкладчики (участники)73;
НПФ;
управляющие компании (или компании по управлению активами
пенсионных фондов – КУАПФ). НПФ осуществляют размещение пенсион-
ных резервов через КУАПФ с целью получения дохода от их инвестирова-
ния по договорам доверительного управления. КУАПФ несут имуществен-
ную ответственность за сохранение активов НПФ и обеспечение мини-
мального уровня рентабельности. Таким образом, НПФ – это структура, ко-
торая принимает взносы, по сути дела, в траст (доверительное управле-
ние), старается максимально выгодно разместить их и по истечении опре-
деленного срока начинает выплачивать гражданам дополнительные пен-
сии;
инспекция НПФ РФ. Контроль за деятельностью НПФ осуществляет
Инспекция НПФ РФ при Министерстве труда Правительства РФ, в функции
которой входят регистрация и лицензирование деятельности НПФ, кон-
троль за обеспечением обязательств фондов, обобщение практики их дея-
тельности;
межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций НПФ;
ассоциация фондов;
другие организации, необходимые для обеспечения нормального
функционирования этой системы.
По принципу организации НПФ можно классифицировать на74:
– корпоративные (отраслевые). Корпоративные пенсионные фон-
ды создаются с согласия и при участии администрации предприятия (от-
расли) и/или профсоюза, их основная задача – обеспечение работников
предприятия дополнительной пенсией. При этом администрация (профсо-
юз, трудовой коллектив) получает действенный инструмент кадровой поли-
тики. Предприятие отчисляет в НПФ определенный размер взносов за ра-
ботника. Работники также имеют возможность отчислять часть своего до-
хода в пенсионный фонд. Порядок внесения взносов работодателями и ра-
ботниками может определяться коллективным договором или индивиду-
альным контрактом. Участниками таких фондов могут быть и члены семей
работников предприятия. Гарантом выплаты накоплений в случае несо-
стоятельности фонда является предприятие;
– региональные (межрегиональные). Участниками фонда могут
быть любые физические лица. Региональный пенсионный фонд ориенти-
руется на работу с индивидуальными вкладчиками, с населением. Фонд
может также заключать и коллективные договоры дополнительного пенси-
онного обеспечения (оптимальное количество работающих на которых не
превышает 300 человек);
– специализированные, которые предполагают кроме денежных
выплат дополнительные услуги пенсионерам: патронажные услуги, льгот-
ное медицинское обслуживание, ритуальные услуги и др.
Основным элементом организации дополнительного пенсионного
обеспечения являются пенсионные схемы, основные характеристики ко-
торых описываются в правилах фонда и включаются в договоры дополни-
тельного пенсионного обеспечения, заключаемые между фондом и участ-
ником. Коллективный договор о дополнительном пенсионном обеспечении
работников предприятия заключается с юридическим лицом, индивидуальный – с физическим лицом. Каждый НПФ предлагает, как правило, не-
сколько десятков пенсионных схем.
Анализ правил фонда и договоров дополнительного пенсионного
обеспечения позволяет разделить пенсионные схемы на две группы (рис.
4.4):
1) солидарные пенсионные схемы, использующие принцип пере-
распределения средств между поколениями в рамках предприятия или от-
расли;
2) накопительные пенсионные схемы, использующие принцип
полного предварительного фондирования пенсионных выплат.
Накопительные схемы можно разделить на три подгруппы:
1) сберегательные пенсионные схемы с возможностью наследова-
ния пенсионных накоплений в случае смерти участника до окончания срока
действия договора;
2) страховые пенсионные схемы с перераспределением ответствен-
ности между участниками фонда;
3) смешанные пенсионные схемы, предусматривающие сберегатель-
ную схему на этапе накопления и страховую – на этапе выплат.
Наиболее приемлемой для России пока является накопительная
схема, т.е. с установленными размерами выплат. Размер и виды пенсион-
ных выплат определяются исходя из размера пенсионных накоплений на
момент оформления дополнительной пенсии. 90% НПФ предлагают схемы
с установленными размерами взносов, в которых основной риск достаточ-
ного уровня пенсионного обеспечения (инфляция) переносится с работо-
дателя на вкладчика (участника). При наступлении пенсионного возраста
(или других случаев согласно договора) участник фонда получает пенсион-
ные выплаты в соответствии с размером накоплений на персональном сче-
те (пенсионные взносы и инвестиционный доход, за счет операций КУАПФ).
Схемы с установленными размерами выплат предлагаются гораздо реже,
так как основной риск таких схем приходится на фонд или работодателя.
По таким схемам в момент заключения договора определяют фиксирован-
ный размер будущей пенсии. При этом принципы и порядок определения
размера пенсионных взносов устанавливаются фондом в зависимости от
установленного размера пенсий, продолжительности внесения пенсионных
взносов, инвестиционной политики, оценки экономической и демографиче-
ской ситуации в стране или регионе инвестирования активов на перспекти-
ву и с учетом многих других факторов. Для этого проводятся актуарные
расчеты баланса пенсионных взносов и выплат. В любом случае участнику
фонда при наступлении соответствующего возраста гарантируется пенсия
в размерах, предусмотренных в договоре.
Рис. 4.4. Классификация пенсионных схем
Виды пенсионных выплат определяются участником самостоя-
тельно. Основные виды выплат:
♦ пожизненная пенсия. Как правило, не предполагает наследования
пенсионной суммы в случае смерти участника фонда. Но возможны вари-
анты, когда переживший супруг частично наследует сумму пенсионных вы-
плат. Пенсионные выплаты до исчерпания накоплений на персональном
счете участника – остаток суммы в случае смерти участника также подле-
жит наследованию;
♦ единовременная пенсия. По окончании срока договора выплачива-
ется вся сумма, накопленная на персональном счете.
♦ срочная пенсия. Пенсионные выплаты производятся в течение ого-
воренного ряда лет; остаток пенсионной суммы в случае смерти участника
до окончания срока выплат выплачивается наследникам единовременно
или в виде пенсии;
♦ другие виды. Например, единовременная выплата части пенсион-
ных накоплений (как правило, не выше 40%) и последующая выплата по
любой из первых схем.
Выводы
Страхование жизни представляет собой совокупность таких видов
страхования, которые предусматривают обязательства страховщика в об-
мен на уплату страховых премий выплатить страховую сумму (или ренту),
согласованную со страхователем, указанному в договоре лицу в случае
смерти застрахованного или его дожития до определенного договором
страхования срока.
Страхование от несчастных случаев является наиболее распростра-
ненным видом страхования во всех странах мира и представляет собой
защиту материальных интересов человека, связанных с утратой трудоспо-
собности или смертью вследствие несчастного случая. Страхование от несчастных случаев относится к иным видам страхования, чем страхование
жизни и действует на принципах страхования ущерба.
Добровольное медицинское страхование выступает дополнением к
системе государственного здравоохранения и обязательного медицинского
страхования. Основной целью добровольного медицинского страхования
является компенсация застрахованным гражданам финансовых расходов и
потерь, связанных с болезнью или травмой, которые не покрываются госу-
дарственной или обязательной страховой медициной.
Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ осуществляется на
добровольной основе в дополнение к государственной пенсии. Оно может
быть реализовано в трех вариантах: путем приобретения индивидуальных
пенсионных полисов, открытием персональных вкладов в коммерческих
банках, участием в негосударственных пенсионных фондах.
Медицинское страхование осуществляется в двух основных формах:
обязательной и добровольной, каждая из которых имеет свои особенности,
принципы и порядок проведения страхования.
В Законе РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» основная
цель медицинского страхования сформулирована следующим образом:
«…гарантировать гражданам при возникновении страхового случая полу-
чение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать
профилактические мероприятия»69.
Исходя из общей цели, можно выделить несколько частных задач.
Социальные задачи: охрана здоровья населения, обеспечение воспроиз-
водства населения, развитие медицинского обслуживания. Экономиче-
ские задачи: финансирование здравоохранения, улучшение его матери-
альной базы, защиты доходов граждан и их семей, перераспределение
средств, идущих на оплату медицинских услуг, между различными группа-
ми населения.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наибо-
лее важных элементов системы социальной защиты населения в части ох-
раны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае
заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для
населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и
исполнительных органов определяет основные принципы организации
ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специ-
альные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное
медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении
всем гражданам равных гарантированных возможностей получения меди-
цинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанав-
ливаемых государственными программами ОМС.
Добровольное медицинское страхование (ДМС). Добровольное
медицинское страхование аналогично обязательному медицинскому стра-
хованию и преследует ту же социальную цель – предоставление гражда-
нам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финанси-
рования. Однако эта общая цель достигается двумя системами разными
средствами.
Во-первых, ДМС, в отличие от ОМС, является отраслью не соци-
ального, а коммерческого страхования. ДМС наряду со страхованием
жизни и страхованием от несчастных случаев относится к сфере личного
страхования.
Во-вторых, как правило, ДМС выступает дополнением к системе
ОМС, обеспечивая гражданам возможность получения медицинских услуг
сверх установленных в программах ОМС или гарантированных в рамках
государственной бюджетной медицины.
В-третьих, несмотря на то, что и та, и другая системы страховые,
ОМС использует принцип солидарности, а ДМС – принцип страховой эк-
вивалентности. По договору ДМС застрахованный получает те виды ме-
дицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая
премия.
В-четвертых, участие в программах ДМС не регламентируется го-
сударством и реализует потребности и возможности каждого отдельного
гражданина или профессионального коллектива.
С экономической точки зрения ДМС представляет собой механизм
компенсации гражданам расходов и потерь, связанных с наступлением
болезни или несчастного случая.
Социально-экономическое значение ДМС заключается в том, что
оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспе-
чения и социального страхования, до максимально возможных в современ-
ных условиях стандартов. Это касается в первую очередь проведения до-
рогостоящих видов лечения и диагностики; применения наиболее совре-
менных медицинских технологий; обеспечения комфортных условий лече-
ния.
Основные виды ДМС. Виды ДМС различают в зависимости от по-
следствий наступления болезни как экономического, так и медико-
реабилитационного характера; объема страхового покрытия; типа страхо-
вого тарифа; степени дополнения системы ОМС.
По экономическим последствиям для человека выделяют два
вида страхования:
страхование затрат, связанных с лечением, восстановлением здоровья;
страхование потерь дохода, связанных с наступлением заболевания.
По медико-реабилитационным последствиям виды страхования
различают в зависимости от типа и методов необходимого лечения. Набор
гарантий расширяется или сужается каждой отдельной страховой компа-
нией в зависимости от действующих в ней программ ДМС. Поэтому приня-
то выделять основные виды медицинского страхования и дополнитель-
ные виды (опционы).
К первым относят страхование расходов на амбулаторное и ста-
ционарное медицинское обслуживание. Эти гарантии компенсируют затра-
ты на основное лечение, необходимое по жизненным показаниям.
Ко вторым относят виды страхования, покрывающие расходы на со-
путствующие лечению услуги или специализированную медицинскую по-
мощь (стоматологию, родовспоможение, протезирование и некоторые дру-
гие).
В зависимости от объема страхового покрытия различают:
♦ полное страхование медицинских расходов – предоставляет гаран-
тию покрытия расходов как на амбулаторное, так и стационарное лечение;
♦ частичное страхование медицинских расходов – покрывает затраты
либо на амбулаторное лечение, либо на стационарное, либо на специали-
зированное лечение (стоматология, санаторно-курортное лечение, родо-
вспоможение и т.п.) по выбору страхователя;
♦ страхование расходов только по одному риску.
Предметом ДМС являются расходы на необходимое с медицинской
точки зрения медицинское обслуживание застрахованного лица в случае
болезни или при несчастном случае. Исходя из возможностей современной
медицины и потребностей клиентов, страховые организации разрабатыва-
ют Правила страхования, а затем конкретизируют их, составляя различные
программы ДМС.
В качестве объекта ДМС обычно указывается риск возникновения
затрат на медицинское обслуживание застрахованного.
Под страховым случаем в ДМС понимают обращение застрахован-
ного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью.
Страховой случай считается урегулированным, когда по медицинским по-
казаниям исчезает необходимость дальнейшего лечения. Число страховых
случаев по правилам ДМС может быть неограниченным.
Страховое покрытие по ДМС определяется:
1) либо твердо установленной страховой суммой, в пределах кото-
рой оплачивается годовой объем конкретных медицинских расходов за-
страхованного;
2) либо перечнем страховых случаев, при которых гарантируется
полная оплата лечения;
3) либо перечнем медицинских расходов с лимитом ответственно-
сти страховщика по каждому виду.
Если Правила ДМС содержат основные экономико-правовые аспекты
предлагаемого страховщиком медицинского страхования, то программы
ДМС содержат:
♦ перечень медицинских услуг, входящих в страховое покрытие;
♦ шкалу страховых сумм, в пределах которых может заключаться договор
страхования;
♦ лимиты ответственности страховщика по отдельным видам медицинских
услуг;
♦ опционы с указанием размеров дополнительного страхового взноса;
♦ шкалу страховых премий, соответствующих шкале предлагаемых стра-
ховых сумм;
♦ перечень медицинских учреждений, обслуживающих данную программу;
♦ период страхования.
4. Негосударственное пенсионное страхование
Пенсионное страхование – вид страхования жизни, предусмат-
ривающий выплаты страховых сумм (страхового обеспечения) по достиже-
нии застрахованным лицом возраста выхода на пенсию, т.е. дожития до
пенсионного возраста70.
Пенсионное страхование осуществляется в обязательном и доб-
ровольном порядке. В первом случае происходит государственное пенси-
онное обеспечение граждан в случае их выхода на пенсию по старости,
выработке трудового стажа, инвалидности за счет средств государствен-
ных внебюджетных фондов, формируемых за счет средств работодателей,
во втором – пенсионное страхование проводится страховыми компаниями
или негосударственными страховыми фондами (НПФ) за счет средств гра-
ждан или их работодателей как дополнение к гарантированному государст-
вом уровню пенсионного обеспечения.
Актуальность развития системы дополнительного пенсионного стра-
хования вызвана необходимостью решения проблем своевременных вы-
плат минимально гарантированных государством пенсий, а также сохране-
ния достигнутого уровня благосостояния при выходе на пенсию. Основны-
ми причинами кризиса государственной системы пенсионного обеспечения
являются:
постоянное недофинансирование в связи с действующим принципом
выплаты пенсий нынешним пенсионерам за счет сегодняшнего работаю-
щего населения, а не за счет накопления средств в течение трудового ста-
жа работника;
старение населения страны и возрастание продолжительности жизни
населения: по статистическим данным на одного пенсионера приходится
один работающий, что не позволяет не только использовать накопление
средств государственного внебюджетного фонда (ПФР), но и проводить
постоянное субсидирование его за счет средств бюджета для перекрытия
возникающей разницы в виде необходимого объема пенсий и реально
формируемого.
Одним из вариантов решения перечисленных проблем является до-
полнительное пенсионное обеспечение в виде создания системы ком-
плексного пенсионного страхования. Два уровня системы – социальная и
трудовая пенсия – обеспечиваются государством71. При этом государство
обеспечивает соблюдение установленных законодательством обязатель-
ных минимальных социальных гарантий. Третий уровень представлен сис-
темой негосударственного пенсионного обеспечения.
Система негосударственного пенсионного обеспечения вклю-
чает в себя банки, страховые компании, пенсионные кассы предприятий и
пенсионные фонды. В реализации дополнительного пенсионного обеспе-
чения возможны различные варианты. Первый из них – сам работник или
его предприятие покупают для него пенсионный полис страховой компании,
дающий право на пожизненную ренту. Второй – открытие персональных
пенсионных счетов в коммерческих банках. Третий – участие в негосудар-
ственных пенсионных фондах.
Дополнительное пенсионное страхование в настоящее время осуще-
ствляется двумя отдельными институтами – страховыми компаниями и
негосударственными пенсионными фондами. При наличии особенностей в
организации и технологии пенсионного страхования существуют некоторые
общие условия проведения данного вида страхования.
1. Пенсионное страхование, как любое страхование жизни, связано с
долгосрочностью договора и дожитием (смертью) застрахованно-
го лица до определенного возраста, установленного договором. Стра-
ховым событием является достижение застрахованным лицом пен-
сионного возраста. Однако договор страхования дополнительной пенсии
может также включать другие виды рисков, например, от несчастного слу-
чая и на случай смерти.
2. Договор пенсионного страхования может быть заключен как с гра-
жданами (физическими лицами), так и с юридическими лицами. Причем в
последнем случае заключение договора страхования может быть одним из
условий коллективного трудового договора или являться дополнительным
стимулом для поощрения работников. Максимальный возраст застрахо-
ванного лица в момент заключения договора страхования для женщин
обычно ограничен 54 годами, а для мужчин – 59 годами, т.е. за год до на-
ступления пенсионного возраста.
3. Страховая сумма устанавливается в договоре страхования в
размере периодических страховых выплат, т.е. текущих выплат, аннуите-
тов или пенсий.
4. Страховая премия. Страховая премия может быть внесена либо
периодическими платежами, либо единовременно. При рассроченной
форме уплаты взносов может быть установлена их индексация для того,
чтобы страховщик и страхователь корректировали величину взаимных обя-
зательств с учетом действительной стоимости страхового обязательства.
5. Выплата пенсии. Размер пенсии, получаемой застрахованным
лицом, зависит от:
• размера внесенных страхователем взносов;
• количества лет, прошедших от момента заключения договора
страхования (и внесения первого взноса) до начала пенсионных выплат:
чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и тем
выше может быть размер полученной пенсии при прочих равных условиях;
• возраста и пола застрахованного лица: это обстоятельство влияет
на размер пенсии, так как оно связано с продолжительностью жизни за-
страхованного лица и, следовательно, определяет продолжительность пе-
риода выплат пенсий и необходимый для этого страховой фонд.
Условиями страхования может быть предусмотрено участие застра-
хованного лица в прибыли, получаемой страховщиком в результате инве-
стирования страховых взносов. В этом случае страховая выплата увеличи-
вается на размер выплаты, связанной с участием в прибыли страховщика.
Выплата дополнительной пенсии может происходить в течение опреде-
ленного периода времени или пожизненно. Если застрахованное лицо
умерло, дожив до пенсионного возраста, но не успев получить ни одной
выплаты, то обычно условиями страхования предусматривается выплата
выгодоприобретателю (либо наследникам) суммы в размере определенно-
го количества пенсий.
Институтом страхования, специально созданным для проведения до-
полнительного пенсионного страхования, является негосудар-ственный
пенсионный фонд.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – особая организа-
ционно-правовая форма некоммерческой организации социального обес-
печения, исключительным видом деятельности которой является негосу-
дарственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании до-
говоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вклад-
чиками в пользу участников фонда. Деятельность НФП включает аккумули-
рование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пен-
сионных обязательств фонда и выплату негосударственных пенсий участ-
никам фонда. В настоящее время деятельность НПФ в России регламен-
тируется рядом специальных нормативных актов72. Основное значение
НПФ заключается в дополнении системы государственного пенсионного
обеспечения граждан и долгосрочном аккумулировании и инвестировании
значительных финансовых средств.
В систему НПФ входят:
вкладчики (участники)73;
НПФ;
управляющие компании (или компании по управлению активами
пенсионных фондов – КУАПФ). НПФ осуществляют размещение пенсион-
ных резервов через КУАПФ с целью получения дохода от их инвестирова-
ния по договорам доверительного управления. КУАПФ несут имуществен-
ную ответственность за сохранение активов НПФ и обеспечение мини-
мального уровня рентабельности. Таким образом, НПФ – это структура, ко-
торая принимает взносы, по сути дела, в траст (доверительное управле-
ние), старается максимально выгодно разместить их и по истечении опре-
деленного срока начинает выплачивать гражданам дополнительные пен-
сии;
инспекция НПФ РФ. Контроль за деятельностью НПФ осуществляет
Инспекция НПФ РФ при Министерстве труда Правительства РФ, в функции
которой входят регистрация и лицензирование деятельности НПФ, кон-
троль за обеспечением обязательств фондов, обобщение практики их дея-
тельности;
межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций НПФ;
ассоциация фондов;
другие организации, необходимые для обеспечения нормального
функционирования этой системы.
По принципу организации НПФ можно классифицировать на74:
– корпоративные (отраслевые). Корпоративные пенсионные фон-
ды создаются с согласия и при участии администрации предприятия (от-
расли) и/или профсоюза, их основная задача – обеспечение работников
предприятия дополнительной пенсией. При этом администрация (профсо-
юз, трудовой коллектив) получает действенный инструмент кадровой поли-
тики. Предприятие отчисляет в НПФ определенный размер взносов за ра-
ботника. Работники также имеют возможность отчислять часть своего до-
хода в пенсионный фонд. Порядок внесения взносов работодателями и ра-
ботниками может определяться коллективным договором или индивиду-
альным контрактом. Участниками таких фондов могут быть и члены семей
работников предприятия. Гарантом выплаты накоплений в случае несо-
стоятельности фонда является предприятие;
– региональные (межрегиональные). Участниками фонда могут
быть любые физические лица. Региональный пенсионный фонд ориенти-
руется на работу с индивидуальными вкладчиками, с населением. Фонд
может также заключать и коллективные договоры дополнительного пенси-
онного обеспечения (оптимальное количество работающих на которых не
превышает 300 человек);
– специализированные, которые предполагают кроме денежных
выплат дополнительные услуги пенсионерам: патронажные услуги, льгот-
ное медицинское обслуживание, ритуальные услуги и др.
Основным элементом организации дополнительного пенсионного
обеспечения являются пенсионные схемы, основные характеристики ко-
торых описываются в правилах фонда и включаются в договоры дополни-
тельного пенсионного обеспечения, заключаемые между фондом и участ-
ником. Коллективный договор о дополнительном пенсионном обеспечении
работников предприятия заключается с юридическим лицом, индивидуальный – с физическим лицом. Каждый НПФ предлагает, как правило, не-
сколько десятков пенсионных схем.
Анализ правил фонда и договоров дополнительного пенсионного
обеспечения позволяет разделить пенсионные схемы на две группы (рис.
4.4):
1) солидарные пенсионные схемы, использующие принцип пере-
распределения средств между поколениями в рамках предприятия или от-
расли;
2) накопительные пенсионные схемы, использующие принцип
полного предварительного фондирования пенсионных выплат.
Накопительные схемы можно разделить на три подгруппы:
1) сберегательные пенсионные схемы с возможностью наследова-
ния пенсионных накоплений в случае смерти участника до окончания срока
действия договора;
2) страховые пенсионные схемы с перераспределением ответствен-
ности между участниками фонда;
3) смешанные пенсионные схемы, предусматривающие сберегатель-
ную схему на этапе накопления и страховую – на этапе выплат.
Наиболее приемлемой для России пока является накопительная
схема, т.е. с установленными размерами выплат. Размер и виды пенсион-
ных выплат определяются исходя из размера пенсионных накоплений на
момент оформления дополнительной пенсии. 90% НПФ предлагают схемы
с установленными размерами взносов, в которых основной риск достаточ-
ного уровня пенсионного обеспечения (инфляция) переносится с работо-
дателя на вкладчика (участника). При наступлении пенсионного возраста
(или других случаев согласно договора) участник фонда получает пенсион-
ные выплаты в соответствии с размером накоплений на персональном сче-
те (пенсионные взносы и инвестиционный доход, за счет операций КУАПФ).
Схемы с установленными размерами выплат предлагаются гораздо реже,
так как основной риск таких схем приходится на фонд или работодателя.
По таким схемам в момент заключения договора определяют фиксирован-
ный размер будущей пенсии. При этом принципы и порядок определения
размера пенсионных взносов устанавливаются фондом в зависимости от
установленного размера пенсий, продолжительности внесения пенсионных
взносов, инвестиционной политики, оценки экономической и демографиче-
ской ситуации в стране или регионе инвестирования активов на перспекти-
ву и с учетом многих других факторов. Для этого проводятся актуарные
расчеты баланса пенсионных взносов и выплат. В любом случае участнику
фонда при наступлении соответствующего возраста гарантируется пенсия
в размерах, предусмотренных в договоре.
Рис. 4.4. Классификация пенсионных схем
Виды пенсионных выплат определяются участником самостоя-
тельно. Основные виды выплат:
♦ пожизненная пенсия. Как правило, не предполагает наследования
пенсионной суммы в случае смерти участника фонда. Но возможны вари-
анты, когда переживший супруг частично наследует сумму пенсионных вы-
плат. Пенсионные выплаты до исчерпания накоплений на персональном
счете участника – остаток суммы в случае смерти участника также подле-
жит наследованию;
♦ единовременная пенсия. По окончании срока договора выплачива-
ется вся сумма, накопленная на персональном счете.
♦ срочная пенсия. Пенсионные выплаты производятся в течение ого-
воренного ряда лет; остаток пенсионной суммы в случае смерти участника
до окончания срока выплат выплачивается наследникам единовременно
или в виде пенсии;
♦ другие виды. Например, единовременная выплата части пенсион-
ных накоплений (как правило, не выше 40%) и последующая выплата по
любой из первых схем.
Выводы
Страхование жизни представляет собой совокупность таких видов
страхования, которые предусматривают обязательства страховщика в об-
мен на уплату страховых премий выплатить страховую сумму (или ренту),
согласованную со страхователем, указанному в договоре лицу в случае
смерти застрахованного или его дожития до определенного договором
страхования срока.
Страхование от несчастных случаев является наиболее распростра-
ненным видом страхования во всех странах мира и представляет собой
защиту материальных интересов человека, связанных с утратой трудоспо-
собности или смертью вследствие несчастного случая. Страхование от несчастных случаев относится к иным видам страхования, чем страхование
жизни и действует на принципах страхования ущерба.
Добровольное медицинское страхование выступает дополнением к
системе государственного здравоохранения и обязательного медицинского
страхования. Основной целью добровольного медицинского страхования
является компенсация застрахованным гражданам финансовых расходов и
потерь, связанных с болезнью или травмой, которые не покрываются госу-
дарственной или обязательной страховой медициной.
Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ осуществляется на
добровольной основе в дополнение к государственной пенсии. Оно может
быть реализовано в трех вариантах: путем приобретения индивидуальных
пенсионных полисов, открытием персональных вкладов в коммерческих
банках, участием в негосударственных пенсионных фондах.