ГЛАВА XIV Александр

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170  172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204   207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Он выступил в поход лишь после того. как обезопасил Македонию от соседних

варварских народов и закончил покорение греков; он воспользовался покорением

этого народа лишь

   для выполнения своего замысла; он сделал бессильной зависть  лакедемонян;

он атаковал приморские области; он повел свою  сухопутную  армию  по  берегу

моря, чтобы не удалять ее от флота;  он  с  необыкновенным  искусством  ввел

строгую дисциплину в своей многочисл

   енной армии; он не терпел нужды в продовольствии; и если победа доставила

ему все, чего он желал, то и  он  тоже  сделал  все,  чтобы  доставить  себе

победу.

   В начале своего предприятия, т. е. в то время, когда каждая неудача могла

его погубить, он очень немногое оставлял на волю случая;  когда  же  счастье

вознесло его превыше случайностей, дерзкая отвага  бывала  иногда  одним  из

средств его успехов. Напав перед

   выступлением в поход на трибаллов и иллирийцев, он ведет  с  ними  войну,

подобную той, которую Цезарь вел против галлов. Возвратившись в  Грецию,  он

как бы нехотя берет и разрушает Фивы. Расположившись  лагерем  против  этого

города, он ждет от фиванцев предло

   жения мира;

   они сами ускоряют свою гибель. Когда дело идет о  сражений  с  персидским

флотом, то наиболее отважным является Парменион,  а  наиболее  благоразумным

Александр. Он искусно  отводит  персов  от  берегов  моря,  чтобы  они  сами

покинули свой флот, который был могущест

   веннее его флота. Тир был принципиально сторонником  персов,  которые  не

могли обходиться без его торговли и его кораблей;  Александр  разрушил  этот

город. Он взял Египет, который был оставлен без защиты Дарием, собиравшим  в

то время бесчисленные армии в дру

   гой части света.

   Переход  через  Граник  доставил  Александру  господство  над  греческими

колониями; битва при Иссе отдала в его руки Тир и Египет; битва при Арбеллах

сделала его господином всей земли.

   После битвы при Иссе он оставляет без внимания бегущего Дария и заботится

только об упрочении и приведении в порядок своих завоеваний; после битвы при

Арбеллах он преследует его по пятам, не оставляя ему ни  одного  убежища  во

всем его царстве. Дарий вступ

   ает в свои города и области только  для  того,  чтобы  тотчас  же  бежать

далее; переходы Александра так быстры, что господство над  миром  как  будто

стало не столько вопросом борьбы и победы, сколько наградой за состязание  в

беге, как на играх Греции.

   Так он совершал свои завоевания; посмотрим, как он сохранял их.

   Он не внимал тем,  кто  хотел,  чтобы  он  обращался  с  греками,  как  с

господами, а с персами, как с рабами.  Он  заботился  только  о  том,  чтобы

соединить обе нации и стереть различия между народом-завоевателем и  народом

завоеванным. Он отбросил после победы все

   предрассудки, которые помогли  ему  одержать  ее.  Он  принял  персидские

обычаи, чтобы не огорчить персов тем, что  он  заставил  их  принять  обычаи

греков. Поэтому он так почтительно  обошелся  с  женой  и  матерью  Дария  и

выказал такую воздержанность, которая привле

   кла к нему симпатии персов. Не удивителен ли этот завоеватель, оплаканный

всеми завоеванными им народами? Не поразителен ли этот узурпатор, чья смерть

вызывает слезы семьи государя, которого он лишил престола? Это  неповторимая

черта этой единственной в с

   воем роде жизни; историки не сообщают нам ничего подобного  ни  об  одном

завоевателе.

   Ничто так не упрочивает завоевания, как брачные союзы между завоевателями

и завоеванными. Александр брал себе жен из среды побежденного им народа;  он

хотел,  чтобы  так  же  поступали  его  придворные;   остальные   македоняне

последовали этому примеру. Франки и б

   ургунды разрешали такие браки; вестготы сначала воспретили их в  Испании,

а потом разрешили; лангобарды не только разрешали, но и поощряли  их.  Когда

римляне захотели ослабить Македонию, они запретили заключение  браков  между

жителями ее различных провинций

   .

   Желая объединить оба народа, Александр задумал основать в Персии  большое

количество греческих колоний. Он построил бесчисленные города я  так  крепко

спаял части своего нового царства, что по его смерти  среди  тревог  и  смут

жесточайших междоусобиц, в то вре

   мя, когда греки, так сказать, сами уничтожали себя, ни одна из  провинций

Персии не возмутилась.

   Чтобы не истощать Грецию и Македонию, он  послал  в  Александрию  колонию

евреев: для него были безразличны нравы народа, лишь бы он был верен ему.

   Он оставлял побежденным народам не только их обычаи, но и их  гражданские

законы, а часто даже и их прежних царей и областных  правителей.  Он  ставил

македонян во главе войск, а во главе  гражданского  управления  -  туземцев,

предпочитая возможную измену как

   ого-нибудь отдельного лица (что иногда и  случалось)  возможности  общего

восстания. Он относился с уважением к древним традициям и ко всем памятникам

славы  или  тщеславия  народов.  Персидские  цари  разрушили  храмы  греков,

вавилонян и египтян, он восстановил и

   х. Он приносил жертвы на алтарях почти всех  подчинившихся  ему  народов.

Казалось, он совершал  свои  завоевания  для  того,  чтобы  стать  государем

каждого народа в отдельности и первым гражданином  каждого  города.  Римляне

все завоевали, чтобы все разрушить; он

   хотел все завоевать, чтобы  все  сохранить.  В  какой  бы  стране  он  ни

появлялся, первая мысль его, первые его намерения всегда были направлены  на

то. Чтобы сделать что-нибудь для увеличения ее благосостояния и  могущества.

Средства для этого он находил прежде всего в величии своего гения,  затем  в

своей воздержанности и умеренности своих личных расходов и, наконец, в своей

безграничной щедрости  на  великие  дела.  Его  рука  сжималась  для  личных

издержек и широко раскрывалась для публичных. В ведении своего домашн

   его хозяйства он был македонцем, уплачивая  долги  своих  солдат,  делясь

военной добычей с греками и заботясь  о  благополучии  каждого  воина  своей

армии, - он был Александром.

   Он сделал два дурных дела - сжег Персеполь и убил Клита, но он  прославил

их своим раскаянием. Люди забыли его преступления, сохранив  лишь  память  о

его уважении к добродетели, так что на эти преступления смотрели скорее  как

на постигшее его несчастье, че

   м на свойственные  ему  поступки.  Потомство  даже  любуется  прекрасными

проявлениями его души почти рядом с его увлечениями и слабостями;

   приходилось его жалеть, потому что ненавидеть его было невозможно.

   Сравню его с Цезарем, Когда  Цезарь  захотел  подражать  царям  Азии.  он

возмутил римлян своим тщеславием; когда Александр  захотел  подражать  царям

Азии, он совершил дело, входившее в план его завоевания.

   Он выступил в поход лишь после того. как обезопасил Македонию от соседних

варварских народов и закончил покорение греков; он воспользовался покорением

этого народа лишь

   для выполнения своего замысла; он сделал бессильной зависть  лакедемонян;

он атаковал приморские области; он повел свою  сухопутную  армию  по  берегу

моря, чтобы не удалять ее от флота;  он  с  необыкновенным  искусством  ввел

строгую дисциплину в своей многочисл

   енной армии; он не терпел нужды в продовольствии; и если победа доставила

ему все, чего он желал, то и  он  тоже  сделал  все,  чтобы  доставить  себе

победу.

   В начале своего предприятия, т. е. в то время, когда каждая неудача могла

его погубить, он очень немногое оставлял на волю случая;  когда  же  счастье

вознесло его превыше случайностей, дерзкая отвага  бывала  иногда  одним  из

средств его успехов. Напав перед

   выступлением в поход на трибаллов и иллирийцев, он ведет  с  ними  войну,

подобную той, которую Цезарь вел против галлов. Возвратившись в  Грецию,  он

как бы нехотя берет и разрушает Фивы. Расположившись  лагерем  против  этого

города, он ждет от фиванцев предло

   жения мира;

   они сами ускоряют свою гибель. Когда дело идет о  сражений  с  персидским

флотом, то наиболее отважным является Парменион,  а  наиболее  благоразумным

Александр. Он искусно  отводит  персов  от  берегов  моря,  чтобы  они  сами

покинули свой флот, который был могущест

   веннее его флота. Тир был принципиально сторонником  персов,  которые  не

могли обходиться без его торговли и его кораблей;  Александр  разрушил  этот

город. Он взял Египет, который был оставлен без защиты Дарием, собиравшим  в

то время бесчисленные армии в дру

   гой части света.

   Переход  через  Граник  доставил  Александру  господство  над  греческими

колониями; битва при Иссе отдала в его руки Тир и Египет; битва при Арбеллах

сделала его господином всей земли.

   После битвы при Иссе он оставляет без внимания бегущего Дария и заботится

только об упрочении и приведении в порядок своих завоеваний; после битвы при

Арбеллах он преследует его по пятам, не оставляя ему ни  одного  убежища  во

всем его царстве. Дарий вступ

   ает в свои города и области только  для  того,  чтобы  тотчас  же  бежать

далее; переходы Александра так быстры, что господство над  миром  как  будто

стало не столько вопросом борьбы и победы, сколько наградой за состязание  в

беге, как на играх Греции.

   Так он совершал свои завоевания; посмотрим, как он сохранял их.

   Он не внимал тем,  кто  хотел,  чтобы  он  обращался  с  греками,  как  с

господами, а с персами, как с рабами.  Он  заботился  только  о  том,  чтобы

соединить обе нации и стереть различия между народом-завоевателем и  народом

завоеванным. Он отбросил после победы все

   предрассудки, которые помогли  ему  одержать  ее.  Он  принял  персидские

обычаи, чтобы не огорчить персов тем, что  он  заставил  их  принять  обычаи

греков. Поэтому он так почтительно  обошелся  с  женой  и  матерью  Дария  и

выказал такую воздержанность, которая привле

   кла к нему симпатии персов. Не удивителен ли этот завоеватель, оплаканный

всеми завоеванными им народами? Не поразителен ли этот узурпатор, чья смерть

вызывает слезы семьи государя, которого он лишил престола? Это  неповторимая

черта этой единственной в с

   воем роде жизни; историки не сообщают нам ничего подобного  ни  об  одном

завоевателе.

   Ничто так не упрочивает завоевания, как брачные союзы между завоевателями

и завоеванными. Александр брал себе жен из среды побежденного им народа;  он

хотел,  чтобы  так  же  поступали  его  придворные;   остальные   македоняне

последовали этому примеру. Франки и б

   ургунды разрешали такие браки; вестготы сначала воспретили их в  Испании,

а потом разрешили; лангобарды не только разрешали, но и поощряли  их.  Когда

римляне захотели ослабить Македонию, они запретили заключение  браков  между

жителями ее различных провинций

   .

   Желая объединить оба народа, Александр задумал основать в Персии  большое

количество греческих колоний. Он построил бесчисленные города я  так  крепко

спаял части своего нового царства, что по его смерти  среди  тревог  и  смут

жесточайших междоусобиц, в то вре

   мя, когда греки, так сказать, сами уничтожали себя, ни одна из  провинций

Персии не возмутилась.

   Чтобы не истощать Грецию и Македонию, он  послал  в  Александрию  колонию

евреев: для него были безразличны нравы народа, лишь бы он был верен ему.

   Он оставлял побежденным народам не только их обычаи, но и их  гражданские

законы, а часто даже и их прежних царей и областных  правителей.  Он  ставил

македонян во главе войск, а во главе  гражданского  управления  -  туземцев,

предпочитая возможную измену как

   ого-нибудь отдельного лица (что иногда и  случалось)  возможности  общего

восстания. Он относился с уважением к древним традициям и ко всем памятникам

славы  или  тщеславия  народов.  Персидские  цари  разрушили  храмы  греков,

вавилонян и египтян, он восстановил и

   х. Он приносил жертвы на алтарях почти всех  подчинившихся  ему  народов.

Казалось, он совершал  свои  завоевания  для  того,  чтобы  стать  государем

каждого народа в отдельности и первым гражданином  каждого  города.  Римляне

все завоевали, чтобы все разрушить; он

   хотел все завоевать, чтобы  все  сохранить.  В  какой  бы  стране  он  ни

появлялся, первая мысль его, первые его намерения всегда были направлены  на

то. Чтобы сделать что-нибудь для увеличения ее благосостояния и  могущества.

Средства для этого он находил прежде всего в величии своего гения,  затем  в

своей воздержанности и умеренности своих личных расходов и, наконец, в своей

безграничной щедрости  на  великие  дела.  Его  рука  сжималась  для  личных

издержек и широко раскрывалась для публичных. В ведении своего домашн

   его хозяйства он был македонцем, уплачивая  долги  своих  солдат,  делясь

военной добычей с греками и заботясь  о  благополучии  каждого  воина  своей

армии, - он был Александром.

   Он сделал два дурных дела - сжег Персеполь и убил Клита, но он  прославил

их своим раскаянием. Люди забыли его преступления, сохранив  лишь  память  о

его уважении к добродетели, так что на эти преступления смотрели скорее  как

на постигшее его несчастье, че

   м на свойственные  ему  поступки.  Потомство  даже  любуется  прекрасными

проявлениями его души почти рядом с его увлечениями и слабостями;

   приходилось его жалеть, потому что ненавидеть его было невозможно.

   Сравню его с Цезарем, Когда  Цезарь  захотел  подражать  царям  Азии.  он

возмутил римлян своим тщеславием; когда Александр  захотел  подражать  царям

Азии, он совершил дело, входившее в план его завоевания.