ГЛАВА XIX Другие последствия принципов трех видов правления

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170  172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204   207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Не могу закончить этой книги, не сделав  еще  несколько  применений  моих

трех принципов.

   Первый  вопрос.  Должны  ли  законы  понуждать  гражданина   к   принятию

общественных должностей? Отвечаю: да, должны, но  только  в  республиканском

правлении, а не монархическом. В республике общественная должность  является

свидетельством добродетели, драгоценным

   залогом, который отечество вверяет  гражданину,  и  так  как  вся  жизнь,

деятельность и все мысли последнего должны принадлежать отечеству, то  он  и

не  может  отказываться  от  этих  должностей.  В  монархии   они   являются

свидетельством чести, своеобразные правила э

   той чести требуют, чтобы человек принимал их лишь тогда,  когда  это  ему

угодно, и в таком виде, в каком это ему угодно.

   Покойный  король  Оардинии  наказывал  тех,   которые   отказывались   от

должностей и службы в его государстве. Сам того не сознавая, он действовал в

духе республиканских идей. Впрочем, приемами своего правления он  достаточно

доказал. что осуществление этих идей

   не входило в его намерения.

   Второй вопрос. Заслуживает ли одобрения правило, согласно которому  можно

обязать гражданина занять в войске место, низшее по сравнению с тем, которое

он  там  занимал  прежде?  В  Риме  воину  часто  приходилось  служить   под

начальством человека, который  год  тому  назад  был  его  подчиненным.  Это

потому,    что    республиканская    добродетель     требует     постоянного

самопожертвования во всех отношениях ради государства.  Но  в  монархическом

государстве честь, истинная или ложная, видит  в  этом  несовместимое  с  ее

правилами унижен

   ие человека.

   В деспотических  государствах,  где  равно  злоупотребляют  и  честью,  и

местами, и рангами, с одинаковой легкостью превращают государя в  батрака  и

батрака в государя.

   Третий вопрос. Следует  ли  соединять  в  руках  одного  лица  исполнение

гражданской и военной  должности?  В  республике  надо  их  соединять,  а  в

монархии разделять. В республике было бы опасно превращать  армию  в  особое

сословие, отличное от гражданского, а в мона

   рхии не менее опасно было бы соединять исполнение обеих этих должностей в

руках одного и того же лица.

   В республике люди берутся за оружие лишь в качестве защитников законов  и

отечества; человек становится на некоторое время солдатом именно потому, что

он гражданин. При наличии же двух различных сословий каждому, кто, состоя  в

армии, продолжал бы считать

   себя гражданином, могли бы  дать  почувствовать,  что  он  не  более  как

солдат.

   В монархиях военные стремятся только к славе или по меньшей мере к  чести

или  богатству.  Таким  людям  отнюдь  не   следует   поручать   гражданских

должностей; необходимо, напротив, чтобы гражданские  власти  обуздывали  их.

Недопустимо, чтобы одни и те же лица обла

   дали одновременно и доверием народа и силой,  позволяющей  злоупотреблять

этим

   доверием.

   Посмотрите, как опасаются возникновения обособленного военного сословия в

государстве, где под формой монархии скрывается республика52;  там  воин  не

перестает быть гражданином и даже должностным лицом, дабы оба  эти  качества

служили залогом его преданности отечеству и постоянно напоминали ему  о  его

обязанностях.

   Разделение должностей на военные и гражданские,  произведенное  римлянами

после падения республики, не было делом произвола.  Оно  явилось  следствием

изменения  римского  государственного  строя;  оно  соответствовало  природе

монархического правления; дело, начат

   ое при  Августе53,  должны  были  завершить  последующие  императоры  для

обуздания военного правления.

   Прокоп, соперник Валента в борьбе за императорскую власть, совершенно  не

понимал  этого,  когда,  возведя  персидского  царевича  Гормизда  в  звание

проконсула, он возвратил проконсулу принадлежавшее ему некогда  командование

войсками; возможно, впрочем, что у н

   его были для этого  особые  причины.  Человек,  стремящийся  к  верховной

власти, более заботится о собственной пользе, чем о пользе государства.

   Четвертый  вопрос.   Следует   ли   допускать   продажу   должностей?   В

деспотических государствах, где государь назначает и смещает должностных лиц

по собственному произволу, должности не должны продаваться.

   Но в монархических  государствах  их  продажа  полезна,  потому  что  она

заставляет людей заниматься, как  семейным  ремеслом,  тем  или  иным  видом

деятельности, которым они не стали бы заниматься из любви к добродетели, ибо

она каждому определяет его долг и прида

   ет более устойчивости и постоянства сословиям. Свида недаром сказал,  что

Анастасий посредством продажи  всех  государственных  должностей  сделал  из

империи нечто вроде аристократии.

   Платон не терпел такой продажи. "Это то же самое, -  говорит  он,  -  как

если бы кого-либо приняли на корабль кормчим или матросом  за  его  деньги".

Может ли обычай, вредный для всякого  житейского  дела,  оказаться  полезным

только для руководства республикой?

   Однако Платон говорит о  республике,  основанной  на  добродетели,  а  мы

говорим о монархии. Но если бы в монархии должности не продавались  согласно

публично  установленным  правилам,  то  они  все-таки  стали  бы  продажными

вследствие корыстолюбия и жадности придво

   рных; случай доставит лучших покупателей, чем  выбор  государя.  Наконец,

самый способ  возвышаться  посредством  богатства  поддерживает  и  поощряет

промышленность, в чем всегда очень нуждается этого рода правление.

   Пятый  вопрос.  Для  какого  правления  нужны  цензоры?  Они  нужны   для

республики, где принцип правления - добродетель. Добродетель разрушается  не

одними только преступлениями, но также и небрежностью, ошибками, недостатком

любви к отечеству, опасными примера

   ми, семенами порчи, всем, что, не нарушая закона, обходит его и  что,  не

уничтожая его силы, ослабляет ее. Все это должно быть исправляемо цензорами.

   Нас удивляет наказание, которому подвергли члена Ареопага за то,  что  он

убил воробья, спрятавшегося у него на груди  от  преследования  ястреба.  Мы

поражены тем, что Ареопаг предал смерти ребенка за то, что тот выколол глаза

птичке. Но надо иметь в виду, чт

   о тут дело идет не о  приговорах  уголовного  суда,  а  о  решениях  суда

нравственного в республике, основанной на нравственности.

   Монархии не нуждаются в цензорах; эти  правления  основаны  на  чести,  а

природа чести в том и состоит,  что  для  нее  весь  мир  -  цензор.  Всякий

человек, преступивший правила чести, услышит упреки даже от тех, у  кого  ее

совсем нет.

   Тут сами цензоры были бы развращены теми, кого им  следовало  исправлять.

Они были бы не в силах бороться с распространенной в монархии испорченностью

- эта испорченность оказалась бы сильнее их.

   Понятно, что для деспотического правления цензоры совсем не нужны. Китай,

по-видимому,  является  исключением  из  этого  правила;   но   мы   изложим

впоследствии особые причины этого обстоятельства.

   Не могу закончить этой книги, не сделав  еще  несколько  применений  моих

трех принципов.

   Первый  вопрос.  Должны  ли  законы  понуждать  гражданина   к   принятию

общественных должностей? Отвечаю: да, должны, но  только  в  республиканском

правлении, а не монархическом. В республике общественная должность  является

свидетельством добродетели, драгоценным

   залогом, который отечество вверяет  гражданину,  и  так  как  вся  жизнь,

деятельность и все мысли последнего должны принадлежать отечеству, то  он  и

не  может  отказываться  от  этих  должностей.  В  монархии   они   являются

свидетельством чести, своеобразные правила э

   той чести требуют, чтобы человек принимал их лишь тогда,  когда  это  ему

угодно, и в таком виде, в каком это ему угодно.

   Покойный  король  Оардинии  наказывал  тех,   которые   отказывались   от

должностей и службы в его государстве. Сам того не сознавая, он действовал в

духе республиканских идей. Впрочем, приемами своего правления он  достаточно

доказал. что осуществление этих идей

   не входило в его намерения.

   Второй вопрос. Заслуживает ли одобрения правило, согласно которому  можно

обязать гражданина занять в войске место, низшее по сравнению с тем, которое

он  там  занимал  прежде?  В  Риме  воину  часто  приходилось  служить   под

начальством человека, который  год  тому  назад  был  его  подчиненным.  Это

потому,    что    республиканская    добродетель     требует     постоянного

самопожертвования во всех отношениях ради государства.  Но  в  монархическом

государстве честь, истинная или ложная, видит  в  этом  несовместимое  с  ее

правилами унижен

   ие человека.

   В деспотических  государствах,  где  равно  злоупотребляют  и  честью,  и

местами, и рангами, с одинаковой легкостью превращают государя в  батрака  и

батрака в государя.

   Третий вопрос. Следует  ли  соединять  в  руках  одного  лица  исполнение

гражданской и военной  должности?  В  республике  надо  их  соединять,  а  в

монархии разделять. В республике было бы опасно превращать  армию  в  особое

сословие, отличное от гражданского, а в мона

   рхии не менее опасно было бы соединять исполнение обеих этих должностей в

руках одного и того же лица.

   В республике люди берутся за оружие лишь в качестве защитников законов  и

отечества; человек становится на некоторое время солдатом именно потому, что

он гражданин. При наличии же двух различных сословий каждому, кто, состоя  в

армии, продолжал бы считать

   себя гражданином, могли бы  дать  почувствовать,  что  он  не  более  как

солдат.

   В монархиях военные стремятся только к славе или по меньшей мере к  чести

или  богатству.  Таким  людям  отнюдь  не   следует   поручать   гражданских

должностей; необходимо, напротив, чтобы гражданские  власти  обуздывали  их.

Недопустимо, чтобы одни и те же лица обла

   дали одновременно и доверием народа и силой,  позволяющей  злоупотреблять

этим

   доверием.

   Посмотрите, как опасаются возникновения обособленного военного сословия в

государстве, где под формой монархии скрывается республика52;  там  воин  не

перестает быть гражданином и даже должностным лицом, дабы оба  эти  качества

служили залогом его преданности отечеству и постоянно напоминали ему  о  его

обязанностях.

   Разделение должностей на военные и гражданские,  произведенное  римлянами

после падения республики, не было делом произвола.  Оно  явилось  следствием

изменения  римского  государственного  строя;  оно  соответствовало  природе

монархического правления; дело, начат

   ое при  Августе53,  должны  были  завершить  последующие  императоры  для

обуздания военного правления.

   Прокоп, соперник Валента в борьбе за императорскую власть, совершенно  не

понимал  этого,  когда,  возведя  персидского  царевича  Гормизда  в  звание

проконсула, он возвратил проконсулу принадлежавшее ему некогда  командование

войсками; возможно, впрочем, что у н

   его были для этого  особые  причины.  Человек,  стремящийся  к  верховной

власти, более заботится о собственной пользе, чем о пользе государства.

   Четвертый  вопрос.   Следует   ли   допускать   продажу   должностей?   В

деспотических государствах, где государь назначает и смещает должностных лиц

по собственному произволу, должности не должны продаваться.

   Но в монархических  государствах  их  продажа  полезна,  потому  что  она

заставляет людей заниматься, как  семейным  ремеслом,  тем  или  иным  видом

деятельности, которым они не стали бы заниматься из любви к добродетели, ибо

она каждому определяет его долг и прида

   ет более устойчивости и постоянства сословиям. Свида недаром сказал,  что

Анастасий посредством продажи  всех  государственных  должностей  сделал  из

империи нечто вроде аристократии.

   Платон не терпел такой продажи. "Это то же самое, -  говорит  он,  -  как

если бы кого-либо приняли на корабль кормчим или матросом  за  его  деньги".

Может ли обычай, вредный для всякого  житейского  дела,  оказаться  полезным

только для руководства республикой?

   Однако Платон говорит о  республике,  основанной  на  добродетели,  а  мы

говорим о монархии. Но если бы в монархии должности не продавались  согласно

публично  установленным  правилам,  то  они  все-таки  стали  бы  продажными

вследствие корыстолюбия и жадности придво

   рных; случай доставит лучших покупателей, чем  выбор  государя.  Наконец,

самый способ  возвышаться  посредством  богатства  поддерживает  и  поощряет

промышленность, в чем всегда очень нуждается этого рода правление.

   Пятый  вопрос.  Для  какого  правления  нужны  цензоры?  Они  нужны   для

республики, где принцип правления - добродетель. Добродетель разрушается  не

одними только преступлениями, но также и небрежностью, ошибками, недостатком

любви к отечеству, опасными примера

   ми, семенами порчи, всем, что, не нарушая закона, обходит его и  что,  не

уничтожая его силы, ослабляет ее. Все это должно быть исправляемо цензорами.

   Нас удивляет наказание, которому подвергли члена Ареопага за то,  что  он

убил воробья, спрятавшегося у него на груди  от  преследования  ястреба.  Мы

поражены тем, что Ареопаг предал смерти ребенка за то, что тот выколол глаза

птичке. Но надо иметь в виду, чт

   о тут дело идет не о  приговорах  уголовного  суда,  а  о  решениях  суда

нравственного в республике, основанной на нравственности.

   Монархии не нуждаются в цензорах; эти  правления  основаны  на  чести,  а

природа чести в том и состоит,  что  для  нее  весь  мир  -  цензор.  Всякий

человек, преступивший правила чести, услышит упреки даже от тех, у  кого  ее

совсем нет.

   Тут сами цензоры были бы развращены теми, кого им  следовало  исправлять.

Они были бы не в силах бороться с распространенной в монархии испорченностью

- эта испорченность оказалась бы сильнее их.

   Понятно, что для деспотического правления цензоры совсем не нужны. Китай,

по-видимому,  является  исключением  из  этого  правила;   но   мы   изложим

впоследствии особые причины этого обстоятельства.