ГЛАВА XXXIII О некоторых последствиях вечного владения феодами
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713
714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764
765 766 767 768 769 770 771 772 773
Как следствие вечного владения феодами у французов установилось право
старшинства или первородства. Этого права не знали во времена первой
династии: государство делилось между братьями, аллод - также, а феоды
временные или пожизненные не могли быть пре
дметом раздела, поскольку они не подлежали наследованию.
При второй династии Людовик Благочестивый, носивший титул императора и
передавший его старшему своему сыну Лотарю, задумал в силу этого титула
предоставить ему старшинство над младшими братьями. Оба короля должны были
ежегодно посещать императора, принос
ить ему подарки, в свою очередь получать от него подарки, но более
значительные, и совещаться с шим об общих делах- Это и дало Лотарю повод к
притязаниям, в которых он имел так мало успеха. Когда Агобард писал в защиту
Лотаря, то ссылался на распоряжение самого императора, принявшего сына в
соправители империи после обращения к божьему указанию посредством
трехдневного поста, святой литургии, молитв и милостыни; Агобард говорил,
что народ принес Лотарю присягу и не может ее нарушить; что отец посылал ег
о в Рим для утверждения в ново.м звании папой. Он настаивает на всем
этом, только не на праве старшинства. Правда, он говорит, что император, дав
доли младшим детям, оказал предпочтение старшему; но говорить о
предпочтении, оказанном старшему, значило ут
верждать одновременно, что император мог предпочесть и младших.
Но когда феоды стали наследственными, право старшинства утвердилось в
наследовании феодов и на том же основании в наследовании короны, которая
была крупным феодом. Древний закон, которым руководствовались при разделах,
перестал существовать. С феодами со
единены были обязанности службы, и необходимо было, чтобы владелец феода
мог исполнять эти обязанности; поэтому установлено было право первородства и
соображения феодального права взяли верх над соображениями права
государственного и гражданского.
Так как феоды стали переходить к детям владельца, то сеньоры лишились
права располагать ими. Чтобы вознаградить себя за это, они ввели пошлину,
которая получила название выкупной пошлины и о которой говорят наши обычаи;
сначала она взималась по прямой линии, но позже по обычаю только по
боковым.
Вскоре затем феоды стали передавать посторонним лицам как родовое
имущество. Отсюда возникла пошлина, носившая название пошлины с продажи
феодального владения и существовавшая почти во всем королевстве. Сначала
размер ее определялся произвольно; но после того как сделки этого рода вошли
во всеобщее употребление, размер ее был установлен особо в каждой отдельной
стране.
Выкупная пошлина взималась при всяком переходе наследства, первоначально
даже в прямой линии. Наиболее распространенный обычай определял ее в размере
годового дохода. Она была обременительна и стеснительна для вассала и
наносила, так сказать, ущерб самом
у феоду; поэтому в актах вассальной зависимости вассал часто выговаривал
себе обещание сеньора брать выкупную пошлину лишь в форме определенной суммы
денег, которая вследствие происшедших изменений монеты сделалась ничтожной.
Таким образом, выкупная пошл
ина в настоящее время утратила почти всякое значение, тогда как пошлина с
продажи феодального владения осталась в полном своем объеме. Так как пошлина
эта не касалась ни вассала, ни его наследников и была явлением случайным,
которого нельзя было ни предв
идеть, ни ожидать. то насчет ее и не вступали в соглашения, а продолжали
взимать ее в виде определенной части цены.
Когда феоды были пожизненными, нельзя было отдавать часть своего феода в
качестве феода второй степени на вечные времена: человек, имеющий имущество
в пожизненном пользовании, не мог, конечно, распоряжаться правом
собственности на него. Но когда феоды сд
елались неотъемлемыми, такие сделки были дозволены с некоторыми
ограничениями, которые полагались обычаями. Это называлось пользоваться
своим феодом.
После того как вечное владение феодами положило начало выкупной пошлине,
дочери получили возможность наследовать феоды за отсутствием наследников
мужского пола. Отдавая феод дочери, сеньор увеличивал число случаев выкупа,
так как муж обязан был платить е
го наравне с женой. Это установление было неприменимо к коране: не
находясь ни от кого в зависимости, она не могла подлежать и праву выкупа.
Дочь Вильгельма V, графа Тулузского, не наследовала ему. Впоследствии
Алиенора наследовала Аквитанию, а Матильда - Нормандию; право дочерей на
наследование настолько уже утвердилось в то время, что Людовик Младший после
расторжения своего брака с Алиен
орой. не задумываясь, отдал ей Гнснь; а так как два последних случая
последовали очень скоро за первым, то надо думать, что общий закон,
разрешавший же-нщинам наследовать феоды, был введен в Тулузском графстве
позже, чем в других областях коро-левстваГосударственное устройство
различных европейских государств соответствовало положению феодов в то
время, когда эти государства были основаны. Женщины не наследовали ни во
французском королевстве, ни в империи, потому что в период основания этих
двух мона
рхий женщины не наследовали в феодах; но они участвовали в
престолонаследии в государствах, основанных после того, как установилось
вечное владение феодами. Так было в государствах, образовавшихся в
результате норманских завоеваний или войн с маврами;
наконец, так было в таких государствах, которые возникли вне немецких
пределов и в более близкие к нам времена и как бы возродились благодаря
принятию христианства.
Когда феоды были временными, их давали людям, которые в состоянии были
нести соединенную с этим службу, причем не могло быть и речи о
несовершеннолетних. Но когда владение феодами сделалось вечным, сеньоры
стали брать их в свои руки до наступления соверш
еннолетия вассала с целью увеличить свои доходы или дать воспитаннику
военное образование. Это и есть то, что наши обычаи обозначают термином 1а
агае поЫе. Учреждение это основано на иных началах, чем опека, и не имеет с
ней ничего общего.
Когда феоды были пожизненными, то желающие приобрести их совершали акт
коммендации, и действительная передача, совершавшаяся посредством скипетра,
установляла феод, подобно тому как это теперь делается посредством оммажа.
Мы не видим, чтобы графы и даже
уполномоченные короля принимали оммаж в провинциях. Об этом ничего не
говорится и в инструкциях, которые давались этим чиновникам и сохранялись в
капитуляриях. Правда, они приводили иногда всех подданных к присяге на
верность; но эта присяга очень мало п
оходила на установившийся впоследствии оммаж. Она стала лишь его
придатком, который то предшествовал этому изъявлению, то следовал за ним,
мог совсем отсутствовать и во всяком случае был менее торжественен и
совершенно отличен от него.
Графы и королевские посланные требовали также иногда от вассалов,
верность которых подвергалась сомнению, удостоверения, носившего название
ПгглИаз, но это удостоверение не могло быть оммажем, так как государи давали
его друг другу.
Если аббат Сугерий говорит о кафедре Дагоберта, с которой, согласно
древним свидетельствам, французские короли обыкновенно принимали от сеньоров
оммаж, то очевидно, что он в этом случае следует языку н понятиям своего
времени.
Когда феоды стали переходить по наследству, порядок признания вассала,
носивший в первые времена случайный характер, принял строго определенные
формы; он стал совершаться с большим блеском и с соблюдением больших
формальностей. потому что должен был увек
овечить память о взаимных обязанностях сеньора и вассала.
Я допускаю, что оммаж получил начало при короле Пи-пине, когда, как я уже
сказал, много бенефициев было роздано в вечное владение; но я допускаю это с
большой оговоркой и только на основании предположения, что составители
древних франкских летописей не б
ыли невеждами и не описали церемониал принесения присяги в верности
герцогом баварским Тассильоном Пипину на основании обычаев, которые
применялись в их время.
Как следствие вечного владения феодами у французов установилось право
старшинства или первородства. Этого права не знали во времена первой
династии: государство делилось между братьями, аллод - также, а феоды
временные или пожизненные не могли быть пре
дметом раздела, поскольку они не подлежали наследованию.
При второй династии Людовик Благочестивый, носивший титул императора и
передавший его старшему своему сыну Лотарю, задумал в силу этого титула
предоставить ему старшинство над младшими братьями. Оба короля должны были
ежегодно посещать императора, принос
ить ему подарки, в свою очередь получать от него подарки, но более
значительные, и совещаться с шим об общих делах- Это и дало Лотарю повод к
притязаниям, в которых он имел так мало успеха. Когда Агобард писал в защиту
Лотаря, то ссылался на распоряжение самого императора, принявшего сына в
соправители империи после обращения к божьему указанию посредством
трехдневного поста, святой литургии, молитв и милостыни; Агобард говорил,
что народ принес Лотарю присягу и не может ее нарушить; что отец посылал ег
о в Рим для утверждения в ново.м звании папой. Он настаивает на всем
этом, только не на праве старшинства. Правда, он говорит, что император, дав
доли младшим детям, оказал предпочтение старшему; но говорить о
предпочтении, оказанном старшему, значило ут
верждать одновременно, что император мог предпочесть и младших.
Но когда феоды стали наследственными, право старшинства утвердилось в
наследовании феодов и на том же основании в наследовании короны, которая
была крупным феодом. Древний закон, которым руководствовались при разделах,
перестал существовать. С феодами со
единены были обязанности службы, и необходимо было, чтобы владелец феода
мог исполнять эти обязанности; поэтому установлено было право первородства и
соображения феодального права взяли верх над соображениями права
государственного и гражданского.
Так как феоды стали переходить к детям владельца, то сеньоры лишились
права располагать ими. Чтобы вознаградить себя за это, они ввели пошлину,
которая получила название выкупной пошлины и о которой говорят наши обычаи;
сначала она взималась по прямой линии, но позже по обычаю только по
боковым.
Вскоре затем феоды стали передавать посторонним лицам как родовое
имущество. Отсюда возникла пошлина, носившая название пошлины с продажи
феодального владения и существовавшая почти во всем королевстве. Сначала
размер ее определялся произвольно; но после того как сделки этого рода вошли
во всеобщее употребление, размер ее был установлен особо в каждой отдельной
стране.
Выкупная пошлина взималась при всяком переходе наследства, первоначально
даже в прямой линии. Наиболее распространенный обычай определял ее в размере
годового дохода. Она была обременительна и стеснительна для вассала и
наносила, так сказать, ущерб самом
у феоду; поэтому в актах вассальной зависимости вассал часто выговаривал
себе обещание сеньора брать выкупную пошлину лишь в форме определенной суммы
денег, которая вследствие происшедших изменений монеты сделалась ничтожной.
Таким образом, выкупная пошл
ина в настоящее время утратила почти всякое значение, тогда как пошлина с
продажи феодального владения осталась в полном своем объеме. Так как пошлина
эта не касалась ни вассала, ни его наследников и была явлением случайным,
которого нельзя было ни предв
идеть, ни ожидать. то насчет ее и не вступали в соглашения, а продолжали
взимать ее в виде определенной части цены.
Когда феоды были пожизненными, нельзя было отдавать часть своего феода в
качестве феода второй степени на вечные времена: человек, имеющий имущество
в пожизненном пользовании, не мог, конечно, распоряжаться правом
собственности на него. Но когда феоды сд
елались неотъемлемыми, такие сделки были дозволены с некоторыми
ограничениями, которые полагались обычаями. Это называлось пользоваться
своим феодом.
После того как вечное владение феодами положило начало выкупной пошлине,
дочери получили возможность наследовать феоды за отсутствием наследников
мужского пола. Отдавая феод дочери, сеньор увеличивал число случаев выкупа,
так как муж обязан был платить е
го наравне с женой. Это установление было неприменимо к коране: не
находясь ни от кого в зависимости, она не могла подлежать и праву выкупа.
Дочь Вильгельма V, графа Тулузского, не наследовала ему. Впоследствии
Алиенора наследовала Аквитанию, а Матильда - Нормандию; право дочерей на
наследование настолько уже утвердилось в то время, что Людовик Младший после
расторжения своего брака с Алиен
орой. не задумываясь, отдал ей Гнснь; а так как два последних случая
последовали очень скоро за первым, то надо думать, что общий закон,
разрешавший же-нщинам наследовать феоды, был введен в Тулузском графстве
позже, чем в других областях коро-левстваГосударственное устройство
различных европейских государств соответствовало положению феодов в то
время, когда эти государства были основаны. Женщины не наследовали ни во
французском королевстве, ни в империи, потому что в период основания этих
двух мона
рхий женщины не наследовали в феодах; но они участвовали в
престолонаследии в государствах, основанных после того, как установилось
вечное владение феодами. Так было в государствах, образовавшихся в
результате норманских завоеваний или войн с маврами;
наконец, так было в таких государствах, которые возникли вне немецких
пределов и в более близкие к нам времена и как бы возродились благодаря
принятию христианства.
Когда феоды были временными, их давали людям, которые в состоянии были
нести соединенную с этим службу, причем не могло быть и речи о
несовершеннолетних. Но когда владение феодами сделалось вечным, сеньоры
стали брать их в свои руки до наступления соверш
еннолетия вассала с целью увеличить свои доходы или дать воспитаннику
военное образование. Это и есть то, что наши обычаи обозначают термином 1а
агае поЫе. Учреждение это основано на иных началах, чем опека, и не имеет с
ней ничего общего.
Когда феоды были пожизненными, то желающие приобрести их совершали акт
коммендации, и действительная передача, совершавшаяся посредством скипетра,
установляла феод, подобно тому как это теперь делается посредством оммажа.
Мы не видим, чтобы графы и даже
уполномоченные короля принимали оммаж в провинциях. Об этом ничего не
говорится и в инструкциях, которые давались этим чиновникам и сохранялись в
капитуляриях. Правда, они приводили иногда всех подданных к присяге на
верность; но эта присяга очень мало п
оходила на установившийся впоследствии оммаж. Она стала лишь его
придатком, который то предшествовал этому изъявлению, то следовал за ним,
мог совсем отсутствовать и во всяком случае был менее торжественен и
совершенно отличен от него.
Графы и королевские посланные требовали также иногда от вассалов,
верность которых подвергалась сомнению, удостоверения, носившего название
ПгглИаз, но это удостоверение не могло быть оммажем, так как государи давали
его друг другу.
Если аббат Сугерий говорит о кафедре Дагоберта, с которой, согласно
древним свидетельствам, французские короли обыкновенно принимали от сеньоров
оммаж, то очевидно, что он в этом случае следует языку н понятиям своего
времени.
Когда феоды стали переходить по наследству, порядок признания вассала,
носивший в первые времена случайный характер, принял строго определенные
формы; он стал совершаться с большим блеском и с соблюдением больших
формальностей. потому что должен был увек
овечить память о взаимных обязанностях сеньора и вассала.
Я допускаю, что оммаж получил начало при короле Пи-пине, когда, как я уже
сказал, много бенефициев было роздано в вечное владение; но я допускаю это с
большой оговоркой и только на основании предположения, что составители
древних франкских летописей не б
ыли невеждами и не описали церемониал принесения присяги в верности
герцогом баварским Тассильоном Пипину на основании обычаев, которые
применялись в их время.