Примечания
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713
714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764
765 766 767 768 769 770 771 772 773
763
2В Гоббс (1588 - 1679 гг.) - выдающийся английский философ, современник
английской буржуазной революции, представитель механистического и
метафизического материализма.
Труды Гоббса "О гражданине", "Левиафан" и др. специально посвящены
вопросам права и государства. По утверждению Гоббса, государству
предшествовало "естественное состояние", в котором происходила "война всех
против всех" и царствовал принцип - "человек
человеку волк". В результате общественного договора образовалось
государство, которое Гоббс называет именем мифического чудовища -
"Левиафан".
Монтескье, как и все французские просветители, положительно оценивает
учение Гоббса об общественном договоре. Вместе с тем он под верг Гоббса
критике за характеристику естественного состояния как войны всех против
всех. - 166.
80 См. "Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. IX. - 170.
31 К,сенофонт (ок. 430 - ок. 355 гг. до н. э.) - древнегреческий историк,
ученик Сократа, противник демократии.
Монтескье интересуется Ксеиофонтом как автором и политическим деятелем,
высказавшим ряд ценных суждений об отдельных событиях древней истории. -
171.
32 Солон (ок. 638 - ок. 558 гг. до н. э.) - древнегреческий законодатель,
впоследствии причисленный к "семи мудрецам". Он провел реформу, освободившую
должников от долговых обязательсга. Она была направлена против крупных
землевладельцев (эвпатридов). Вп
редь запрещалось закабаление личности и продажа в рабство. По введенной
им конституции все население делилось на четыре класса по имущественному
цензу. Этим были уничтожены политические привилегии эвпатридов. Монтескье
подчеркивает демократический характ
ер реформ Солона. - 171.
83 Говоря об аристократии. Монтескье всегда имеет в виду Венецию. - 173.
84 Прежде сенаторы назначались консулами. - 174.
зй В данном случае Монтескье имеет в виду французскую монархию. - 175.
зв Здесь Монтескье имеет в виду Францию. - 176.
э7 Говоря о деспотизме, Монтескье имеет в виду восточные государства, в
частности Турцию - /77.
88 Имеется в виду Кромвель. ~ 180.
80 Выражение "порядочный человек" (Гпоппее Ьотте) в XVII - XVIII вв.
означало человека дворянского происхождения. - 189.
40 Имеется в виду утопический роман "История севарамбов" французского
писателя XVII в. Вераса дАлле, рисующего общество, в котором частная
собственность заменена общественной, нет, сословий и труд обязателен для
всех, но наряду с этим сохраняется монархи
ческая власть. Идея этого романа перекликается с социальными идеями эпоха
Просвещения. - 192.
41 См. "Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. I.
Монтескье неправильно считал сабинян и самнитян потомками спартанцев. - 192.
42 Т. е. иезуитам. - 193.
43 Теофраст (ок. 370 - 285 гг. до н. э.) - древнегреческий ученый и
философ, ученик Аристотеля. Работы Теофрасга сыграли большую роль в истории
ботаники. - 194. 44 Страбон (ок. 65 г. до н. э. - ок. 25 г. н. э.) -
известный историк
и географ древнего мира, много путешествовал по Ближнему Востоку, Греции
и Италии. До нас дошла его "География" в 17 книгах, представляющая
сборник сведений по географии древнего мира Монтескье особенно интересовался
Страбоном в связи со своей теорией общественного развития. - 194. 45
Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - римский философ-стоик..
Особенно его интересовали этические проблемы. Главное в его учении -
проповедь "апатии", т. е. безразличия к славе, богатству, ко всем
жизненным наслаждениям. Борясь с материализмом,
Сенека распространял реакционные- космополитические идеи равнодушия к
родине. - 200.
46 В Риме должностные лица назначались на год, а сенаторы - пожизненно. -
203,
47 На юге Франции совершеннолетие считалось с 25 лет. - 204.
48 Здесь, так же как и в следующей, XI главе, Монтескье имеет в виду
французскую монархию. - 209.
49 Имеются в виду стрельцы. - 212.
60 Бантам - государство на о. Ява, возникшее в XV в. В конце XVII в. оно
было завоевано голландцами, - 213.
51 Воден Жан (1530 - 1596 гг.) - выдающийся французский мыслитель,
идеолог абсолютизма, экономист и теоретик государственного права.
Воден утверждал, что основной причиной государственных переворотов
является имущественное неравенство, выступал против фанатизма католической
партии, в защиту веротерпимости. Количественная теория денег Бодена, а также
его географический подход к истории оказали сильное влияние на Монтескье. -
216.
Бг Здесь Монтескье имеет в виду Англию. - 220.
63 Император Август лишил сенаторов, проконсулов и губернаторов права
носить оружие. - 221.
Макиавелли Никколо (1469 - 1527 гг.) - итальянский политический деятель,
писатель, историк и социолог, один из виднейших идеологов буржуазии,
сторонник централизованного абсолютистского государства и сильной
диктаторской власти. Макиавелли провозгласил о
сновой политики буржуазные имущественные интересы, резко выступал против
теократической идеи происхождения государства. Его теория оправдания любых
методов в борьбе за установление сильной государственной власти
(вероломство, насилие, аморализм) сделала
Макиавелли символом беспринципной буржуазной политики.
Монтескье высоко оценивает Макиавелли, но не согласен с методами
макиавеллизма. - 227.
55 Здесь речь идет прежде всего о Франции. - 233.
56 См. Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. XVII. - 238.
67 Монтескье имеет в виду Англию. - 239.
68 Во Франции парламенты иногда приговаривали детей лиц, осужденных на
смертную казнь, к изгнанию. - 240.
59 Сейоны жили на-территории современной Швеции, - 244.
60 Здесь у Монтескье ошибка. Имеются в виду не самнитяне, а су-ниты -
народ Сарматии. - 253.
61 Монтескье, очевидно, хотел выразить мысль, . что умеренные монархии
погибают от централизации.
Говоря о Китае. Монтескье имеет в виду французскую монархию. - 255.
62 По-видимому, Монтескье намекает на политику Людовика XIV. - 258.
63 Речь идет, очевидно, не о народе, а об отдельных римских
военачальниках, которые, по свидетельству Тита Ливия, после поражения в
битве при Каннах ушли из Рима, чтобы поступить на военную службу в другом
государстве. - 26.?.
84 В первом случае имеются в виду республики древней Греции, во втором -
римская республика. - 268.
763
2В Гоббс (1588 - 1679 гг.) - выдающийся английский философ, современник
английской буржуазной революции, представитель механистического и
метафизического материализма.
Труды Гоббса "О гражданине", "Левиафан" и др. специально посвящены
вопросам права и государства. По утверждению Гоббса, государству
предшествовало "естественное состояние", в котором происходила "война всех
против всех" и царствовал принцип - "человек
человеку волк". В результате общественного договора образовалось
государство, которое Гоббс называет именем мифического чудовища -
"Левиафан".
Монтескье, как и все французские просветители, положительно оценивает
учение Гоббса об общественном договоре. Вместе с тем он под верг Гоббса
критике за характеристику естественного состояния как войны всех против
всех. - 166.
80 См. "Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. IX. - 170.
31 К,сенофонт (ок. 430 - ок. 355 гг. до н. э.) - древнегреческий историк,
ученик Сократа, противник демократии.
Монтескье интересуется Ксеиофонтом как автором и политическим деятелем,
высказавшим ряд ценных суждений об отдельных событиях древней истории. -
171.
32 Солон (ок. 638 - ок. 558 гг. до н. э.) - древнегреческий законодатель,
впоследствии причисленный к "семи мудрецам". Он провел реформу, освободившую
должников от долговых обязательсга. Она была направлена против крупных
землевладельцев (эвпатридов). Вп
редь запрещалось закабаление личности и продажа в рабство. По введенной
им конституции все население делилось на четыре класса по имущественному
цензу. Этим были уничтожены политические привилегии эвпатридов. Монтескье
подчеркивает демократический характ
ер реформ Солона. - 171.
83 Говоря об аристократии. Монтескье всегда имеет в виду Венецию. - 173.
84 Прежде сенаторы назначались консулами. - 174.
зй В данном случае Монтескье имеет в виду французскую монархию. - 175.
зв Здесь Монтескье имеет в виду Францию. - 176.
э7 Говоря о деспотизме, Монтескье имеет в виду восточные государства, в
частности Турцию - /77.
88 Имеется в виду Кромвель. ~ 180.
80 Выражение "порядочный человек" (Гпоппее Ьотте) в XVII - XVIII вв.
означало человека дворянского происхождения. - 189.
40 Имеется в виду утопический роман "История севарамбов" французского
писателя XVII в. Вераса дАлле, рисующего общество, в котором частная
собственность заменена общественной, нет, сословий и труд обязателен для
всех, но наряду с этим сохраняется монархи
ческая власть. Идея этого романа перекликается с социальными идеями эпоха
Просвещения. - 192.
41 См. "Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. I.
Монтескье неправильно считал сабинян и самнитян потомками спартанцев. - 192.
42 Т. е. иезуитам. - 193.
43 Теофраст (ок. 370 - 285 гг. до н. э.) - древнегреческий ученый и
философ, ученик Аристотеля. Работы Теофрасга сыграли большую роль в истории
ботаники. - 194. 44 Страбон (ок. 65 г. до н. э. - ок. 25 г. н. э.) -
известный историк
и географ древнего мира, много путешествовал по Ближнему Востоку, Греции
и Италии. До нас дошла его "География" в 17 книгах, представляющая
сборник сведений по географии древнего мира Монтескье особенно интересовался
Страбоном в связи со своей теорией общественного развития. - 194. 45
Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - римский философ-стоик..
Особенно его интересовали этические проблемы. Главное в его учении -
проповедь "апатии", т. е. безразличия к славе, богатству, ко всем
жизненным наслаждениям. Борясь с материализмом,
Сенека распространял реакционные- космополитические идеи равнодушия к
родине. - 200.
46 В Риме должностные лица назначались на год, а сенаторы - пожизненно. -
203,
47 На юге Франции совершеннолетие считалось с 25 лет. - 204.
48 Здесь, так же как и в следующей, XI главе, Монтескье имеет в виду
французскую монархию. - 209.
49 Имеются в виду стрельцы. - 212.
60 Бантам - государство на о. Ява, возникшее в XV в. В конце XVII в. оно
было завоевано голландцами, - 213.
51 Воден Жан (1530 - 1596 гг.) - выдающийся французский мыслитель,
идеолог абсолютизма, экономист и теоретик государственного права.
Воден утверждал, что основной причиной государственных переворотов
является имущественное неравенство, выступал против фанатизма католической
партии, в защиту веротерпимости. Количественная теория денег Бодена, а также
его географический подход к истории оказали сильное влияние на Монтескье. -
216.
Бг Здесь Монтескье имеет в виду Англию. - 220.
63 Император Август лишил сенаторов, проконсулов и губернаторов права
носить оружие. - 221.
Макиавелли Никколо (1469 - 1527 гг.) - итальянский политический деятель,
писатель, историк и социолог, один из виднейших идеологов буржуазии,
сторонник централизованного абсолютистского государства и сильной
диктаторской власти. Макиавелли провозгласил о
сновой политики буржуазные имущественные интересы, резко выступал против
теократической идеи происхождения государства. Его теория оправдания любых
методов в борьбе за установление сильной государственной власти
(вероломство, насилие, аморализм) сделала
Макиавелли символом беспринципной буржуазной политики.
Монтескье высоко оценивает Макиавелли, но не согласен с методами
макиавеллизма. - 227.
55 Здесь речь идет прежде всего о Франции. - 233.
56 См. Размышления о причинах величия и падения римлян", гл. XVII. - 238.
67 Монтескье имеет в виду Англию. - 239.
68 Во Франции парламенты иногда приговаривали детей лиц, осужденных на
смертную казнь, к изгнанию. - 240.
59 Сейоны жили на-территории современной Швеции, - 244.
60 Здесь у Монтескье ошибка. Имеются в виду не самнитяне, а су-ниты -
народ Сарматии. - 253.
61 Монтескье, очевидно, хотел выразить мысль, . что умеренные монархии
погибают от централизации.
Говоря о Китае. Монтескье имеет в виду французскую монархию. - 255.
62 По-видимому, Монтескье намекает на политику Людовика XIV. - 258.
63 Речь идет, очевидно, не о народе, а об отдельных римских
военачальниках, которые, по свидетельству Тита Ливия, после поражения в
битве при Каннах ушли из Рима, чтобы поступить на военную службу в другом
государстве. - 26.?.
84 В первом случае имеются в виду республики древней Греции, во втором -
римская республика. - 268.