4.3.1. ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ ИЗ БУСИН
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: набор окрашенных в золотистый цвет бусин: отдельные бусины (единицы), стержни
(десятки), квадраты (сотни), кубы (тысячи). Несколько подносов.
Прямая цель: узнать названия разрядов десятичной системы. Связать названия разрядов с опре-
деленными геометрическими фигурами. Узнать структуру десятичной системы.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики. Подготовка к геометрии.
Возраст: около четырех лет.
Как работать с материалом. Для введения десятичной системы берется поднос с 10 отдельными
бусинами, 10 стержнями по 10 бусин 10 квадратами по 100 бусин, 1 кубом по 1000 бусин. Введение
можно осуществить тогда, когда ребенок уже знает множества из 10 предметов и умеет считать до 10.
Учитель с ребенком приносит поднос на стол. Он берет одну отдельную бусину, стержень из 10 бусин,
квадрат из 100 бусин и куб из 1000 бусин и кладет их перед ребенком. В форме трехступенчатого урока
он вводит названия разрядов. Дает ребенку бусину и говорит: "Это десяток!" Таким же образом он
поступает с сотней и тысячей. Важно, чтобы ребенок прочно связывал названия разрядов с геометриче-
скими фигурами. Затем он смешивает все 4 предмета и говорит ребенку: "Дай мне один!" и т. д. Затем
учитель указывает на все 4 предмета и говорит ребенку: "Дай мне один!" и т. д. Затем учитель указыва-
ет на отдельную бусину, затем стержень из 10 бусин на стол. Он поручает ребенку пересчитать бусины
в стержне: "В одном десятке 10 единиц!" Он берет квадрат из 100 бусин и поручает ребенку с помощью
стержня из 10 бусин определить количество десятков в сотне: "В сотне 10 десятков!" Затем он поручает
определить количество квадратов из 100 бусин в кубе из 1000 бусин: "В тысяче 10 сотен!" Ребенок
узнает, что число 10 играет в десятичной системе особую роль.
Дальнейшие упражнения:
составление различных множеств. Ребенку предлагают принести несколько единиц одного
разряда: "Принеси мне 4 сотни! Дай мне 7 десятков!", и т. д. В этом упражнении нужно приносить не
более 9 единиц одного рязряда. Принесенные множества ребенку нужно еще раз пересчитать. С каждым
разом упражнение усложняют. Ребенка просят составить множества из нескольких разрядов, например,
2 тысяч и 4 сотен; 5 сотен, 9 десятков и 4 единиц или 7 сотен и 5 единиц. Понятие усваивается через
частое обращение с предметами и повторение их названий;
учитель образует множество из бусин того или иного разряда. Нужно, чтобы ребенок опреде-
лил и назвал это множество;
для составления десятка, сотни и тысячи учитель берет единичную бусину с подноса, кладет
ее на стол и говорит: "Одна единица!" Ребенок должен понять, что 10 единиц одного разряда соответст-
вуют одной единице следующего, более высокого разряда. Он присоединяет к ней другую бусину и
говорит: "Две единицы!" Так он продолжает до тех пор, пока в ряд не будут лежать 10 бусин. Он
говорит: "Вместо 10 единиц мы кладем 1 десяток!" Отдельные бусины заменяются десятком. Точно так
же из 10 десятков составляют сотню, а из 10 сотен тысячу;
чтобы раскладывать бусины, нужен поднос, на котором лежат по 45 отдельных бусин, стерж-
ней из 10 бусин, а также куб из 1000 бусин. Упражнение проводится на ковре. Учитель кладет отдель-
ную бусину справа сверху. Он говорит: "Одна единица!" Под ней он кладет через промежуток около 10
см, 2 бусины вместе и говорит: "Две единицы!" Так продолжает до 9 единиц. Затем говорит: "На одну
единицу больше - и будет 10 единиц. Это один десяток!" Он кладет стержень из 10 бусин около первой
и отдельной бусины на 15 см левее. Под ним учитель с ребенком раскладывает 2 десятка, 3 десятка и т.
д. и каждый раз называет представленное ими множество. Так раскладывают все десятки, сотни и
тысячу. Называть множества, например, 7 десятков или 6 сотен можно также их настоящими названия-
ми: семьдесят или шестьсот.Нужно принять во внимание уже имеющиеся у ребенка знания.
Контроль над ошибками для этого упражнения:
всех имеющихся бусин должно быть достаточно;
учитель предлагает ребенку из представленного набора предметов из бусин (отдельных бу-
син, стержней, квадратов, куба) выбрать определенные множества;
учитель указывает на множество, ребенок должен его назвать;
замена на следующий разряд. Учитель дает ребенку большое множество бусин одного разря-
да, например, 20 отдельных бусин. Ребенок отсчитывает по 10 бусин и каждый раз заменяет их одним
десятком. Он должен по возможности самостоятельно найти способ решения задачи. Упражнение
продолжается на других предметах. Иногда ребенку приходится отнимать единицы разных разрядов,
прежде чем он сможет отдать учителю требуемое множество.
Материал: набор окрашенных в золотистый цвет бусин: отдельные бусины (единицы), стержни
(десятки), квадраты (сотни), кубы (тысячи). Несколько подносов.
Прямая цель: узнать названия разрядов десятичной системы. Связать названия разрядов с опре-
деленными геометрическими фигурами. Узнать структуру десятичной системы.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики. Подготовка к геометрии.
Возраст: около четырех лет.
Как работать с материалом. Для введения десятичной системы берется поднос с 10 отдельными
бусинами, 10 стержнями по 10 бусин 10 квадратами по 100 бусин, 1 кубом по 1000 бусин. Введение
можно осуществить тогда, когда ребенок уже знает множества из 10 предметов и умеет считать до 10.
Учитель с ребенком приносит поднос на стол. Он берет одну отдельную бусину, стержень из 10 бусин,
квадрат из 100 бусин и куб из 1000 бусин и кладет их перед ребенком. В форме трехступенчатого урока
он вводит названия разрядов. Дает ребенку бусину и говорит: "Это десяток!" Таким же образом он
поступает с сотней и тысячей. Важно, чтобы ребенок прочно связывал названия разрядов с геометриче-
скими фигурами. Затем он смешивает все 4 предмета и говорит ребенку: "Дай мне один!" и т. д. Затем
учитель указывает на все 4 предмета и говорит ребенку: "Дай мне один!" и т. д. Затем учитель указыва-
ет на отдельную бусину, затем стержень из 10 бусин на стол. Он поручает ребенку пересчитать бусины
в стержне: "В одном десятке 10 единиц!" Он берет квадрат из 100 бусин и поручает ребенку с помощью
стержня из 10 бусин определить количество десятков в сотне: "В сотне 10 десятков!" Затем он поручает
определить количество квадратов из 100 бусин в кубе из 1000 бусин: "В тысяче 10 сотен!" Ребенок
узнает, что число 10 играет в десятичной системе особую роль.
Дальнейшие упражнения:
составление различных множеств. Ребенку предлагают принести несколько единиц одного
разряда: "Принеси мне 4 сотни! Дай мне 7 десятков!", и т. д. В этом упражнении нужно приносить не
более 9 единиц одного рязряда. Принесенные множества ребенку нужно еще раз пересчитать. С каждым
разом упражнение усложняют. Ребенка просят составить множества из нескольких разрядов, например,
2 тысяч и 4 сотен; 5 сотен, 9 десятков и 4 единиц или 7 сотен и 5 единиц. Понятие усваивается через
частое обращение с предметами и повторение их названий;
учитель образует множество из бусин того или иного разряда. Нужно, чтобы ребенок опреде-
лил и назвал это множество;
для составления десятка, сотни и тысячи учитель берет единичную бусину с подноса, кладет
ее на стол и говорит: "Одна единица!" Ребенок должен понять, что 10 единиц одного разряда соответст-
вуют одной единице следующего, более высокого разряда. Он присоединяет к ней другую бусину и
говорит: "Две единицы!" Так он продолжает до тех пор, пока в ряд не будут лежать 10 бусин. Он
говорит: "Вместо 10 единиц мы кладем 1 десяток!" Отдельные бусины заменяются десятком. Точно так
же из 10 десятков составляют сотню, а из 10 сотен тысячу;
чтобы раскладывать бусины, нужен поднос, на котором лежат по 45 отдельных бусин, стерж-
ней из 10 бусин, а также куб из 1000 бусин. Упражнение проводится на ковре. Учитель кладет отдель-
ную бусину справа сверху. Он говорит: "Одна единица!" Под ней он кладет через промежуток около 10
см, 2 бусины вместе и говорит: "Две единицы!" Так продолжает до 9 единиц. Затем говорит: "На одну
единицу больше - и будет 10 единиц. Это один десяток!" Он кладет стержень из 10 бусин около первой
и отдельной бусины на 15 см левее. Под ним учитель с ребенком раскладывает 2 десятка, 3 десятка и т.
д. и каждый раз называет представленное ими множество. Так раскладывают все десятки, сотни и
тысячу. Называть множества, например, 7 десятков или 6 сотен можно также их настоящими названия-
ми: семьдесят или шестьсот.Нужно принять во внимание уже имеющиеся у ребенка знания.
Контроль над ошибками для этого упражнения:
всех имеющихся бусин должно быть достаточно;
учитель предлагает ребенку из представленного набора предметов из бусин (отдельных бу-
син, стержней, квадратов, куба) выбрать определенные множества;
учитель указывает на множество, ребенок должен его назвать;
замена на следующий разряд. Учитель дает ребенку большое множество бусин одного разря-
да, например, 20 отдельных бусин. Ребенок отсчитывает по 10 бусин и каждый раз заменяет их одним
десятком. Он должен по возможности самостоятельно найти способ решения задачи. Упражнение
продолжается на других предметах. Иногда ребенку приходится отнимать единицы разных разрядов,
прежде чем он сможет отдать учителю требуемое множество.