3.1. ВВЕДЕНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств,

таких, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки,

различать вес, цвет и форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно

воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо

одном из них. Таким образом он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многооб-

разии.

Точно так же обстоит дело с принципом "от простого к сложному". Для каждой сферы чувств

имеются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на опреде-

ленную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.

Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладиться им и не перейдет на

следующую ступень трудности.

Ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность удовлетворена.

При этом он в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.

Наряду с вертикальным членением Монтессори-материалов (различные степени сложности)

имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым

ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же

учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом проблема осознается глубже и

открываются ее новые грани.

Самодеятельность, выбор материала, совершенствование методов работы способствуют разви-

тию организационных возможностей ребенка. Он учится планировать, подготавливать распределять,

согласовывать, выполнять договоренность, работать сообща с другими, короче: он учится вести себя

дифференцировано, эффективно и целенаправленно.

Относительно уроков нужно иметь в виду, что они даются только тогда, когда ребенок уже зани-

мался с материалом. Урок должен быть обязательно четким и наглядным. Наблюдая за детьми, учитель

понимает, когда можно перейти к уроку. Важно, чтобы ребенок сам приносил данный материал, знал

место этого материала и по привычке убирал его туда после окончания работы. Необходимо принять во

внимание следующее: - как только ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно

выбрать момент для урока; - во время урока решающими являются атмосфера и личный контакт с

ребенком; - на столе или на ковре должен лежать только материал для урока и никакой другой; - урок

по использованию того или иного материала должен быть ясным и недвусмысленным. Медленные и

понятные действия играют решающую роль. При этом следует как можно меньше говорить. Важно не

мешать контакту ребенка с материалом; - учитель показывает всю последовательность действий при

работе с материалом, так чтобы ребенок смог узнать и воспроизвести эти действия. Как только ребенок

понял урок, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает за ним. Затем учитель

покидает ребенка, но смотрит на него с некоторого расстояния; - если ребенок после преподанного

урока работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Нужно

повторить урок позже, в более благоприятный момент времени; - после урока ребенок далее работает

самостоятельно. Робкого ребенка учителю следует побуждать и воодушевлять, но никогда не заставлять

выполнить показанное упражнение с материалом; - как только ребенок научится обращаться с материа-

лом самостоятельно, можно разумно комбинировать и варьировать соответствующие материалы; - в

дальнейшем уроки могут преподаваться как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Но

наиболее важен первый урок. Определение индивидуального уровня развития ребенка, личный контакт,

пристальное внимание к нему имеют основное значение.

После длительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобретенные навыки

и ввести новые понятия. Это происходит на устных уроках. Подобные уроки должны быть трехступен-

чатыми.

1-я ступень: Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указыва-

ет на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с

другом. Название связывается с конкретной вещью.

2-я ступень: Учитель произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий

предмет и дать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-за частой смены

поручений ребенок постепенно учится быстро наводить порядок, не теряя интереса к этому занятию.

Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребенка и учитывающими его сильное

стремление к движению.

3-я ступень: Учитель указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь

становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет

собой контроль второй ступени. Таким образом ребенок расширяет свой активный словарь. Кратко это

можно выразить так:

1. Это -... 2. Дай мне... 3. Что это?

Хороший урок, преподанный в нужное время дает ребенку новые знания и навыки, расширяет

представления об окружающем мире. Урок дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя

новые грани и измерения мира. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и

испытаны ребенком на его окружении. Ребенок нормализует себя: его духовный потенциал растет,

возможности концентрируются и расширяются. Связи между его внутренним и окружающим миром

будут углубляться и укрепляться, его "я" проснется. Он станет независимым.

Материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств,

таких, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки,

различать вес, цвет и форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно

воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо

одном из них. Таким образом он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многооб-

разии.

Точно так же обстоит дело с принципом "от простого к сложному". Для каждой сферы чувств

имеются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на опреде-

ленную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.

Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладиться им и не перейдет на

следующую ступень трудности.

Ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность удовлетворена.

При этом он в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.

Наряду с вертикальным членением Монтессори-материалов (различные степени сложности)

имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым

ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же

учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом проблема осознается глубже и

открываются ее новые грани.

Самодеятельность, выбор материала, совершенствование методов работы способствуют разви-

тию организационных возможностей ребенка. Он учится планировать, подготавливать распределять,

согласовывать, выполнять договоренность, работать сообща с другими, короче: он учится вести себя

дифференцировано, эффективно и целенаправленно.

Относительно уроков нужно иметь в виду, что они даются только тогда, когда ребенок уже зани-

мался с материалом. Урок должен быть обязательно четким и наглядным. Наблюдая за детьми, учитель

понимает, когда можно перейти к уроку. Важно, чтобы ребенок сам приносил данный материал, знал

место этого материала и по привычке убирал его туда после окончания работы. Необходимо принять во

внимание следующее: - как только ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно

выбрать момент для урока; - во время урока решающими являются атмосфера и личный контакт с

ребенком; - на столе или на ковре должен лежать только материал для урока и никакой другой; - урок

по использованию того или иного материала должен быть ясным и недвусмысленным. Медленные и

понятные действия играют решающую роль. При этом следует как можно меньше говорить. Важно не

мешать контакту ребенка с материалом; - учитель показывает всю последовательность действий при

работе с материалом, так чтобы ребенок смог узнать и воспроизвести эти действия. Как только ребенок

понял урок, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает за ним. Затем учитель

покидает ребенка, но смотрит на него с некоторого расстояния; - если ребенок после преподанного

урока работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Нужно

повторить урок позже, в более благоприятный момент времени; - после урока ребенок далее работает

самостоятельно. Робкого ребенка учителю следует побуждать и воодушевлять, но никогда не заставлять

выполнить показанное упражнение с материалом; - как только ребенок научится обращаться с материа-

лом самостоятельно, можно разумно комбинировать и варьировать соответствующие материалы; - в

дальнейшем уроки могут преподаваться как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Но

наиболее важен первый урок. Определение индивидуального уровня развития ребенка, личный контакт,

пристальное внимание к нему имеют основное значение.

После длительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобретенные навыки

и ввести новые понятия. Это происходит на устных уроках. Подобные уроки должны быть трехступен-

чатыми.

1-я ступень: Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указыва-

ет на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с

другом. Название связывается с конкретной вещью.

2-я ступень: Учитель произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий

предмет и дать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-за частой смены

поручений ребенок постепенно учится быстро наводить порядок, не теряя интереса к этому занятию.

Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребенка и учитывающими его сильное

стремление к движению.

3-я ступень: Учитель указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь

становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет

собой контроль второй ступени. Таким образом ребенок расширяет свой активный словарь. Кратко это

можно выразить так:

1. Это -... 2. Дай мне... 3. Что это?

Хороший урок, преподанный в нужное время дает ребенку новые знания и навыки, расширяет

представления об окружающем мире. Урок дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя

новые грани и измерения мира. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и

испытаны ребенком на его окружении. Ребенок нормализует себя: его духовный потенциал растет,

возможности концентрируются и расширяются. Связи между его внутренним и окружающим миром

будут углубляться и укрепляться, его "я" проснется. Он станет независимым.