ГЛАВА XIV О соответствии законов деспотического правления их принципу

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170  172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204   207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Принцип  деспотического  правления  -  страх;  но  для  народов   робких,

невежественных, угнетенных не нужно много законов.

   Тут все должно держаться на двух, трех идеях  -  новых  и  не  требуется.

Обучая чему-нибудь животное, надо всего более остерегаться менять  учителей,

уроки и приемы обучения. Вы запечатлеваете в его мозгу два-три движения - не

больше.

   Если государь живет затворником, то он не может  выйти  из  приюта  своих

наслаждений, не приведя в отчаяние всех, кто удерживает  его  там.  Все  эти

люди боятся, чтобы его личность и власть не перешли  из  их  рук  в  другие,

поэтому он редко ведет войну лично и те

   м  более  боится   доверить   руководство   военными   действиями   своим

полководцам,

   Такой  государь,  не  привыкший  встречать  в   своем   дворце   никакого

противодействия, возмущается сопротивлением, которое ему оказывают с оружием

в руках, поэтому он обыкновенно действует в таких случаях под влиянием гнева

или мстительности. К тому же он не мо

   жет иметь понятия об  истинной  славе.  Поэтому  войны  здесь  ведутся  с

первобытной свирепостью и международное право имеет менее влияния,  чем  при

других правлениях.

   Такой государь имеет столько пороков, что следует опасаться  выводить  на

показ его тупость. Его скрывают, и никто не  знает,  в  каком  он  находится

состоянии. К счастью, люди в этих странах таковы, что управлять ими можно  и

одним только именем государя.

   Когда Карл XII, будучи в  Вендорах,  встретил  некоторое  противодействие

своей воле со стороны сената  Швеции,  он  написал  сенаторам,  что  пришлет

командовать ими свой сапог. Этот сапог командовал бы не хуже  деспотического

государя.

   Если государь попал в плен, он считается умершим и  на  престол  вступает

другой. Договоры, заключаемые пленником, не  имеют  силы;  его  преемник  не

утвердит их. В самом деле,  так  как  в  его  лице  соединены  и  законы,  и

государство, и государь, то раз он не госуд

   арь, то он уже ничто, и если бы его  не  сочли  умершим,  то  государство

оказалось бы разрушенным.

   На решение турок заключить сепаратный мир с Петром I всего более повлияло

то, что московиты сообщили  визирю,  будто  в  Швеции  посадили  на  престол

другого короля,

   Охрана государства сводится здесь  к  охране  государя,  или,  скорее,  к

охране  дворца,  где  он  пребывает  безвыходно.  Все,   что   не   угрожает

непосредственно этому дворцу или столице, не производит никакого впечатления

на невежественные, надменные и предубежденны

   е умы; что же касается до взаимной  связи  событий,  то  эти  люди  не  в

состоянии ни следить за нею,  ни  предвидеть  ее,  ни  даже  думать  о  ней.

Политика, ее средства и ее законы являются здесь в виде очень  ограниченном,

и политическое управление тут столь же про

   сто, как и гражданское.

   Все  сводится  к  тому,  чтобы  согласовать  политическое  и  гражданское

управление  с  домашним  и  объединить   должностных   лиц   государства   с

должностными лицами сераля.

   Самое лучшее положение для такого государства будет то, при  котором  оно

как бы существует одно на свете, когда оно окружено пустынями и  изолировано

от других народов, которых оно называет варварами. Поскольку  оно  не  может

полагаться на свои войска, оно и

   ногда находит нужным уничтожить некоторую часть самого себя.

   Если принцип деспотического государства - страх, то цель его - тишина; но

это не тишина мира, а затишье города, ожидающего вступления неприятеля.

   Так как сила государства заключается не в нем самом, а в войске,  которое

его основало, то это войско необходимо сохранять для защиты  государства,  а

между тем оно страшно  самому  государю.  Как  же  согласовать  безопасность

государства с безопасностью особы е

   го государя?

   Посмотрите,  с  каким   усердием   старается   московское   правительство

освободиться от деспотизма, который тяготит его даже более, чем его  народы.

Были  уничтожены  целые  большие  отряды  войска4Э,  смягчены  наказания  за

преступления, учреждены суды, начали знакомит

   ься с законами и просвещать народ. Но есть особые причины, которые, может

быть, снова ввергнут его в то бедствие, которого оно старалось избежать.

   В этих государствах религия имеет большее влияние, чем  во  всех  прочих;

она - страх, прибавленный к страху. Отчасти из ее источника и черпает  народ

в магометанских государствах ту изумительную преданность, которую он  питает

к своим государям.

   Религия же несколько исправляет и недостатки  турецкого  государственного

строя. Подданные, не  связанные  с  величием  и  славой  своего  государства

принципами чести, связываются с ним силой и принципом религии.

   Из всех деспотических государств нет ни одного, которое так обременяло бы

самого себя, как то, где государь объявляет себя собственником всех земель и

наследником всех своих подданных. Неизбежным следствием этого бывает то, что

земли перестают обрабатыва

   ться, а если государь к тому  же  занимается  торговлей,  то  оказывается

разрушенной и всякая промышленность.

   В таких государствах ничего  не  исправляют,  ничего  не  улучшают;  дома

строятся там лишь на время жизни их владельца; там не роют канав, не  сажают

деревьев; там извлекают из земли все, что она может дать, и ничего не отдают

ей обратно; там все запущено, вез

   де пустыня,

   Быть может, вы думаете, что законы, отменяющие земельную собственность  и

наследование имуществ, ослабят скупость и жадность вельмож? Нет, это  только

еще более усилит их жадность и скупость. Они станут считать своим только  то

золото или серебро, которое и

   м  удастся  украсть  и  припрятать,  и  потому  будут  совершать   тысячи

вымогательств.

   Чтобы  не  все  погибло,  надо,  чтобы  корыстолюбие  государя  умерялось

каким-нибудь обычаем. Так,  в  Турции  государь  обыкновенно  довольствуется

взиманием трех процентов со всех  наследств  простого  народа.  Но  так  как

великий государь раздает большую часть земель своей армии и располагает  ими

по собственному произволу, так как он захватывает все наследства  чиновников

империи и так как в случае смерти человека, не оставившего после себя  детей

мужского пола, его имущество становится собственностью великого государ

   я, а дочери умершего имеют только право пользования  им,  то  в  конечном

счете  владение  большей  частью  имуществ  в  государстве  является  весьма

непрочным.

   По закону Бантама60 царь получает в наследство даже  жену,  детей  и  дом

покойного. Во избежание самого жестокого последствия этого закона там  женят

детей в возрасте десяти, девяти, восьми лет, а иногда и того  моложе,  чтобы

избавить их от горькой участи ста

   ть частью отцовского наследства.

   В государствах, не имеющих основных законов, не может быть  определенного

порядка наследования престола. Там государь сам избирает  себе  преемника  в

своем  семействе  или  вне  его.  Напрасно  было  бы   устанавливать   право

престолонаследия за старшим сыном; госуда

   рь  всегда  может  избрать  другого.  Преемник  определяется  или   самим

государем, или его министрами, или междоусобной  войной.  Таким  образом,  в

этом государстве по сравнению с монархией имеется еще  одна  лишняя  причина

для разложения.

   Так как все члены  семьи  государя  имеют  равные  права  на  избрание  в

преемники ему, то отсюда  проистекает,  что  тот  из  них,  кто  вступил  на

престол, первым делом  или  приказывает  передушить  своих  братьев,  как  в

Турции; или ослепляет их, как в Персии; или объя

   вляет их сумасшедшими, как у  Мо-гола;  если  же  ни  одна  из  этих  мер

предосторожности не принята, как в Марокко,  то  каждый  случай  вакантности

престола сопровождается ужасными междоусобиями.

   В Московском государстве царь волен избрать себе в преемники  кого  хочет

или в своем семействе, или вне его.  Такое  установление  о  преемственности

порождает  тысячи  смут  и  делает  положение  престола  настолько   шатким,

насколько произвольна его преемственность

   . Так как порядок престолонаследия принадлежит  к  вещам,  которые  всего

важнее знать народу, то лучшим будет тот, который основан на фактах наиболее

очевидных, каковы, например, рождение или известный порядок  родства.  Такое

установление прекращает интриги

   и пресекает замыслы властолюбия; при нем  уже  нет  надобности  стараться

овладеть умом слабого государя и заставлять говорить умирающих.

   Когда порядок престолонаследия установлен основным  законом,  наследником

престола является только  одно  лицо  и  у  братьев  его  нет  уже  никакого

действительного или кажущегося права оспаривать у него корону. Никто уже  не

может строить догадок по поводу воли г

   осударя или ссылаться на нее; отнимать свободу или жизнь у брата государя

так же мало надобности, как и у всякого другого подданного.

   Но в деспотических государствах, где братья государя являются в одно и то

же время и его рабами и его соперниками, осторожность  велит  держать  их  в

руках, особенно в магометанских странах, где в победе и удаче религия  видит

суд божий и где вследствие этог

   о все государи царствуют не в силу права, а в силу факта.

   В государствах, где принцы крови знают, что если они не захватят престол,

то будут заключены в тюрьму или преданы смерти, стремление к власти сильнее,

чем  у   нас,   где   принцы   крови   пользуются   положением,   достаточно

удовлетворительным если не для честолюбия

   , то для более скромных желаний.

   Деспотические государи  всегда  злоупотребляли  браком.  Они  обыкновенно

берут себе несколько жен, особенно в той части  света,  где  деспотизм,  так

сказать, натурализован, т. е. в Азии. И у них такое множество детей, что  ни

между отцом и детьми, ни между самим

   и детьми не может существовать никакого родственного чувства.

   Царская семья походит на государство: она слишком бессильна, а  ее  глава

слишком могуществен;  она  обширна,  но  доведена  до  полного  ничтожества,

Артаксеркс умертвил всех своих детей за то, что они  составили  против  него

заговор, Трудно, однако, поверить, чт

   обы  50  человек  детей  устроили  заговор  против  отца,  и  еще   менее

правдоподобно, что они затеяли этот заговор потому, что их отец  не  пожелал

уступить своей наложницы старшему сыну.  Гораздо  проще  объяснить  все  это

одной из интриг сералей Востока, этих мест,

   где притворство,  злоба  и  хитрость  царствуют  в  тишине  под  покровом

непроницаемого мрака и  где  дряхлый  государь,  глупеющий  с  каждым  днем,

является первым пленником дворца.

   После всего сказанного  естественно  возникает  мысль,  что  человеческая

природа будет постоянно возмущаться  против  деспотического  правления;  но,

несмотря на любовь людей к свободе, несмотря  на  их  ненависть  к  насилию,

большая часть народов все же  подчинилась  деспотизму.  И  нетрудно  понять,

почему это произошло.  Чтобы  образовать  умеренное  правление,  надо  уметь

комбинировать власти, регулировать их, умерять,  приводить  их  в  действие,

подбавлять, так сказать, балласту  одной,  чтобы  она  могла  уравновешивать

другую

   ; это такой шедевр  законодательства,  который  редко  удается  выполнить

случаю  и  который  редко  позволяют   выполнить   благоразумию.   Напротив,

деспотическое правление, так сказать, само бросается в  глаза;  оно  повсюду

единообразно, и так как, чтобы установить ег

   о, не нужно ничего, кроме страстей, то на это всякий пригоден,

   Принцип  деспотического  правления  -  страх;  но  для  народов   робких,

невежественных, угнетенных не нужно много законов.

   Тут все должно держаться на двух, трех идеях  -  новых  и  не  требуется.

Обучая чему-нибудь животное, надо всего более остерегаться менять  учителей,

уроки и приемы обучения. Вы запечатлеваете в его мозгу два-три движения - не

больше.

   Если государь живет затворником, то он не может  выйти  из  приюта  своих

наслаждений, не приведя в отчаяние всех, кто удерживает  его  там.  Все  эти

люди боятся, чтобы его личность и власть не перешли  из  их  рук  в  другие,

поэтому он редко ведет войну лично и те

   м  более  боится   доверить   руководство   военными   действиями   своим

полководцам,

   Такой  государь,  не  привыкший  встречать  в   своем   дворце   никакого

противодействия, возмущается сопротивлением, которое ему оказывают с оружием

в руках, поэтому он обыкновенно действует в таких случаях под влиянием гнева

или мстительности. К тому же он не мо

   жет иметь понятия об  истинной  славе.  Поэтому  войны  здесь  ведутся  с

первобытной свирепостью и международное право имеет менее влияния,  чем  при

других правлениях.

   Такой государь имеет столько пороков, что следует опасаться  выводить  на

показ его тупость. Его скрывают, и никто не  знает,  в  каком  он  находится

состоянии. К счастью, люди в этих странах таковы, что управлять ими можно  и

одним только именем государя.

   Когда Карл XII, будучи в  Вендорах,  встретил  некоторое  противодействие

своей воле со стороны сената  Швеции,  он  написал  сенаторам,  что  пришлет

командовать ими свой сапог. Этот сапог командовал бы не хуже  деспотического

государя.

   Если государь попал в плен, он считается умершим и  на  престол  вступает

другой. Договоры, заключаемые пленником, не  имеют  силы;  его  преемник  не

утвердит их. В самом деле,  так  как  в  его  лице  соединены  и  законы,  и

государство, и государь, то раз он не госуд

   арь, то он уже ничто, и если бы его  не  сочли  умершим,  то  государство

оказалось бы разрушенным.

   На решение турок заключить сепаратный мир с Петром I всего более повлияло

то, что московиты сообщили  визирю,  будто  в  Швеции  посадили  на  престол

другого короля,

   Охрана государства сводится здесь  к  охране  государя,  или,  скорее,  к

охране  дворца,  где  он  пребывает  безвыходно.  Все,   что   не   угрожает

непосредственно этому дворцу или столице, не производит никакого впечатления

на невежественные, надменные и предубежденны

   е умы; что же касается до взаимной  связи  событий,  то  эти  люди  не  в

состоянии ни следить за нею,  ни  предвидеть  ее,  ни  даже  думать  о  ней.

Политика, ее средства и ее законы являются здесь в виде очень  ограниченном,

и политическое управление тут столь же про

   сто, как и гражданское.

   Все  сводится  к  тому,  чтобы  согласовать  политическое  и  гражданское

управление  с  домашним  и  объединить   должностных   лиц   государства   с

должностными лицами сераля.

   Самое лучшее положение для такого государства будет то, при  котором  оно

как бы существует одно на свете, когда оно окружено пустынями и  изолировано

от других народов, которых оно называет варварами. Поскольку  оно  не  может

полагаться на свои войска, оно и

   ногда находит нужным уничтожить некоторую часть самого себя.

   Если принцип деспотического государства - страх, то цель его - тишина; но

это не тишина мира, а затишье города, ожидающего вступления неприятеля.

   Так как сила государства заключается не в нем самом, а в войске,  которое

его основало, то это войско необходимо сохранять для защиты  государства,  а

между тем оно страшно  самому  государю.  Как  же  согласовать  безопасность

государства с безопасностью особы е

   го государя?

   Посмотрите,  с  каким   усердием   старается   московское   правительство

освободиться от деспотизма, который тяготит его даже более, чем его  народы.

Были  уничтожены  целые  большие  отряды  войска4Э,  смягчены  наказания  за

преступления, учреждены суды, начали знакомит

   ься с законами и просвещать народ. Но есть особые причины, которые, может

быть, снова ввергнут его в то бедствие, которого оно старалось избежать.

   В этих государствах религия имеет большее влияние, чем  во  всех  прочих;

она - страх, прибавленный к страху. Отчасти из ее источника и черпает  народ

в магометанских государствах ту изумительную преданность, которую он  питает

к своим государям.

   Религия же несколько исправляет и недостатки  турецкого  государственного

строя. Подданные, не  связанные  с  величием  и  славой  своего  государства

принципами чести, связываются с ним силой и принципом религии.

   Из всех деспотических государств нет ни одного, которое так обременяло бы

самого себя, как то, где государь объявляет себя собственником всех земель и

наследником всех своих подданных. Неизбежным следствием этого бывает то, что

земли перестают обрабатыва

   ться, а если государь к тому  же  занимается  торговлей,  то  оказывается

разрушенной и всякая промышленность.

   В таких государствах ничего  не  исправляют,  ничего  не  улучшают;  дома

строятся там лишь на время жизни их владельца; там не роют канав, не  сажают

деревьев; там извлекают из земли все, что она может дать, и ничего не отдают

ей обратно; там все запущено, вез

   де пустыня,

   Быть может, вы думаете, что законы, отменяющие земельную собственность  и

наследование имуществ, ослабят скупость и жадность вельмож? Нет, это  только

еще более усилит их жадность и скупость. Они станут считать своим только  то

золото или серебро, которое и

   м  удастся  украсть  и  припрятать,  и  потому  будут  совершать   тысячи

вымогательств.

   Чтобы  не  все  погибло,  надо,  чтобы  корыстолюбие  государя  умерялось

каким-нибудь обычаем. Так,  в  Турции  государь  обыкновенно  довольствуется

взиманием трех процентов со всех  наследств  простого  народа.  Но  так  как

великий государь раздает большую часть земель своей армии и располагает  ими

по собственному произволу, так как он захватывает все наследства  чиновников

империи и так как в случае смерти человека, не оставившего после себя  детей

мужского пола, его имущество становится собственностью великого государ

   я, а дочери умершего имеют только право пользования  им,  то  в  конечном

счете  владение  большей  частью  имуществ  в  государстве  является  весьма

непрочным.

   По закону Бантама60 царь получает в наследство даже  жену,  детей  и  дом

покойного. Во избежание самого жестокого последствия этого закона там  женят

детей в возрасте десяти, девяти, восьми лет, а иногда и того  моложе,  чтобы

избавить их от горькой участи ста

   ть частью отцовского наследства.

   В государствах, не имеющих основных законов, не может быть  определенного

порядка наследования престола. Там государь сам избирает  себе  преемника  в

своем  семействе  или  вне  его.  Напрасно  было  бы   устанавливать   право

престолонаследия за старшим сыном; госуда

   рь  всегда  может  избрать  другого.  Преемник  определяется  или   самим

государем, или его министрами, или междоусобной  войной.  Таким  образом,  в

этом государстве по сравнению с монархией имеется еще  одна  лишняя  причина

для разложения.

   Так как все члены  семьи  государя  имеют  равные  права  на  избрание  в

преемники ему, то отсюда  проистекает,  что  тот  из  них,  кто  вступил  на

престол, первым делом  или  приказывает  передушить  своих  братьев,  как  в

Турции; или ослепляет их, как в Персии; или объя

   вляет их сумасшедшими, как у  Мо-гола;  если  же  ни  одна  из  этих  мер

предосторожности не принята, как в Марокко,  то  каждый  случай  вакантности

престола сопровождается ужасными междоусобиями.

   В Московском государстве царь волен избрать себе в преемники  кого  хочет

или в своем семействе, или вне его.  Такое  установление  о  преемственности

порождает  тысячи  смут  и  делает  положение  престола  настолько   шатким,

насколько произвольна его преемственность

   . Так как порядок престолонаследия принадлежит  к  вещам,  которые  всего

важнее знать народу, то лучшим будет тот, который основан на фактах наиболее

очевидных, каковы, например, рождение или известный порядок  родства.  Такое

установление прекращает интриги

   и пресекает замыслы властолюбия; при нем  уже  нет  надобности  стараться

овладеть умом слабого государя и заставлять говорить умирающих.

   Когда порядок престолонаследия установлен основным  законом,  наследником

престола является только  одно  лицо  и  у  братьев  его  нет  уже  никакого

действительного или кажущегося права оспаривать у него корону. Никто уже  не

может строить догадок по поводу воли г

   осударя или ссылаться на нее; отнимать свободу или жизнь у брата государя

так же мало надобности, как и у всякого другого подданного.

   Но в деспотических государствах, где братья государя являются в одно и то

же время и его рабами и его соперниками, осторожность  велит  держать  их  в

руках, особенно в магометанских странах, где в победе и удаче религия  видит

суд божий и где вследствие этог

   о все государи царствуют не в силу права, а в силу факта.

   В государствах, где принцы крови знают, что если они не захватят престол,

то будут заключены в тюрьму или преданы смерти, стремление к власти сильнее,

чем  у   нас,   где   принцы   крови   пользуются   положением,   достаточно

удовлетворительным если не для честолюбия

   , то для более скромных желаний.

   Деспотические государи  всегда  злоупотребляли  браком.  Они  обыкновенно

берут себе несколько жен, особенно в той части  света,  где  деспотизм,  так

сказать, натурализован, т. е. в Азии. И у них такое множество детей, что  ни

между отцом и детьми, ни между самим

   и детьми не может существовать никакого родственного чувства.

   Царская семья походит на государство: она слишком бессильна, а  ее  глава

слишком могуществен;  она  обширна,  но  доведена  до  полного  ничтожества,

Артаксеркс умертвил всех своих детей за то, что они  составили  против  него

заговор, Трудно, однако, поверить, чт

   обы  50  человек  детей  устроили  заговор  против  отца,  и  еще   менее

правдоподобно, что они затеяли этот заговор потому, что их отец  не  пожелал

уступить своей наложницы старшему сыну.  Гораздо  проще  объяснить  все  это

одной из интриг сералей Востока, этих мест,

   где притворство,  злоба  и  хитрость  царствуют  в  тишине  под  покровом

непроницаемого мрака и  где  дряхлый  государь,  глупеющий  с  каждым  днем,

является первым пленником дворца.

   После всего сказанного  естественно  возникает  мысль,  что  человеческая

природа будет постоянно возмущаться  против  деспотического  правления;  но,

несмотря на любовь людей к свободе, несмотря  на  их  ненависть  к  насилию,

большая часть народов все же  подчинилась  деспотизму.  И  нетрудно  понять,

почему это произошло.  Чтобы  образовать  умеренное  правление,  надо  уметь

комбинировать власти, регулировать их, умерять,  приводить  их  в  действие,

подбавлять, так сказать, балласту  одной,  чтобы  она  могла  уравновешивать

другую

   ; это такой шедевр  законодательства,  который  редко  удается  выполнить

случаю  и  который  редко  позволяют   выполнить   благоразумию.   Напротив,

деспотическое правление, так сказать, само бросается в  глаза;  оно  повсюду

единообразно, и так как, чтобы установить ег

   о, не нужно ничего, кроме страстей, то на это всякий пригоден,