3.2.3. КРАСНЫЕ ШТАНГИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: 10 красных деревянных штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая
следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по
2,5 см шириной и высотой.
Прямая цель: Формирование понятий "длинный - короткий".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых струк-
тур, подготовка к работе с числовыми штангами.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно от-
личаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы
и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем от берет более
короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы
штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам
получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок
повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.
Контроль за ошибками: равномерность ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность
промежутков между длинами ступеней "лестницы" проверяется самой короткой штангой (механиче-
ский контроль).
Дальнейшие упражнения:
упорядочивание штанг в виде ступенчатой фигуры;
данное приращение длин штанг нужно измерить самой короткойштангой; - упорядочивание
штанг в обратной последовательности;
штанги кладут друг за другом так, чтобы конец следующей более короткой штанги находился
на середине предыдущей, попеременно то слева, то справа от нее; - штанги кладут друг на друга, чтобы
получилась стена;
штанги упорядочивают, складывая друг на друга "крестом". Стараясь сбалансировать штанги,
ребенок обращает внимание на их центр;
штанги упорядочивают с закрытыми глазами;
заданный порядок 10-1 меняют, учитывая гармонию: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7-
4-6-5. Через такую закономерность можно найти множество различных вариантов работы с материалом:
из ряда, упорядоченного 110-1, вынимают одну штангу, а остальные сдвигают, закрывая про-
межуток. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Это упражнение проводится как игра
партнеров; - если устный урок уже проведен, ребенок может объяснить соотношения между штангами
(смотрите устный урок);
упорядочить штанги, приставляя каждую следующую к правому углу предыдущей;
упорядочивание штанг при измененной мере, то есть с измененным "шагом" лестницы при
порядковой мере 2. Например: 2-4-6-8-10;
ребенку показывают штангу. Он оценивает ее длину, касаясь штанги рукой через промежут-
ки, тренируется глазомер;
складывая друг с другом соответствующие штанги, получить соответствующие штанги оди-
наковой длины;
построить равносторонний пятиугольник, используя все штанги;
измерить штангами длину. Этим подготавливается дальнейшая работа
со стандартными единицами измерения.
Комбинационные игры: с Розовой башней, с Коричневой лестницей, с Розовой башней и Корич-
невой лестницей одновременно.
Устный урок. Он посвящен названиям различий: длинный - короткий, длинный - длиннее - са-
мый длинный, короткий - короче - самый короткий, самый длинный - самый короткий, длиннее, чем -
короче, чем.
Применение:
перенос понятия "длинный - короткий" на другие предметы;
нахождение предметов равной длины;
измерение и сравнение длин предметов одинаковой формы, например, ниток, картонных ка-
тушек.
Материал: 10 красных деревянных штанг. Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая
следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по
2,5 см шириной и высотой.
Прямая цель: Формирование понятий "длинный - короткий".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых струк-
тур, подготовка к работе с числовыми штангами.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно от-
личаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы
и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Затем от берет более
короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы
штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам
получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок
повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.
Контроль за ошибками: равномерность ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность
промежутков между длинами ступеней "лестницы" проверяется самой короткой штангой (механиче-
ский контроль).
Дальнейшие упражнения:
упорядочивание штанг в виде ступенчатой фигуры;
данное приращение длин штанг нужно измерить самой короткойштангой; - упорядочивание
штанг в обратной последовательности;
штанги кладут друг за другом так, чтобы конец следующей более короткой штанги находился
на середине предыдущей, попеременно то слева, то справа от нее; - штанги кладут друг на друга, чтобы
получилась стена;
штанги упорядочивают, складывая друг на друга "крестом". Стараясь сбалансировать штанги,
ребенок обращает внимание на их центр;
штанги упорядочивают с закрытыми глазами;
заданный порядок 10-1 меняют, учитывая гармонию: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7-
4-6-5. Через такую закономерность можно найти множество различных вариантов работы с материалом:
из ряда, упорядоченного 110-1, вынимают одну штангу, а остальные сдвигают, закрывая про-
межуток. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Это упражнение проводится как игра
партнеров; - если устный урок уже проведен, ребенок может объяснить соотношения между штангами
(смотрите устный урок);
упорядочить штанги, приставляя каждую следующую к правому углу предыдущей;
упорядочивание штанг при измененной мере, то есть с измененным "шагом" лестницы при
порядковой мере 2. Например: 2-4-6-8-10;
ребенку показывают штангу. Он оценивает ее длину, касаясь штанги рукой через промежут-
ки, тренируется глазомер;
складывая друг с другом соответствующие штанги, получить соответствующие штанги оди-
наковой длины;
построить равносторонний пятиугольник, используя все штанги;
измерить штангами длину. Этим подготавливается дальнейшая работа
со стандартными единицами измерения.
Комбинационные игры: с Розовой башней, с Коричневой лестницей, с Розовой башней и Корич-
невой лестницей одновременно.
Устный урок. Он посвящен названиям различий: длинный - короткий, длинный - длиннее - са-
мый длинный, короткий - короче - самый короткий, самый длинный - самый короткий, длиннее, чем -
короче, чем.
Применение:
перенос понятия "длинный - короткий" на другие предметы;
нахождение предметов равной длины;
измерение и сравнение длин предметов одинаковой формы, например, ниток, картонных ка-
тушек.