3.7.1. ШУМЯЩИЕ КОРОБКИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек ох-
ватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую
крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая
коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.
Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.
Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию му-
зыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол.
Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка
обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к
действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят
с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая
концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение
сравнивает их между собой.
Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробоч-
ку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии.
Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару
выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки
не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем
предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заклю-
чительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничи-
вают двумя, тремя или четырьмя парами.
Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.
Дальнейшие упражнения: - отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коро-
бочку с таким же шумом; - ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробоч-
ку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом
столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров
друг с другом; - коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из
другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю; - все 12
коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у
которого коробочка шумит так же; - учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим,
самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь
отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения
являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый
тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение
важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель
проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение.
Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные.
Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упоря-
дочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от
способностей и интереса ребенка; - градация другой серии и сравнение ее с первой серией.
Трехступенчатый урок.
1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!"
2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы
коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?"
3-я ступень. Учитель выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с гром-
ким шумом". Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит
коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче -
самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими
шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний
выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: "Этот
громкий!" (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает
первую коробочку с остальными двумя и говорит: "Этот громче. Этот самый громкий!" Вторая и третья
ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая
выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громко-
стью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом
вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Учитель выбирает три
коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: "Этот громче, чем этот.
Этот тише, чем этот".
Контроль над ошибками:
построение ряда от громкого к тихому шуму;
построение ряда от тихого к громкому шуму;
построение ряда, начиная со среднего шума;
в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и вос-
становить нарушенный порядок.
Упражнение можно также провести как игру партнеров, - коробочки расставляют по комнате.
Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; -
коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает.
Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не
будет таким образом выстроен весь ряд.
Устный урок. Громкий - тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, тря-
сет их одну за другой и говорит: "Из этих двух шумов этот - громкий, а этот - тихий!"
Применение: - игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого; -
игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук; - ребенок издает шум руками, ногами
или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также
через подражание.
Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, при-
щелкивать, скрипеть, свистеть; - учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с
помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот
шум или звук.
Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек ох-
ватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую
крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая
коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.
Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.
Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию му-
зыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол.
Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка
обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к
действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят
с одной стороны стола, серию с голубыми крышками - с другой стороны. Так достигается более высокая
концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение
сравнивает их между собой.
Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробоч-
ку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии.
Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару
выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки
не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем
предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заклю-
чительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничи-
вают двумя, тремя или четырьмя парами.
Контроль над ошибками: акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.
Дальнейшие упражнения: - отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коро-
бочку с таким же шумом; - ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробоч-
ку, трясет ее и ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом
столе подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру партнеров
друг с другом; - коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из
другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю; - все 12
коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у
которого коробочка шумит так же; - учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим,
самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь
отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения
являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый
тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение
важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель
проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение.
Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные.
Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упоря-
дочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от
способностей и интереса ребенка; - градация другой серии и сравнение ее с первой серией.
Трехступенчатый урок.
1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!"
2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы
коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?"
3-я ступень. Учитель выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с гром-
ким шумом". Отсюда ребенок должен узнать относительность понятий громкий - тихий. Он ставит
коробочки друг рядом с другом напротив всех остальных и повторяет упражнение. Громкий - громче -
самый громкий. Тихий - тише - самый тихий. Учитель выбирает коробочки с тремя самыми громкими
шумами. Самый тихий из них он сравнивает с каким-либо шумом, который явно тише (последний
выбирается из трех оставшихся коробочек). Он трясет обе коробочки по очереди и говорит: "Этот
громкий!" (1-я ступень). Он оставляет коробочку с более тихим шумом в сторону. Теперь он сравнивает
первую коробочку с остальными двумя и говорит: "Этот громче. Этот самый громкий!" Вторая и третья
ступени урока могут относиться только к возрастанию форм. Они исходят из основной формы, которая
выражает понятие громкий в сравнении с предшествующей коробочкой с несколько отличной громко-
стью. Назвать другие шумы можно только через сравнение с первым шумом. Подобным же образом
вводятся понятия: тихий - тише - самый тихий. Громче, чем - тише, чем. Учитель выбирает три
коробочки. Он сравнивает средний шум с двумя другими шумами. Он говорит: "Этот громче, чем этот.
Этот тише, чем этот".
Контроль над ошибками:
построение ряда от громкого к тихому шуму;
построение ряда от тихого к громкому шуму;
построение ряда, начиная со среднего шума;
в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и вос-
становить нарушенный порядок.
Упражнение можно также провести как игру партнеров, - коробочки расставляют по комнате.
Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче; -
коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает.
Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не
будет таким образом выстроен весь ряд.
Устный урок. Громкий - тихий. Учитель берет две коробочки с контрастирующими шумами, тря-
сет их одну за другой и говорит: "Из этих двух шумов этот - громкий, а этот - тихий!"
Применение: - игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого; -
игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук; - ребенок издает шум руками, ногами
или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также
через подражание.
Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, при-
щелкивать, скрипеть, свистеть; - учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с
помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот
шум или звук.