ГЛАВА XVIII О судебной власти в римском государстве

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204   207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Судебная  власть  была  предоставлена  народу,  сенату,   государственным

сановникам и судьям. Надо рассмотреть, как она была распределена. Начинаю  с

дел гражданских.

   Консулы судили после царей, а преторы -  после  консулов.  Сервий  Туллий

сложил с себя обязанность творить суд по делам гражданским; консулы тоже  не

решали этих дел,  за  исключением  очень  редких  случаев,  которые  поэтому

получили название чрезвычайных. Они

   довольствовались  тем,  что  назначали  судей  и  формировали  трибуналы,

которые должны были судить. Судя по речи Аппия Клавдия, переданной Дионисием

Галикарнасским,  начиная  с  259  года  от  основания  Рима  в  этом  видели

установившийся обычай; и мы не зайдем слишк

   ом далеко, если отнесем установление этого обычая к Сервию Туллию.

   Претор каждый год составлял список, или табель, лиц. которых  он  избирал

для выполнения обязанности судей в продолжение  года  отправления  им  своей

должности. Для каждого дела  привлекали  достаточное  для  его  рассмотрения

количество судей. Почти то же самое п

   рактикуется в Англии. Особенно благоприятно для свободы было тут то,  что

претор назначал судей с согласия сторон.  Значительное  количество  отводов,

которое допускается теперь делать в Англии, очень близко  подходит  к  этому

обычаю.

   Эти судьи должны были только устанавливать факты, например, была или  нет

уплачена такая-то сумма, было или не было совершено такое-то  действие.  Что

же касается вопросов о праве, решение которых требует некоторых  специальных

способностей, то .они выносили

   сь на обсуждение трибунала центумвиров.

   Цари сохранили за собой право суда по делам уголовным;

   от них это право перешло к  консулам.  В  силу  этой-то  судебной  власти

консул Брут и предал смерти своих детей и всех участников заговора в  пользу

Тарквиниев. Эта власть была чрезмерна. Консулы уже обладали военной властью,

теперь они стали применять эту вл

   асть и к гражданским делам, и их судебные решения, не стесняемые никакими

формами судопроизводства, были скорее актами насилия, чем суда.

   Этим было вызвано издание закона  Валерия,  дозволявшего  апеллировать  к

народу  по  поводу  всякого   распоряжения   консулов,   угрожавшего   жизни

гражданина. Консулы  уже  не  могли  вынести  смертного  приговора  римскому

гражданину иначе, как по воле народаМы видим, что во время первого  заговора

в пользу возвращения Тарквиниев виновных судит консул Брут, во время второго

- для суда над виновными созывают сенат и комиции.

   Законы, названные священными, дали народу  трибунов,  которые  образовали

корпорацию, заявившую вначале безмерные притязания. Трудно сказать, что было

сильнее: дерзкая требовательность плебеев или робкая уступчивость сенаторов.

Закон Валерия дозволил апелли

   ровать к народу, т. е. к народу, состоящему  из  сенаторов,  патрициев  и

плебеев; но плебеи постановили, что апелляции следует обращать только к  ним

одним. Вскоре был поднят вопрос ,о том, могут ли плебеи судить патриция, что

стало предметом распри, порожде

   нной делом Кориолана  и  вместе  с  этим  делом  окончившейся.  Кориолан,

обвиненный трибунами перед народом, утверждал вопреки духу  закона  Валерия,

что его как патриция могут судить только консулы. Плебеи также вопреки  духу

закона решили, что его должны судить только  одни  плебеи,  и  действительно

судили его.

   Законы двенадцати таблиц все это изменили. Они постановили, что вопрос  о

жизни  и  смерти  гражданина  должен  решаться   лишь   большими   народными

собраниями. Таким образом, плебеи, или, что то же самое, комиции по  трибам,

стали судить только преступления, наказ

   уемые денежным штрафом.  Для  вынесения  смертного  приговора  нужен  был

закон; для присуждения к денежному штрафу достаточно было плебисцита.

   Это  определение  законов  двенадцати  таблиц  было  очень  благоразумно.

Благодаря ему плебеи и сенаторы стали действовать с удивительным  согласием:

так как компетенция тех и других была поставлена в зависимость от  строгости

наказания .и природы преступления,

   то им было невозможно обойтись без взаимного соглашения.

   Закон Валерия лишил государственный строй Рима  всего,  что  у  него  еще

оставалось общего с правлением греческих царей  героической  эпохи.  Консулы

уже не имели власти карать за  преступления.  Хотя  все  преступления  имеют

публичный характер, тем не менее надо о

   тличать те из них, которые касаются взаимных отношений граждан,  от  тех,

которые,  скорее,  касаются  отношений  государства  к   гражданам.   Первые

называются  преступлениями  частными,  а  вторые  -  публичными.   Публичные

преступления судил сам народ. Что касается

   частных, то он поручал специальной комиссии назначать квестора  для  суда

над каждым преступлением этого  разряда.  В  квесторы  народ  часто  избирал

должностное лицо, но иногда и частное. Их называли квесторами  отцеубийства.

О них упоминается в законах двенадц

   ати таблиц.

   Квесторы назначали так называемого судью данного дела, который избирал по

жребию судей, составлял суд и председательствовал в нем.

   Следует обратить внимание на участие, которое принимал сенат в назначении

квестора, для того чтобы уяснить себе, каким образом были в  этом  отношении

уравновешены  власти.  Иногда  сенат   заставлял   избрать   диктатора   для

отправления должности квестора; иногда

   он приказывал, чтобы избрание квестора было поручено народному  собранию,

созванному  трибуном;  наконец,  случалось,  что   народ   давал   поручение

избранному им для этого должностному лицу  сообщить  сенату  о  каком-нибудь

преступлении и просить его назначить квес

   тора, как это видно из суда над Луцием Сципионом, о котором  говорит  Тит

Ливии.

   В 604 году от основания Рима некоторые из этих  временных  комиссий  были

обращены в постоянные. Мало-помалу материал  преступлений  был  разделен  по

вопросам, которые составили предмет постоянных судов. Каждый из  этих  судов

был поручен ведению особого претора

   . Власть  преторов  судить  эти  преступления  была  ограничена  годичным

сроком, по истечении которого они отправлялись управлять своими провинциями.

   В Карфагене совет ста состоял из пожизненных судей.  Но  в  Риме  преторы

назначались на один год, а судьи - даже на более короткий срок,  потому  что

они назначались для каждого дела особо. Мы  уже  сказали  в  VI  главе  этой

книги, насколько такой порядок был в некоторых государствах благоприятен для

свободы.

   До Гракхов судей избирали из сословия сенаторов. Тиберий  Гракх  заставил

избирать их из сословия всадников; эта перемена была настолько  важной,  что

сам трибун считал, что он одной этой мерой подорвал силу сословия сенаторов.

   Надо  заметить,  что  распределение  трех  властей   может   быть   очень

благоприятно для свободы конституции, хотя менее  благоприятно  для  свободы

гражданина. В Риме могущество народа, обладавшего законодательной властью  и

частью власти исполнительной и судебной,

   было так велико, что  оно  нуждалось  в  противовесе  со  стороны  другой

власти. Хотя сенат и  обладал  частью  исполнительной  власти  и  некоторыми

отраслями законодательной, но этого было мало для противовеса народу.  Нужно

было, чтобы он пользовался частью судебн

   ой власти, и он пользовался ею, когда судей  выбирали  из  сенаторов.  Но

после того как Гракхи лишили сенаторов участия в  суде,  сенат  уже  не  мог

противостоять народу. Таким образом, Гракхи поколебали  свободу  строя  ради

усиления свободы народа, но последняя

   погибла вместе с первой.

   Отсюда произошли бесконечные бедствия. Государственный строй был  изменен

в такое время, когда в пылу гражданской борьбы основные законы уже почти  не

существовали.  Всадники  перестали  быть  тем  средним  сословием,   которое

соединяло народ с сенатом, и узы еди

   нения в государственном строе были порваны.

   Существовали и частные причины, в  силу  которых  не  следовало  поручать

судебную власть всадникам. Государственный строй Рима  был  основан  на  том

принципе,  что  войско  его  должно  было  состоять   из   лиц,   достаточно

состоятельных, чтобы отвечать перед  республикой  за  свое  поведение  своим

имуществом. Всадники, как люди самые богатые, составляли кавалерию легионов.

Но после своего возвышения они уже не захотели служить в этом  войске.  Надо

было образовать новую кавалерию: Марий стал набирать в свои  легионы  всякий

сб

   род, и республика погибла.

   Кроме того, всадники брали на откуп доходы республики;

   они были жадны, они сеяли одно  общественное  бедствие  за  другим,  одну

нужду за другой. Таких людей не только не следовало  делать  судьями,  но  и

самих их надо было бы постоянно держать под надзором судей.  К  чести  наших

старинных французских законов надо ска

   зать, что при заключении договоров с деловыми людьми они относились к ним

с  недоверием,  которое,  естественно,  внушает  неприятель.  Когда  в  Риме

судебная власть была  передана  откупщикам,  не  стало  ни  добродетели,  ни

порядка, ни законов, ни судов, ни судей.

   В некоторых  отрывках  из  Диодора  Сицилийского77  и  Диона  встречается

довольно наивное изображение такого положения дел. "Муций Сцевола, - говорит

Диодор, - захотел воскресить  нравы  старицы,  жить  честно  и  воздержанно,

только на средства от своего собствен

   ного  имущества.  Предшественники  его,   вступив   в   сообщничество   с

откупщиками, которые были в это время судьями в  Риме,  наводнили  провинцию

всякого рода преступлениями. Но Сцевола  покарал  ростовщиков  и  посадил  в

тюрьмы тех, которые сажали туда других".

   Дион рассказывает, что наместник Сцеволы Публий  Рутилий  -  человек,  не

менее Сцеволы ненавистный всадникам, был обвинен  по  своем  возвращении  из

провинции в том, что он получил подарки и присужден к денежному  штрафу.  Он

тотчас же заявил об уступке своего  имущества.  Он  доказал  свои  права  на

владение им, и его невинность обнаружилась в том, что ценность его имущества

оказалась гораздо меньше ценности того, в похищении чего его обвиняли. Он не

захотел более жить в одном городе с такими людьми.

   Диодор говорит еще, что итальянцы закупали в  Сицилии  партии  рабов  для

возделывания своих полей  и  ухода  за  своими  стадами  и  не  кормили  их,

вследствие чего эти несчастные, одетые в шкуры животных, вооруженные копьями

н дубинами и окруженные стаями больших

   собак, были вынуждены грабить по  большим  дорогам.  Они  опустошали  всю

провинцию, так что жители  ее  могли  считать  своим  только  то  имущество,

которое находилось под охраной городских стен. И ни один проконсул, ни  один

претор не мог или не хотел воспротивить

   ся этим  беспорядкам,  не  смел  наказать  этих  рабов,  потому  что  они

принадлежали всадникам, которые обладали судебной властью в Риме. Это  было,

однако,  одной  из  причин  восстания  рабов.  Скажу  только  одно:   людям,

занимавшимся профессией, единственная цель кот

   орой - нажива, профессией, которая всегда всего требовала, но от  которой

никто ничего не требовал, профессией, неумолимой и глухой ко всему на свете,

- этим людям, которые не только расхищали богатства,  но  разоряли  и  самую

бедность, не следовало вруч

   ать судебную власть в Риме.

   Судебная  власть  была  предоставлена  народу,  сенату,   государственным

сановникам и судьям. Надо рассмотреть, как она была распределена. Начинаю  с

дел гражданских.

   Консулы судили после царей, а преторы -  после  консулов.  Сервий  Туллий

сложил с себя обязанность творить суд по делам гражданским; консулы тоже  не

решали этих дел,  за  исключением  очень  редких  случаев,  которые  поэтому

получили название чрезвычайных. Они

   довольствовались  тем,  что  назначали  судей  и  формировали  трибуналы,

которые должны были судить. Судя по речи Аппия Клавдия, переданной Дионисием

Галикарнасским,  начиная  с  259  года  от  основания  Рима  в  этом  видели

установившийся обычай; и мы не зайдем слишк

   ом далеко, если отнесем установление этого обычая к Сервию Туллию.

   Претор каждый год составлял список, или табель, лиц. которых  он  избирал

для выполнения обязанности судей в продолжение  года  отправления  им  своей

должности. Для каждого дела  привлекали  достаточное  для  его  рассмотрения

количество судей. Почти то же самое п

   рактикуется в Англии. Особенно благоприятно для свободы было тут то,  что

претор назначал судей с согласия сторон.  Значительное  количество  отводов,

которое допускается теперь делать в Англии, очень близко  подходит  к  этому

обычаю.

   Эти судьи должны были только устанавливать факты, например, была или  нет

уплачена такая-то сумма, было или не было совершено такое-то  действие.  Что

же касается вопросов о праве, решение которых требует некоторых  специальных

способностей, то .они выносили

   сь на обсуждение трибунала центумвиров.

   Цари сохранили за собой право суда по делам уголовным;

   от них это право перешло к  консулам.  В  силу  этой-то  судебной  власти

консул Брут и предал смерти своих детей и всех участников заговора в  пользу

Тарквиниев. Эта власть была чрезмерна. Консулы уже обладали военной властью,

теперь они стали применять эту вл

   асть и к гражданским делам, и их судебные решения, не стесняемые никакими

формами судопроизводства, были скорее актами насилия, чем суда.

   Этим было вызвано издание закона  Валерия,  дозволявшего  апеллировать  к

народу  по  поводу  всякого   распоряжения   консулов,   угрожавшего   жизни

гражданина. Консулы  уже  не  могли  вынести  смертного  приговора  римскому

гражданину иначе, как по воле народаМы видим, что во время первого  заговора

в пользу возвращения Тарквиниев виновных судит консул Брут, во время второго

- для суда над виновными созывают сенат и комиции.

   Законы, названные священными, дали народу  трибунов,  которые  образовали

корпорацию, заявившую вначале безмерные притязания. Трудно сказать, что было

сильнее: дерзкая требовательность плебеев или робкая уступчивость сенаторов.

Закон Валерия дозволил апелли

   ровать к народу, т. е. к народу, состоящему  из  сенаторов,  патрициев  и

плебеев; но плебеи постановили, что апелляции следует обращать только к  ним

одним. Вскоре был поднят вопрос ,о том, могут ли плебеи судить патриция, что

стало предметом распри, порожде

   нной делом Кориолана  и  вместе  с  этим  делом  окончившейся.  Кориолан,

обвиненный трибунами перед народом, утверждал вопреки духу  закона  Валерия,

что его как патриция могут судить только консулы. Плебеи также вопреки  духу

закона решили, что его должны судить только  одни  плебеи,  и  действительно

судили его.

   Законы двенадцати таблиц все это изменили. Они постановили, что вопрос  о

жизни  и  смерти  гражданина  должен  решаться   лишь   большими   народными

собраниями. Таким образом, плебеи, или, что то же самое, комиции по  трибам,

стали судить только преступления, наказ

   уемые денежным штрафом.  Для  вынесения  смертного  приговора  нужен  был

закон; для присуждения к денежному штрафу достаточно было плебисцита.

   Это  определение  законов  двенадцати  таблиц  было  очень  благоразумно.

Благодаря ему плебеи и сенаторы стали действовать с удивительным  согласием:

так как компетенция тех и других была поставлена в зависимость от  строгости

наказания .и природы преступления,

   то им было невозможно обойтись без взаимного соглашения.

   Закон Валерия лишил государственный строй Рима  всего,  что  у  него  еще

оставалось общего с правлением греческих царей  героической  эпохи.  Консулы

уже не имели власти карать за  преступления.  Хотя  все  преступления  имеют

публичный характер, тем не менее надо о

   тличать те из них, которые касаются взаимных отношений граждан,  от  тех,

которые,  скорее,  касаются  отношений  государства  к   гражданам.   Первые

называются  преступлениями  частными,  а  вторые  -  публичными.   Публичные

преступления судил сам народ. Что касается

   частных, то он поручал специальной комиссии назначать квестора  для  суда

над каждым преступлением этого  разряда.  В  квесторы  народ  часто  избирал

должностное лицо, но иногда и частное. Их называли квесторами  отцеубийства.

О них упоминается в законах двенадц

   ати таблиц.

   Квесторы назначали так называемого судью данного дела, который избирал по

жребию судей, составлял суд и председательствовал в нем.

   Следует обратить внимание на участие, которое принимал сенат в назначении

квестора, для того чтобы уяснить себе, каким образом были в  этом  отношении

уравновешены  власти.  Иногда  сенат   заставлял   избрать   диктатора   для

отправления должности квестора; иногда

   он приказывал, чтобы избрание квестора было поручено народному  собранию,

созванному  трибуном;  наконец,  случалось,  что   народ   давал   поручение

избранному им для этого должностному лицу  сообщить  сенату  о  каком-нибудь

преступлении и просить его назначить квес

   тора, как это видно из суда над Луцием Сципионом, о котором  говорит  Тит

Ливии.

   В 604 году от основания Рима некоторые из этих  временных  комиссий  были

обращены в постоянные. Мало-помалу материал  преступлений  был  разделен  по

вопросам, которые составили предмет постоянных судов. Каждый из  этих  судов

был поручен ведению особого претора

   . Власть  преторов  судить  эти  преступления  была  ограничена  годичным

сроком, по истечении которого они отправлялись управлять своими провинциями.

   В Карфагене совет ста состоял из пожизненных судей.  Но  в  Риме  преторы

назначались на один год, а судьи - даже на более короткий срок,  потому  что

они назначались для каждого дела особо. Мы  уже  сказали  в  VI  главе  этой

книги, насколько такой порядок был в некоторых государствах благоприятен для

свободы.

   До Гракхов судей избирали из сословия сенаторов. Тиберий  Гракх  заставил

избирать их из сословия всадников; эта перемена была настолько  важной,  что

сам трибун считал, что он одной этой мерой подорвал силу сословия сенаторов.

   Надо  заметить,  что  распределение  трех  властей   может   быть   очень

благоприятно для свободы конституции, хотя менее  благоприятно  для  свободы

гражданина. В Риме могущество народа, обладавшего законодательной властью  и

частью власти исполнительной и судебной,

   было так велико, что  оно  нуждалось  в  противовесе  со  стороны  другой

власти. Хотя сенат и  обладал  частью  исполнительной  власти  и  некоторыми

отраслями законодательной, но этого было мало для противовеса народу.  Нужно

было, чтобы он пользовался частью судебн

   ой власти, и он пользовался ею, когда судей  выбирали  из  сенаторов.  Но

после того как Гракхи лишили сенаторов участия в  суде,  сенат  уже  не  мог

противостоять народу. Таким образом, Гракхи поколебали  свободу  строя  ради

усиления свободы народа, но последняя

   погибла вместе с первой.

   Отсюда произошли бесконечные бедствия. Государственный строй был  изменен

в такое время, когда в пылу гражданской борьбы основные законы уже почти  не

существовали.  Всадники  перестали  быть  тем  средним  сословием,   которое

соединяло народ с сенатом, и узы еди

   нения в государственном строе были порваны.

   Существовали и частные причины, в  силу  которых  не  следовало  поручать

судебную власть всадникам. Государственный строй Рима  был  основан  на  том

принципе,  что  войско  его  должно  было  состоять   из   лиц,   достаточно

состоятельных, чтобы отвечать перед  республикой  за  свое  поведение  своим

имуществом. Всадники, как люди самые богатые, составляли кавалерию легионов.

Но после своего возвышения они уже не захотели служить в этом  войске.  Надо

было образовать новую кавалерию: Марий стал набирать в свои  легионы  всякий

сб

   род, и республика погибла.

   Кроме того, всадники брали на откуп доходы республики;

   они были жадны, они сеяли одно  общественное  бедствие  за  другим,  одну

нужду за другой. Таких людей не только не следовало  делать  судьями,  но  и

самих их надо было бы постоянно держать под надзором судей.  К  чести  наших

старинных французских законов надо ска

   зать, что при заключении договоров с деловыми людьми они относились к ним

с  недоверием,  которое,  естественно,  внушает  неприятель.  Когда  в  Риме

судебная власть была  передана  откупщикам,  не  стало  ни  добродетели,  ни

порядка, ни законов, ни судов, ни судей.

   В некоторых  отрывках  из  Диодора  Сицилийского77  и  Диона  встречается

довольно наивное изображение такого положения дел. "Муций Сцевола, - говорит

Диодор, - захотел воскресить  нравы  старицы,  жить  честно  и  воздержанно,

только на средства от своего собствен

   ного  имущества.  Предшественники  его,   вступив   в   сообщничество   с

откупщиками, которые были в это время судьями в  Риме,  наводнили  провинцию

всякого рода преступлениями. Но Сцевола  покарал  ростовщиков  и  посадил  в

тюрьмы тех, которые сажали туда других".

   Дион рассказывает, что наместник Сцеволы Публий  Рутилий  -  человек,  не

менее Сцеволы ненавистный всадникам, был обвинен  по  своем  возвращении  из

провинции в том, что он получил подарки и присужден к денежному  штрафу.  Он

тотчас же заявил об уступке своего  имущества.  Он  доказал  свои  права  на

владение им, и его невинность обнаружилась в том, что ценность его имущества

оказалась гораздо меньше ценности того, в похищении чего его обвиняли. Он не

захотел более жить в одном городе с такими людьми.

   Диодор говорит еще, что итальянцы закупали в  Сицилии  партии  рабов  для

возделывания своих полей  и  ухода  за  своими  стадами  и  не  кормили  их,

вследствие чего эти несчастные, одетые в шкуры животных, вооруженные копьями

н дубинами и окруженные стаями больших

   собак, были вынуждены грабить по  большим  дорогам.  Они  опустошали  всю

провинцию, так что жители  ее  могли  считать  своим  только  то  имущество,

которое находилось под охраной городских стен. И ни один проконсул, ни  один

претор не мог или не хотел воспротивить

   ся этим  беспорядкам,  не  смел  наказать  этих  рабов,  потому  что  они

принадлежали всадникам, которые обладали судебной властью в Риме. Это  было,

однако,  одной  из  причин  восстания  рабов.  Скажу  только  одно:   людям,

занимавшимся профессией, единственная цель кот

   орой - нажива, профессией, которая всегда всего требовала, но от  которой

никто ничего не требовал, профессией, неумолимой и глухой ко всему на свете,

- этим людям, которые не только расхищали богатства,  но  разоряли  и  самую

бедность, не следовало вруч

   ать судебную власть в Риме.