ГЛАВА XI Карфаген и Марсель
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152
153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169
170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203
204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220
221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237
238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254
255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271
272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288
289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305
306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322
323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339
340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356
357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373
374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390
391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407
408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424
425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441
442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458
459 460 461 462 463 464 465 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475
476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492
493 494 495 496 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509
510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526
527 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543
544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558 559 560
561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577
578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589 590 591 592 593 594
595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611
612 613 614 615 616 617 618 619 620 621 622 623 624 625 626 627 628
629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645
646 647 648 649 650 651 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662
663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679
680 681 682 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696
697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713
714 715 716 717 718 719 720 723 724 725 726 727 728 729 730
731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747
748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764
765 766 767 768 769 770 771 772 773
В международном праве карфагенян имелось одно весьма своеобразное
положение: они топили всех иностранцев, торговавших в Сардинии и у
Геркулесовых столпов. Не менее необычайно было и их государственное право:
оно запрещало сардиицам под страхом смертной к
азни обрабатывать землю. Карфаген усилил свою власть посредством
богатства, а потом стал умножать богатства посредством власти. Овладев
средиземноморским побережьем Африки, он распространил свои владения вдоль
берегов океана. Ганнон по повелению карфаген
ского сената поселил 30 тысяч карфагенян на пространстве от Геркулесовых
столпов до Церпси. Он говорит, что это место находится на таком же
расстоянии от Геркулесовых столпов, как Геркулесовы столпы от Карфагена.
Такое положение весьма замечательно; оно
показывает, что Гаипон ограничил свои поселения 25-м градусом северной
широты, т. е. па два или три градуса южнее Капарских островов.
Из Церпеи Гапнон предпринял новое плавание к югу с целью новых открытий.
Он не собрал почти никаких сведений о континенте и, проплавав у берегов 26
дней, вынужден был возвратиться вследствие недостатка продовольствия.
Кажется, карфагеняне нисколько не во
спользовались этим предприятием Ганнона. Сцилакс говорит, что по ту
сторону Цернеи морс неудобно для судоходства, потому что оно там мелко, .1
инисто и покрыто морскими травами; действительно, всего этого имеется
вдоволь в тех местах. Карфагенских купцов
, о которых говорит Сцилакс, могли остановить препятствия, которые смог
преодолеть Ганнон со своими 60 пятидесяти-весельными кораблями. Затруднения
- дело относительное;
кроме того нельзя же смешивать обыкновенное житейское дело с
предприятием, которое было продиктовано смелостью н дерзкой отвагой.
Описание путешествия Ганионп - одно из прекрасных творений древности. Оно
написано тем самым человеком, кого-рый его совершил. В нем не заметно и
следа тщеславия. Великие мореплаватели описывают свои подвиги просто, потому
что они более гордятся своими д
елами, чем словами.
Содержание его соответствует стилю. Здесь пет ничего чудесного, Все, что
рассказывает Гапнон о климате, почве, правах и обычаях жителей, - все это мы
видим и теперь на этом африканском берегу; можно подумать, что перед нами
дневник современного морепла
вателя.
Гапноп заметил во время своего путешествия, что днем на континенте царила
глубокая тишина, а по ночам там раздавались звуки разных музыкальных
инструментов н повсюду видны были огни различной яркости. Подтверждение
этого встречается в сообщениях наших мо
реплавателей; там говорится, что днем эти дикари укрываются в лесах от
солнечного зноя, а по ночам раскладывают большие костры, чтобы отогнать
диких зверей, и что они страстно любят танцы н музыку.
Ганнон описывает вулкан со всеми теми явлениями, которые ныне наблюдаются
на Везувии, и даже его рассказ о двух косматых женщинах, кожу которых он
привез в Карфаген, так как сами они предпочли быть убитыми, чем следовать за
карфагенянами, не так невероят
ен, как думают.
Это сообщение особенно драгоценно, как пуническнй памятник, и на том
основании, что оно было пуническим памятником, его и считали баснословным:
римляне продолжали ненавидеть карфагенян и после того, как истребили их. Но
одна только победа решила, какому
из двух выражений войти н поговорку: пуническоя верность или римская
верность.
Этот предрассудок разделяли н некоторые писатели нового времени. Что
сталось с теми городами, говорят они, которые описал Ганнон и от которых уже
во время Плипия не осталось и следа? Но было бы удивительно, если бы эти
следы остались. Разве Гаипон постро
ил на этих берегах вторые Афины или Коринф? Он поселил в некоторых
пригодных для торговли местах по нескольку карфагенских семей и наскоро
устроил им ограждения от дикарей и хищных животных. Когда после поразивших
карфагенян бедствий прекратилось морепла
вание в Африку, этим семействам оставалось или погибнуть, или
превратиться в дикарей. Мало того, если бы даже развалины этих городов и
сохранились, то кто же нашел бы их среди лесов и болот? Однако и Сцилакс и
Полибий говорят, что у карфагенян имелись зн
ачительные поселения на этих берегах. Вот где следы городов Ганнона;
других нет и не может быть, потому что других следов почти не сохранилось и
от самого Карфагена.
Карфагеняне были на пути к богатству; если бы они про-никли до 14-го
градуса северной широты и 15-го западной долготы, то открыли бы Золотой
Берег и соседние с ним берега. Они бы завели там гораздо более серьезную
торговлю, чем та, которая ведется там в
настоящее время, когда Америка, невидимому, обесценила богатства всех
прочих стран. Они нашли бы тут сокровища, которых римляне не могли бы у них
отнять.
Много чудесного рассказывалось о богатствах Испании. Если верить
Аристотелю, то финикийцы, приставшие к Тартесу, нашли там столько серебра,
что у них не хватило кораблей. чтобы его погрузить. Из этого металла они
стали изготовлять вещи для самого низкого употребления. По свидетельству
Диодора, карфагеняне нашли в Пиренеях столько золота и серебра, что
употребляли его на якори для своих кораблей. Не следует полагаться на эти
народные предания, но вот действительные факты.
Из приведенного Страбоном отрывка Полибия видно, что серебряные рудники
при истоке реки Бетнса, на разработке которых было занято 40 тысяч человек,
доставляли римскому народу 25 тысяч драхм в день, что составляет около 5
миллионов ливров в год, считая по 50 франков в марке. Горы, содержавшие эти
.рудники, называли Серебряными горами, что заставляет отожествить их с
горами Потози. Ныне для разработки рудников в Ганновере употребляют вчетверо
меньше рабочих, чем для испанских рудников того времени, а дают они больше.
Но так как у римлян были почти исключительно медные рудники и очень мало
серебряных, а греки знал я только очень небогатые рудники Аттики, то
немудрено, что они удивлялись богатству рудников Испании.
Во время войны за испанское наследство некто маркиз де Род, о котором
говорили, что он разорился на золотых рудниках и обогатился на больницах,
предложил французскому двору разыскать рудники в Пиренеях. Он указывал на
примеры тирян, карфагенян и римлян.
Ему позволили предпринять розыски; он искал повсюду, не переставая
цитировать древних авторов, и не нашел ничего.
Карфагеняне, владевшие торговлей золотом и серебром, пожелали овладеть
также торговлей свинцом и оловом* Эти металлы перевозились сухим путем от
галльских портов из океане к портам Средиземного моря. Карфагеняне захотели
получать их из первых рук и посла
ли Гимилькона с поручением основать колонии на Касситерндских островах,
как полагают, тех самых, которые ныне называются Силлейскими. На основании
этих путешествий из Бетики в Англию высказывалось предположение, что у
карфагенян был компас; ясно, однако, что они придерживались берегов. Лучшим
доказательством этому служит заявление самого Гимилькона о том, что он
употребил четыре месяца на переезд от устья Бетиса до Англии. Да и
пресловутая повесть о карфагенском кормчем который, завидев приближение римс
кого корабля, посадил свое судно на мель. чтобы не показать ему дороги в
Англию, доказывает, что в момент встречи эти корабли находились на очень
близком расстоянии от берегов.
Древние совершали иногда и такие морские путешествия, которые давали
повод думать, что они употребляли компас, хотя его у них и не было. Так,
например, кормчий, удалившийся от берегов и совершавший свое плавание в
ясную погоду, когда ему постоянно были в
идны ночью одна из полярных звезд, а днем - восход н закат солнца, мог
направлять по ним свой путь так же, как ныне по компасу. Но такие
путешествия были случайностью, а не правилом,
Из договора, которым завершилась первая пуническая война, видно, что
Карфаген главным образом заботился о сохранении своего господства над морем,
а Рим - над сушей. Ганнон заявил во время переговоров с римлянами, что он не
потерпит даже, чтобы они умыв
али себе руки в сицилийских морях; им запрещено было плавать далее
Прекрасного мыса:
они не должны были торговать в Сицилии, Сардинии и Африке ни с кем, кроме
Карфагена, - исключение, показывающее, что торговля там не обещала быть для
них выгодной.
В древности между Карфагеном и Марселем пелись большие войны из-за рыбной
ловли. После заключения мира они начали конкурировать друг с другом в
экономичной торговле. Особую зависть Марселя возбуждало то обстоятельство,
что, не уступая своему сопернику в
промышленности, он уступал ему в силе. Вот причина непоколебимой верности
Марселя римлянам. Война, которую последние вели с карфагенянами в Испании,
способствовала обогащению Марселя, служившего складочным местом. Разрушение
- Карфагена и Коринфа еще бол
ее увеличило славу Марселя. И если бы не междоусобицы, разделявшие его
жителей на враждебные друг другу партии, он мог бы жить счастливо под
покровительством римлян, которые нисколько не завидовали его торговле.
В международном праве карфагенян имелось одно весьма своеобразное
положение: они топили всех иностранцев, торговавших в Сардинии и у
Геркулесовых столпов. Не менее необычайно было и их государственное право:
оно запрещало сардиицам под страхом смертной к
азни обрабатывать землю. Карфаген усилил свою власть посредством
богатства, а потом стал умножать богатства посредством власти. Овладев
средиземноморским побережьем Африки, он распространил свои владения вдоль
берегов океана. Ганнон по повелению карфаген
ского сената поселил 30 тысяч карфагенян на пространстве от Геркулесовых
столпов до Церпси. Он говорит, что это место находится на таком же
расстоянии от Геркулесовых столпов, как Геркулесовы столпы от Карфагена.
Такое положение весьма замечательно; оно
показывает, что Гаипон ограничил свои поселения 25-м градусом северной
широты, т. е. па два или три градуса южнее Капарских островов.
Из Церпеи Гапнон предпринял новое плавание к югу с целью новых открытий.
Он не собрал почти никаких сведений о континенте и, проплавав у берегов 26
дней, вынужден был возвратиться вследствие недостатка продовольствия.
Кажется, карфагеняне нисколько не во
спользовались этим предприятием Ганнона. Сцилакс говорит, что по ту
сторону Цернеи морс неудобно для судоходства, потому что оно там мелко, .1
инисто и покрыто морскими травами; действительно, всего этого имеется
вдоволь в тех местах. Карфагенских купцов
, о которых говорит Сцилакс, могли остановить препятствия, которые смог
преодолеть Ганнон со своими 60 пятидесяти-весельными кораблями. Затруднения
- дело относительное;
кроме того нельзя же смешивать обыкновенное житейское дело с
предприятием, которое было продиктовано смелостью н дерзкой отвагой.
Описание путешествия Ганионп - одно из прекрасных творений древности. Оно
написано тем самым человеком, кого-рый его совершил. В нем не заметно и
следа тщеславия. Великие мореплаватели описывают свои подвиги просто, потому
что они более гордятся своими д
елами, чем словами.
Содержание его соответствует стилю. Здесь пет ничего чудесного, Все, что
рассказывает Гапнон о климате, почве, правах и обычаях жителей, - все это мы
видим и теперь на этом африканском берегу; можно подумать, что перед нами
дневник современного морепла
вателя.
Гапноп заметил во время своего путешествия, что днем на континенте царила
глубокая тишина, а по ночам там раздавались звуки разных музыкальных
инструментов н повсюду видны были огни различной яркости. Подтверждение
этого встречается в сообщениях наших мо
реплавателей; там говорится, что днем эти дикари укрываются в лесах от
солнечного зноя, а по ночам раскладывают большие костры, чтобы отогнать
диких зверей, и что они страстно любят танцы н музыку.
Ганнон описывает вулкан со всеми теми явлениями, которые ныне наблюдаются
на Везувии, и даже его рассказ о двух косматых женщинах, кожу которых он
привез в Карфаген, так как сами они предпочли быть убитыми, чем следовать за
карфагенянами, не так невероят
ен, как думают.
Это сообщение особенно драгоценно, как пуническнй памятник, и на том
основании, что оно было пуническим памятником, его и считали баснословным:
римляне продолжали ненавидеть карфагенян и после того, как истребили их. Но
одна только победа решила, какому
из двух выражений войти н поговорку: пуническоя верность или римская
верность.
Этот предрассудок разделяли н некоторые писатели нового времени. Что
сталось с теми городами, говорят они, которые описал Ганнон и от которых уже
во время Плипия не осталось и следа? Но было бы удивительно, если бы эти
следы остались. Разве Гаипон постро
ил на этих берегах вторые Афины или Коринф? Он поселил в некоторых
пригодных для торговли местах по нескольку карфагенских семей и наскоро
устроил им ограждения от дикарей и хищных животных. Когда после поразивших
карфагенян бедствий прекратилось морепла
вание в Африку, этим семействам оставалось или погибнуть, или
превратиться в дикарей. Мало того, если бы даже развалины этих городов и
сохранились, то кто же нашел бы их среди лесов и болот? Однако и Сцилакс и
Полибий говорят, что у карфагенян имелись зн
ачительные поселения на этих берегах. Вот где следы городов Ганнона;
других нет и не может быть, потому что других следов почти не сохранилось и
от самого Карфагена.
Карфагеняне были на пути к богатству; если бы они про-никли до 14-го
градуса северной широты и 15-го западной долготы, то открыли бы Золотой
Берег и соседние с ним берега. Они бы завели там гораздо более серьезную
торговлю, чем та, которая ведется там в
настоящее время, когда Америка, невидимому, обесценила богатства всех
прочих стран. Они нашли бы тут сокровища, которых римляне не могли бы у них
отнять.
Много чудесного рассказывалось о богатствах Испании. Если верить
Аристотелю, то финикийцы, приставшие к Тартесу, нашли там столько серебра,
что у них не хватило кораблей. чтобы его погрузить. Из этого металла они
стали изготовлять вещи для самого низкого употребления. По свидетельству
Диодора, карфагеняне нашли в Пиренеях столько золота и серебра, что
употребляли его на якори для своих кораблей. Не следует полагаться на эти
народные предания, но вот действительные факты.
Из приведенного Страбоном отрывка Полибия видно, что серебряные рудники
при истоке реки Бетнса, на разработке которых было занято 40 тысяч человек,
доставляли римскому народу 25 тысяч драхм в день, что составляет около 5
миллионов ливров в год, считая по 50 франков в марке. Горы, содержавшие эти
.рудники, называли Серебряными горами, что заставляет отожествить их с
горами Потози. Ныне для разработки рудников в Ганновере употребляют вчетверо
меньше рабочих, чем для испанских рудников того времени, а дают они больше.
Но так как у римлян были почти исключительно медные рудники и очень мало
серебряных, а греки знал я только очень небогатые рудники Аттики, то
немудрено, что они удивлялись богатству рудников Испании.
Во время войны за испанское наследство некто маркиз де Род, о котором
говорили, что он разорился на золотых рудниках и обогатился на больницах,
предложил французскому двору разыскать рудники в Пиренеях. Он указывал на
примеры тирян, карфагенян и римлян.
Ему позволили предпринять розыски; он искал повсюду, не переставая
цитировать древних авторов, и не нашел ничего.
Карфагеняне, владевшие торговлей золотом и серебром, пожелали овладеть
также торговлей свинцом и оловом* Эти металлы перевозились сухим путем от
галльских портов из океане к портам Средиземного моря. Карфагеняне захотели
получать их из первых рук и посла
ли Гимилькона с поручением основать колонии на Касситерндских островах,
как полагают, тех самых, которые ныне называются Силлейскими. На основании
этих путешествий из Бетики в Англию высказывалось предположение, что у
карфагенян был компас; ясно, однако, что они придерживались берегов. Лучшим
доказательством этому служит заявление самого Гимилькона о том, что он
употребил четыре месяца на переезд от устья Бетиса до Англии. Да и
пресловутая повесть о карфагенском кормчем который, завидев приближение римс
кого корабля, посадил свое судно на мель. чтобы не показать ему дороги в
Англию, доказывает, что в момент встречи эти корабли находились на очень
близком расстоянии от берегов.
Древние совершали иногда и такие морские путешествия, которые давали
повод думать, что они употребляли компас, хотя его у них и не было. Так,
например, кормчий, удалившийся от берегов и совершавший свое плавание в
ясную погоду, когда ему постоянно были в
идны ночью одна из полярных звезд, а днем - восход н закат солнца, мог
направлять по ним свой путь так же, как ныне по компасу. Но такие
путешествия были случайностью, а не правилом,
Из договора, которым завершилась первая пуническая война, видно, что
Карфаген главным образом заботился о сохранении своего господства над морем,
а Рим - над сушей. Ганнон заявил во время переговоров с римлянами, что он не
потерпит даже, чтобы они умыв
али себе руки в сицилийских морях; им запрещено было плавать далее
Прекрасного мыса:
они не должны были торговать в Сицилии, Сардинии и Африке ни с кем, кроме
Карфагена, - исключение, показывающее, что торговля там не обещала быть для
них выгодной.
В древности между Карфагеном и Марселем пелись большие войны из-за рыбной
ловли. После заключения мира они начали конкурировать друг с другом в
экономичной торговле. Особую зависть Марселя возбуждало то обстоятельство,
что, не уступая своему сопернику в
промышленности, он уступал ему в силе. Вот причина непоколебимой верности
Марселя римлянам. Война, которую последние вели с карфагенянами в Испании,
способствовала обогащению Марселя, служившего складочным местом. Разрушение
- Карфагена и Коринфа еще бол
ее увеличило славу Марселя. И если бы не междоусобицы, разделявшие его
жителей на враждебные друг другу партии, он мог бы жить счастливо под
покровительством римлян, которые нисколько не завидовали его торговле.