ГЛАВА ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ Римское законодательство о наследстве

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Настоящая  тема  затрагивает  учреждения  глубокой  древности,  и,  чтобы

проникнуть в суть дела, да будет мне дозволено обратиться к  первым  римским

законам за сведениями, которых, сколько мне известно, до сих пор  в  них  не

примечали.

   Известно, что Ромул разделил земли своего  маленького  государства  между

его гражданами. Мне кажется, что. это обстоятельство и послужило  основанием

для римских законов о наследстве.

   Закон  раздела  земель  требовал,  чтобы  собственность  одного  рода  не

переходила в другой род. В связи с этим закон  установил  только  две  линии

наследников; дети и вес нисходящие потомки, которые жили под властью отца  н

которых  называли  "своими  наследниками",  а  за  неимением  их,  ближайшие

родственники по мужской линии, которых называли "агнатами".

   Отсюда следовало  также,  что  родсгвенники  по  женской  линии,  которых

называли "когнатами", не должны  были  наследовать,  ибо  они  перенесли  бы

имущество в другой род. Соответствующий закон действительно существовал.

   Отсюда следовало еще, что ни дети не должны были наследовать  матери,  ни

мать детям, так как и это повело бы к переходу имущества из  одного  рода  в

другой. Поэтому-то мы не находим  такого  закона  среди  законов  двенадцати

таблиц; они допускали к наследованию только агнатов, а сын и  мать  не  были

между собою агнатами.

   Но пол наследника, был ли он "свой наследник" или за  неимением  такового

ближайший агнат, в расчет не принимался:

   так как родственники  со  стороны  матери  не  наследовали,  то  хотя  бы

наследница и вышла замуж, имущество ее возвращалось в тот род,  из  которого

вышло. Вот почему законы двенадцати таблиц не различают  наследников  по  их

полу.

   Из этого происходило, что, хотя внуки от сына и наследовали  деду,  внуки

от дочери ему не наследовали. Чтобы устранить переход имущества в чужой род,

агнатам оказывалось предпочтение перед когнатами, так что наследовала  после

отца дочь, а не ее дети,

   Итак, у первых римлян женщины  наследовали,  если  это  было  согласно  с

законом о разделе земель, и не наследовали в  случаях  противоречия  с  этим

законом.

   Таковы были законы о наследстве у  первых  римлян.  Так  как  законы  эти

находились в естественной зависимости от государственного устройства и  вели

свое происхождение от раздела земель, то, очевидно, они были  не  иноземного

происхождения и не принадлежали к ч

   ислу законов, принесенных из греческих городов римскими уполномоченными.

   Дионисий Галикарнасский говорит, что  Сервий  Туллий  восстановил  законы

Ромула и Нумы о разделе земель, которые были отменены, и издал новые,  чтобы

придать больше силы древним законам. Таким образом,  не  подлежит  сомнению,

что законы о наследстве, происшедш

   ие от этого раздела земель, были делом трех названных законодателей.

   Так как порядок  наследования  был  установлен  в  связи  с  политическим

законом, гражданин не должен был  нарушать  его  проявлением  своей  частной

воли. Это значит, что в первые времена Рима не должно  было  быть  дозволено

распоряжение имуществом посредством завещ

   ания.  Было  бы,  однако,  жестоко  лишать  человека  возможности  делать

благодеяния в последние минуты жизни, поэтому найден был способ к примирению

в этом отношении закона с волей частного лица:  дозволено  было  располагагь

своим имуществом с разрешения народно

   го собрания, причем всякое завещание приобретало, так  сказать.  значение

акта законодательной власти.

   Законы двенадцати таблиц дозволяли завещателю избирать своим  наследником

любого гражданина. Причина, почему римские законы  так  сильно  ограничивали

число наследующих не по завещанию, заключалась в законе о разделе земель,  а

причина, почему они так расшири

   ли права завещателя, состояла в том, что так как отец имел право  продать

своих детей, то, казалось, он еще с большим основанием мог лишать их  своего

имущества. Последствия, значит, были различны, потому что вытекали из разных

принципов. Таков дух римских законов в этом случае.

   Древние законы в Афинах  не  дозволяли  гражданам  составлять  завещания.

Солон  разрешил   завещания   только   бездетным   гражданам.   Римские   же

законодатели, проникнутые  идеей  родительской  власти,  дозволили  передачу

имущества по завещанию даже в ущерб детям. Надо п

   ризнаться, что древние афинские  законы  были  последовательнее  римских.

Неограниченное  разрешение  завещаний  у   римлян   мало-помалу   уничтожило

политическое установление раздела земель. Оно более, чем  какие-либо  другие

причины, произвело роковое различие йюжду  бедностью  и  богатством.  Многие

участки соединились в одних руках; некоторые из граждан имели слишком много,

у бесчисленного множества других не было ничего.  Поэтому  народ,  постоянно

лишаемый своих участков, то и дело требовал передела земель. Он требова

   л  его  и  тогда,  когда  умеренность,  бережливость  и   бедность   были

отличительными чертами римлян, и  тогда,  когда  роскошь  была  доведена  до

крайности.

   Так как завещание было по сути дела законом, который принимался  народным

собранием, то  граждане,  находившиеся  на  войне,  тем  самым  были  лишены

способности завещать. Народ предоставил воинам  право  делать  завещательные

распоряжения в присутствии нескольких

   их товарищей, как бы перед самим народным собранием.

   Большие народные собрания происходили только 2 раза в год, к  тому  же  с

увеличением населения увеличилось и количество дел. Поэтому  сочли  уместным

дозволить всем гражданам делать  свои  завещания  в  присутствии  нескольких

совершеннолетних римских граждан, ко

   торые представляли народное собрание. Приглашалось  пять  граждан,  перед

которыми наследник "покупал" у завещателя его семейство, т.  е.  наследство.

Другой гражданин держал весы для взвешивания уплачиваемого металла, так  как

римляне тогда не имели еще монет

   ы.

   Можно предположить, что эти пять граждан представляли пять классов народа

и что при этом не считали шестого класса, состоявшего из людей, у которых не

было собственности.

   Нельзя согласиться  с  Юстинианом,  что  эти  продажи  были  мнимые;  они

сделались мнимыми,  но  вначале  не  были  такими.  Большая  часть  законов,

которыми впоследствии  определялись  правила  составления  завещания,  носит

следы своего происхождения от действительной пр

   одажи. Доказательства  можно  найти  во  "Фрагментах"  Ульпиана.  Глухие,

немые, расточители не могли делать завещаний; глухие - потому что  не  могли

слышать слов покупщика наследства; немые - потому что  не  могли  произнести

формулы назначения; расточители - пот

   ому что всякое управление делами  было  им  воспрещено  и  они  не  могли

продавать своего наследства. Я не упоминаю о других примерах.

   Совершаемые  в   народном   собрании   завещания   были   скорее   актами

государственного, чем гражданского права, скорее  актами  публичного  права,

чем частного. Отсюда вытекало, что отец не мог  позволить  сыну,  состоящему

под его властью, сделать завещание.

   У большинства народов завещания не подлежат  большим  формальностям,  чем

обыкновенные договоры, потому что и те, и  другие  суть  не  что  иное,  как

выражение воли совершающего акт и одинаково относятся к частному праву. Но у

римлян завещания вытекали из публич

   ного права и потому были обставлены большими формальностями,  чем  другие

юридические акты. Это сохранилось доныне в тех французских  провинциях,  где

действует римское право.

   Так как завещания, как я уже сказал, были народными ваконами, они  должны

были иметь силу приказания  и  требовали  выражений,  называемых  прямыми  и

повелительными. Отсюда произошло правило, что отказывать и  передавать  свое

наследство можно только в выражения

   х  повелительных.  Поэтому,  если   в   известных   случаях   допускались

субституция  или  распоряжение  о  переходе  наследства  от  одного  лица  к

третьему, то никогда не допускался фидеикомис, т. е.  нельзя  было  поручить

кому-либо в форме просьбы передать третьему лицу

   все наследство или часть его.

   Когда отец не назначал  сына  наследником  и  не  лишал  его  наследства,

завещание теряло свою силу. Но оно считалось действительным в  тех  случаях,

когда отец не лишал наследства и  не  назначал  своей  наследницей  дочь.  Я

понимаю, почему так происходило. Когда от

   ец не назначал сына своим наследником  и  не  лишал  наследства  его,  он

причинял этим ущерб своему внуку, который по закону должен  был  наследовать

после своего отца. Но, не назначая своей наследницей  дочь  и  не  лишая  ее

наследства, он не причинял никакого уще

   рба детям дочери, которые не могли  наследовать  по  закону  после  своей

матери, так как они не были ни своими наследниками, ни агнатами.

   Законы первых римлян о наследствах, следовавшие единственно духу закона о

разделе  земель,  недостаточно  ограничили  богатство  женщин  и  тем  самым

оставили открытой дверь для роскоши, которая всегда неразрывно связана с  их

богатством. Это зло начали сознават

   ь в период между второй и третьей пуническими войнами.  Тогда  был  издан

закон Воко-ния. Ввиду  того,  что  закон  этот  был  вызван  весьма  важными

причинами, что до нас дошло мало относящихся к нему памятников и что до  сих

пор о нем говорилось весьма смутно, я

   постараюсь его разъяснить,

   Цицерон сохранил нам один отрывок этого  закона,  в  котором  запрещается

назначать женщину наследницей, все равно, будет она замужем или нет.

   Эпитоме Тита Ливия, в котором говорится об этом законе, сообщает  нам  не

более, чем Цицерон. Судя по тому, что говорят  Цицерон  и  святой  Августин,

можно заключить, что это запрещение  распространялось  на  дочь  и  даже  на

единственную дочь.

   Катон старший употребил все свое влияние, чтобы добиться  принятия  этого

закона. Авл Геллий приводит отрывок  из  речи,  произнесенной  им  по  этому

поводу Не  допуская  женщин  к  наследованию,  он  хотел  устранить  причины

роскоши, подобно тому как, взяв на себя за

   щиту закона Оппия, он хотел остановить самую роскошь.

   В институциях Юстиниана  и  Теофила  упоминается  одна  глава  из  закона

Вокония, ограничивавшая право делать завещания.  Всякий,  кто  прочтет  этих

авторов, придет к заключению,  что  названная  глава  имела  целью  избежать

такого уменьшения наследства вследствие зав

   ещательных распоряжений, которое  могло  бы  заставить  наследника  вовсе

отказаться от принятия наследства. Но не в этом заключалась сущность  закона

Вокония. Мы уже видели,  что  целью  его  было  воспрепятствовать  получению

женщинами какого бы то ни было наследс

   тва. Именно таков смысл той  главы  этого  закона,  которая  ограничивает

завещательные  права.  Если  бы  разрешалось   неограниченно   распоряжаться

имуществом по завещанию, то женщины могли бы получать в  форме  отказов  то,

чего не могли приобретать как наследство.

   Закон Вокония имел целью предупредить слишком большое скопление  богатств

в руках женщин. Таким образом, женщин следовало лишать крупных наследств,  а

не таких, которых было  недостаточно  для  роскошного  образа  жизни.  Закон

определял известную сумму для выда

   чи женщинам, которых он лишал наследства. Цицерон, который  сообщает  нам

этот 4>акт, ничего не говорит о размерах этой суммы; Дион говорит.  что  она

составляла 100 тысяч сестерций.

   Закон Вокония имел целью подчинить известным  правилам  богатство,  а  не

бедность, поэтому мы и находим у Цицерона, что  его  постановления  касались

только тех граждан, которые были внесены в списки ценза.

   Это обстоятельство послужило предлогом к  обходу  закона.  Известно,  что

римляне  были  большие  формалисты,  и  мы  уже  говорили,  что   республике

свойственно держаться буквы закона. Находились отцы, которые не записывались

в ценз, чтобы только сохранить за собою

   возможность передачи  наследства  дочери,  а  преторы  не  считали  закон

Вокония нарушенным, если не нарушалась его буква.

   Некто  по  имени  Аний  Азел  назначил  свою  единственную   дочь   своей

наследницей. Он мог это сделать, говорит Цицерон, закон  Вокония  не  служил

тому препятствием, потому что Аний Азел не был внесен в ценз. Веррес, будучи

претором, лишил дочь Азела наследства, и  Цицерон  настаивает  на  том,  что

Веррес был подкуплен, потому что иначе он не нарушил  бы  порядка,  которому

следовали другие преторы.

   Какие же это были граждане, которые не попадали в ценз, охватывавший всех

граждан?  Согласно  установлению  Сервня   Туллия,   приводимому   Дионисием

Галикарнасским, всякого  гражданина,  не  записавшегося  в  ценз,  следовало

обращать и рабство. Сам Цицерон говорит,

   что такой человек терял свободу. Зонара говорит то же самое. По-видимому,

существовала разница между невнесением в ценз по  смыслу  закона  Вокония  и

невнесением в ценз по смыслу закона Сервия Туллия. Граждане, не записавшиеся

в первые пять классов, в котор

   ых они распределялись соответственно  размеру  имущества,  считались  вне

ценза по закону Вокония. Те же, которые не были внесены ни в один  из  шести

классов или не были отнесены цензорами к числу так называемых  аегагп,  были

вне ценза по закону Сервия Туллия.

 

   Сила природы  такова,  что  отцы,  только  чтобы  обойти  закон  Воконня,

соглашались на позорное зачисление в шестой класс вместе  с  пролетариями  и

теми, которые несли подушную подать, соглашались, быть может, даже поступить

в це-ритские списки.

   Мы уже сказали, что римское законодательство не  допускало  фидеикомисов.

Надежда избежать закона Вокония ввела Е употребление фидеикомисы.  При  этом

имущество передавалось  по  завещанию  человеку,  которого  закон  признавал

способным наследовать, с просьбой пе

   редать  наследство  третьему  лицу,  не   имевшему   законных   прав   на

наследование. Действия этого нового способа распоряжаться  своим  имуществом

были весьма различны. Находились люди, которые передавали  наследство,  и  в

этом отношении замечателен поступок Секста

   Педуцея. Он получил по завещанию огромное наследство,  и  кроме  него  не

было на свете человека, который знал бы, что оно завещано для  передачи;  но

он отправился к вдове завещателя и отдал ей все имущество ее мужа.

   Другие сохраняли наследство за собой, как поступил П. Секстилий Руф; этот

пример приобрел известность благодаря Цицерону, сославшемуся на него в своих

спорах с эпикурейцами. "В годы моей молодости, -  говорит  он,  -  Секстилий

обратился ко мне с просьбо

   й сопровождать его к его друзьям, чтобы посоветоваться с ними, следует ли

ему передать наследство Квинта Фадия Галла его дочери Фадии. Он созвал много

молодых людей и несколько очень важных особ, и ни один из них не считал, что

он должен дать Фадии более того, чем ей следовало по закону  Вокония.  Таким

образом, Секстилий получил большое наследство, из которого ему не  досталось

бы ни одной сестерции, если бы он  предпочел  то,  что  было  справедливо  и

благородно, тому, что было выгодно. Я могу поверить, - до

   бавляет Цицерон, - что вы отдали бы наследство; я даже могу поверить, что

его отдал бы сам Эпикур, но вы поступили бы против наших  правил".  Здесь  я

хочу сделать несколько замечаний.

   Таково  уж  бедственное  состояние  человека,  что  законодатель   бывает

вынужден издавать законы, которые идут вразрез с естественными человеческими

чувствами. Таков  был  и  закон  Вокония.  Дело  в  том,  что  постановления

законодателей предназначаются более для общ

   ества, чем для гражданина, и более  для  гражданина,  чем  для  человека.

Названный закон приносил в жертву и гражданина, и человека  и  имел  в  виду

только одно государство. Человек просит своего друга передать наследство его

дочери. Закон пренебрегает естестве

   нными чувствами завещателя; он пренебрегает и чувством почтения дочери  к

отцу;-он не принимает во внимание и ужасного  положения  человека,  которому

поручена  передача  наследства.  Передавая   его,   он   становится   дурным

гражданином;

   удерживая его - бесчестным  человеком.  Только  люди  с  добрыми  нравами

думали о том, чтобы обойти закон; только честным людям можно  было  поручить

обойти его, потому что для этого надо было одержать победу над  алчностью  и

сластолюбием - победу, которая п

   од силу одним честным людям. Быть может, было бы слишком  строго  считать

их на этом  основании  дурными  гражданами.  Можно  даже  предположить,  что

законодатель в значительной мере достиг бы своей цели, если бы его закон был

такого свойства, что только честным людям приходилось бы обходить его.

   В то время, когда был создан закон Вокония,  нравы  сохраняли  еще  следы

древней чистоты. Иногда общественное сознание склоняли  в  пользу  закона  и

требовали присяги в его исполнении, так что честность вступала, так сказать,

в борьбу с честностью. Впоследстви

   и, однако, развращение нравов достигло того, что  фидеикомисы,  вероятно,

еще с большим трудом достигали своей цели - уклонения от предписаний закона,

чем самый закон - своей цели, т. е, соблюдения своих предписаний.

   Междоусобия погубили бесчисленное  множество  граждан.  Рим  при  Августе

почти опустел; приходилось его снова заселять. Были изданы законы  Папия,  в

которых были использованы все средства, чтобы поощрить гражданина вступать в

брак и иметь детей. Одним из глав

   ных средств было увеличение надежды  на  получение  наследства  для  тех,

которые повиновались этому  закону,  и  уменьшение  этой  надежды  для  тех,

которые отказывались следовать  ему.  Если  закон  Воронин  объявлял  женщин

неспособными к наследованию, Папиев закон в

   известных случаях снимал с них это запрещение.

   Женщины, особенно те, которые имели  детей,  снова  получили  возможность

наследовать по завещанию своих мужей.

   Если у них были дети, они могли наследовать по завещанию посторонних лиц.

Все это нарушало постановления закона  Вокония;  замечательно,  однако,  что

полностью от духа этого закона не отказались. Например, закон Папия разрешал

мужчине, имевшему ребенка, нас

   ледовать по завещанию постороннего лица все его имущество. Но женщине  он

предоставлял то же преимущество только в том случае, если  она  имела  троих

детей.

   Надо заметить, что закон Папия предоставил женщинам, имеющим троих детен,

право наследования только по завещаниям посторонних  лиц;  что  же  касается

наследования после родственников, то он оставил в полной силе древние законы

и закон Вокония. По этот поряд

   ок не удержался.

   Рим, доведенный  до  гибели  скоплением  в  нем  богатств  всех  народов,

мало-помалу утратил прежние нравы; уж не было больше  и  речи  об  обуздании

роскоши женщин. Авл Ге-ллий, живший при Адриане, говорит, что в  .его  время

закон Вокония был почти уничтожен: богат

   ство римских граждан сделало его излишним. Из  сентенций  Павла,  жившего

при Нигере, и из фрагментов Ульпиана,  современника  Александра  Севера,  мы

узнаем также, что сестры со стороны отца могли уже наследовать и что  только

для  более  отдаленных  родственников  существовали  еще  запрещения  закона

Вокония.

   Древние законы Рима начали  казаться  суровыми.  Преторы  следовали  лишь

указаниям справедливости, умеренности и благоразумия.

   Мы  видели,  что  по  древним  римским  законам  матери  не  имели  права

наследовать  после  детей.  Закон  Вокония  послужил  новым   основанием   к

устранению их от этого наследования. По император Клавдий предоставил матери

право наследовать после детей, как бы в виде у

   тешения  в  понесенной  утрате.   Сенатское   постановление   Тертулиана,

состоявшееся при Адриане, предоставило это право свободнорожденным женщинам,

если они имели троих детей, и вольноотпущенным, если они имели их  не  менее

четырех. Ясно, что это сенатское пост

   ановление было лишь расширением закона Папия, который на таком же условии

предоставил  женщинам  право  наследования  по  завещанию  посторонних  лиц.

Наконец, Юстиниан дал им право наследования независимо от числа детей.

   Те же самые причины, которые привели к ограничению закона, служившего для

женщины  препятствием  к  наследованию,  мало-помалу  уничтожили  и   закон,

стеснявший наследование для родственников по женской линии.  Между  тем  эти

законы вполне отвечали духу хорошей р

   еспублики, в которой следует наблюдать, чтобы женщина не  пользовалась  с

целью роскоши ни богатствами,  которые  имеет,  ни  расчетом  на  богатства,

которые может получить. Наоборот, так как роскошь в  монархиях  делает  брак

обременительным и соединенным с больш

   ими расходами, необходимо привлекать к нему богатством,  которое  женщина

может принести, и надеждою на  богатства,  которые  она  может  впоследствии

доставить. Поэтому, после того как в Риме утвердилась монархия, весь порядок

наследования изменился. Преторы с

   тали  признавать  наследниками   родственников   жены,   если   не   было

родственников со стороны мужа; тогда как по старым законам родственники жены

никогда  не  наследовали.  Сенатское  определение  Орфития  разрешило  детям

наследование после матери, а императоры Ва-ле

   нтиниан,  Феодосии  и  Аркадий  разрешили  внукам   со   стороны   дочери

наследовать после деда.  Наконец,  император  Юстиниан  уничтожил  последние

следы древнего права наследования. Он установил три  разряда  наследников  -

-нисходящий, восходящий и боковой - без вся

   кого различия между мужчиной и женщиной, между родственниками по  мужской

и женской линии и отменил  все  различия,  которые  по  этому  предмету  еще

существовали. Он думал, что следует самой природе, уклоняясь от всего  того,

что он называл путаницей древней юр

   испруденции.

   Настоящая  тема  затрагивает  учреждения  глубокой  древности,  и,  чтобы

проникнуть в суть дела, да будет мне дозволено обратиться к  первым  римским

законам за сведениями, которых, сколько мне известно, до сих пор  в  них  не

примечали.

   Известно, что Ромул разделил земли своего  маленького  государства  между

его гражданами. Мне кажется, что. это обстоятельство и послужило  основанием

для римских законов о наследстве.

   Закон  раздела  земель  требовал,  чтобы  собственность  одного  рода  не

переходила в другой род. В связи с этим закон  установил  только  две  линии

наследников; дети и вес нисходящие потомки, которые жили под властью отца  н

которых  называли  "своими  наследниками",  а  за  неимением  их,  ближайшие

родственники по мужской линии, которых называли "агнатами".

   Отсюда следовало  также,  что  родсгвенники  по  женской  линии,  которых

называли "когнатами", не должны  были  наследовать,  ибо  они  перенесли  бы

имущество в другой род. Соответствующий закон действительно существовал.

   Отсюда следовало еще, что ни дети не должны были наследовать  матери,  ни

мать детям, так как и это повело бы к переходу имущества из  одного  рода  в

другой. Поэтому-то мы не находим  такого  закона  среди  законов  двенадцати

таблиц; они допускали к наследованию только агнатов, а сын и  мать  не  были

между собою агнатами.

   Но пол наследника, был ли он "свой наследник" или за  неимением  такового

ближайший агнат, в расчет не принимался:

   так как родственники  со  стороны  матери  не  наследовали,  то  хотя  бы

наследница и вышла замуж, имущество ее возвращалось в тот род,  из  которого

вышло. Вот почему законы двенадцати таблиц не различают  наследников  по  их

полу.

   Из этого происходило, что, хотя внуки от сына и наследовали  деду,  внуки

от дочери ему не наследовали. Чтобы устранить переход имущества в чужой род,

агнатам оказывалось предпочтение перед когнатами, так что наследовала  после

отца дочь, а не ее дети,

   Итак, у первых римлян женщины  наследовали,  если  это  было  согласно  с

законом о разделе земель, и не наследовали в  случаях  противоречия  с  этим

законом.

   Таковы были законы о наследстве у  первых  римлян.  Так  как  законы  эти

находились в естественной зависимости от государственного устройства и  вели

свое происхождение от раздела земель, то, очевидно, они были  не  иноземного

происхождения и не принадлежали к ч

   ислу законов, принесенных из греческих городов римскими уполномоченными.

   Дионисий Галикарнасский говорит, что  Сервий  Туллий  восстановил  законы

Ромула и Нумы о разделе земель, которые были отменены, и издал новые,  чтобы

придать больше силы древним законам. Таким образом,  не  подлежит  сомнению,

что законы о наследстве, происшедш

   ие от этого раздела земель, были делом трех названных законодателей.

   Так как порядок  наследования  был  установлен  в  связи  с  политическим

законом, гражданин не должен был  нарушать  его  проявлением  своей  частной

воли. Это значит, что в первые времена Рима не должно  было  быть  дозволено

распоряжение имуществом посредством завещ

   ания.  Было  бы,  однако,  жестоко  лишать  человека  возможности  делать

благодеяния в последние минуты жизни, поэтому найден был способ к примирению

в этом отношении закона с волей частного лица:  дозволено  было  располагагь

своим имуществом с разрешения народно

   го собрания, причем всякое завещание приобретало, так  сказать.  значение

акта законодательной власти.

   Законы двенадцати таблиц дозволяли завещателю избирать своим  наследником

любого гражданина. Причина, почему римские законы  так  сильно  ограничивали

число наследующих не по завещанию, заключалась в законе о разделе земель,  а

причина, почему они так расшири

   ли права завещателя, состояла в том, что так как отец имел право  продать

своих детей, то, казалось, он еще с большим основанием мог лишать их  своего

имущества. Последствия, значит, были различны, потому что вытекали из разных

принципов. Таков дух римских законов в этом случае.

   Древние законы в Афинах  не  дозволяли  гражданам  составлять  завещания.

Солон  разрешил   завещания   только   бездетным   гражданам.   Римские   же

законодатели, проникнутые  идеей  родительской  власти,  дозволили  передачу

имущества по завещанию даже в ущерб детям. Надо п

   ризнаться, что древние афинские  законы  были  последовательнее  римских.

Неограниченное  разрешение  завещаний  у   римлян   мало-помалу   уничтожило

политическое установление раздела земель. Оно более, чем  какие-либо  другие

причины, произвело роковое различие йюжду  бедностью  и  богатством.  Многие

участки соединились в одних руках; некоторые из граждан имели слишком много,

у бесчисленного множества других не было ничего.  Поэтому  народ,  постоянно

лишаемый своих участков, то и дело требовал передела земель. Он требова

   л  его  и  тогда,  когда  умеренность,  бережливость  и   бедность   были

отличительными чертами римлян, и  тогда,  когда  роскошь  была  доведена  до

крайности.

   Так как завещание было по сути дела законом, который принимался  народным

собранием, то  граждане,  находившиеся  на  войне,  тем  самым  были  лишены

способности завещать. Народ предоставил воинам  право  делать  завещательные

распоряжения в присутствии нескольких

   их товарищей, как бы перед самим народным собранием.

   Большие народные собрания происходили только 2 раза в год, к  тому  же  с

увеличением населения увеличилось и количество дел. Поэтому  сочли  уместным

дозволить всем гражданам делать  свои  завещания  в  присутствии  нескольких

совершеннолетних римских граждан, ко

   торые представляли народное собрание. Приглашалось  пять  граждан,  перед

которыми наследник "покупал" у завещателя его семейство, т.  е.  наследство.

Другой гражданин держал весы для взвешивания уплачиваемого металла, так  как

римляне тогда не имели еще монет

   ы.

   Можно предположить, что эти пять граждан представляли пять классов народа

и что при этом не считали шестого класса, состоявшего из людей, у которых не

было собственности.

   Нельзя согласиться  с  Юстинианом,  что  эти  продажи  были  мнимые;  они

сделались мнимыми,  но  вначале  не  были  такими.  Большая  часть  законов,

которыми впоследствии  определялись  правила  составления  завещания,  носит

следы своего происхождения от действительной пр

   одажи. Доказательства  можно  найти  во  "Фрагментах"  Ульпиана.  Глухие,

немые, расточители не могли делать завещаний; глухие - потому что  не  могли

слышать слов покупщика наследства; немые - потому что  не  могли  произнести

формулы назначения; расточители - пот

   ому что всякое управление делами  было  им  воспрещено  и  они  не  могли

продавать своего наследства. Я не упоминаю о других примерах.

   Совершаемые  в   народном   собрании   завещания   были   скорее   актами

государственного, чем гражданского права, скорее  актами  публичного  права,

чем частного. Отсюда вытекало, что отец не мог  позволить  сыну,  состоящему

под его властью, сделать завещание.

   У большинства народов завещания не подлежат  большим  формальностям,  чем

обыкновенные договоры, потому что и те, и  другие  суть  не  что  иное,  как

выражение воли совершающего акт и одинаково относятся к частному праву. Но у

римлян завещания вытекали из публич

   ного права и потому были обставлены большими формальностями,  чем  другие

юридические акты. Это сохранилось доныне в тех французских  провинциях,  где

действует римское право.

   Так как завещания, как я уже сказал, были народными ваконами, они  должны

были иметь силу приказания  и  требовали  выражений,  называемых  прямыми  и

повелительными. Отсюда произошло правило, что отказывать и  передавать  свое

наследство можно только в выражения

   х  повелительных.  Поэтому,  если   в   известных   случаях   допускались

субституция  или  распоряжение  о  переходе  наследства  от  одного  лица  к

третьему, то никогда не допускался фидеикомис, т. е.  нельзя  было  поручить

кому-либо в форме просьбы передать третьему лицу

   все наследство или часть его.

   Когда отец не назначал  сына  наследником  и  не  лишал  его  наследства,

завещание теряло свою силу. Но оно считалось действительным в  тех  случаях,

когда отец не лишал наследства и  не  назначал  своей  наследницей  дочь.  Я

понимаю, почему так происходило. Когда от

   ец не назначал сына своим наследником  и  не  лишал  наследства  его,  он

причинял этим ущерб своему внуку, который по закону должен  был  наследовать

после своего отца. Но, не назначая своей наследницей  дочь  и  не  лишая  ее

наследства, он не причинял никакого уще

   рба детям дочери, которые не могли  наследовать  по  закону  после  своей

матери, так как они не были ни своими наследниками, ни агнатами.

   Законы первых римлян о наследствах, следовавшие единственно духу закона о

разделе  земель,  недостаточно  ограничили  богатство  женщин  и  тем  самым

оставили открытой дверь для роскоши, которая всегда неразрывно связана с  их

богатством. Это зло начали сознават

   ь в период между второй и третьей пуническими войнами.  Тогда  был  издан

закон Воко-ния. Ввиду  того,  что  закон  этот  был  вызван  весьма  важными

причинами, что до нас дошло мало относящихся к нему памятников и что до  сих

пор о нем говорилось весьма смутно, я

   постараюсь его разъяснить,

   Цицерон сохранил нам один отрывок этого  закона,  в  котором  запрещается

назначать женщину наследницей, все равно, будет она замужем или нет.

   Эпитоме Тита Ливия, в котором говорится об этом законе, сообщает  нам  не

более, чем Цицерон. Судя по тому, что говорят  Цицерон  и  святой  Августин,

можно заключить, что это запрещение  распространялось  на  дочь  и  даже  на

единственную дочь.

   Катон старший употребил все свое влияние, чтобы добиться  принятия  этого

закона. Авл Геллий приводит отрывок  из  речи,  произнесенной  им  по  этому

поводу Не  допуская  женщин  к  наследованию,  он  хотел  устранить  причины

роскоши, подобно тому как, взяв на себя за

   щиту закона Оппия, он хотел остановить самую роскошь.

   В институциях Юстиниана  и  Теофила  упоминается  одна  глава  из  закона

Вокония, ограничивавшая право делать завещания.  Всякий,  кто  прочтет  этих

авторов, придет к заключению,  что  названная  глава  имела  целью  избежать

такого уменьшения наследства вследствие зав

   ещательных распоряжений, которое  могло  бы  заставить  наследника  вовсе

отказаться от принятия наследства. Но не в этом заключалась сущность  закона

Вокония. Мы уже видели,  что  целью  его  было  воспрепятствовать  получению

женщинами какого бы то ни было наследс

   тва. Именно таков смысл той  главы  этого  закона,  которая  ограничивает

завещательные  права.  Если  бы  разрешалось   неограниченно   распоряжаться

имуществом по завещанию, то женщины могли бы получать в  форме  отказов  то,

чего не могли приобретать как наследство.

   Закон Вокония имел целью предупредить слишком большое скопление  богатств

в руках женщин. Таким образом, женщин следовало лишать крупных наследств,  а

не таких, которых было  недостаточно  для  роскошного  образа  жизни.  Закон

определял известную сумму для выда

   чи женщинам, которых он лишал наследства. Цицерон, который  сообщает  нам

этот 4>акт, ничего не говорит о размерах этой суммы; Дион говорит.  что  она

составляла 100 тысяч сестерций.

   Закон Вокония имел целью подчинить известным  правилам  богатство,  а  не

бедность, поэтому мы и находим у Цицерона, что  его  постановления  касались

только тех граждан, которые были внесены в списки ценза.

   Это обстоятельство послужило предлогом к  обходу  закона.  Известно,  что

римляне  были  большие  формалисты,  и  мы  уже  говорили,  что   республике

свойственно держаться буквы закона. Находились отцы, которые не записывались

в ценз, чтобы только сохранить за собою

   возможность передачи  наследства  дочери,  а  преторы  не  считали  закон

Вокония нарушенным, если не нарушалась его буква.

   Некто  по  имени  Аний  Азел  назначил  свою  единственную   дочь   своей

наследницей. Он мог это сделать, говорит Цицерон, закон  Вокония  не  служил

тому препятствием, потому что Аний Азел не был внесен в ценз. Веррес, будучи

претором, лишил дочь Азела наследства, и  Цицерон  настаивает  на  том,  что

Веррес был подкуплен, потому что иначе он не нарушил  бы  порядка,  которому

следовали другие преторы.

   Какие же это были граждане, которые не попадали в ценз, охватывавший всех

граждан?  Согласно  установлению  Сервня   Туллия,   приводимому   Дионисием

Галикарнасским, всякого  гражданина,  не  записавшегося  в  ценз,  следовало

обращать и рабство. Сам Цицерон говорит,

   что такой человек терял свободу. Зонара говорит то же самое. По-видимому,

существовала разница между невнесением в ценз по  смыслу  закона  Вокония  и

невнесением в ценз по смыслу закона Сервия Туллия. Граждане, не записавшиеся

в первые пять классов, в котор

   ых они распределялись соответственно  размеру  имущества,  считались  вне

ценза по закону Вокония. Те же, которые не были внесены ни в один  из  шести

классов или не были отнесены цензорами к числу так называемых  аегагп,  были

вне ценза по закону Сервия Туллия.

 

   Сила природы  такова,  что  отцы,  только  чтобы  обойти  закон  Воконня,

соглашались на позорное зачисление в шестой класс вместе  с  пролетариями  и

теми, которые несли подушную подать, соглашались, быть может, даже поступить

в це-ритские списки.

   Мы уже сказали, что римское законодательство не  допускало  фидеикомисов.

Надежда избежать закона Вокония ввела Е употребление фидеикомисы.  При  этом

имущество передавалось  по  завещанию  человеку,  которого  закон  признавал

способным наследовать, с просьбой пе

   редать  наследство  третьему  лицу,  не   имевшему   законных   прав   на

наследование. Действия этого нового способа распоряжаться  своим  имуществом

были весьма различны. Находились люди, которые передавали  наследство,  и  в

этом отношении замечателен поступок Секста

   Педуцея. Он получил по завещанию огромное наследство,  и  кроме  него  не

было на свете человека, который знал бы, что оно завещано для  передачи;  но

он отправился к вдове завещателя и отдал ей все имущество ее мужа.

   Другие сохраняли наследство за собой, как поступил П. Секстилий Руф; этот

пример приобрел известность благодаря Цицерону, сославшемуся на него в своих

спорах с эпикурейцами. "В годы моей молодости, -  говорит  он,  -  Секстилий

обратился ко мне с просьбо

   й сопровождать его к его друзьям, чтобы посоветоваться с ними, следует ли

ему передать наследство Квинта Фадия Галла его дочери Фадии. Он созвал много

молодых людей и несколько очень важных особ, и ни один из них не считал, что

он должен дать Фадии более того, чем ей следовало по закону  Вокония.  Таким

образом, Секстилий получил большое наследство, из которого ему не  досталось

бы ни одной сестерции, если бы он  предпочел  то,  что  было  справедливо  и

благородно, тому, что было выгодно. Я могу поверить, - до

   бавляет Цицерон, - что вы отдали бы наследство; я даже могу поверить, что

его отдал бы сам Эпикур, но вы поступили бы против наших  правил".  Здесь  я

хочу сделать несколько замечаний.

   Таково  уж  бедственное  состояние  человека,  что  законодатель   бывает

вынужден издавать законы, которые идут вразрез с естественными человеческими

чувствами. Таков  был  и  закон  Вокония.  Дело  в  том,  что  постановления

законодателей предназначаются более для общ

   ества, чем для гражданина, и более  для  гражданина,  чем  для  человека.

Названный закон приносил в жертву и гражданина, и человека  и  имел  в  виду

только одно государство. Человек просит своего друга передать наследство его

дочери. Закон пренебрегает естестве

   нными чувствами завещателя; он пренебрегает и чувством почтения дочери  к

отцу;-он не принимает во внимание и ужасного  положения  человека,  которому

поручена  передача  наследства.  Передавая   его,   он   становится   дурным

гражданином;

   удерживая его - бесчестным  человеком.  Только  люди  с  добрыми  нравами

думали о том, чтобы обойти закон; только честным людям можно  было  поручить

обойти его, потому что для этого надо было одержать победу над  алчностью  и

сластолюбием - победу, которая п

   од силу одним честным людям. Быть может, было бы слишком  строго  считать

их на этом  основании  дурными  гражданами.  Можно  даже  предположить,  что

законодатель в значительной мере достиг бы своей цели, если бы его закон был

такого свойства, что только честным людям приходилось бы обходить его.

   В то время, когда был создан закон Вокония,  нравы  сохраняли  еще  следы

древней чистоты. Иногда общественное сознание склоняли  в  пользу  закона  и

требовали присяги в его исполнении, так что честность вступала, так сказать,

в борьбу с честностью. Впоследстви

   и, однако, развращение нравов достигло того, что  фидеикомисы,  вероятно,

еще с большим трудом достигали своей цели - уклонения от предписаний закона,

чем самый закон - своей цели, т. е, соблюдения своих предписаний.

   Междоусобия погубили бесчисленное  множество  граждан.  Рим  при  Августе

почти опустел; приходилось его снова заселять. Были изданы законы  Папия,  в

которых были использованы все средства, чтобы поощрить гражданина вступать в

брак и иметь детей. Одним из глав

   ных средств было увеличение надежды  на  получение  наследства  для  тех,

которые повиновались этому  закону,  и  уменьшение  этой  надежды  для  тех,

которые отказывались следовать  ему.  Если  закон  Воронин  объявлял  женщин

неспособными к наследованию, Папиев закон в

   известных случаях снимал с них это запрещение.

   Женщины, особенно те, которые имели  детей,  снова  получили  возможность

наследовать по завещанию своих мужей.

   Если у них были дети, они могли наследовать по завещанию посторонних лиц.

Все это нарушало постановления закона  Вокония;  замечательно,  однако,  что

полностью от духа этого закона не отказались. Например, закон Папия разрешал

мужчине, имевшему ребенка, нас

   ледовать по завещанию постороннего лица все его имущество. Но женщине  он

предоставлял то же преимущество только в том случае, если  она  имела  троих

детей.

   Надо заметить, что закон Папия предоставил женщинам, имеющим троих детен,

право наследования только по завещаниям посторонних  лиц;  что  же  касается

наследования после родственников, то он оставил в полной силе древние законы

и закон Вокония. По этот поряд

   ок не удержался.

   Рим, доведенный  до  гибели  скоплением  в  нем  богатств  всех  народов,

мало-помалу утратил прежние нравы; уж не было больше  и  речи  об  обуздании

роскоши женщин. Авл Ге-ллий, живший при Адриане, говорит, что в  .его  время

закон Вокония был почти уничтожен: богат

   ство римских граждан сделало его излишним. Из  сентенций  Павла,  жившего

при Нигере, и из фрагментов Ульпиана,  современника  Александра  Севера,  мы

узнаем также, что сестры со стороны отца могли уже наследовать и что  только

для  более  отдаленных  родственников  существовали  еще  запрещения  закона

Вокония.

   Древние законы Рима начали  казаться  суровыми.  Преторы  следовали  лишь

указаниям справедливости, умеренности и благоразумия.

   Мы  видели,  что  по  древним  римским  законам  матери  не  имели  права

наследовать  после  детей.  Закон  Вокония  послужил  новым   основанием   к

устранению их от этого наследования. По император Клавдий предоставил матери

право наследовать после детей, как бы в виде у

   тешения  в  понесенной  утрате.   Сенатское   постановление   Тертулиана,

состоявшееся при Адриане, предоставило это право свободнорожденным женщинам,

если они имели троих детей, и вольноотпущенным, если они имели их  не  менее

четырех. Ясно, что это сенатское пост

   ановление было лишь расширением закона Папия, который на таком же условии

предоставил  женщинам  право  наследования  по  завещанию  посторонних  лиц.

Наконец, Юстиниан дал им право наследования независимо от числа детей.

   Те же самые причины, которые привели к ограничению закона, служившего для

женщины  препятствием  к  наследованию,  мало-помалу  уничтожили  и   закон,

стеснявший наследование для родственников по женской линии.  Между  тем  эти

законы вполне отвечали духу хорошей р

   еспублики, в которой следует наблюдать, чтобы женщина не  пользовалась  с

целью роскоши ни богатствами,  которые  имеет,  ни  расчетом  на  богатства,

которые может получить. Наоборот, так как роскошь в  монархиях  делает  брак

обременительным и соединенным с больш

   ими расходами, необходимо привлекать к нему богатством,  которое  женщина

может принести, и надеждою на  богатства,  которые  она  может  впоследствии

доставить. Поэтому, после того как в Риме утвердилась монархия, весь порядок

наследования изменился. Преторы с

   тали  признавать  наследниками   родственников   жены,   если   не   было

родственников со стороны мужа; тогда как по старым законам родственники жены

никогда  не  наследовали.  Сенатское  определение  Орфития  разрешило  детям

наследование после матери, а императоры Ва-ле

   нтиниан,  Феодосии  и  Аркадий  разрешили  внукам   со   стороны   дочери

наследовать после деда.  Наконец,  император  Юстиниан  уничтожил  последние

следы древнего права наследования. Он установил три  разряда  наследников  -

-нисходящий, восходящий и боковой - без вся

   кого различия между мужчиной и женщиной, между родственниками по  мужской

и женской линии и отменил  все  различия,  которые  по  этому  предмету  еще

существовали. Он думал, что следует самой природе, уклоняясь от всего  того,

что он называл путаницей древней юр

   испруденции.