3.1. ВВЕДЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств,
таких, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки,
различать вес, цвет и форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно
воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо
одном из них. Таким образом он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многооб-
разии.
Точно так же обстоит дело с принципом "от простого к сложному". Для каждой сферы чувств
имеются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на опреде-
ленную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.
Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладиться им и не перейдет на
следующую ступень трудности.
Ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность удовлетворена.
При этом он в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.
Наряду с вертикальным членением Монтессори-материалов (различные степени сложности)
имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым
ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же
учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом проблема осознается глубже и
открываются ее новые грани.
Самодеятельность, выбор материала, совершенствование методов работы способствуют разви-
тию организационных возможностей ребенка. Он учится планировать, подготавливать распределять,
согласовывать, выполнять договоренность, работать сообща с другими, короче: он учится вести себя
дифференцировано, эффективно и целенаправленно.
Относительно уроков нужно иметь в виду, что они даются только тогда, когда ребенок уже зани-
мался с материалом. Урок должен быть обязательно четким и наглядным. Наблюдая за детьми, учитель
понимает, когда можно перейти к уроку. Важно, чтобы ребенок сам приносил данный материал, знал
место этого материала и по привычке убирал его туда после окончания работы. Необходимо принять во
внимание следующее: - как только ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно
выбрать момент для урока; - во время урока решающими являются атмосфера и личный контакт с
ребенком; - на столе или на ковре должен лежать только материал для урока и никакой другой; - урок
по использованию того или иного материала должен быть ясным и недвусмысленным. Медленные и
понятные действия играют решающую роль. При этом следует как можно меньше говорить. Важно не
мешать контакту ребенка с материалом; - учитель показывает всю последовательность действий при
работе с материалом, так чтобы ребенок смог узнать и воспроизвести эти действия. Как только ребенок
понял урок, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает за ним. Затем учитель
покидает ребенка, но смотрит на него с некоторого расстояния; - если ребенок после преподанного
урока работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Нужно
повторить урок позже, в более благоприятный момент времени; - после урока ребенок далее работает
самостоятельно. Робкого ребенка учителю следует побуждать и воодушевлять, но никогда не заставлять
выполнить показанное упражнение с материалом; - как только ребенок научится обращаться с материа-
лом самостоятельно, можно разумно комбинировать и варьировать соответствующие материалы; - в
дальнейшем уроки могут преподаваться как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Но
наиболее важен первый урок. Определение индивидуального уровня развития ребенка, личный контакт,
пристальное внимание к нему имеют основное значение.
После длительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобретенные навыки
и ввести новые понятия. Это происходит на устных уроках. Подобные уроки должны быть трехступен-
чатыми.
1-я ступень: Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указыва-
ет на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с
другом. Название связывается с конкретной вещью.
2-я ступень: Учитель произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий
предмет и дать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-за частой смены
поручений ребенок постепенно учится быстро наводить порядок, не теряя интереса к этому занятию.
Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребенка и учитывающими его сильное
стремление к движению.
3-я ступень: Учитель указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь
становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет
собой контроль второй ступени. Таким образом ребенок расширяет свой активный словарь. Кратко это
можно выразить так:
1. Это -... 2. Дай мне... 3. Что это?
Хороший урок, преподанный в нужное время дает ребенку новые знания и навыки, расширяет
представления об окружающем мире. Урок дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя
новые грани и измерения мира. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и
испытаны ребенком на его окружении. Ребенок нормализует себя: его духовный потенциал растет,
возможности концентрируются и расширяются. Связи между его внутренним и окружающим миром
будут углубляться и укрепляться, его "я" проснется. Он станет независимым.
Материалы построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств,
таких, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребенок учится также слушать тишину и звуки,
различать вес, цвет и форму предметов. Дифференцированное совершенствование умения осознанно
воспринимать подобные ощущения дает возможность ребенку сконцентрироваться на каком-либо
одном из них. Таким образом он учится управлять своими эмоциями и постигать мир во всем многооб-
разии.
Точно так же обстоит дело с принципом "от простого к сложному". Для каждой сферы чувств
имеются материалы различной степени сложности. Каждый отдельный материал рассчитан на опреде-
ленную степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.
Ребенок занимается с одним материалом до тех пор, пока вдоволь не насладиться им и не перейдет на
следующую ступень трудности.
Ребенок любит повторения и прекращает занятия тогда, когда его потребность удовлетворена.
При этом он в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику.
Наряду с вертикальным членением Монтессори-материалов (различные степени сложности)
имеется горизонтальный порядок. Под этим подразумеваются параллельные упражнения, к которым
ребенок на долгое время сохраняет интерес. Измененная форма деятельности позволяет на одну и ту же
учебную задачу взглянуть под другим углом зрения. Таким образом проблема осознается глубже и
открываются ее новые грани.
Самодеятельность, выбор материала, совершенствование методов работы способствуют разви-
тию организационных возможностей ребенка. Он учится планировать, подготавливать распределять,
согласовывать, выполнять договоренность, работать сообща с другими, короче: он учится вести себя
дифференцировано, эффективно и целенаправленно.
Относительно уроков нужно иметь в виду, что они даются только тогда, когда ребенок уже зани-
мался с материалом. Урок должен быть обязательно четким и наглядным. Наблюдая за детьми, учитель
понимает, когда можно перейти к уроку. Важно, чтобы ребенок сам приносил данный материал, знал
место этого материала и по привычке убирал его туда после окончания работы. Необходимо принять во
внимание следующее: - как только ребенок будет готов к выполнению задачи, нужно правильно
выбрать момент для урока; - во время урока решающими являются атмосфера и личный контакт с
ребенком; - на столе или на ковре должен лежать только материал для урока и никакой другой; - урок
по использованию того или иного материала должен быть ясным и недвусмысленным. Медленные и
понятные действия играют решающую роль. При этом следует как можно меньше говорить. Важно не
мешать контакту ребенка с материалом; - учитель показывает всю последовательность действий при
работе с материалом, так чтобы ребенок смог узнать и воспроизвести эти действия. Как только ребенок
понял урок, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает за ним. Затем учитель
покидает ребенка, но смотрит на него с некоторого расстояния; - если ребенок после преподанного
урока работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Нужно
повторить урок позже, в более благоприятный момент времени; - после урока ребенок далее работает
самостоятельно. Робкого ребенка учителю следует побуждать и воодушевлять, но никогда не заставлять
выполнить показанное упражнение с материалом; - как только ребенок научится обращаться с материа-
лом самостоятельно, можно разумно комбинировать и варьировать соответствующие материалы; - в
дальнейшем уроки могут преподаваться как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Но
наиболее важен первый урок. Определение индивидуального уровня развития ребенка, личный контакт,
пристальное внимание к нему имеют основное значение.
После длительной и интенсивной работы с материалом нужно закрепить приобретенные навыки
и ввести новые понятия. Это происходит на устных уроках. Подобные уроки должны быть трехступен-
чатыми.
1-я ступень: Учитель устанавливает связь между предметом и его названием, то есть он указыва-
ет на предмет и ясно, четко произносит его название. Так вещь и название прочно ассоциируются друг с
другом. Название связывается с конкретной вещью.
2-я ступень: Учитель произносит название предмета, ребенок должен указать соответствующий
предмет и дать его учителю, положить его на стол или отнести обратно на место. Из-за частой смены
поручений ребенок постепенно учится быстро наводить порядок, не теряя интереса к этому занятию.
Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребенка и учитывающими его сильное
стремление к движению.
3-я ступень: Учитель указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь
становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет
собой контроль второй ступени. Таким образом ребенок расширяет свой активный словарь. Кратко это
можно выразить так:
1. Это -... 2. Дай мне... 3. Что это?
Хороший урок, преподанный в нужное время дает ребенку новые знания и навыки, расширяет
представления об окружающем мире. Урок дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя
новые грани и измерения мира. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и
испытаны ребенком на его окружении. Ребенок нормализует себя: его духовный потенциал растет,
возможности концентрируются и расширяются. Связи между его внутренним и окружающим миром
будут углубляться и укрепляться, его "я" проснется. Он станет независимым.