ГЛАВА XXI О законах римлян для увеличения численности населения
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713
714 715 716 717 718 719 720 723 724 725 726 727 728 729 730
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764
765 766 767 768 769 770 771 772 773
Древние римские законы настойчиво побуждали граждан ко вступлению в брак.
Сенат и народ часто издавали соответствующие постановления, как о том
свидетельствует Август в своей речи, приводимой Дионом.
Дионисий Галикарнасский считает невероятным, чтобы после гибели 305
членов рода Фабиев, истребленных жителями Вей, в живых из всего рода остался
только один ребенок, потому что древний закон, предписывавший, чтобы всякий
гражданин был женат и воспитывал
всех своих детей, находился еще в полной силе.
Независимо от законов за браками наблюдали цензоры, которые, если того
требовали интересы республики, побуждали граждан ко вступлению в брак под
угрозой стыда и наказания.
Начавшаяся затем порча нравов много способствовала тому, что граждане
мало-помалу прониклись отвращением к браку, который не дает ничего, кроме
забот, людям, утратившим способность наслаждаться невинными радостями. Таков
смысл увещания, с которым обратил
ся цензор Метелл Нумидик к народу: "Если бы возможно было обойтись совсем
без жен, мы избавились бы от этого зла; но так как установлено природой, что
нельзя ни счастливо жить с ними, ни обойтись без них, то следует более иметь
в виду сохранение нашего р
ода, чем преходящие радости".
Падение нравов устранило цензуру, созданную для борьбы с порчей нравов;
она оказалась бессильной, после того как зло стало всеобщим. Гражданские
войны, триумвираты, проскрипции ослабили Рим более всякой войны. Граждан
оставалось мало, да и те большей час
тью были неженаты. Чтобы устранить это последнее зло, Цезарь и Август
восстановили цензуру и захотели сами сделаться цензорами. Ими изданы
различные постановления. Цезарь назначил награды тем. кто имел много детей.
Он запретил женщинам моложе 45 лет, не
имевшим ни мужа"
ни детей, носить драгоценности и употреблять носилки - превосходный
способ борьбы с безбрачием при помощи тщеславия. Законы Августа были еще
требовательнее: он наложил новые наказания на холостяков и увеличил награды
женатым и тем, кто имел детей. Таци
т называет эти законы Юлиевыми;
по-видимому, они образовались из сочетания древних постановлений,
изданных сенатом, народом и цензорами.
Закон Августа встретил при своем применении множество препятствий, и 34
года спустя после его издания римские всадники стали просить об его отмене.
Август приказал поставить на одну сторону всех женатых, на другую -
холостых. Последние оказались в боль
шинстве, что очень удивило и смутило граждан. Тогда Август с суровостью
древних цензоров произнес следующую речь:
"В то время как болезни и войны похищают у нас множество граждан, что же
будет с Римом, если никто более не захочет вступать в брак? Не дома, портики
и площади составляют город; его составляют люди. Они не выйдут из-под .
земли, как в басне, чтобы взять
на себя попечение о ваших делах. Вы остаетесь холостыми вовсе не для
того, чтобы жить в одиночестве, ибо каждый из вас имеет любовниц: вы ищите
лишь покоя в вашем распутстве. Не сошлетесь ли вы, например, на
дев-весталок? Но тогда за нарушение целомудрия вас следовало бы подвергать
одинаковому с ними наказанию. Последуют ли все вашему примеру или никто не
станет подражать вам, - и в том и в другом случае вы останетесь одинаково
дурными гражданами. Моя единственная цель - долговечность республики. Я у
величил наказания тем, которые оказали неповиновение; что же касается
наград, то не думаю, чтобы добродетель когда-нибудь получала большие. Тысячи
людей готовы рисковать жизнью ради меньших наград, а вас и эти награды не
могут заставить взять жену и корм
ить детей".
Он издал закон, который по имени его самого получил название Юлия и двух
консулов - Папия и Поппея, занимавших эту должность в то время. Повсеместно
распространившееся зло проявилось даже при их избрании- Дион говорит, что
оба были неженаты и не имели
детей.
Закон Августа был собственно законодательным кодексом и систематическим
сборником всех законоположений по этому предмету. Законы Юлия были в нем
переработаны и усилены. Эти законы так дальновидны и охватывают такой
широкий круг вопросов, что составляют п
рекраснейшую страницу римского гражданского уложения. Отрывки их
содержатся в драгоценных фрагментах Ульпи-ана; в законах Дигест,
заимствованных у авторов, писавших
о законах Папия; у историков и других авторов, которые на них ссылались;
в кодексе Феодосия, который их отменил;
у отцов церкви, которые осуждали их с ревностью, похвальной с точки
зрения будущей жизни, но с весьма слабым пониманием земной жизни.
Законы эти содержали много статей, из которых известны 35. Но избирая
кратчайший путь к моему предмету. я начну со статьи, которую Авл Геллий
называет седьмой и которая касается почестей и наград, предоставляемых этим
законом.
Римляне, которые были большей частью выходцами из латинских городов -
прежних лакедемонских колоний и даже отчасти заимствовали у этих городов
свои законы, питали, подобно лакедемонянам, то почтение к старости, которое
предоставляет ей все почести и вс
е права старшинства. Когда в республике стал ощущаться недостаток в
гражданах, преимущества, ранее принадлежавшие старости, были переданы браку
и определенному числу детей в семье. Одни из этих преимуществ
предоставлялись браку независимо от детей, ко-.
торые могли от него произойти; это называлось правом мужей. Другие
преимущества были присвоены лицам, имевшим двоих детей; наибольшие - если
детей было не менее трех. Не следует смешивать эти три случая: были
преимущества, которыми неизменно пользовали
сь все женатые люди, как, например, особые места в театре; другими же они
пользовались лишь в том случае, если их не оспаривали лица, имевшие детей
или имевшие больше детей, чем они.
Преимущества эти были весьма обширны. Людям женатым, имевшим наибольшее
число детей, всегда оказывалось предпочтение как при соискании почестей, так
и при пользовании ими. Консул, имевший большое число детей, первый принимал
знаки своего достоинства и им
ел преимущество в выборе провинций. Сенатор с наибольшим числом детей
вносился первым в список сенаторов и первый высказывал в сенате свое мнение.
Дети давали возможность занимать государственные должности ранее
общеустановленного срока - каждый ребено
к давал один год преимущества по службе. Кто имел в Риме трех детей, тот
избавлялся от всех личных повинностей. Свободнорожденные матери троих детей
и вольноотпущенницы, имевшие не менее четырех детей, избавлялись от той
постоянной опеки, в которой их де
ржали древние римские законы. Наряду с наградами полагались и наказания.
Холостые не могли наследовать по завещанию постороннего лица; лица, которые
хотя и были женаты, но не имели детей, получали по такому завещанию только
половину. Римляне, говорит Плу
тарх, вступали в брак для того, чтобы наследовать, а не для того, чтобы
иметь наследников.
Права супругов завещать друг другу свое имущество были ограничены
законом. Супруги могли передавать друг Другу все свое имущество, если имели
от своего брака детей; если детей не было, супружество давало право на одну
десятую долю наследства; если же суп
руги имели детей от другого брака, то могли завещать друг другу столько
десятых долей своего имущества, сколько было таких детей.
Муж, оставивший жену не по делам республики, а по иным причинам, не мог
после нее наследовать.
В случае смерти одного из супругов закон давал оставшемуся в живых два
года срока для вступления в новый брак, в случае развода - полтора года.
Если родители мешали детям вступать в брак или не давали дочерям приданого,
то власти принуждали их к этому.
Помолвка не допускалась в тех случаях, когда заключение брака
откладывалось более чем на два года; а так как нельзя было жениться на
девушке моложе 12 лет, то нельзя было и обручиться с нею прежде, чем она
достигала десятилетнего возраста. Этот закон был направлен против того,
чтобы граждане пользовались преимуществами женатых людей под предлогом
обручения.
Человеку в 60 лет воспрещалось брать жену пятидесяти лет. Предоставляя
женатым большие преимущества, закон воспрещал бесполезные браки. По той же
причине сенатским определением Кальвизия был объявлен неравным брак между
жещиной старше 50 и мужчиной молож
е 60 лет, так что женщина 50 лет, выходя замуж, всегда подвергалась
взысканиям, налагаемым законом. Тиберий еще усугубил суровость закона Папия,
запретив мужчине в 60 лет вступать в брак с женщиной моложе 50, так что
человек 60 лет не мог ни в каком случ
ае жениться, не подвергаясь взысканию. Но Клавдий отменил все
постановления Тиберия по этому предмету. Все эти распоряжения более
соответствовали климату Италии, чем севера, где мужчина в 60 лет не лишен
еще силы, а женщина в 50 лет не всегда бесплодна.
Чтобы устранить бесполезные ограничения при выборе супруга, Август
разрешил всем свободнорожденным, кроме сенаторов, жениться на
вольноотпущенницах. Закон Папия воспрещал сенаторам брак с женщинами,
игравшими на сцене, и вольноотпущенницами. Во время же
Ульпиана свободнорожденный не мог жениться на женщине распутной игравшей
на сцене или осужденной по судебному приговору. По-видимому, это было
постановлено каким-нибудь сенатусконсультом: во времена республики подобные
законы не встречаются, потому что и
справление и.
предупреждение бесчинств этого рода входили в обязанности цензоров.
Константин издал закон, который распространил ограничения,
предусмотренные законом Папия, не только на сенаторов, но и на лиц,
занимавших в государстве высокие должности, не говоря о людях более
скромного положения. После этого ограничение браков касалос
ь только тех свободнорожденных, на которых указывал закон Константина.
Юстиниан отменил и этот закон Константина, разрешив вступление в брак всем
лицам без различия. Это положило начало той печальной свободе, которой мы
пользуемся доныне.
Понятно, что наказания за воспрещенные законом браки были те же, что и за
невступление в брак; браки эти не давали никаких гражданских выгод, и закон
о приданом после смерти жены терял для мужа свою силу.
После того как Август объявил собственностью казны полученные по закону и
по завещанию наследства всех тех, кого законы объявили неправоспособными в
этом отношении, законы эти получили более фискальный, чем политический и
гражданский характер. Отвращение к налагаемым ими стеснениям, которые и без
того уже почитались крайне обременительными, еще усилилось от угрозы
постоянных притязаний со стороны алчной казны. В результате при Тиберии
пришлось ограничить действие этих законов, Нерон уменьшил размер возн
аграждения доносчикам, Траян остановил их грабительства, Север
видоизменил эти законы, а юристы считали их тягостными и в своих решениях
уклонялись от точного их соблюдения.
К тому же императоры ослабляли значение этих законов дарованием
преимуществ, соединенных с правом мужей и лиц. имеющих двоих и троих детей.
Они пошли еще дальше, когда стали освобождать граждан от налагаемых этими
законами взысканий, хотя в делах обществ
енной пользы согласно общепринятым правилам отнюдь не следовало бы
допускать таких
изъятий.
Здравый смысл потребовал распространения прав детей на весталок, которых
религия обязывала вечно оставаться девственницами, Право мужей было даровано
солдатам, потому что они не имели возможности жениться. Согласно обычаю
императоры освобождались от стес
нений, налагаемых некоторыми гражданскими законами. Так, Август был
избавлен от исполнения закона, ограничивающего право отпуска на волю рабов,
и закона, ограничивающего завещательные права. Все это были лишь частные
случаи, но впоследствии изъятия разда
вались так неумеренно, что общее правило стало исключением.
Философские секты внесли в империю тот дух отчуждения от общественных
дел, который не мог бы так сильно распространиться во времена республики,
когда все были поглощены военными занятиями или мирными ремеслами. Отсюда
идея совершенствования, сопутствующа
я всему, что только влечет к созерцательной жизни; отсюда удаление от
семейных забот и стеснений. Христианская религия, явившаяся на смену
философии, как бы упрочила понятия, которые философия только подготовила.
Христианство сообщило свой характер и юриспруденции, ибо между светской и
духовной властью всегда существует известная связь. Чтобы убедиться в этом,
достаточно взглянуть на кодекс Феодосия, который представляет собой не что
иное, как свод указов христиа
нских императоров.
Один из панегиристов Константина говорит этому императору: "Единственною
целью твоих законов было наказание пороков и исправление нравов. Ты
уничтожил коварство старых законов, которые, казалось, стремились только к
тому, чтобы уловлять в свои сети прост
одушных".
Перемены, произведенные Константином, несомненно, имели в основании или
идею распространения христианства или заключающуюся в нем идею
совершенствования. Первая из этих идей породила законы, предоставившие
епископам столь широкую власть, что законы эти послужили основанием для
церковной юрисдикции; отсюда возникли законы, ослабившие родительскую власть
тем, что лишили отцов права собственности на имущество их детей. В интересах
распространения новой религии потребовалось ограничить чрезмерную зависимо
сть детей, которые всегда более склонны отвергать установленные понятия и
усваивать новые.
К законам, имевшим в виду христианское совершенствование, прежде всего
следует отнести отмену наказаний, установленных законом Папия как для
холостых, так и для тех, кою-рые, будучи женаты, не имели детей.
"Установляли эти законы, - говорит один церковный историк, - так, как
будто размножение человеческого рода зависит от нас; не думали о том, что
количество людей растет и уменьшается по воле провидения".
Принципы религии всегда оказывали чрезвычайное влияние на размножение
человеческого рода: в одних случаях они ему благоприятствовали, как,
например, у евреев, магометан, геб-ров, китайцев; в других - препятствовали
ему, как то было, например, у римлян, п
ринявших христианство. Всюду непрестанно проповедовалось воздержание -
высочайшая добродетель, потому что по природе своей она должна соблюдаться
лишь весьма немногими.
Константин не коснулся законов о десятой части, которые увеличивали право
одного из супругов дарить часть своего имущества другому пропорционально
числу их детей. Феодосии младший отменил и эти законы.
Юстиниан объявил действительными все браки, запрещенные законами Папия.
Эти законы требовали, чтобы вдовцы женились снова; Юстиниан предоставил
преимущества тем из них, которые оставались неженатыми.
По древним законам никто не мог быть лишен естественного права вступать в
брак и иметь детей; поэтому, если кто-нибудь получал наследство при условии
не вступать в брак или патрон брал со своего вольноотпущенника клятву, что
он не женится и не будет имет
ь детей, папиев закон признавал недействительными и это условие, и эту
клятву. Следовательно, существующая у нас оговорка: при условии сохранения
вдовства, противоречит древнему праву и ведет свое начало от императорских
постанбвлений, возникших на основ
е представления о совершенстве.
Хотя не было издано специального закона, который содержал бы в себе
прямую отмену преимуществ и почестей, предоставленных римлянами-язычниками
браку и многодетности, там, где оказывали преимущество безбрачию, не могло
воздаваться почестей браку. И если у
далось в результате отмены штрафов лишить откупщиков значительных выгод,
то уничтожить награды было, конечно, еще легче.
Те же духовные соображения, которые побудили разрешить безбрачие, скоро
сделали самое безбрачие необходимостью. Избави бог, чтобы я стал говорить
здесь против безбрачия. установленного религией. Но кто может молчать при
виде безбрачия, созданного распуще
нностью, - безбрачия, в котором оба пола, развращаемые даже вполне
естественными чувствами, избегают союза, который должен сделать их лучшими,
чтобы пребывать в ином союзе, который делает их все более худшими.
Самой природой установлено, что, чем более мы сокращаем число браков из
тех, которые могли бы состояться, тем более развращаем те, которые уже
существуют; чем меньше людей женатых, тем меньше верности в браках. Подобным
образом можно сказать: чем больше
воров, тем больше воровства.
Древние римские законы настойчиво побуждали граждан ко вступлению в брак.
Сенат и народ часто издавали соответствующие постановления, как о том
свидетельствует Август в своей речи, приводимой Дионом.
Дионисий Галикарнасский считает невероятным, чтобы после гибели 305
членов рода Фабиев, истребленных жителями Вей, в живых из всего рода остался
только один ребенок, потому что древний закон, предписывавший, чтобы всякий
гражданин был женат и воспитывал
всех своих детей, находился еще в полной силе.
Независимо от законов за браками наблюдали цензоры, которые, если того
требовали интересы республики, побуждали граждан ко вступлению в брак под
угрозой стыда и наказания.
Начавшаяся затем порча нравов много способствовала тому, что граждане
мало-помалу прониклись отвращением к браку, который не дает ничего, кроме
забот, людям, утратившим способность наслаждаться невинными радостями. Таков
смысл увещания, с которым обратил
ся цензор Метелл Нумидик к народу: "Если бы возможно было обойтись совсем
без жен, мы избавились бы от этого зла; но так как установлено природой, что
нельзя ни счастливо жить с ними, ни обойтись без них, то следует более иметь
в виду сохранение нашего р
ода, чем преходящие радости".
Падение нравов устранило цензуру, созданную для борьбы с порчей нравов;
она оказалась бессильной, после того как зло стало всеобщим. Гражданские
войны, триумвираты, проскрипции ослабили Рим более всякой войны. Граждан
оставалось мало, да и те большей час
тью были неженаты. Чтобы устранить это последнее зло, Цезарь и Август
восстановили цензуру и захотели сами сделаться цензорами. Ими изданы
различные постановления. Цезарь назначил награды тем. кто имел много детей.
Он запретил женщинам моложе 45 лет, не
имевшим ни мужа"
ни детей, носить драгоценности и употреблять носилки - превосходный
способ борьбы с безбрачием при помощи тщеславия. Законы Августа были еще
требовательнее: он наложил новые наказания на холостяков и увеличил награды
женатым и тем, кто имел детей. Таци
т называет эти законы Юлиевыми;
по-видимому, они образовались из сочетания древних постановлений,
изданных сенатом, народом и цензорами.
Закон Августа встретил при своем применении множество препятствий, и 34
года спустя после его издания римские всадники стали просить об его отмене.
Август приказал поставить на одну сторону всех женатых, на другую -
холостых. Последние оказались в боль
шинстве, что очень удивило и смутило граждан. Тогда Август с суровостью
древних цензоров произнес следующую речь:
"В то время как болезни и войны похищают у нас множество граждан, что же
будет с Римом, если никто более не захочет вступать в брак? Не дома, портики
и площади составляют город; его составляют люди. Они не выйдут из-под .
земли, как в басне, чтобы взять
на себя попечение о ваших делах. Вы остаетесь холостыми вовсе не для
того, чтобы жить в одиночестве, ибо каждый из вас имеет любовниц: вы ищите
лишь покоя в вашем распутстве. Не сошлетесь ли вы, например, на
дев-весталок? Но тогда за нарушение целомудрия вас следовало бы подвергать
одинаковому с ними наказанию. Последуют ли все вашему примеру или никто не
станет подражать вам, - и в том и в другом случае вы останетесь одинаково
дурными гражданами. Моя единственная цель - долговечность республики. Я у
величил наказания тем, которые оказали неповиновение; что же касается
наград, то не думаю, чтобы добродетель когда-нибудь получала большие. Тысячи
людей готовы рисковать жизнью ради меньших наград, а вас и эти награды не
могут заставить взять жену и корм
ить детей".
Он издал закон, который по имени его самого получил название Юлия и двух
консулов - Папия и Поппея, занимавших эту должность в то время. Повсеместно
распространившееся зло проявилось даже при их избрании- Дион говорит, что
оба были неженаты и не имели
детей.
Закон Августа был собственно законодательным кодексом и систематическим
сборником всех законоположений по этому предмету. Законы Юлия были в нем
переработаны и усилены. Эти законы так дальновидны и охватывают такой
широкий круг вопросов, что составляют п
рекраснейшую страницу римского гражданского уложения. Отрывки их
содержатся в драгоценных фрагментах Ульпи-ана; в законах Дигест,
заимствованных у авторов, писавших
о законах Папия; у историков и других авторов, которые на них ссылались;
в кодексе Феодосия, который их отменил;
у отцов церкви, которые осуждали их с ревностью, похвальной с точки
зрения будущей жизни, но с весьма слабым пониманием земной жизни.
Законы эти содержали много статей, из которых известны 35. Но избирая
кратчайший путь к моему предмету. я начну со статьи, которую Авл Геллий
называет седьмой и которая касается почестей и наград, предоставляемых этим
законом.
Римляне, которые были большей частью выходцами из латинских городов -
прежних лакедемонских колоний и даже отчасти заимствовали у этих городов
свои законы, питали, подобно лакедемонянам, то почтение к старости, которое
предоставляет ей все почести и вс
е права старшинства. Когда в республике стал ощущаться недостаток в
гражданах, преимущества, ранее принадлежавшие старости, были переданы браку
и определенному числу детей в семье. Одни из этих преимуществ
предоставлялись браку независимо от детей, ко-.
торые могли от него произойти; это называлось правом мужей. Другие
преимущества были присвоены лицам, имевшим двоих детей; наибольшие - если
детей было не менее трех. Не следует смешивать эти три случая: были
преимущества, которыми неизменно пользовали
сь все женатые люди, как, например, особые места в театре; другими же они
пользовались лишь в том случае, если их не оспаривали лица, имевшие детей
или имевшие больше детей, чем они.
Преимущества эти были весьма обширны. Людям женатым, имевшим наибольшее
число детей, всегда оказывалось предпочтение как при соискании почестей, так
и при пользовании ими. Консул, имевший большое число детей, первый принимал
знаки своего достоинства и им
ел преимущество в выборе провинций. Сенатор с наибольшим числом детей
вносился первым в список сенаторов и первый высказывал в сенате свое мнение.
Дети давали возможность занимать государственные должности ранее
общеустановленного срока - каждый ребено
к давал один год преимущества по службе. Кто имел в Риме трех детей, тот
избавлялся от всех личных повинностей. Свободнорожденные матери троих детей
и вольноотпущенницы, имевшие не менее четырех детей, избавлялись от той
постоянной опеки, в которой их де
ржали древние римские законы. Наряду с наградами полагались и наказания.
Холостые не могли наследовать по завещанию постороннего лица; лица, которые
хотя и были женаты, но не имели детей, получали по такому завещанию только
половину. Римляне, говорит Плу
тарх, вступали в брак для того, чтобы наследовать, а не для того, чтобы
иметь наследников.
Права супругов завещать друг другу свое имущество были ограничены
законом. Супруги могли передавать друг Другу все свое имущество, если имели
от своего брака детей; если детей не было, супружество давало право на одну
десятую долю наследства; если же суп
руги имели детей от другого брака, то могли завещать друг другу столько
десятых долей своего имущества, сколько было таких детей.
Муж, оставивший жену не по делам республики, а по иным причинам, не мог
после нее наследовать.
В случае смерти одного из супругов закон давал оставшемуся в живых два
года срока для вступления в новый брак, в случае развода - полтора года.
Если родители мешали детям вступать в брак или не давали дочерям приданого,
то власти принуждали их к этому.
Помолвка не допускалась в тех случаях, когда заключение брака
откладывалось более чем на два года; а так как нельзя было жениться на
девушке моложе 12 лет, то нельзя было и обручиться с нею прежде, чем она
достигала десятилетнего возраста. Этот закон был направлен против того,
чтобы граждане пользовались преимуществами женатых людей под предлогом
обручения.
Человеку в 60 лет воспрещалось брать жену пятидесяти лет. Предоставляя
женатым большие преимущества, закон воспрещал бесполезные браки. По той же
причине сенатским определением Кальвизия был объявлен неравным брак между
жещиной старше 50 и мужчиной молож
е 60 лет, так что женщина 50 лет, выходя замуж, всегда подвергалась
взысканиям, налагаемым законом. Тиберий еще усугубил суровость закона Папия,
запретив мужчине в 60 лет вступать в брак с женщиной моложе 50, так что
человек 60 лет не мог ни в каком случ
ае жениться, не подвергаясь взысканию. Но Клавдий отменил все
постановления Тиберия по этому предмету. Все эти распоряжения более
соответствовали климату Италии, чем севера, где мужчина в 60 лет не лишен
еще силы, а женщина в 50 лет не всегда бесплодна.
Чтобы устранить бесполезные ограничения при выборе супруга, Август
разрешил всем свободнорожденным, кроме сенаторов, жениться на
вольноотпущенницах. Закон Папия воспрещал сенаторам брак с женщинами,
игравшими на сцене, и вольноотпущенницами. Во время же
Ульпиана свободнорожденный не мог жениться на женщине распутной игравшей
на сцене или осужденной по судебному приговору. По-видимому, это было
постановлено каким-нибудь сенатусконсультом: во времена республики подобные
законы не встречаются, потому что и
справление и.
предупреждение бесчинств этого рода входили в обязанности цензоров.
Константин издал закон, который распространил ограничения,
предусмотренные законом Папия, не только на сенаторов, но и на лиц,
занимавших в государстве высокие должности, не говоря о людях более
скромного положения. После этого ограничение браков касалос
ь только тех свободнорожденных, на которых указывал закон Константина.
Юстиниан отменил и этот закон Константина, разрешив вступление в брак всем
лицам без различия. Это положило начало той печальной свободе, которой мы
пользуемся доныне.
Понятно, что наказания за воспрещенные законом браки были те же, что и за
невступление в брак; браки эти не давали никаких гражданских выгод, и закон
о приданом после смерти жены терял для мужа свою силу.
После того как Август объявил собственностью казны полученные по закону и
по завещанию наследства всех тех, кого законы объявили неправоспособными в
этом отношении, законы эти получили более фискальный, чем политический и
гражданский характер. Отвращение к налагаемым ими стеснениям, которые и без
того уже почитались крайне обременительными, еще усилилось от угрозы
постоянных притязаний со стороны алчной казны. В результате при Тиберии
пришлось ограничить действие этих законов, Нерон уменьшил размер возн
аграждения доносчикам, Траян остановил их грабительства, Север
видоизменил эти законы, а юристы считали их тягостными и в своих решениях
уклонялись от точного их соблюдения.
К тому же императоры ослабляли значение этих законов дарованием
преимуществ, соединенных с правом мужей и лиц. имеющих двоих и троих детей.
Они пошли еще дальше, когда стали освобождать граждан от налагаемых этими
законами взысканий, хотя в делах обществ
енной пользы согласно общепринятым правилам отнюдь не следовало бы
допускать таких
изъятий.
Здравый смысл потребовал распространения прав детей на весталок, которых
религия обязывала вечно оставаться девственницами, Право мужей было даровано
солдатам, потому что они не имели возможности жениться. Согласно обычаю
императоры освобождались от стес
нений, налагаемых некоторыми гражданскими законами. Так, Август был
избавлен от исполнения закона, ограничивающего право отпуска на волю рабов,
и закона, ограничивающего завещательные права. Все это были лишь частные
случаи, но впоследствии изъятия разда
вались так неумеренно, что общее правило стало исключением.
Философские секты внесли в империю тот дух отчуждения от общественных
дел, который не мог бы так сильно распространиться во времена республики,
когда все были поглощены военными занятиями или мирными ремеслами. Отсюда
идея совершенствования, сопутствующа
я всему, что только влечет к созерцательной жизни; отсюда удаление от
семейных забот и стеснений. Христианская религия, явившаяся на смену
философии, как бы упрочила понятия, которые философия только подготовила.
Христианство сообщило свой характер и юриспруденции, ибо между светской и
духовной властью всегда существует известная связь. Чтобы убедиться в этом,
достаточно взглянуть на кодекс Феодосия, который представляет собой не что
иное, как свод указов христиа
нских императоров.
Один из панегиристов Константина говорит этому императору: "Единственною
целью твоих законов было наказание пороков и исправление нравов. Ты
уничтожил коварство старых законов, которые, казалось, стремились только к
тому, чтобы уловлять в свои сети прост
одушных".
Перемены, произведенные Константином, несомненно, имели в основании или
идею распространения христианства или заключающуюся в нем идею
совершенствования. Первая из этих идей породила законы, предоставившие
епископам столь широкую власть, что законы эти послужили основанием для
церковной юрисдикции; отсюда возникли законы, ослабившие родительскую власть
тем, что лишили отцов права собственности на имущество их детей. В интересах
распространения новой религии потребовалось ограничить чрезмерную зависимо
сть детей, которые всегда более склонны отвергать установленные понятия и
усваивать новые.
К законам, имевшим в виду христианское совершенствование, прежде всего
следует отнести отмену наказаний, установленных законом Папия как для
холостых, так и для тех, кою-рые, будучи женаты, не имели детей.
"Установляли эти законы, - говорит один церковный историк, - так, как
будто размножение человеческого рода зависит от нас; не думали о том, что
количество людей растет и уменьшается по воле провидения".
Принципы религии всегда оказывали чрезвычайное влияние на размножение
человеческого рода: в одних случаях они ему благоприятствовали, как,
например, у евреев, магометан, геб-ров, китайцев; в других - препятствовали
ему, как то было, например, у римлян, п
ринявших христианство. Всюду непрестанно проповедовалось воздержание -
высочайшая добродетель, потому что по природе своей она должна соблюдаться
лишь весьма немногими.
Константин не коснулся законов о десятой части, которые увеличивали право
одного из супругов дарить часть своего имущества другому пропорционально
числу их детей. Феодосии младший отменил и эти законы.
Юстиниан объявил действительными все браки, запрещенные законами Папия.
Эти законы требовали, чтобы вдовцы женились снова; Юстиниан предоставил
преимущества тем из них, которые оставались неженатыми.
По древним законам никто не мог быть лишен естественного права вступать в
брак и иметь детей; поэтому, если кто-нибудь получал наследство при условии
не вступать в брак или патрон брал со своего вольноотпущенника клятву, что
он не женится и не будет имет
ь детей, папиев закон признавал недействительными и это условие, и эту
клятву. Следовательно, существующая у нас оговорка: при условии сохранения
вдовства, противоречит древнему праву и ведет свое начало от императорских
постанбвлений, возникших на основ
е представления о совершенстве.
Хотя не было издано специального закона, который содержал бы в себе
прямую отмену преимуществ и почестей, предоставленных римлянами-язычниками
браку и многодетности, там, где оказывали преимущество безбрачию, не могло
воздаваться почестей браку. И если у
далось в результате отмены штрафов лишить откупщиков значительных выгод,
то уничтожить награды было, конечно, еще легче.
Те же духовные соображения, которые побудили разрешить безбрачие, скоро
сделали самое безбрачие необходимостью. Избави бог, чтобы я стал говорить
здесь против безбрачия. установленного религией. Но кто может молчать при
виде безбрачия, созданного распуще
нностью, - безбрачия, в котором оба пола, развращаемые даже вполне
естественными чувствами, избегают союза, который должен сделать их лучшими,
чтобы пребывать в ином союзе, который делает их все более худшими.
Самой природой установлено, что, чем более мы сокращаем число браков из
тех, которые могли бы состояться, тем более развращаем те, которые уже
существуют; чем меньше людей женатых, тем меньше верности в браках. Подобным
образом можно сказать: чем больше
воров, тем больше воровства.