ГЛАВА VII Другие средства, содействующие принципу демократии

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170  172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204   207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Равный  раздел   земель   возможен   не   для   всех   демократий.   Есть

обстоятельства, когда такая мера была бы  неудобоисполнима,  опасна  и  даже

могла  бы  поколебать  государственное  устройство.  Не  всегда   необходимо

прибегать к крайним мерам. И если этот раздел, цель к

   оторого  -  охранение  нравов,  окажется  неподходящим  для  какой-нибудь

демократии, -то надо обратиться к другим средствам.

   Можно создать определенное учреждение, которое само собой явится образцом

и правилом в области нравов, например, сенат, доступ в  который  открывается

возрастом, добродетелью, степенностью характера, заслугами. Такие  сенаторы,

поставленные перед лицом наро

   да  как  некое  подобие  богов,  внушат  ему  чувства,  которые   глубоко

укоренятся во всех семействах.

   Особенно нужно, чтобы этот сенат отличался приверженностью к  учреждениям

старины и действиями  своими  поддерживал  любовь  к  ним  в  народе  и  его

сановниках.

   Нравы много выигрывают от этой приверженности к обычаям старины. Народы с

испорченными  нравами  редко  совершают  великие  дела;  не  они   учреждают

общества, основывают города, устанавливают законы; напротив,  большая  часть

учреждений создана народами, нравы ко

   торых были суровы и просты; призывать людей к заветам  старины  значит  в

большинстве случаев возвращать их к добродетели.

   Сверх  того,  когда  совершалась  какая-нибудь  революция  и  государству

придавалась новая форма, то все это  могло  осуществиться  лишь  посредством

бесконечных усилий и трудов и редко  -  при  наличии  испорченных  нравов  и

праздности. Те самые люди, которые соверш

   али революцию, желали сделать ее блага ощутимыми для всех,  и  они  могли

достигнуть этого лишь  посредством  установления  хороших  законов.  Древние

учреждения  поэтому  обыкновенно  являются  исправлением  зла,  а  новые   -

злоупотреблениями, В течение долгого прав

   ления люди незаметно спускаются ко злу и могут снова  подняться  к  благу

только усилием.

   Было много споров о том, должны ли члены сената,  о  котором  идет  речь,

избираться пожизненно или только на время. Конечно, пожизненно, как это было

в Риме46, Лакедемоне, даже в Афинах, так как не  надо  смешивать  того,  что

называли в Афинах сенатом, весь со

   став которого обновлялся через каждые  три  месяца,  с  ареопагом,  члены

которого избирались на всю жизнь в качестве постоянных образцов.

   Общее правило: в сенат, созданный для того, чтобы служить образцом и, так

сказать, хранилищем нравов, сенаторов следует избирать пожизненно; в  сенат,

созданный для подготовки дел, сенаторов можно избирать на срок.

   Дух, говорит Аристотель, стареет так же, как и  тело.  Но  это  замечание

верно только по отношению к единичному государственному деятелю и  не  может

быть приложимо к собранию сенаторов.

   В Афинах кроме Ареопага были  еще  стражи  нравов  и  стражи  законов.  В

Лакедемоне все старцы были  цензорами.  В  Риме  цензура  принадлежала  двум

особым сановникам. Как  сенат  наблюдает  за  народом,  так  цензоры  должны

надзирать за народом и сенатом. Они обязаны ис

   правлять всякий порок в республике, отмечать недостаток  усердия,  судить

упущения, исправлять ошибки, подобно тому как законы карают преступления.

   Римский  закон,   предписывавший,   чтобы   обвинение   в   прелюбодеянии

предъявлялось публично, в высшей  степени  способствовал  охранению  чистоты

нравов; он устрашал женщин;

   он устрашал и тех, которые должны были надзирать за ними.

   Ничто так  не  способствует  охранению  нравов,  как  крайнее  подчинение

молодых людей старикам. Оно сдерживает и тех  и  других;  первых  -  в  силу

уважения к старцам, а последних - в силу уважения к самим себе.

   Ничто не придает такой силы законам, как крайнее  подчинение  граждан  их

правителям. "Великое различие, которое Ликург установил между Лакедемоном  и

прочими государствами, - говорит Ксенофонт, - заключалось главным образом  в

том, что он заставил граждан

   повиноваться законам: на  призыв  правителя  они  устремляются  бегом.  В

Афинах же богатый человек пришел бы в отчаяние, если бы на  него  посмотрели

как на лицо, зависящее от чиновника".

   Отеческая власть - тоже очень полезное средство для охранения нравов.  Мы

уже сказали, что в республике нет той  сдерживающей  силы,  которая  есть  в

других видах  правления,  поэтому  законы  должны  стараться  возместить  ее

чем-нибудь, и это достигается отцовск

   ой властью.

   В Риме отцы имели право жизни и смерти над своими  детьми.  В  Лакедемоне

каждый отец имел право наказать чужого ребенка.

   Отцовская власть исчезла в Риме вместе с республикой.  В  монархиях,  где

нет никакой надобности в такой чистоте нравов, требуется, чтобы  каждый  жил

под властью чиновников.

   Римские  законы,  приучив  молодых  людей   к   зависимости,   установили

длительный период несовершеннолетия. Мы, может быть, напрасно  усвоили  этот

обычай: монархия не нуждается в таких стеснениях47.

   Во имя того же  повиновения  в  республике  может  явиться  надобность  в

законе, предоставляющем  отцу  пожизненное  право  распоряжаться  имуществом

своих детей, как это было в Риме. Но это не в духе монархии.

   Равный  раздел   земель   возможен   не   для   всех   демократий.   Есть

обстоятельства, когда такая мера была бы  неудобоисполнима,  опасна  и  даже

могла  бы  поколебать  государственное  устройство.  Не  всегда   необходимо

прибегать к крайним мерам. И если этот раздел, цель к

   оторого  -  охранение  нравов,  окажется  неподходящим  для  какой-нибудь

демократии, -то надо обратиться к другим средствам.

   Можно создать определенное учреждение, которое само собой явится образцом

и правилом в области нравов, например, сенат, доступ в  который  открывается

возрастом, добродетелью, степенностью характера, заслугами. Такие  сенаторы,

поставленные перед лицом наро

   да  как  некое  подобие  богов,  внушат  ему  чувства,  которые   глубоко

укоренятся во всех семействах.

   Особенно нужно, чтобы этот сенат отличался приверженностью к  учреждениям

старины и действиями  своими  поддерживал  любовь  к  ним  в  народе  и  его

сановниках.

   Нравы много выигрывают от этой приверженности к обычаям старины. Народы с

испорченными  нравами  редко  совершают  великие  дела;  не  они   учреждают

общества, основывают города, устанавливают законы; напротив,  большая  часть

учреждений создана народами, нравы ко

   торых были суровы и просты; призывать людей к заветам  старины  значит  в

большинстве случаев возвращать их к добродетели.

   Сверх  того,  когда  совершалась  какая-нибудь  революция  и  государству

придавалась новая форма, то все это  могло  осуществиться  лишь  посредством

бесконечных усилий и трудов и редко  -  при  наличии  испорченных  нравов  и

праздности. Те самые люди, которые соверш

   али революцию, желали сделать ее блага ощутимыми для всех,  и  они  могли

достигнуть этого лишь  посредством  установления  хороших  законов.  Древние

учреждения  поэтому  обыкновенно  являются  исправлением  зла,  а  новые   -

злоупотреблениями, В течение долгого прав

   ления люди незаметно спускаются ко злу и могут снова  подняться  к  благу

только усилием.

   Было много споров о том, должны ли члены сената,  о  котором  идет  речь,

избираться пожизненно или только на время. Конечно, пожизненно, как это было

в Риме46, Лакедемоне, даже в Афинах, так как не  надо  смешивать  того,  что

называли в Афинах сенатом, весь со

   став которого обновлялся через каждые  три  месяца,  с  ареопагом,  члены

которого избирались на всю жизнь в качестве постоянных образцов.

   Общее правило: в сенат, созданный для того, чтобы служить образцом и, так

сказать, хранилищем нравов, сенаторов следует избирать пожизненно; в  сенат,

созданный для подготовки дел, сенаторов можно избирать на срок.

   Дух, говорит Аристотель, стареет так же, как и  тело.  Но  это  замечание

верно только по отношению к единичному государственному деятелю и  не  может

быть приложимо к собранию сенаторов.

   В Афинах кроме Ареопага были  еще  стражи  нравов  и  стражи  законов.  В

Лакедемоне все старцы были  цензорами.  В  Риме  цензура  принадлежала  двум

особым сановникам. Как  сенат  наблюдает  за  народом,  так  цензоры  должны

надзирать за народом и сенатом. Они обязаны ис

   правлять всякий порок в республике, отмечать недостаток  усердия,  судить

упущения, исправлять ошибки, подобно тому как законы карают преступления.

   Римский  закон,   предписывавший,   чтобы   обвинение   в   прелюбодеянии

предъявлялось публично, в высшей  степени  способствовал  охранению  чистоты

нравов; он устрашал женщин;

   он устрашал и тех, которые должны были надзирать за ними.

   Ничто так  не  способствует  охранению  нравов,  как  крайнее  подчинение

молодых людей старикам. Оно сдерживает и тех  и  других;  первых  -  в  силу

уважения к старцам, а последних - в силу уважения к самим себе.

   Ничто не придает такой силы законам, как крайнее  подчинение  граждан  их

правителям. "Великое различие, которое Ликург установил между Лакедемоном  и

прочими государствами, - говорит Ксенофонт, - заключалось главным образом  в

том, что он заставил граждан

   повиноваться законам: на  призыв  правителя  они  устремляются  бегом.  В

Афинах же богатый человек пришел бы в отчаяние, если бы на  него  посмотрели

как на лицо, зависящее от чиновника".

   Отеческая власть - тоже очень полезное средство для охранения нравов.  Мы

уже сказали, что в республике нет той  сдерживающей  силы,  которая  есть  в

других видах  правления,  поэтому  законы  должны  стараться  возместить  ее

чем-нибудь, и это достигается отцовск

   ой властью.

   В Риме отцы имели право жизни и смерти над своими  детьми.  В  Лакедемоне

каждый отец имел право наказать чужого ребенка.

   Отцовская власть исчезла в Риме вместе с республикой.  В  монархиях,  где

нет никакой надобности в такой чистоте нравов, требуется, чтобы  каждый  жил

под властью чиновников.

   Римские  законы,  приучив  молодых  людей   к   зависимости,   установили

длительный период несовершеннолетия. Мы, может быть, напрасно  усвоили  этот

обычай: монархия не нуждается в таких стеснениях47.

   Во имя того же  повиновения  в  республике  может  явиться  надобность  в

законе, предоставляющем  отцу  пожизненное  право  распоряжаться  имуществом

своих детей, как это было в Риме. Но это не в духе монархии.