обычаев и характера народа
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713
714 715 716 717 718 719 720 723 724 725 726 727 728 729 730
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764
765 766 767 768 769 770 771 772 773
Обычаи рабского народа составляют часть его рабства;
обычаи свободного народа составляют часть его свободы.
В книге одиннадцатой 98 я говорил о народе свободном и указал на принципы
его государственного строя. Посмотрим теперь, какие результаты должны были
проистекать из этого строя, какой характер мог сложиться под его влиянием,
какие обычаи были им порождены
.
Я не говорю, что большая часть законов, нравов и обычаев такого народа не
была произведена климатом, но хочу только сказать, что его нравы и обычаи
должны быть тесно связаны с его законами.
Так как у этого народа имеются две видимые власти - законодательная и
исполнительная - и так как каждый гражданин обладает там собственной волей и
может распоряжаться своей независимостью, как ему угодно, то большая часть
людей будет там предпочитать к
акую-нибудь одну из этих властей " по той причине, что у большинства
обыкновенно не хватает ни справедливости, ни рассудка, чтобы равно оценить
обе.
И так как исполнительная власть, располагающая всеми должностями, может
там возбуждать большие надежды народа, не внушая страха, то на ее стороне
окажутся все, кого она удовлетворила,, и против нее выступят все те, кому
нечего от нее ожидать.
Так как там предоставлена свобода всем страстям, то ненависть, ревность,
зависть, жажда обогащения и отличий обнаружатся во всей своей силе. Если бы
этого не произошло, то государство уподобилось бы изнуренному болезнью
человеку, у которого нет страстей, потому что нет совсем и сил.
Взаимная ненависть обеих партий там никогда не прекратится, потому что
она всегда будет бессильна.
Эти партии состоят из людей свободных; поэтому если бы одна из них
слишком взяла верх над другой, то свобода стала бы действовать для понижения
первой, а граждане подобно рукам, помогающим телу, старались бы приподнять
другую.
Так как в этом народе каждая отдельная личность, пользуясь своей
независимостью, может беспрепятственно предаваться собственным причудам и
прихотям, то люди часто будут переходить из одной партии в другую, покидая
ту, где находятся их друзья, чтобы примк
нуть к противоположной, где они найдут всех своих врагов, и в этом народе
часто будут нарушаться законы и дружбы, и ненависти.
Монарх будет там находиться в положении частного лица и вопреки обычным
правилам благоразумия часто окажется вынужденным доверяться тем, которые его
всего более оскорбляли, и лишать своей милости тех, которые всего лучше ему
служили, делая под давлением
необходимости то, что другие государи делают по свободному решению.
Народ там будет постоянно опасаться упустить благо, которое он чувствует,
хотя и не имеет о нем определенного представления, и которое от него могли
бы скрыть, а страх всегда все преувеличивает. Народ будет тревожиться за
свое положение и считать его опа
сным чаще всего в самое безопасное время,
Такое положение будет усугубляться тем, что лица, которые всего сильнее
противятся исполнительной власти, не желая обнаружить корыстных мотивов
своего сопротивления, станут увеличивать опасения народа, который никогда не
будет знать наверное, находится л
и он в опасности или нет. Впрочем, эти опасения помогут народу избежать н
действительных опасностей, которым он впоследствии мог бы подвергнуться.
Между тем законодательное собрание, пользуясь доверием народа и обладая
большим образованием, может рассеять внушенные ему дурные впечатления и
успокоить его волнения.
В этом состоит большое преимущество такого образа правления перед
древними демократиями, где народ обладал непосредственною властью и где
поэтому возбужденные ораторами народные волнения всегда оказывали свое
действие.
Здесь же все беспредметные страхи, внушенные народу, не производят
ничего, кроме пустого крика и брани, и даже приносят пользу, напрягая все
пружины правления и сосредоточивая внимание всех граждан. Но если бы
народные страхи были порождены ниспровержени
ем основных законов, то они явились бы силой глухой, пагубной, ужасной и
повели бы к катастрофам.
Тогда вскоре водворилась бы страшная тишина, во время которой все
соединилось бы против власти, нарушившей законы.
Если в то время, когда опасения народа не имеют определенной причины,
какая-нибудь иностранная держава станет угрожать государству, подвергая
опасности его богатство или славу, то мелкие интересы умолкнут перед более
важными и все силы объединятся, чтобы поддержать исполнительную
власть.
Если же иностранная держава станет угрожать государству в такое время,
когда в нем происходят раздоры, возникшие вследствие нарушения его основных
законов, то в государстве произойдет переворот, который не изменит ни формы
его правления, ни его основных
законов, потому что переворот. произведенный свободой, есть лишь
утверждение свободы100.
У свободного народа может быть освободитель; у народа порабощенного может
быть только новый притеснитель, ибо каждый человек, достаточно сильный для
того, чтобы изгнать деспота, достаточно силен и для того, чтобы самому стать
деспотом.
Для того чтобы пользоваться свободой, надо, чтобы каждый мог говорить то,
что он думает; для того чтобы сохранить свободу, опять-таки надо. чтобы
каждый мог говорить то, что он думает; поэтому гражданин такого государства
будет говорить и писать обо всем
, о чем не запрещено говорить и писать прямым постановлением законов.
Такой народ будет находиться в постоянно возбужденном состоянии; поэтому
он будет более руководствоваться своими страстями, чем доводами рассудка,
которые никогда не производят большого действия на умы. В результате лица,
управляющие им, легко смогут вов
лекать его в дела, противные его истинным интересам.
Такой народ будет страстно любить свою свободу, потому что это свобода
истинная; и может случиться, что для защиты ее он пожертвует своим
имуществом, своим благосостоянием, своими интересами, что он обложит себя
такими высокими налогами, какими не решитс
я обременить своих подданных даже самый неограниченный самодержец.
Но так как этот народ будет иметь ясное сознание необходимости нести
такие тяготы и будет уплачивать налоги, твердо надеясь, что вскоре ему уже
не придется их платить, то бремя налогов покажется ему легче, чем оно есть
на самом деле;
между тем, в других государствах101, наоборот, налоги кажутся гораздо
тяжелее, чем они есть в действительности.
Такой народ обладает верным кредитом, так как он зани-- мает у самого
себя и самому же себе уплачивает долги102.
Может случиться, что он затеет предприятия, превышающие его естественные
силы. и употребит для борьбы со своими врагами огромные фиктивные богатства,
которые сила доверия и природа правления обратят в реальные богатства.
Для защиты своей свободы это государство будет делать займы у своих
подданных, а его подданные, зная, что кредит его погибнет, если оно будет
завоевано, почерпнут в этом сознании новое побуждение к усилиям для защиты
его свободы.
Если бы. этот народ жил на острове, то он не стал бы заниматься
завоеваниями, так как завоеванные земли, отрезанный от метрополии, могут
лишь его ослабить. Если бы почва этого острова была плодородна, то он еще
менее стал бы думать о завоеваниях потому,
что не нуждался бы в войне для своего обогащения. И так как ни один
гражданин этого государства не находился бы в подчинении у другого
гражданина, то каждый более дорожил бы своей свободой, чем славой нескольких
граждан или одного человека.
Там на военных стали бы смотреть как на людей, занимающихся ремеслом,
которое может быть полезно, но нередко и опасно, как на людей, услуги
которых слишком дорого стоят для всей нации; поэтому люди гражданского
звания были бы у этого народа в большем поч
ете.
Этот народ, которому мир и свобода доставили бы довольство, освободившись
от разрушительных предрассудков, получил бы склонность к занятию торговлей.
Если бы у него были какие-либо естественные богатства, служащие для
изготовления ценных изделий ремесла, то он мог бы устроить заведения,
которые дали бы ему возможность использовать этот дар небес в полном объеме.
Если бы этот народ жил ближе к северу и имел большое количествоизлишних
для него товаров, то, нуждаясь и сам во множестве товаров, в которых ему
отказано климатом, он по необходимости завел бы обширную торговлю с народами
юга и, избрав благоприятные для
этой торговли государства, стал бы заключать выгодные для обеих сторон
договоры с избранными им народами.
В государстве, где, с одной стороны, царит полнейшее изобилие, а с другой
- существуют чрезвычайно высокие налоги, люди с ограниченным состоянием не
могут жить без определенного занятия. Поэтому многие будут там покидать
родину под предлогом путешестви
й или необходимости поправки здоровья, чтобы искать счастья даже в таких
странах, где господствует рабство.
У торгового народа есть бесчисленное множество мелких частных интересов,
а следовательно, и тысячи возможностей для разных столкновений, в которых то
он сам обижает других, то его обижают. Поэтому он становится в высшей
степени завистливым и даже больше
огорчается чужим благосостоянием, чем радуется собственному.
Законы этого народа, в общем мягкие и необременительные, могут быть
настолько суровыми в отношении торговли и мореплавания, как будто он торгует
только с неприятелями.
Если этот народ станет основывать колонии в отдаленных странах, то он
будет при этом иметь в виду не столько распространение своего владычества,
сколько расширение своей торговли.
Следуя общей наклонности вводить в чужих странах свои собственные
порядки, он установит в своих колониях свою собственную форму правления; и
так как это правление приносит с собой благосостояние, то даже в лесах,
которые он заселит, образуются многочисле
нные народы.
Могло быть, что он некогда подчинил своей власти какую-нибудь соседнюю
нацию103, которая возбуждает его зависть своим положением, удобствами своих
гаваней и своими природными богатствами. В таком случае, хотя он и даст ей
свои собственные законы, он буде
т держать ее в величайшем подчинении, так что граждане покоренного им
государства будут пользоваться свободой, а само государство будет находиться
в рабстве.
Покоренное им государство получит очень хорошее гражданское управление,
но будет стеснено обременительным международным правом. Его отношения к
другим народам будут определены такими законами, которые сделают его
благополучие непрочным, так что из пего б
удет извлекать пользу только его господин.
Господствующий народ, обитающий на большом острове и обладающий обширной
торговлей, будет иметь благоприятные условия для создания морских сил. Так
как охранение его свободы требует, чтобы у него не было ни укрепленных
городов, ни крепостей, ни сухопутны
х армий, то ему нужен будет военный флот, чтобы обеспечить себя от
вторжений; и его флот будет сильнее, чем у всех других держав, которые
вынуждены тратить большую часть своих средств на содержание сухопутных войск
и потому не могут уже много тратить на
морские силы.
Владычество над морями всегда внушает естественную гордость народам,
которые им обладают. Сознавая, что они могут повсюду чинить насилия, они
воображают, что их власть безгранична, как океан.
Такой народ может оказывать большое влияние на дела своих соседей. Так
как он не пользуется своим могуществом для завоеваний, то его дружбы будут
искать, а его ненависти - опасаться более, чем можно было бы, невидимому,
этого ожидать ввиду частых перемен в его правлении и волнений в народе.
Все это определит судьбу исполнительной власти этого народа: она будет
постоянно подвергаться тревогам внутри государства и пользоваться уважением
за его пределами.
Если бы этому народу пришлось по тому или иному случаю играть центральную
роль в общеевропейских переговорах, то он внес бы в эти переговоры несколько
более честности и прямоты, чем другие народы, по той причине, что его
министры, будучи обязаны отдавать отчет о своем поведении перед народным
собранием и не имея вследствие этого возможности держать в тайне свое
поведение при этих переговорах, были бы вынуждены явиться в них немного
более честными.
Сверх того, так как на них лежала бы в известном смысле ответственность
за события, которые могли быть следствие1М их двуличного поведения, то самый
прямой путь оказался бы для них и самым безопасным.
Если дворянство пользовалось когда-нибудь в этом народе чрезмерной
властью, а монарх нашел средство ограничить его, возвышая народ, то рабство
достигло бы высшей точки в период между моментом принижения дворян и тем,
когда народ начал ощущать свою силу.
Могло быть, что этот народ, некогда подчиненный произвольной власти104,
сохранил в некоторых случаях следы своего прежнего подчинения, так что на
фоне его свободного правления часто виделись бы формы неограниченного
правления.
Что же касается религии, то, так как в этом государстве каждый гражданин
обладает собственной волей и, следовательно, руководствуется собственным
разумом или собственной фантазией, отсюда произойдет, что люди либо будут
питать большое равнодушие ко всяко
го рода вероисповеданиям, вследствие чего они станут придерживаться
вероисповедания господствующего, либо проникнутся рвением к религии вообще,
вследствие чего среди них размножатся религиозные секты.
Возможно и то, что в этой стране окажутся люди, которые совсем не имеют
религии, но которые, однако, не потерпят, чтобы их заставили изменить ту,
которая у них могла бы быть, ибо в таком случае они почувствовали бы, что их
имущество и жизнь столь же мало принадлежат им, как н их образ мыслей, и что
тот, кто может лишить их одного, без труда сможет отнять у них и другое,
Если бы между различными религиями была там такая105, которую пытались
водворить при помощи рабства106, то она возбудила бы общую ненависть; потому
что мы судим о вещах по тем отношениям и побочным обстоятельствам, которые
связываем с ними; а такая религ
ия никогда не явится уму в связи с представлением о свободе.
Законы, изданные против тех, кто исповедует эту религию, не были бы
жестокими, так как свобода не изобретает такого рода кар. Но они были бы там
столь тягостны, что причинили бы все то зло, которое только можно причинить
с полным хладнокровием.
Может случиться по тысяче причин, что духовенство будет там пользоваться
гораздо меньшим доверием, чем прочие граждане; поэтому вместо того чтобы
отделяться от них, оно предпочтет нести такие же повинности, как и люди
светского звания, составляя с ними в этом отношении как бы одно сословие;
но, стараясь всегда привлечь к себе уважение народа, ОЕЮ будет отличаться
более скромным образом жизни, более строгим поведением и более чистыми
нравами.
Это духовенство, не будучи в состоянии ни покровительствовать религии, ни
само пользоваться ее покровительством, за невозможностью принуждать будет
стараться действовать убеждением, вследствие чего из-под его пера выйдут
прекрасные сочинения, имеющие цел
ью доказать истинность откровения и промысла высшего существа.
Может статься, что люди будут избегать его собраний, что ему даже не
захотят позволить исправлять свои злоупотребления и в опьянении свободой
предпочтут оставить его преобразование незавершенным, чем позволить ему
стать преобразователем.
Высшие должности, составляющие существенный элемент государственного
строя, будут здесь более устойчивы, чем в других странах; но, с другой
стороны, люди знатные в этой стране свободы будут ближе к народу; так что
тут сословия будут более отдалены друг о
т друга, а между личностями будет существовать более близкое общение.
Лица, управляющие государством, обладая властью, которая, так сказать,
ежедневно обновляется и преобразуется, станут более дорожить людьми, которые
им полезны, чем теми, которые их забавляют; так что тут мало будет
придворных, льстецов, угодников, наконе
ц, всякого сорта людей той породы, которая заставляет вельмож платить
себе даже за пустоту
своего ума,
Там будут почитать людей не за их внешние таланты и свойства, но за их
действительные качества; а таких качеств имеется всего два: богатство и
личное достоинство.
Там водворится роскошь, солидная, основанная на утонченном удовлетворении
реальных нужд, а не на тщеславии, и люди не станут искать в вещах иных
наслаждений, кроме тех, которые вложены в них самой природой.
Там будут пользоваться большим избытком, и все же предметы суетных
удовольствий будут там запрещены; вследствие этого многие люди, имея больше
богатства, чем возможностей его тратить, будут употреблять его на разные
причуды, и у этого народа будет более
ума, чем вкуса.
Так как люди будут там всегда заняты попечением о собственных выгодах, то
у них не разовьется той вежливости, которую порождает праздность, да у них и
не хватит времени для этого.
У римлян эпоха вежливости была вместе с тем эпохой установления
господства произвола. Абсолютное правление производит праздность, а
праздность порождает вежливость.
Чем больше в народе людей, которые должны угождать и нравиться друг
другу, тем более он вежлив. Но то, что должно отличать нас от варварских
народов, состоит не столько в учтивых манерах, сколько в добрых нравах.
В народе, где все мужчины по-своему принимают участие в управлении
государством, женщины должны мало бывать в обществе мужчин; поэтому они
будут скромны, т. е. робки, и эта робость составит их добродетель; между тем
как мужчины, не привыкшие к тонкому об
ращению, станут предаваться распутству, которое позволит им сохранить
свою свободу и даст им возможность распоряжаться своим досугом но
собственному усмотрению.
Так как законы там одинаковы для всех, то каждый будет смотреть на себя,
как на монарха, и представители этого народа будут между собой скорее
союзниками, чем согражданами.
Если климат страны, государственный строй которой предоставляет всем
участие в управлении и политических интересах, наделил многих ее жителей
беспокойным умом и обширными замыслами, то в этой стране станут много
рассуждать о политике и явятся люди, котор
ые станут проводить свою жизнь в предугадывании таких событий, которые по
природе вещей и капризам судьбы, т. е. людей, предсказать невозможно.
В свободной стране очень часто бывает безразлично, хорошо или дурно
рассуждают люди. Важно лишь, чтобы они рассуждали, так как это порождает
свободу, которая обеспечивает от дурных последствий этих рассуждений.
Подобным образом в деспотическом правлении и хорошие, и дурные
рассуждения одинаково пагубны. Вредно самое рассуждение, так как принцип
этого правления подрывается уже тем одним, что там рассуждают.
Многие люди этого народа при отсутствии стремления нравиться кому бы то
ни было дадут полную волю своему дурному характеру. Людей, наделенных умом,
будет мучить самый их ум, и в своем презрении и отвращении ко всему они
станут несчастны, имея столько при
чин не быть несчастными.
И так как там ни один гражданин не боится никакого другого гражданина, то
это будет гордый народ: ведь и гордость самих царей основана лишь на их
независимости.
Свободные народы горды, а прочие легче становятся тщеславными.
Но эти столь гордые и занятые собой люди, попав в среду незнакомых им
людей, будут робки, и в них вы по большей части увидите тогда странную смесь
застенчивости с гордостью.
Характер этого народа более всего обнаруживается в произведениях его ума,
в которых видны люди, углубившиеся в себя и много размышлявшие в уединении.
Общество учит нас замечать смешное; одиночество развивает в нас
способность замечать порок. Сатирические произведения этого народа будут
отличаться беспощадною резкостью;
и вы здесь найдете множество Ювеналов107, прежде чем взм удастся отыскать
хоть одного Горация108.
В неограниченных монархиях историки изменяют истине, потому что не имеют
свободы ее высказать; в государствах чрезвычайно свободных они изменяют
истине по причине самой свободы, которая вследствие постоянно производимых
ею разделений побуждает каждого ст
ановиться таким же рабом предрассудков своей партии, каким он был бы и по
отношению к деспоту.
Поэты этого народа будут чаще отличаться оригинальною резкостью выдумки,
чем той утонченностью, которая внушается вкусом. Вы найдете в них больше
сходства с силой Микеланджело109, чем с грацией Рафаэля110.
Обычаи рабского народа составляют часть его рабства;
обычаи свободного народа составляют часть его свободы.
В книге одиннадцатой 98 я говорил о народе свободном и указал на принципы
его государственного строя. Посмотрим теперь, какие результаты должны были
проистекать из этого строя, какой характер мог сложиться под его влиянием,
какие обычаи были им порождены
.
Я не говорю, что большая часть законов, нравов и обычаев такого народа не
была произведена климатом, но хочу только сказать, что его нравы и обычаи
должны быть тесно связаны с его законами.
Так как у этого народа имеются две видимые власти - законодательная и
исполнительная - и так как каждый гражданин обладает там собственной волей и
может распоряжаться своей независимостью, как ему угодно, то большая часть
людей будет там предпочитать к
акую-нибудь одну из этих властей " по той причине, что у большинства
обыкновенно не хватает ни справедливости, ни рассудка, чтобы равно оценить
обе.
И так как исполнительная власть, располагающая всеми должностями, может
там возбуждать большие надежды народа, не внушая страха, то на ее стороне
окажутся все, кого она удовлетворила,, и против нее выступят все те, кому
нечего от нее ожидать.
Так как там предоставлена свобода всем страстям, то ненависть, ревность,
зависть, жажда обогащения и отличий обнаружатся во всей своей силе. Если бы
этого не произошло, то государство уподобилось бы изнуренному болезнью
человеку, у которого нет страстей, потому что нет совсем и сил.
Взаимная ненависть обеих партий там никогда не прекратится, потому что
она всегда будет бессильна.
Эти партии состоят из людей свободных; поэтому если бы одна из них
слишком взяла верх над другой, то свобода стала бы действовать для понижения
первой, а граждане подобно рукам, помогающим телу, старались бы приподнять
другую.
Так как в этом народе каждая отдельная личность, пользуясь своей
независимостью, может беспрепятственно предаваться собственным причудам и
прихотям, то люди часто будут переходить из одной партии в другую, покидая
ту, где находятся их друзья, чтобы примк
нуть к противоположной, где они найдут всех своих врагов, и в этом народе
часто будут нарушаться законы и дружбы, и ненависти.
Монарх будет там находиться в положении частного лица и вопреки обычным
правилам благоразумия часто окажется вынужденным доверяться тем, которые его
всего более оскорбляли, и лишать своей милости тех, которые всего лучше ему
служили, делая под давлением
необходимости то, что другие государи делают по свободному решению.
Народ там будет постоянно опасаться упустить благо, которое он чувствует,
хотя и не имеет о нем определенного представления, и которое от него могли
бы скрыть, а страх всегда все преувеличивает. Народ будет тревожиться за
свое положение и считать его опа
сным чаще всего в самое безопасное время,
Такое положение будет усугубляться тем, что лица, которые всего сильнее
противятся исполнительной власти, не желая обнаружить корыстных мотивов
своего сопротивления, станут увеличивать опасения народа, который никогда не
будет знать наверное, находится л
и он в опасности или нет. Впрочем, эти опасения помогут народу избежать н
действительных опасностей, которым он впоследствии мог бы подвергнуться.
Между тем законодательное собрание, пользуясь доверием народа и обладая
большим образованием, может рассеять внушенные ему дурные впечатления и
успокоить его волнения.
В этом состоит большое преимущество такого образа правления перед
древними демократиями, где народ обладал непосредственною властью и где
поэтому возбужденные ораторами народные волнения всегда оказывали свое
действие.
Здесь же все беспредметные страхи, внушенные народу, не производят
ничего, кроме пустого крика и брани, и даже приносят пользу, напрягая все
пружины правления и сосредоточивая внимание всех граждан. Но если бы
народные страхи были порождены ниспровержени
ем основных законов, то они явились бы силой глухой, пагубной, ужасной и
повели бы к катастрофам.
Тогда вскоре водворилась бы страшная тишина, во время которой все
соединилось бы против власти, нарушившей законы.
Если в то время, когда опасения народа не имеют определенной причины,
какая-нибудь иностранная держава станет угрожать государству, подвергая
опасности его богатство или славу, то мелкие интересы умолкнут перед более
важными и все силы объединятся, чтобы поддержать исполнительную
власть.
Если же иностранная держава станет угрожать государству в такое время,
когда в нем происходят раздоры, возникшие вследствие нарушения его основных
законов, то в государстве произойдет переворот, который не изменит ни формы
его правления, ни его основных
законов, потому что переворот. произведенный свободой, есть лишь
утверждение свободы100.
У свободного народа может быть освободитель; у народа порабощенного может
быть только новый притеснитель, ибо каждый человек, достаточно сильный для
того, чтобы изгнать деспота, достаточно силен и для того, чтобы самому стать
деспотом.
Для того чтобы пользоваться свободой, надо, чтобы каждый мог говорить то,
что он думает; для того чтобы сохранить свободу, опять-таки надо. чтобы
каждый мог говорить то, что он думает; поэтому гражданин такого государства
будет говорить и писать обо всем
, о чем не запрещено говорить и писать прямым постановлением законов.
Такой народ будет находиться в постоянно возбужденном состоянии; поэтому
он будет более руководствоваться своими страстями, чем доводами рассудка,
которые никогда не производят большого действия на умы. В результате лица,
управляющие им, легко смогут вов
лекать его в дела, противные его истинным интересам.
Такой народ будет страстно любить свою свободу, потому что это свобода
истинная; и может случиться, что для защиты ее он пожертвует своим
имуществом, своим благосостоянием, своими интересами, что он обложит себя
такими высокими налогами, какими не решитс
я обременить своих подданных даже самый неограниченный самодержец.
Но так как этот народ будет иметь ясное сознание необходимости нести
такие тяготы и будет уплачивать налоги, твердо надеясь, что вскоре ему уже
не придется их платить, то бремя налогов покажется ему легче, чем оно есть
на самом деле;
между тем, в других государствах101, наоборот, налоги кажутся гораздо
тяжелее, чем они есть в действительности.
Такой народ обладает верным кредитом, так как он зани-- мает у самого
себя и самому же себе уплачивает долги102.
Может случиться, что он затеет предприятия, превышающие его естественные
силы. и употребит для борьбы со своими врагами огромные фиктивные богатства,
которые сила доверия и природа правления обратят в реальные богатства.
Для защиты своей свободы это государство будет делать займы у своих
подданных, а его подданные, зная, что кредит его погибнет, если оно будет
завоевано, почерпнут в этом сознании новое побуждение к усилиям для защиты
его свободы.
Если бы. этот народ жил на острове, то он не стал бы заниматься
завоеваниями, так как завоеванные земли, отрезанный от метрополии, могут
лишь его ослабить. Если бы почва этого острова была плодородна, то он еще
менее стал бы думать о завоеваниях потому,
что не нуждался бы в войне для своего обогащения. И так как ни один
гражданин этого государства не находился бы в подчинении у другого
гражданина, то каждый более дорожил бы своей свободой, чем славой нескольких
граждан или одного человека.
Там на военных стали бы смотреть как на людей, занимающихся ремеслом,
которое может быть полезно, но нередко и опасно, как на людей, услуги
которых слишком дорого стоят для всей нации; поэтому люди гражданского
звания были бы у этого народа в большем поч
ете.
Этот народ, которому мир и свобода доставили бы довольство, освободившись
от разрушительных предрассудков, получил бы склонность к занятию торговлей.
Если бы у него были какие-либо естественные богатства, служащие для
изготовления ценных изделий ремесла, то он мог бы устроить заведения,
которые дали бы ему возможность использовать этот дар небес в полном объеме.
Если бы этот народ жил ближе к северу и имел большое количествоизлишних
для него товаров, то, нуждаясь и сам во множестве товаров, в которых ему
отказано климатом, он по необходимости завел бы обширную торговлю с народами
юга и, избрав благоприятные для
этой торговли государства, стал бы заключать выгодные для обеих сторон
договоры с избранными им народами.
В государстве, где, с одной стороны, царит полнейшее изобилие, а с другой
- существуют чрезвычайно высокие налоги, люди с ограниченным состоянием не
могут жить без определенного занятия. Поэтому многие будут там покидать
родину под предлогом путешестви
й или необходимости поправки здоровья, чтобы искать счастья даже в таких
странах, где господствует рабство.
У торгового народа есть бесчисленное множество мелких частных интересов,
а следовательно, и тысячи возможностей для разных столкновений, в которых то
он сам обижает других, то его обижают. Поэтому он становится в высшей
степени завистливым и даже больше
огорчается чужим благосостоянием, чем радуется собственному.
Законы этого народа, в общем мягкие и необременительные, могут быть
настолько суровыми в отношении торговли и мореплавания, как будто он торгует
только с неприятелями.
Если этот народ станет основывать колонии в отдаленных странах, то он
будет при этом иметь в виду не столько распространение своего владычества,
сколько расширение своей торговли.
Следуя общей наклонности вводить в чужих странах свои собственные
порядки, он установит в своих колониях свою собственную форму правления; и
так как это правление приносит с собой благосостояние, то даже в лесах,
которые он заселит, образуются многочисле
нные народы.
Могло быть, что он некогда подчинил своей власти какую-нибудь соседнюю
нацию103, которая возбуждает его зависть своим положением, удобствами своих
гаваней и своими природными богатствами. В таком случае, хотя он и даст ей
свои собственные законы, он буде
т держать ее в величайшем подчинении, так что граждане покоренного им
государства будут пользоваться свободой, а само государство будет находиться
в рабстве.
Покоренное им государство получит очень хорошее гражданское управление,
но будет стеснено обременительным международным правом. Его отношения к
другим народам будут определены такими законами, которые сделают его
благополучие непрочным, так что из пего б
удет извлекать пользу только его господин.
Господствующий народ, обитающий на большом острове и обладающий обширной
торговлей, будет иметь благоприятные условия для создания морских сил. Так
как охранение его свободы требует, чтобы у него не было ни укрепленных
городов, ни крепостей, ни сухопутны
х армий, то ему нужен будет военный флот, чтобы обеспечить себя от
вторжений; и его флот будет сильнее, чем у всех других держав, которые
вынуждены тратить большую часть своих средств на содержание сухопутных войск
и потому не могут уже много тратить на
морские силы.
Владычество над морями всегда внушает естественную гордость народам,
которые им обладают. Сознавая, что они могут повсюду чинить насилия, они
воображают, что их власть безгранична, как океан.
Такой народ может оказывать большое влияние на дела своих соседей. Так
как он не пользуется своим могуществом для завоеваний, то его дружбы будут
искать, а его ненависти - опасаться более, чем можно было бы, невидимому,
этого ожидать ввиду частых перемен в его правлении и волнений в народе.
Все это определит судьбу исполнительной власти этого народа: она будет
постоянно подвергаться тревогам внутри государства и пользоваться уважением
за его пределами.
Если бы этому народу пришлось по тому или иному случаю играть центральную
роль в общеевропейских переговорах, то он внес бы в эти переговоры несколько
более честности и прямоты, чем другие народы, по той причине, что его
министры, будучи обязаны отдавать отчет о своем поведении перед народным
собранием и не имея вследствие этого возможности держать в тайне свое
поведение при этих переговорах, были бы вынуждены явиться в них немного
более честными.
Сверх того, так как на них лежала бы в известном смысле ответственность
за события, которые могли быть следствие1М их двуличного поведения, то самый
прямой путь оказался бы для них и самым безопасным.
Если дворянство пользовалось когда-нибудь в этом народе чрезмерной
властью, а монарх нашел средство ограничить его, возвышая народ, то рабство
достигло бы высшей точки в период между моментом принижения дворян и тем,
когда народ начал ощущать свою силу.
Могло быть, что этот народ, некогда подчиненный произвольной власти104,
сохранил в некоторых случаях следы своего прежнего подчинения, так что на
фоне его свободного правления часто виделись бы формы неограниченного
правления.
Что же касается религии, то, так как в этом государстве каждый гражданин
обладает собственной волей и, следовательно, руководствуется собственным
разумом или собственной фантазией, отсюда произойдет, что люди либо будут
питать большое равнодушие ко всяко
го рода вероисповеданиям, вследствие чего они станут придерживаться
вероисповедания господствующего, либо проникнутся рвением к религии вообще,
вследствие чего среди них размножатся религиозные секты.
Возможно и то, что в этой стране окажутся люди, которые совсем не имеют
религии, но которые, однако, не потерпят, чтобы их заставили изменить ту,
которая у них могла бы быть, ибо в таком случае они почувствовали бы, что их
имущество и жизнь столь же мало принадлежат им, как н их образ мыслей, и что
тот, кто может лишить их одного, без труда сможет отнять у них и другое,
Если бы между различными религиями была там такая105, которую пытались
водворить при помощи рабства106, то она возбудила бы общую ненависть; потому
что мы судим о вещах по тем отношениям и побочным обстоятельствам, которые
связываем с ними; а такая религ
ия никогда не явится уму в связи с представлением о свободе.
Законы, изданные против тех, кто исповедует эту религию, не были бы
жестокими, так как свобода не изобретает такого рода кар. Но они были бы там
столь тягостны, что причинили бы все то зло, которое только можно причинить
с полным хладнокровием.
Может случиться по тысяче причин, что духовенство будет там пользоваться
гораздо меньшим доверием, чем прочие граждане; поэтому вместо того чтобы
отделяться от них, оно предпочтет нести такие же повинности, как и люди
светского звания, составляя с ними в этом отношении как бы одно сословие;
но, стараясь всегда привлечь к себе уважение народа, ОЕЮ будет отличаться
более скромным образом жизни, более строгим поведением и более чистыми
нравами.
Это духовенство, не будучи в состоянии ни покровительствовать религии, ни
само пользоваться ее покровительством, за невозможностью принуждать будет
стараться действовать убеждением, вследствие чего из-под его пера выйдут
прекрасные сочинения, имеющие цел
ью доказать истинность откровения и промысла высшего существа.
Может статься, что люди будут избегать его собраний, что ему даже не
захотят позволить исправлять свои злоупотребления и в опьянении свободой
предпочтут оставить его преобразование незавершенным, чем позволить ему
стать преобразователем.
Высшие должности, составляющие существенный элемент государственного
строя, будут здесь более устойчивы, чем в других странах; но, с другой
стороны, люди знатные в этой стране свободы будут ближе к народу; так что
тут сословия будут более отдалены друг о
т друга, а между личностями будет существовать более близкое общение.
Лица, управляющие государством, обладая властью, которая, так сказать,
ежедневно обновляется и преобразуется, станут более дорожить людьми, которые
им полезны, чем теми, которые их забавляют; так что тут мало будет
придворных, льстецов, угодников, наконе
ц, всякого сорта людей той породы, которая заставляет вельмож платить
себе даже за пустоту
своего ума,
Там будут почитать людей не за их внешние таланты и свойства, но за их
действительные качества; а таких качеств имеется всего два: богатство и
личное достоинство.
Там водворится роскошь, солидная, основанная на утонченном удовлетворении
реальных нужд, а не на тщеславии, и люди не станут искать в вещах иных
наслаждений, кроме тех, которые вложены в них самой природой.
Там будут пользоваться большим избытком, и все же предметы суетных
удовольствий будут там запрещены; вследствие этого многие люди, имея больше
богатства, чем возможностей его тратить, будут употреблять его на разные
причуды, и у этого народа будет более
ума, чем вкуса.
Так как люди будут там всегда заняты попечением о собственных выгодах, то
у них не разовьется той вежливости, которую порождает праздность, да у них и
не хватит времени для этого.
У римлян эпоха вежливости была вместе с тем эпохой установления
господства произвола. Абсолютное правление производит праздность, а
праздность порождает вежливость.
Чем больше в народе людей, которые должны угождать и нравиться друг
другу, тем более он вежлив. Но то, что должно отличать нас от варварских
народов, состоит не столько в учтивых манерах, сколько в добрых нравах.
В народе, где все мужчины по-своему принимают участие в управлении
государством, женщины должны мало бывать в обществе мужчин; поэтому они
будут скромны, т. е. робки, и эта робость составит их добродетель; между тем
как мужчины, не привыкшие к тонкому об
ращению, станут предаваться распутству, которое позволит им сохранить
свою свободу и даст им возможность распоряжаться своим досугом но
собственному усмотрению.
Так как законы там одинаковы для всех, то каждый будет смотреть на себя,
как на монарха, и представители этого народа будут между собой скорее
союзниками, чем согражданами.
Если климат страны, государственный строй которой предоставляет всем
участие в управлении и политических интересах, наделил многих ее жителей
беспокойным умом и обширными замыслами, то в этой стране станут много
рассуждать о политике и явятся люди, котор
ые станут проводить свою жизнь в предугадывании таких событий, которые по
природе вещей и капризам судьбы, т. е. людей, предсказать невозможно.
В свободной стране очень часто бывает безразлично, хорошо или дурно
рассуждают люди. Важно лишь, чтобы они рассуждали, так как это порождает
свободу, которая обеспечивает от дурных последствий этих рассуждений.
Подобным образом в деспотическом правлении и хорошие, и дурные
рассуждения одинаково пагубны. Вредно самое рассуждение, так как принцип
этого правления подрывается уже тем одним, что там рассуждают.
Многие люди этого народа при отсутствии стремления нравиться кому бы то
ни было дадут полную волю своему дурному характеру. Людей, наделенных умом,
будет мучить самый их ум, и в своем презрении и отвращении ко всему они
станут несчастны, имея столько при
чин не быть несчастными.
И так как там ни один гражданин не боится никакого другого гражданина, то
это будет гордый народ: ведь и гордость самих царей основана лишь на их
независимости.
Свободные народы горды, а прочие легче становятся тщеславными.
Но эти столь гордые и занятые собой люди, попав в среду незнакомых им
людей, будут робки, и в них вы по большей части увидите тогда странную смесь
застенчивости с гордостью.
Характер этого народа более всего обнаруживается в произведениях его ума,
в которых видны люди, углубившиеся в себя и много размышлявшие в уединении.
Общество учит нас замечать смешное; одиночество развивает в нас
способность замечать порок. Сатирические произведения этого народа будут
отличаться беспощадною резкостью;
и вы здесь найдете множество Ювеналов107, прежде чем взм удастся отыскать
хоть одного Горация108.
В неограниченных монархиях историки изменяют истине, потому что не имеют
свободы ее высказать; в государствах чрезвычайно свободных они изменяют
истине по причине самой свободы, которая вследствие постоянно производимых
ею разделений побуждает каждого ст
ановиться таким же рабом предрассудков своей партии, каким он был бы и по
отношению к деспоту.
Поэты этого народа будут чаще отличаться оригинальною резкостью выдумки,
чем той утонченностью, которая внушается вкусом. Вы найдете в них больше
сходства с силой Микеланджело109, чем с грацией Рафаэля110.