3.7.1. ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек ох-

ватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую

крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая

коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.

Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию му-

зыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол.

Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка

обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к

действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят

с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая

концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение

сравнивает их между собой.

Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробоч-

ку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии.

Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару

выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки

не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем

предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заклю-

чительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничи-

вают двумя, тремя или четырьмя парами.

Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.

Дальнейшие упражнения: - отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коро-

бочку с таким же шумом; - ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробоч-

ку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом

столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров

друг с другом; - коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из

другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю; - все 12

коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у

которого коробочка шумит так же; - учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим,

самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь

отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения

являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый

тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение

важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель

проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение.

Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные.

Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упоря-

дочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от

способностей и интереса ребенка; - градация другой серии и сравнение ее с первой серией.

Трехступенчатый урок.

1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!"

2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы

коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?"

3-я ступень. Учитель выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с гром-

ким шумом". Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит

коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче -

самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими

шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний

выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: "Этот

громкий!" (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает

первую коробочку с остальными двумя и говорит: "Этот громче. Этот самый громкий!" Вторая и третья

ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая

выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громко-

стью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом

вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Учитель выбирает три

коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: "Этот громче, чем этот.

Этот тише, чем этот".

Контроль над ошибками:

построение ряда от громкого к тихому шуму;

построение ряда от тихого к громкому шуму;

построение ряда, начиная со среднего шума;

в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и вос-

становить нарушенный порядок.

Упражнение можно также провести как игру партнеров, - коробочки расставляют по комнате.

Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; -

коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает.

Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не

будет таким образом выстроен весь ряд.

Устный урок. Громкий - тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, тря-

сет их одну за другой и говорит: "Из этих двух шумов этот - громкий, а этот - тихий!"

Применение: - игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого; -

игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук; - ребенок издает шум руками, ногами

или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также

через подражание.

Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, при-

щелкивать, скрипеть, свистеть; - учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с

помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот

шум или звук.

Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек ох-

ватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую

крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая

коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.

Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.

Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию му-

зыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол.

Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка

обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к

действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят

с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая

концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение

сравнивает их между собой.

Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробоч-

ку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии.

Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару

выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки

не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем

предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заклю-

чительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничи-

вают двумя, тремя или четырьмя парами.

Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.

Дальнейшие упражнения: - отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коро-

бочку с таким же шумом; - ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробоч-

ку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом

столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров

друг с другом; - коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из

другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю; - все 12

коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у

которого коробочка шумит так же; - учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим,

самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь

отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения

являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый

тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение

важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель

проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение.

Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные.

Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упоря-

дочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от

способностей и интереса ребенка; - градация другой серии и сравнение ее с первой серией.

Трехступенчатый урок.

1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!"

2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы

коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?"

3-я ступень. Учитель выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с гром-

ким шумом". Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит

коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче -

самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими

шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний

выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: "Этот

громкий!" (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает

первую коробочку с остальными двумя и говорит: "Этот громче. Этот самый громкий!" Вторая и третья

ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая

выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громко-

стью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом

вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Учитель выбирает три

коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: "Этот громче, чем этот.

Этот тише, чем этот".

Контроль над ошибками:

построение ряда от громкого к тихому шуму;

построение ряда от тихого к громкому шуму;

построение ряда, начиная со среднего шума;

в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и вос-

становить нарушенный порядок.

Упражнение можно также провести как игру партнеров, - коробочки расставляют по комнате.

Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; -

коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает.

Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не

будет таким образом выстроен весь ряд.

Устный урок. Громкий - тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, тря-

сет их одну за другой и говорит: "Из этих двух шумов этот - громкий, а этот - тихий!"

Применение: - игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого; -

игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук; - ребенок издает шум руками, ногами

или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также

через подражание.

Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, при-

щелкивать, скрипеть, свистеть; - учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с

помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот

шум или звук.