ГЛАВА XIX О композициях у варварских народов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713
714 715 716 717 718 719 720 723 724 725 726 727 728 729 730
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764
765 766 767 768 769 770 771 772 773
Так как более или менее углубленное понимание нашего государственного
права невозможно без основательного знания законов и нравов германских
народов, то я несколько остановлюсь на исследовании этих нравов и законов.
Судя по Тациту, германцы знали только два преступления, каравшиеся
смертной казнью: они вешали изменников и то-. пили трусов; это считалось у
них единственными преступлениями общественного характера. Если человек
причинял вред другому, то за обиженного и
ли понесшего ущерб вступались его родственники, и вражда прекращалась
удовлетворением. Удовлетворение это принадлежало обиженному, если он мог
получить его, а также его родственникам, если оскорбление или обида были
нанесены всем им вообще или когда всле
дствие смерти обиженного или понесшего ущерб удовлетворение переходило к
ним по праву.
Судя по тому, что говорит Тацит, удовлетворение это совершалось по
обоюдному соглашению между сторонами. Поэтому в законах варваров оно и носит
название композиции, т. е. соглашения, сделки.
Только у одних фризов, насколько мне известно, закон предоставлял
враждующим семьям полную свободу в удовлетворении их природных страстей; не
стесняемые никаким политическим или гражданским законом, они могли по
произволу предаваться мести до получения п
олного удовлетворения. Но и этот закон был смягчен: было постановлено,
что тот, смерти которого добивались, может иметь мир в своем доме, на пути в
церковь и из церкви, а равно по дороге от места суда.
Компиляторы салических законов приводят древний обычай франков, по
которому человек, вырывший мертвое тело с целью ограбления, изгонялся из
общества, пока родственники умершего не давали согласия на его возвращение;
а так как до получения этого согласия
воспрещалось всем и каждому и даже жене виновного давать ему хлеба и
пускать его в дом, то такой изгнанник находился в отношении к другим и
другие люди находились в отношении к нему в первобытном состоянии, пока
таковое не прекращалось посредством композ
иции.
Вместе с тем мы видим, что мудрые люди у различных варварских народов
пришли к мысли о том, чтобы самим совершать то, что так медленно и с такими
опасностями досталось путем взаимного соглашения сторон. Они обратили
внимание на установление справедливой
композиции в пользу потерпевшего вред или оскорбление. Все законы
варваров представляют в этом отношении удивительную точность; в них
проводится тонкое различие между отдельными случаями и тщательно
взвешиваются все обстоятельства. Закон ставит себя в по
ложение обиженного и требует для него такого удовлетворения, какого он
сам потребовал бы по зрелом размышлении,
Благодаря введению этих законов германские народы вышли из того
первобытного состояния, в котором они, невидимому, находились еще во время
Тацита.
Ротарь в законе лангобардов объявляет, что он увеличил размер штрафов,
налагаемых древним обычаем за нанесение ран, чтобы раненый получил
удовлетворение и могла прекратиться неприязнь. Действительно, после того как
этот первоначально бедный народ обогати
лся при покорении Италии. прежние размеры штрафов оказались ничтожными и
примирения прекратились. Я не сомневаюсь в том. что то же соображение
побудило предводителей и других победоносных народов к, составлению
различных законодательных кодексов, сохрани
вшихся по настоящее время.
Основной композицией был штраф, который убийца уплачивал родственникам
убитого. Различие в сословном положении соответствующим образом отражалось
на размерах штрафа. Так, например, по закону англов за смерть эделинга
полагалось шестьсот солидов композици
и, за свободного человека - двести, а за крепостного - тридцать. Таким
образом, высокая композиция, которой оплачивалась жизнь человека, составляла
одно из важнейших его преимуществ, потому что у народов, склонных к
насилиям, она возвышала его личность и обеспечивала большую безопасность.
В этом убеждает нас закон баварцев: он перечисляет имена баварских
семейств, получавших двойную композицию, потому что они были первыми после
Агилольфингов. Агилоль-финги были герцогского рода, и из них избирались
герцоги;
они получали композицию, вчетверо превышавшую обычную. Композиция за
жизнь герцога превосходила на одну треть ту, которая полагалась
Агилольфингам. "Так как он герцог, - говорит закон, - ему воздается большая
честь, чем его родственникам".
Все эти композиции были установлены в денежной форме. Но так как народы
эти имели мало денег - в особенности пока они жили в Германии, - то можно
было уплачивать штраф скотом, хлебом, домашней утварью, оружием, собаками,
ловчими птицами, землями и пр. Ч
асто закон определял даже цену этим вещам, и это объясняет, каким образом
при столь малом количестве денег у них могло быть так много де нежных
штрафов.
Итак, эти законы старались со всей точностью разграничить различные роды
вины, оскорблений и преступлений, чтобы всякий мог точным образом определить
меру понесенного им убытка или оскорбления и следуемого ему вознаграждения;
главное же, чтобы никто не рассчитывал на получение большего.
С этой точки зрения понятно, что тот, кто мстил, после того как получил
удовлетворение, совершал большое преступление. Преступление это носило не
только частный, но и общественный характер: это было пренебрежение самим
законом. и законодатели не оставили его без наказания.
Было еще другое преступление, которое считалось особенно опасным в то
время, когда эти народы, получив гражданское управление, отчасти утратили
дух независимости, а короли стремились дать государству лучший порядок
управления, Преступление это заключалос
ь в нежелании давать удовлетворение и в нежелании получать его. Мы
находим в разных кодексах варваров/что законодатели обязывали к тому и
Другому. Действительно, кто отказывался от получения удовлетворения, тот
хотел тем самым сохранить за собой право ме
сти;
а кто отказывался дать его, тот оставлял обиженному его право мести. В
этом отношении мудрые люди исправили германские установления, которые
призывали, но не обязывали к уплате композиции,
Я только что упомянул о тексте салического закона, которым законодатель
предоставлял на усмотрение обиженного принимать или не принимать
удовлетворение; это тот самый закон, который воспрещал человеку, ограбившему
труп, вся кие сношения с людьми, пока ро
дственники умершего, получив композицию, не испросят провинившемуся
разрешения снова жить среди людей. Почтение к священным предметам сделало
то, что составители салических законов в этом случае не коснулись древнего
обычая.
Было бы несправедливо определять композицию в пользу родственников вора,
убитого в момент совершения кражи, или родственников жены, отосланной мужем
после развода по причине нарушения ею супружеской верности. Закон баварцев
не устанавливал композиции в п
одобных случаях и наказывал родственников, если они пытались мстить за
обиду.
В кодексах варваров нередко приходится встречать композиции за действия
непроизвольные. Закон лангобардов почти всегда носил разумный характер: он
требовал в таком случае, чтобы размер композиции предоставлялся великодушию
платящего и чтобы родственники
после этого не смели мстить ему.
Хлотарь II издал очень мудрый закон, воспрещавший обокраденному получать
композицию втайне и без постановления судьи. Мы сейчас увидим мотивы этого
закона.
Так как более или менее углубленное понимание нашего государственного
права невозможно без основательного знания законов и нравов германских
народов, то я несколько остановлюсь на исследовании этих нравов и законов.
Судя по Тациту, германцы знали только два преступления, каравшиеся
смертной казнью: они вешали изменников и то-. пили трусов; это считалось у
них единственными преступлениями общественного характера. Если человек
причинял вред другому, то за обиженного и
ли понесшего ущерб вступались его родственники, и вражда прекращалась
удовлетворением. Удовлетворение это принадлежало обиженному, если он мог
получить его, а также его родственникам, если оскорбление или обида были
нанесены всем им вообще или когда всле
дствие смерти обиженного или понесшего ущерб удовлетворение переходило к
ним по праву.
Судя по тому, что говорит Тацит, удовлетворение это совершалось по
обоюдному соглашению между сторонами. Поэтому в законах варваров оно и носит
название композиции, т. е. соглашения, сделки.
Только у одних фризов, насколько мне известно, закон предоставлял
враждующим семьям полную свободу в удовлетворении их природных страстей; не
стесняемые никаким политическим или гражданским законом, они могли по
произволу предаваться мести до получения п
олного удовлетворения. Но и этот закон был смягчен: было постановлено,
что тот, смерти которого добивались, может иметь мир в своем доме, на пути в
церковь и из церкви, а равно по дороге от места суда.
Компиляторы салических законов приводят древний обычай франков, по
которому человек, вырывший мертвое тело с целью ограбления, изгонялся из
общества, пока родственники умершего не давали согласия на его возвращение;
а так как до получения этого согласия
воспрещалось всем и каждому и даже жене виновного давать ему хлеба и
пускать его в дом, то такой изгнанник находился в отношении к другим и
другие люди находились в отношении к нему в первобытном состоянии, пока
таковое не прекращалось посредством композ
иции.
Вместе с тем мы видим, что мудрые люди у различных варварских народов
пришли к мысли о том, чтобы самим совершать то, что так медленно и с такими
опасностями досталось путем взаимного соглашения сторон. Они обратили
внимание на установление справедливой
композиции в пользу потерпевшего вред или оскорбление. Все законы
варваров представляют в этом отношении удивительную точность; в них
проводится тонкое различие между отдельными случаями и тщательно
взвешиваются все обстоятельства. Закон ставит себя в по
ложение обиженного и требует для него такого удовлетворения, какого он
сам потребовал бы по зрелом размышлении,
Благодаря введению этих законов германские народы вышли из того
первобытного состояния, в котором они, невидимому, находились еще во время
Тацита.
Ротарь в законе лангобардов объявляет, что он увеличил размер штрафов,
налагаемых древним обычаем за нанесение ран, чтобы раненый получил
удовлетворение и могла прекратиться неприязнь. Действительно, после того как
этот первоначально бедный народ обогати
лся при покорении Италии. прежние размеры штрафов оказались ничтожными и
примирения прекратились. Я не сомневаюсь в том. что то же соображение
побудило предводителей и других победоносных народов к, составлению
различных законодательных кодексов, сохрани
вшихся по настоящее время.
Основной композицией был штраф, который убийца уплачивал родственникам
убитого. Различие в сословном положении соответствующим образом отражалось
на размерах штрафа. Так, например, по закону англов за смерть эделинга
полагалось шестьсот солидов композици
и, за свободного человека - двести, а за крепостного - тридцать. Таким
образом, высокая композиция, которой оплачивалась жизнь человека, составляла
одно из важнейших его преимуществ, потому что у народов, склонных к
насилиям, она возвышала его личность и обеспечивала большую безопасность.
В этом убеждает нас закон баварцев: он перечисляет имена баварских
семейств, получавших двойную композицию, потому что они были первыми после
Агилольфингов. Агилоль-финги были герцогского рода, и из них избирались
герцоги;
они получали композицию, вчетверо превышавшую обычную. Композиция за
жизнь герцога превосходила на одну треть ту, которая полагалась
Агилольфингам. "Так как он герцог, - говорит закон, - ему воздается большая
честь, чем его родственникам".
Все эти композиции были установлены в денежной форме. Но так как народы
эти имели мало денег - в особенности пока они жили в Германии, - то можно
было уплачивать штраф скотом, хлебом, домашней утварью, оружием, собаками,
ловчими птицами, землями и пр. Ч
асто закон определял даже цену этим вещам, и это объясняет, каким образом
при столь малом количестве денег у них могло быть так много де нежных
штрафов.
Итак, эти законы старались со всей точностью разграничить различные роды
вины, оскорблений и преступлений, чтобы всякий мог точным образом определить
меру понесенного им убытка или оскорбления и следуемого ему вознаграждения;
главное же, чтобы никто не рассчитывал на получение большего.
С этой точки зрения понятно, что тот, кто мстил, после того как получил
удовлетворение, совершал большое преступление. Преступление это носило не
только частный, но и общественный характер: это было пренебрежение самим
законом. и законодатели не оставили его без наказания.
Было еще другое преступление, которое считалось особенно опасным в то
время, когда эти народы, получив гражданское управление, отчасти утратили
дух независимости, а короли стремились дать государству лучший порядок
управления, Преступление это заключалос
ь в нежелании давать удовлетворение и в нежелании получать его. Мы
находим в разных кодексах варваров/что законодатели обязывали к тому и
Другому. Действительно, кто отказывался от получения удовлетворения, тот
хотел тем самым сохранить за собой право ме
сти;
а кто отказывался дать его, тот оставлял обиженному его право мести. В
этом отношении мудрые люди исправили германские установления, которые
призывали, но не обязывали к уплате композиции,
Я только что упомянул о тексте салического закона, которым законодатель
предоставлял на усмотрение обиженного принимать или не принимать
удовлетворение; это тот самый закон, который воспрещал человеку, ограбившему
труп, вся кие сношения с людьми, пока ро
дственники умершего, получив композицию, не испросят провинившемуся
разрешения снова жить среди людей. Почтение к священным предметам сделало
то, что составители салических законов в этом случае не коснулись древнего
обычая.
Было бы несправедливо определять композицию в пользу родственников вора,
убитого в момент совершения кражи, или родственников жены, отосланной мужем
после развода по причине нарушения ею супружеской верности. Закон баварцев
не устанавливал композиции в п
одобных случаях и наказывал родственников, если они пытались мстить за
обиду.
В кодексах варваров нередко приходится встречать композиции за действия
непроизвольные. Закон лангобардов почти всегда носил разумный характер: он
требовал в таком случае, чтобы размер композиции предоставлялся великодушию
платящего и чтобы родственники
после этого не смели мстить ему.
Хлотарь II издал очень мудрый закон, воспрещавший обокраденному получать
композицию втайне и без постановления судьи. Мы сейчас увидим мотивы этого
закона.