ГЛАВА VI О торговле древних народов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560 
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594 
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628 
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713 
714 715 716 717 718 719 720   723 724 725 726 727 728 729 730 
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 
765 766 767 768 769 770 771 772 773 

   Бесчисленные сокровища Семирамиды, приобретение  которых  не  могло  быть

делом одного дня, приводят нас к заключению, что ассирийцы  ограбили  немало

богатых народов, прежде чем сами были ограблены.

   Торговля ведет к богатству, богатство ведет к  роскоши,  а  роскошь  -  к

усовершенствованию  ремесел.  Высокий  уровень  развития  ремесел  во  время

Семирамиды свидетельствует о существовавшей уже тогда обширной торговле.

   В государствах Азии велась большая торговля предметами  роскоши.  История

роскоши составила бы одну  из  прекраснейших  страниц  в  истории  торговли.

Роскошь персов была роскошью мидян, а роскошь мидян -  роскошью  ассирийцев.

Северо-восточная часть Персии, Гирка

   ния, Маргиана, Бактрия и др.  были  некогда  усеяны  цветущими  городами,

которых уже пет. Север этой страны, т. е.  перешеек,  отделяющий  Каспийское

море от Черного, также был покрыт городами и народами, которых тоже уже нет.

   Эратосфеип4 и Аристобул сообщают на основании Пат-рокла, что товары Индии

переправлялись по Аму-Дарье в Черное море.  Марк  Вяррон  говорит,  что  при

Помпее, во время воины с Митридатом, римляне узнали, что из  Индии  можно  в

семь дней добраться до Бактрии и д

   о реки Икары, впадающей  в  Аму-Дарью,  по  которой  товары  Индии  могли

переправиться через Каспийское море и войти в устье Кира,  а  от  этой  реки

дней через пять сухого пути достигнуть  реки  Фаза,  приводившей  к  Черному

морю. При помощи народов, населявших эти р

   азличные  страны,  великие  империи  ассирийцев,  мидян  и  персов,   без

сомнения, и устанавливали связи с самыми  отдаленными  областями  Востока  и

Запада.

   Этих путей сообщения теперь ужо  нет.  Все  эти  страны  были  опустошены

татарами, и этот разрушительный народ  все  еще  живет  там  на  их  пагубу.

Аму-Дарья уже не впадает в Каспийское море. Татары в  собственных  интересах

отвели от него течение этой реки, и она и

   счезает в песчаных пустынях.

   Река Сыр-Дарья,  составлявшая  прежде  границы  между  цивилизованными  и

варварскими народами, тоже отведена татарами и уже не доходит до моря.

   Селевк Никатор вознамерился было соединить Черное море с  Каспийским.  Но

это намерение, которое значительно облегчило бы торговлю  того  времени,  не

было выполнено после его смерти. Неизвестно, смог ли бы он  осуществить  его

на перешейке, разделяющем оба мор

   я. Эта страна ныне очень мало известна. Она бедна  населением  и  покрыта

лесами. В водах там нет недостатка благодаря  бесчисленному  множеству  рек,

стекающих с Кавказских гор.  Но  самый  Кавказ,  образующий  северную  часть

перешейка  и  простирающий  свои  отроги  к   югу,   оказался   бы   великим

препятствием, особенно в те времена, когда совсем не было известно искусство

строить шлюзы.

   Можно предположить, что Селевк хотел  соединить  оба  моря  в  том  самом

месте, где впоследствии это было сделано царем Петром I, т. е. на той полосе

земли, где Дон приближается к Волге. Но северное побережье моря тогда еще не

было исследовано.

   В то время как в азиатских империях торговля велась  предметами  роскоши,

купцы Тира во всех странах мира вели экономичную  торговлю.  Бошар  посвятил

первую книгу своего Ханаана  перечислению  их  колоний  во  всех  приморских

странах; они проникли за Геркулесовы

   столпы и основали поселения на берегах океана.

   В те времена мореплаватели должны были держаться берегов, которые служили

им своего рода компасом. Путешествия были  долгие  и  трудные.  Мореплавание

Одиссея  послужило  благородной  темой  для  прекраснейшей  в  мире   поэмы,

созданной после первой из всех поэм 111

   1.

   Недостаточная  осведомленность   большей   части   народов   относительно

отдаленных  стран  благоприятствовала  народам,  которые  вели   экономичную

торговлю. Они могли держать втайне свои  торговые  операции  и  пользовались

всеми преимуществами образованных народов пере

   д невежественными.

   Египет,  отрешенный  своей  религией  и  нравами  от  всякого  общения  с

иностранцами, совсем не вел внешней торговли:

   плодородная почва и чрезвычайное изобилие всех земных благ приносили  ему

процветание. Это была Япония тех времен; он довольствовался тем, что имел  у

себя.

   Египтяне так мало заботились о внешней  торговле,  что  предоставили  всю

торговлю по Красному морю мелким  народам,  которые  в  той  или  иной  мере

принимали в ней участие.  Они  допустили,  что  идумеяне,  евреи  и  сирийцы

держали на этом море свои флоты. Соломон исп

   ользовал для плавания по этому морю тирян, которым оно было известно.

   Иосиф говорит, что его народ, занимавшийся единственно  земледелием,  был

мало знаком с мореплаванием;  и  действительно,  евреи  стали  торговать  на

Красном море лишь благодаря случаю. Они завоевали в войне с идумеянами  Элаф

и Азионгабер, которые и доставили и

   м эту  торговлю.  Лишившись  этих  двух  городов,  евреи  лишились  и  их

торговли. Иначе обстояло дело у финикийцев: они торговали предметами роскоши

и  не  вели  торговли,  связанной  с  завоеваниями,   но   благодаря   своей

воздержанности, ловкости, изобретательности, бе

   сстрашию и неутомимости они сумели стать необходимыми  для  всех  пародов

мира.

   Народы, жившие близ Красного моря, вели торговлю только по этому  морю  и

по озерам Африки- Об этом ясно свидетельствует всеобщее изумление, вызванное

открытом Индийского моря при Александре. Мы  уже  сказали,  что  драгоценные

металлы всегда ввозятся в Индию, но никогда не вывозятся  оттуда.  Еврейские

корабли, привозившие золото н серебро через Красное  море,  возвращались  из

Африки, а не из  Индии.  Более  того,  это  мореплавание  совершалось  вдоль

восточного  берега  Африки,  и  состояние  тогдашнего   мореходства   служит

достаточным доказательством того,  что  купеческие  корабли  не  заходили  в

слишком отдаленные страны,

   Я знаю, что флоты Соломона и Иосафата вернулись лишь на третий год  после

отплытия; но я не считаю, что продолжительность  путешествия  может  служить

доказательством дальности пройденного расстояния.

   Илиний и Страбон говорят, что греческий или римский  корабль  проходил  в

семь дней тот путь, который корабли Индии или Красного моря, построенные  из

тростника, проходили в двадцать дней. Согласно этой пропорции один год  пути

для греческих и римских корабле

   й равнялся почти трем годам пути для кораблей Соломона.

   Продолжительность путешествия двух кораблей, имеющих различную  скорость,

не всегда пропорциональна их скорости.  Одно  промедление  часто  влечет  за

собой другое, еще большее  промедление.  Когда  в  плавании  надо  держаться

берегов, и постоянно изменять курс, вы

   жидать одного благоприятного ветра для выхода из  залива  и  другого  для

того, чтобы продвигаться вперед, хорошее парусное судно сумеет  использовать

каждый благоприятный  момент,  между  тем  как  худшее  будет  оставаться  в

неудобном месте и выжидать по нескольку дней перемены ветра.

   Медленность индийских кораблей, совершавших лишь третью часть того  пути,

который за то же время  проходили  корабли  греков  и  римлян,  может  найти

объяснение в опыте современного мореплавания.  Дело  в  том,  что  индийские

суда, построенные из тростника, сидели

   в воде менее глубоко, чем греческие и  римские  корабли,  построенные  из

дерева и скрепленные железом.

   Эти индийские суда  можно  сравнить  с  кораблями  некоторых  современных

пародов, гавани которых неглубоки, как.  например,  в  Венеции  и  вообще  в

большей части итальянских  городов,  а  также  в  балтийских  и  голландских

портах.

   Корабли, которые должны выходить из этих гаваней и  возвращаться  в  них,

имеют круглую форму и плоское дно, тогда как корабли других пародов, имеющих

глубокие гавани, построены так, чтобы  они  могли  глубоко  сидеть  в  воде.

Вследствие такого устройства эти ко

   рабли могут пользоваться и боковыми! ветрами,  между  тем  как  первые  -

только одним по-путным. Корабль, глубоко сидящий  и  воде,  идет,  не  меняя

курса, почти при всяком ветре, что зависит от  сопротивления  воды,  которое

при противном ветре дает ему точку опор

   ы, и от удлиненной  формы  корабля,  благодаря  которой,  повернувшись  в

бейдештнд, он может идти и при боковом ветре, т. е, повернувшись боком к той

стороне, откуда дует ветер. Но если корабль  имеет  круглую  и  плоскодонную

форму и, следовательно, мало погружа

   ется в воду, то у него уже нет точки опоры; в таком  случае  ветер  гонит

корабль, который, не имея возможности противиться ему, плывет лишь по ветру.

Отсюда следует, что  плоскодонные  корабли  совершают  свой  путь  медленнее

других, так как. 1) они теряют мног

   о времени на выжидание благоприятного ветра, в особенности, когда  должны

часто изменять направление, и 2) потому что, не имея точки опоры,  не  могут

иметь и столько парусов, как другие корабли. И  если  в  наше  время,  когда

мореплавание так усовершенствовано

   , когда взаимодействие между различными ремеслами достигло такой  высокой

ступени, когда искусство исправляет  недостатки  не  только  природы,  по  и

самого искусства, если  в  такое  время  эти  различия  все  еще  дают  себя

чувствовать, то какова же была их роль в м

   ореплавании древних?

   Не могу не добавить  еще  несколько  слов  по  этому  вопросу.  Индийские

корабли были малы, а корабли  греков  и  римлян,  за  исключением  отдельных

гигантов, сооружавшихся из тщеславия,  были  меньше  наших.  Но  чем  меньше

корабль, тем опаснее для него бури. Буря, кот

   орая на большом  корабле  вызовет  только  качку,  может  затопить  судно

меньших  размеров.  Чем  больше  объем  тела,  тем  относительно  менее  его

поверхность по сравнению с другим телом меньшего объема, откуда следует, что

меньший корабль имеет и меньшую вместимост

   ь, или, что то же, - большую разницу между величиной  его  поверхности  и

весом груза, который он в состоянии вынести. Известно, что по  общепринятому

обычаю корабли нагружаются так, чтобы вес груза равнялся половине веса воды,

которую мог бы вместить кора

   бль. Так, если корабль может содержать 800 топи воды, то  вес  его  груза

будет равен 400 тоннам, между тем как для корабля, вмещающего лишь 400  тонн

воды, он будет равен 200 тоннам. Отсюда, объем первого корабля  относнчся  к

весу его груза, как 8 к 4; а объ

   ем второго, как 4  к  2,  Если  предположить,  что  поверхность  большего

корабля относится  к  поверхности  меньшего,  как  8  к  6,  то  поверхность

последнего будет относиться к весу его груза, как  6  к  2,  между  тем  как

поверхность первого - к его грузу, лишь как 8

   к 4; и так как ветер н золны действуют лишь на  поверхность,  то  больший

корабль своим весом окажет более значительное сопротивление их  напору,  чем

меньший.

   Бесчисленные сокровища Семирамиды, приобретение  которых  не  могло  быть

делом одного дня, приводят нас к заключению, что ассирийцы  ограбили  немало

богатых народов, прежде чем сами были ограблены.

   Торговля ведет к богатству, богатство ведет к  роскоши,  а  роскошь  -  к

усовершенствованию  ремесел.  Высокий  уровень  развития  ремесел  во  время

Семирамиды свидетельствует о существовавшей уже тогда обширной торговле.

   В государствах Азии велась большая торговля предметами  роскоши.  История

роскоши составила бы одну  из  прекраснейших  страниц  в  истории  торговли.

Роскошь персов была роскошью мидян, а роскошь мидян -  роскошью  ассирийцев.

Северо-восточная часть Персии, Гирка

   ния, Маргиана, Бактрия и др.  были  некогда  усеяны  цветущими  городами,

которых уже пет. Север этой страны, т. е.  перешеек,  отделяющий  Каспийское

море от Черного, также был покрыт городами и народами, которых тоже уже нет.

   Эратосфеип4 и Аристобул сообщают на основании Пат-рокла, что товары Индии

переправлялись по Аму-Дарье в Черное море.  Марк  Вяррон  говорит,  что  при

Помпее, во время воины с Митридатом, римляне узнали, что из  Индии  можно  в

семь дней добраться до Бактрии и д

   о реки Икары, впадающей  в  Аму-Дарью,  по  которой  товары  Индии  могли

переправиться через Каспийское море и войти в устье Кира,  а  от  этой  реки

дней через пять сухого пути достигнуть  реки  Фаза,  приводившей  к  Черному

морю. При помощи народов, населявших эти р

   азличные  страны,  великие  империи  ассирийцев,  мидян  и  персов,   без

сомнения, и устанавливали связи с самыми  отдаленными  областями  Востока  и

Запада.

   Этих путей сообщения теперь ужо  нет.  Все  эти  страны  были  опустошены

татарами, и этот разрушительный народ  все  еще  живет  там  на  их  пагубу.

Аму-Дарья уже не впадает в Каспийское море. Татары в  собственных  интересах

отвели от него течение этой реки, и она и

   счезает в песчаных пустынях.

   Река Сыр-Дарья,  составлявшая  прежде  границы  между  цивилизованными  и

варварскими народами, тоже отведена татарами и уже не доходит до моря.

   Селевк Никатор вознамерился было соединить Черное море с  Каспийским.  Но

это намерение, которое значительно облегчило бы торговлю  того  времени,  не

было выполнено после его смерти. Неизвестно, смог ли бы он  осуществить  его

на перешейке, разделяющем оба мор

   я. Эта страна ныне очень мало известна. Она бедна  населением  и  покрыта

лесами. В водах там нет недостатка благодаря  бесчисленному  множеству  рек,

стекающих с Кавказских гор.  Но  самый  Кавказ,  образующий  северную  часть

перешейка  и  простирающий  свои  отроги  к   югу,   оказался   бы   великим

препятствием, особенно в те времена, когда совсем не было известно искусство

строить шлюзы.

   Можно предположить, что Селевк хотел  соединить  оба  моря  в  том  самом

месте, где впоследствии это было сделано царем Петром I, т. е. на той полосе

земли, где Дон приближается к Волге. Но северное побережье моря тогда еще не

было исследовано.

   В то время как в азиатских империях торговля велась  предметами  роскоши,

купцы Тира во всех странах мира вели экономичную  торговлю.  Бошар  посвятил

первую книгу своего Ханаана  перечислению  их  колоний  во  всех  приморских

странах; они проникли за Геркулесовы

   столпы и основали поселения на берегах океана.

   В те времена мореплаватели должны были держаться берегов, которые служили

им своего рода компасом. Путешествия были  долгие  и  трудные.  Мореплавание

Одиссея  послужило  благородной  темой  для  прекраснейшей  в  мире   поэмы,

созданной после первой из всех поэм 111

   1.

   Недостаточная  осведомленность   большей   части   народов   относительно

отдаленных  стран  благоприятствовала  народам,  которые  вели   экономичную

торговлю. Они могли держать втайне свои  торговые  операции  и  пользовались

всеми преимуществами образованных народов пере

   д невежественными.

   Египет,  отрешенный  своей  религией  и  нравами  от  всякого  общения  с

иностранцами, совсем не вел внешней торговли:

   плодородная почва и чрезвычайное изобилие всех земных благ приносили  ему

процветание. Это была Япония тех времен; он довольствовался тем, что имел  у

себя.

   Египтяне так мало заботились о внешней  торговле,  что  предоставили  всю

торговлю по Красному морю мелким  народам,  которые  в  той  или  иной  мере

принимали в ней участие.  Они  допустили,  что  идумеяне,  евреи  и  сирийцы

держали на этом море свои флоты. Соломон исп

   ользовал для плавания по этому морю тирян, которым оно было известно.

   Иосиф говорит, что его народ, занимавшийся единственно  земледелием,  был

мало знаком с мореплаванием;  и  действительно,  евреи  стали  торговать  на

Красном море лишь благодаря случаю. Они завоевали в войне с идумеянами  Элаф

и Азионгабер, которые и доставили и

   м эту  торговлю.  Лишившись  этих  двух  городов,  евреи  лишились  и  их

торговли. Иначе обстояло дело у финикийцев: они торговали предметами роскоши

и  не  вели  торговли,  связанной  с  завоеваниями,   но   благодаря   своей

воздержанности, ловкости, изобретательности, бе

   сстрашию и неутомимости они сумели стать необходимыми  для  всех  пародов

мира.

   Народы, жившие близ Красного моря, вели торговлю только по этому  морю  и

по озерам Африки- Об этом ясно свидетельствует всеобщее изумление, вызванное

открытом Индийского моря при Александре. Мы  уже  сказали,  что  драгоценные

металлы всегда ввозятся в Индию, но никогда не вывозятся  оттуда.  Еврейские

корабли, привозившие золото н серебро через Красное  море,  возвращались  из

Африки, а не из  Индии.  Более  того,  это  мореплавание  совершалось  вдоль

восточного  берега  Африки,  и  состояние  тогдашнего   мореходства   служит

достаточным доказательством того,  что  купеческие  корабли  не  заходили  в

слишком отдаленные страны,

   Я знаю, что флоты Соломона и Иосафата вернулись лишь на третий год  после

отплытия; но я не считаю, что продолжительность  путешествия  может  служить

доказательством дальности пройденного расстояния.

   Илиний и Страбон говорят, что греческий или римский  корабль  проходил  в

семь дней тот путь, который корабли Индии или Красного моря, построенные  из

тростника, проходили в двадцать дней. Согласно этой пропорции один год  пути

для греческих и римских корабле

   й равнялся почти трем годам пути для кораблей Соломона.

   Продолжительность путешествия двух кораблей, имеющих различную  скорость,

не всегда пропорциональна их скорости.  Одно  промедление  часто  влечет  за

собой другое, еще большее  промедление.  Когда  в  плавании  надо  держаться

берегов, и постоянно изменять курс, вы

   жидать одного благоприятного ветра для выхода из  залива  и  другого  для

того, чтобы продвигаться вперед, хорошее парусное судно сумеет  использовать

каждый благоприятный  момент,  между  тем  как  худшее  будет  оставаться  в

неудобном месте и выжидать по нескольку дней перемены ветра.

   Медленность индийских кораблей, совершавших лишь третью часть того  пути,

который за то же время  проходили  корабли  греков  и  римлян,  может  найти

объяснение в опыте современного мореплавания.  Дело  в  том,  что  индийские

суда, построенные из тростника, сидели

   в воде менее глубоко, чем греческие и  римские  корабли,  построенные  из

дерева и скрепленные железом.

   Эти индийские суда  можно  сравнить  с  кораблями  некоторых  современных

пародов, гавани которых неглубоки, как.  например,  в  Венеции  и  вообще  в

большей части итальянских  городов,  а  также  в  балтийских  и  голландских

портах.

   Корабли, которые должны выходить из этих гаваней и  возвращаться  в  них,

имеют круглую форму и плоское дно, тогда как корабли других пародов, имеющих

глубокие гавани, построены так, чтобы  они  могли  глубоко  сидеть  в  воде.

Вследствие такого устройства эти ко

   рабли могут пользоваться и боковыми! ветрами,  между  тем  как  первые  -

только одним по-путным. Корабль, глубоко сидящий  и  воде,  идет,  не  меняя

курса, почти при всяком ветре, что зависит от  сопротивления  воды,  которое

при противном ветре дает ему точку опор

   ы, и от удлиненной  формы  корабля,  благодаря  которой,  повернувшись  в

бейдештнд, он может идти и при боковом ветре, т. е, повернувшись боком к той

стороне, откуда дует ветер. Но если корабль  имеет  круглую  и  плоскодонную

форму и, следовательно, мало погружа

   ется в воду, то у него уже нет точки опоры; в таком  случае  ветер  гонит

корабль, который, не имея возможности противиться ему, плывет лишь по ветру.

Отсюда следует, что  плоскодонные  корабли  совершают  свой  путь  медленнее

других, так как. 1) они теряют мног

   о времени на выжидание благоприятного ветра, в особенности, когда  должны

часто изменять направление, и 2) потому что, не имея точки опоры,  не  могут

иметь и столько парусов, как другие корабли. И  если  в  наше  время,  когда

мореплавание так усовершенствовано

   , когда взаимодействие между различными ремеслами достигло такой  высокой

ступени, когда искусство исправляет  недостатки  не  только  природы,  по  и

самого искусства, если  в  такое  время  эти  различия  все  еще  дают  себя

чувствовать, то какова же была их роль в м

   ореплавании древних?

   Не могу не добавить  еще  несколько  слов  по  этому  вопросу.  Индийские

корабли были малы, а корабли  греков  и  римлян,  за  исключением  отдельных

гигантов, сооружавшихся из тщеславия,  были  меньше  наших.  Но  чем  меньше

корабль, тем опаснее для него бури. Буря, кот

   орая на большом  корабле  вызовет  только  качку,  может  затопить  судно

меньших  размеров.  Чем  больше  объем  тела,  тем  относительно  менее  его

поверхность по сравнению с другим телом меньшего объема, откуда следует, что

меньший корабль имеет и меньшую вместимост

   ь, или, что то же, - большую разницу между величиной  его  поверхности  и

весом груза, который он в состоянии вынести. Известно, что по  общепринятому

обычаю корабли нагружаются так, чтобы вес груза равнялся половине веса воды,

которую мог бы вместить кора

   бль. Так, если корабль может содержать 800 топи воды, то  вес  его  груза

будет равен 400 тоннам, между тем как для корабля, вмещающего лишь 400  тонн

воды, он будет равен 200 тоннам. Отсюда, объем первого корабля  относнчся  к

весу его груза, как 8 к 4; а объ

   ем второго, как 4  к  2,  Если  предположить,  что  поверхность  большего

корабля относится  к  поверхности  меньшего,  как  8  к  6,  то  поверхность

последнего будет относиться к весу его груза, как  6  к  2,  между  тем  как

поверхность первого - к его грузу, лишь как 8

   к 4; и так как ветер н золны действуют лишь на  поверхность,  то  больший

корабль своим весом окажет более значительное сопротивление их  напору,  чем

меньший.