3.4.3. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ТЕЛА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: Корзина, платок, 9 синих геометрических тел: шар, эллипсоид, яйцо, цилиндр, пира-

мида, конус, параллелепипед, куб, трехгранная призма. Ящик с дощечками в форме оснований перечис-

ленных геометрических тел: 3 квадрата, 2 круга, 2 прямоугольника, 1 равносторонний треугольник 1

равнобедренный треугольник.

Прямая цель: обратить внимание на геометрические тела и их характерные особенности.

Косвенная цель: подготовка к стереометрии.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает различные тела, например, шар, конус, куб. Он

поворачивает их в руках и старается со всей очевидностью показать различия между ними, катая и

опрокидывая их. Нужно обратить внимание на искривленные и плоские поверхности. Постепенно в

упражнение включаются все тела.

Контроль над ошибками происходит при работе над материалом.

Устный урок. Катать - опрокидывать. Целесообразно провести этот устный урок перед дальней-

шими упражнениями.

Дальнейшие упражнения:

тела лежат в накрытой корзине. Ребенок засовывает в нее руку, ощупывает какое-либо тело,

говорит, катается это тело или опрокидывается, и вытаскивает его наружу;

ребенок закрывает глаза. Учитель дает ему какое-либо тело. Ребенок ощупывает его и воз-

вращает учителю, который кладет его среди других тел. Ребенок открывает глаза и должен теперь без

ощупывания вновь узнать это тело;

ребенок формирует множество (группы) тел, которые только катаются, которые могут стоять,

которые могут стоять и кататься. Игра, в которой проясняются представления о множествах. Разделяю-

щее множество!

Применение:

ребенок ищет предметы из своего окружения, которые катаются или опрокидываются, и упо-

рядочивает их в соответствии с этими свойствами;

на двух ковриках лежит каждый раз по одном геометрическому телу. Ребенок ищет предмет

похожей формы: например, на шар похожи мяч, бусина, клубок пряжи; на куб - детский кубик, какой-

нибудь ящик.

Как работать с материалом. Для введения дощечек, имеющих форму оснований геометрических

тел, учитель берет дощечки из ящика и кладет из на стол. Он выбирает какое-либо геометрическое тело,

сравнивает его нижнее основание с дощечками и подбирает соответствующую ему дощечку. Точно так

же он поступает со всеми остальными геометрическими телами. Три дощечки остаются лишними, так

как одно геометрическое тело может иметь различные основания. Их нужно затем дополнительно

расположить около соответствующих тел.

Контроль над ошибками. Дощечки, повторяющие форму оснований тел, и соответствующие ос-

нования тел должны совпадать.

Устный урок. Названия различных тел сообщают на трехступенчатом уроке. Начинают с извест-

ных тел, например, с шара, куба.

Дальнейшие упражнения:

поставить на одно основание все тела, которые ему соответствуют;

найти множество тел с прямоугольным основанием или боковой гранью. Игра, в которой

проясняются представления о множествах;

найти тело с прямоугольной и квадратной боковыми гранями;

построить ряд из всех тел так, чтобы два стоящие рядом тела имели что-нибудь общее;

тела раздают детям. Один ребенок произносит их названия, другие дети приносят тела;

тела, названия которых известны ребенку, кладут в корзину и накрывают платком. Ребенок

ощупывает тело, называет его и вынимает из корзины;

назвать тело и найти его в закрытой корзине.

Применение. Два коврика. На каждом лежит одно геометрическое тело, например, цилиндр и

куб. Ребенок выбирает похожие тела из Монтессори-материалов и упорядочивает их. Ребенок обнару-

живает, что в Монтессори-материалах часто встречаются геометрические тела.

Материал: Корзина, платок, 9 синих геометрических тел: шар, эллипсоид, яйцо, цилиндр, пира-

мида, конус, параллелепипед, куб, трехгранная призма. Ящик с дощечками в форме оснований перечис-

ленных геометрических тел: 3 квадрата, 2 круга, 2 прямоугольника, 1 равносторонний треугольник 1

равнобедренный треугольник.

Прямая цель: обратить внимание на геометрические тела и их характерные особенности.

Косвенная цель: подготовка к стереометрии.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает различные тела, например, шар, конус, куб. Он

поворачивает их в руках и старается со всей очевидностью показать различия между ними, катая и

опрокидывая их. Нужно обратить внимание на искривленные и плоские поверхности. Постепенно в

упражнение включаются все тела.

Контроль над ошибками происходит при работе над материалом.

Устный урок. Катать - опрокидывать. Целесообразно провести этот устный урок перед дальней-

шими упражнениями.

Дальнейшие упражнения:

тела лежат в накрытой корзине. Ребенок засовывает в нее руку, ощупывает какое-либо тело,

говорит, катается это тело или опрокидывается, и вытаскивает его наружу;

ребенок закрывает глаза. Учитель дает ему какое-либо тело. Ребенок ощупывает его и воз-

вращает учителю, который кладет его среди других тел. Ребенок открывает глаза и должен теперь без

ощупывания вновь узнать это тело;

ребенок формирует множество (группы) тел, которые только катаются, которые могут стоять,

которые могут стоять и кататься. Игра, в которой проясняются представления о множествах. Разделяю-

щее множество!

Применение:

ребенок ищет предметы из своего окружения, которые катаются или опрокидываются, и упо-

рядочивает их в соответствии с этими свойствами;

на двух ковриках лежит каждый раз по одном геометрическому телу. Ребенок ищет предмет

похожей формы: например, на шар похожи мяч, бусина, клубок пряжи; на куб - детский кубик, какой-

нибудь ящик.

Как работать с материалом. Для введения дощечек, имеющих форму оснований геометрических

тел, учитель берет дощечки из ящика и кладет из на стол. Он выбирает какое-либо геометрическое тело,

сравнивает его нижнее основание с дощечками и подбирает соответствующую ему дощечку. Точно так

же он поступает со всеми остальными геометрическими телами. Три дощечки остаются лишними, так

как одно геометрическое тело может иметь различные основания. Их нужно затем дополнительно

расположить около соответствующих тел.

Контроль над ошибками. Дощечки, повторяющие форму оснований тел, и соответствующие ос-

нования тел должны совпадать.

Устный урок. Названия различных тел сообщают на трехступенчатом уроке. Начинают с извест-

ных тел, например, с шара, куба.

Дальнейшие упражнения:

поставить на одно основание все тела, которые ему соответствуют;

найти множество тел с прямоугольным основанием или боковой гранью. Игра, в которой

проясняются представления о множествах;

найти тело с прямоугольной и квадратной боковыми гранями;

построить ряд из всех тел так, чтобы два стоящие рядом тела имели что-нибудь общее;

тела раздают детям. Один ребенок произносит их названия, другие дети приносят тела;

тела, названия которых известны ребенку, кладут в корзину и накрывают платком. Ребенок

ощупывает тело, называет его и вынимает из корзины;

назвать тело и найти его в закрытой корзине.

Применение. Два коврика. На каждом лежит одно геометрическое тело, например, цилиндр и

куб. Ребенок выбирает похожие тела из Монтессори-материалов и упорядочивает их. Ребенок обнару-

живает, что в Монтессори-материалах часто встречаются геометрические тела.