аристократическом государстве
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713
714 715 716 717 718 719 720 723 724 725 726 727 728 729 730
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764
765 766 767 768 769 770 771 772 773
Если в аристократическом государстве народ добродетелен, то люди могут
быть почти так же счастливы, как и при народном правлении, и государство
будет могущественно. Но так как редко случается, чтобы там, где имущество
граждан распределено так неравномерн
о, люди были бы очень добродетельны, то нужно, чтобы законы старались,
насколько это от них зависит, водворить в этом государстве дух умеренности н
восстановить в нем то равенство, которое неизбежно устраняется самим
характером его устройства.
Этот дух умеренности и есть то, что в аристократии зовется добродетелью;
он занимает там место духа равенства в народном государстве.
Если роскошь и великолепие, окружающие государя, составляют часть его
могущества, то скромность и простота обращения составляют силу
аристократической знати. Если она ничем не старается отличить себя от
других, если она сливается с народом, носит одинако
вую с ним одежду и допускает его к участию в своих удовольствиях, народ
забывает о своем бессилии.
У каждого правления есть своя природа и свой принцип, поэтому
аристократия не должна усваивать себе природу и принцип монархии, что
произошло бы в том случае, если бы одна группа знати имела какие-нибудь
личные, особенные прерогативы, отличные от тех, ко
торые принадлежат всему сословию. Привилегии пусть даются сенату, а
сенаторам - ничего, кроме простого уважения.
Есть два основных источника неурядиц в аристократических государствах:
крайнее неравенство между теми, которые управляют, и теми, которыми
управляют; и такое же неравенство между членами сословия, которое управляет.
Из этих двух неравенств рождается и за
висть и ненависть, которые должны предупреждаться или пресекаться
законами.
Первое неравенство происходит по преимуществу в том случае, когда
привилегии аристократии почетны лишь потому, что они позорны для народа.
Таков был в Риме закон, который запрещал патрициям заключать браки с
плебеями и единственные последствия которого с
остояли в том, что патриции стали, с одной стороны, более высокомерными,
а с другой - более ненавистными. Нечего говорить о том, какую пользу
нз-влекли трибуны для своих речей из этого закона,
Это неравенство является еще и тогда, когда граждане поставлены в
неодинаковые условия по отношению к налогам, что происходит в следующих
четырех случаях: когда дворяне дают себе привилегию не платить налогов,
когда они обманом избавляются от платежа, ко
гда они употребляют в свою пользу эти платежи под предлогом
вознаграждения или жалования за отправляемые ими должности, наконец, когда
они облагают народ данью и разделяют между собою налоги, взимаемые ими с
него. Последнее случается редко; в таком случа
е аристократическое правление является самым тягостным изо всех.
Пока в Риме преобладало аристократическое направление, о,н очень успешно
избегал этих неудобств. Его должностные лица никогда не получали жалования
за свою службу- Первые лица в республике были обложены, как м прочие, и даже
больше прочих, а иногда тольк
о они одни и облагались. Наконец, они не только не присваивали себе
доходов государства, но все, что они могли извлечь из общественной казны, и
все богатства, которыми их наделяла фортуна, - все это они распределяли в
народе как бы в возмещение тех поч
естей, которыми они пользовались,
Одно из основных правил состоит в том, что такие подарки народу настолько
же вредны в демократии, насколько они могут быть полезны в аристократическом
правлении. В первом случае они губят гражданский дух, а во втором -
укрепляют его.
Если же эти доходы не распределяются в народе, то надо ему показать, что
ими хорошо распоряжаются: даже видя их, он уже некоторым образом пользуется
ими. Золотая цепь, которую протягивали в Венеции, богатства, которые
проносили на триумфах в Риме, сокров
ища, хранившиеся в храме Сатурна, были поистине богатствами народа.
В аристократическом государстве всего важнее то, чтобы взимание податей
не было делом знати. В Риме первый разряд граждан был свободен от этой
обязанности: ее возложили на второй, но и тут обнаружились впоследствии
большие неудобства. При аристократическ
ом правлении, когда подати взимала бы знать, частные лица оказались бы
оставленными на произвол должностных лиц, и над этими лицами не было бы
никакого верховного суда. Люди, обязанные преследовать злоупотребления,
предпочли бы пользоваться ими. Зяать уп
одобилась бы деспотическим государям, которые конфискуют имущества у
всех, у кого только пожелают.
Вскоре на получаемые таким образом доходы стали бы смотреть как на
законную собственность, которую корыстолюбие приумножало бы по собственному
произволу. Доходы от откупов резко снизились бы, доходы государства были бы
сведены почти к нулю. Вот причина т
ого, почему некоторые государства без всяких заметных потрясений доходят
до слабости, которая удивляет их соседей и даже их собственных граждан.
Законы должны также воспрещать знати заниматься торговлей, иначе такие
могущественные купцы заведут всякого рода монополии. Торговля требует
равенства между лицами, занимающимися ею, и из всех деспотических государств
самые несчастные те, где государь за
нимается торговлей.
Законы Венеции запрещают дворянам торговлю, которая могла бы дать им
возможность приобретать слишком большие богатства даже невинными средствами.
Законы должны во что бы то ни стало заставить знать оказывать правосудие
народу. Если они не создали должности трибуна, то они сами должны быть
трибуном.
Всякая возможность обойти закон губит аристократию и приближает тиранию.
Во все времена законы должны обуздывать высокомерие тех, кому принадлежит
господство. Необходимо учреждение - временное или постоянное, - которое
заставляло бы трепетать дворян, учреждение, подобное тем эфорам Спарты и
государственным инквизиторам Ве
неции, деятельность которых не была стеснена никакими формальностями. Это
правление нуждается в крутых, сильно действующих мерах, В Венеции к услугам
доносчиков была вечно открытая щель каменного ящика, словно разверстая пасть
тирании.
Эти тиранические учреждения аристократии соответствуют цензуре в
демократии, которая по своей природе не менее независима. В самом деле,
цензоры не подлежат ответственности за свои действия на протяжении всего
срока исполнения ими своих обязанностей. Им
надо доверять и никогда не убивать в них энергии. Римляне были
замечательны в этом отношении: они позволяли требовать отчета у всех
должностных лиц, за исключением цензоров.
Две вещи пагубны для аристократии: крайняя бедность знати и ее чрезмерное
богатство. Чтобы предупредить обеднение знати, надо более всего стараться
обязать ее к своевременной уплате долгов. Чтобы умерять ее богатство,
необходимо прибегать к мерам благора
зумным и незаметным, но отнюдь не к конфискациям, аграрным законам,
отмене долгов, что причиняет бесчисленные бедствия.
Законы должны отменить у дворян право первородства, дабы имущества
уравнивались путем постоянного раздела наследств,
Не следует допускать субституций, выкупа родовых имений, майоратов,
усыновлений. Все средства, изобретенные в монархических государствах для
поддержания могущества отдельных родов, не должны иметь места в государствах
аристократических.
Уравняв роды, закон должен еще поддерживать между ними дух единения.
Раздоры между дворянами должны разрешаться быстро, иначе споры между лицами
обращаются в родовые распри. Эти споры могут разрешаться или предупреждаться
посредниками.
Наконец, законы отнюдь не должны покровительствовать тем различиям,
которые устанавливает между семействами тщеславие под предлогом большей
знатности или древности. Такие притязания следует рассматривать как
проявление мелочности со стороны отдельных лиц
.
Достаточно бросить взгляд на Лакедемон, чтобы увидеть, как умело
справлялись там эфоры со слабостями царей, вельмож и народа.
Если в аристократическом государстве народ добродетелен, то люди могут
быть почти так же счастливы, как и при народном правлении, и государство
будет могущественно. Но так как редко случается, чтобы там, где имущество
граждан распределено так неравномерн
о, люди были бы очень добродетельны, то нужно, чтобы законы старались,
насколько это от них зависит, водворить в этом государстве дух умеренности н
восстановить в нем то равенство, которое неизбежно устраняется самим
характером его устройства.
Этот дух умеренности и есть то, что в аристократии зовется добродетелью;
он занимает там место духа равенства в народном государстве.
Если роскошь и великолепие, окружающие государя, составляют часть его
могущества, то скромность и простота обращения составляют силу
аристократической знати. Если она ничем не старается отличить себя от
других, если она сливается с народом, носит одинако
вую с ним одежду и допускает его к участию в своих удовольствиях, народ
забывает о своем бессилии.
У каждого правления есть своя природа и свой принцип, поэтому
аристократия не должна усваивать себе природу и принцип монархии, что
произошло бы в том случае, если бы одна группа знати имела какие-нибудь
личные, особенные прерогативы, отличные от тех, ко
торые принадлежат всему сословию. Привилегии пусть даются сенату, а
сенаторам - ничего, кроме простого уважения.
Есть два основных источника неурядиц в аристократических государствах:
крайнее неравенство между теми, которые управляют, и теми, которыми
управляют; и такое же неравенство между членами сословия, которое управляет.
Из этих двух неравенств рождается и за
висть и ненависть, которые должны предупреждаться или пресекаться
законами.
Первое неравенство происходит по преимуществу в том случае, когда
привилегии аристократии почетны лишь потому, что они позорны для народа.
Таков был в Риме закон, который запрещал патрициям заключать браки с
плебеями и единственные последствия которого с
остояли в том, что патриции стали, с одной стороны, более высокомерными,
а с другой - более ненавистными. Нечего говорить о том, какую пользу
нз-влекли трибуны для своих речей из этого закона,
Это неравенство является еще и тогда, когда граждане поставлены в
неодинаковые условия по отношению к налогам, что происходит в следующих
четырех случаях: когда дворяне дают себе привилегию не платить налогов,
когда они обманом избавляются от платежа, ко
гда они употребляют в свою пользу эти платежи под предлогом
вознаграждения или жалования за отправляемые ими должности, наконец, когда
они облагают народ данью и разделяют между собою налоги, взимаемые ими с
него. Последнее случается редко; в таком случа
е аристократическое правление является самым тягостным изо всех.
Пока в Риме преобладало аристократическое направление, о,н очень успешно
избегал этих неудобств. Его должностные лица никогда не получали жалования
за свою службу- Первые лица в республике были обложены, как м прочие, и даже
больше прочих, а иногда тольк
о они одни и облагались. Наконец, они не только не присваивали себе
доходов государства, но все, что они могли извлечь из общественной казны, и
все богатства, которыми их наделяла фортуна, - все это они распределяли в
народе как бы в возмещение тех поч
естей, которыми они пользовались,
Одно из основных правил состоит в том, что такие подарки народу настолько
же вредны в демократии, насколько они могут быть полезны в аристократическом
правлении. В первом случае они губят гражданский дух, а во втором -
укрепляют его.
Если же эти доходы не распределяются в народе, то надо ему показать, что
ими хорошо распоряжаются: даже видя их, он уже некоторым образом пользуется
ими. Золотая цепь, которую протягивали в Венеции, богатства, которые
проносили на триумфах в Риме, сокров
ища, хранившиеся в храме Сатурна, были поистине богатствами народа.
В аристократическом государстве всего важнее то, чтобы взимание податей
не было делом знати. В Риме первый разряд граждан был свободен от этой
обязанности: ее возложили на второй, но и тут обнаружились впоследствии
большие неудобства. При аристократическ
ом правлении, когда подати взимала бы знать, частные лица оказались бы
оставленными на произвол должностных лиц, и над этими лицами не было бы
никакого верховного суда. Люди, обязанные преследовать злоупотребления,
предпочли бы пользоваться ими. Зяать уп
одобилась бы деспотическим государям, которые конфискуют имущества у
всех, у кого только пожелают.
Вскоре на получаемые таким образом доходы стали бы смотреть как на
законную собственность, которую корыстолюбие приумножало бы по собственному
произволу. Доходы от откупов резко снизились бы, доходы государства были бы
сведены почти к нулю. Вот причина т
ого, почему некоторые государства без всяких заметных потрясений доходят
до слабости, которая удивляет их соседей и даже их собственных граждан.
Законы должны также воспрещать знати заниматься торговлей, иначе такие
могущественные купцы заведут всякого рода монополии. Торговля требует
равенства между лицами, занимающимися ею, и из всех деспотических государств
самые несчастные те, где государь за
нимается торговлей.
Законы Венеции запрещают дворянам торговлю, которая могла бы дать им
возможность приобретать слишком большие богатства даже невинными средствами.
Законы должны во что бы то ни стало заставить знать оказывать правосудие
народу. Если они не создали должности трибуна, то они сами должны быть
трибуном.
Всякая возможность обойти закон губит аристократию и приближает тиранию.
Во все времена законы должны обуздывать высокомерие тех, кому принадлежит
господство. Необходимо учреждение - временное или постоянное, - которое
заставляло бы трепетать дворян, учреждение, подобное тем эфорам Спарты и
государственным инквизиторам Ве
неции, деятельность которых не была стеснена никакими формальностями. Это
правление нуждается в крутых, сильно действующих мерах, В Венеции к услугам
доносчиков была вечно открытая щель каменного ящика, словно разверстая пасть
тирании.
Эти тиранические учреждения аристократии соответствуют цензуре в
демократии, которая по своей природе не менее независима. В самом деле,
цензоры не подлежат ответственности за свои действия на протяжении всего
срока исполнения ими своих обязанностей. Им
надо доверять и никогда не убивать в них энергии. Римляне были
замечательны в этом отношении: они позволяли требовать отчета у всех
должностных лиц, за исключением цензоров.
Две вещи пагубны для аристократии: крайняя бедность знати и ее чрезмерное
богатство. Чтобы предупредить обеднение знати, надо более всего стараться
обязать ее к своевременной уплате долгов. Чтобы умерять ее богатство,
необходимо прибегать к мерам благора
зумным и незаметным, но отнюдь не к конфискациям, аграрным законам,
отмене долгов, что причиняет бесчисленные бедствия.
Законы должны отменить у дворян право первородства, дабы имущества
уравнивались путем постоянного раздела наследств,
Не следует допускать субституций, выкупа родовых имений, майоратов,
усыновлений. Все средства, изобретенные в монархических государствах для
поддержания могущества отдельных родов, не должны иметь места в государствах
аристократических.
Уравняв роды, закон должен еще поддерживать между ними дух единения.
Раздоры между дворянами должны разрешаться быстро, иначе споры между лицами
обращаются в родовые распри. Эти споры могут разрешаться или предупреждаться
посредниками.
Наконец, законы отнюдь не должны покровительствовать тем различиям,
которые устанавливает между семействами тщеславие под предлогом большей
знатности или древности. Такие притязания следует рассматривать как
проявление мелочности со стороны отдельных лиц
.
Достаточно бросить взгляд на Лакедемон, чтобы увидеть, как умело
справлялись там эфоры со слабостями царей, вельмож и народа.