4.2.3. ВЕРЕТЕНА

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: 2 ящика, в каждом по 5 отделений. На задней стенке первого ящика напротив отделе-

ний стоят цифры 0-4, на задней стенке второго ящика - цифры 5-9. Чтобы сделать очевидной взаимо-

связь чисел от 0 до 9, можно сдвинуть оба ящика друг с другом. В каждом отделении лежит столько

веретен, сколько указано на его задней стенке. Всего имеется 45 веретен. Веретена скреплены вместе

резиновыми колечками. Корзина, платок.

Цель: узнать множество чисел 0-9, разбитое на единицы. Выучить последовательность цифр 1-9.

Узнать понятие 0.

Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. В отделениях ящиков с веретенами лежит каждый раз соответст-

вующее количество веретен. Веретена в каждом отделении скреплены резиновым кольцом. В то время,

как числовые штанги разбиты на единичные отрезки, на занятиях с веретенами ребенок узнает, что

множество можно представить так же, как определенное количество отдельных предметов. Учитель

показывает на цифру 1 и просит ребенка назвать ее. Он вынимает веретено из отделения, кладет его в

корзину и говорит: "Один". Затем он указывает на цифру 2, спрашивает ее название, говорит: "Два",

снимает резинку, кладет веретена по очереди в корзину и считает при этом: "один, два". Так он

продолжает до тех пор, пока все веретена не окажутся в корзине. Теперь ребенок снова упорядочивает

веретена. Он называет цифру и кладет соответствующее количество пересчитаны; веретен в нужное

отделение. При повторении запоминается упорядоченный числовой ряд и углубляется понимание

соответствия цифры и ее количественного значения. Когда ребенок закончит, веретена в отделениях

снова скрепляют резинками. Ребенок повторяет упражнение.

Контроль над ошибками. Недостающие или лишние веретена.

При дальнейшей работе понятие 0 вводится с помощью веретен из заполненных отделений. Учи-

тель показывает на одно из отделений и спрашивает ребенка: "Сколько веретен лежит в этом отделе-

нии?" Ребенок называет количество. Учитель повторяет то же самое с другими отделениями и указыва-

ет наконец на пустое отделение: "Сколько веретен лежит в нем?" Ребенок отвечает: " Ничего!" или: "Ни

одного веретена!", или: "Отделение пустое!" Учитель говорит: "Это означает ноль". Он указывает на

символ 0 и говорит: "Ноль". Ребенок понимает, что 0 есть обозначение для пустого множества. Для

закрепления понятия 0 можно проделать следующие упражнения: "Стукни пять раз, стукни два раза, ...,

стукни ноль раз!" "Покажи три пальца, покажи один палец, ..., покажи ноль пальцев!"

Дальнейшие упражнения:

упорядочить веретена, находящиеся в неупорядоченной последовательности;

ребенок кладет перед каждым отделением ящика соответствующую цифру. Затем он читает

цифры ряда. Он смешивает цифры и повторяет упражнение. Для следующих упражнений нужны

отдельные красные цифры и платок; - пустой ящик для веретен так накрывают платком, чтобы ребенок

уже не мог видеть цифры на задней стенке. Ребенок снова раскладывает цифры перед соответствующи-

ми отделениями. Для контроля платок с ящика снимают и сравнивают красные цифры с цифрами на

задней стенке ящика; - вместо веретен ребенок раскладывает в отделениях ящика другие предметы.

Предметы должны быть однотипными и иметься в нужном количестве - 45. Это могут быть, например,

бусины, чурбанчики, пуговицы;

ящик с веретенами убирают назад на стеллаж. Ребенок по памяти раскладывает красные циф-

ры. Он упорядочивает соответствующее множество кружочков. Здесь все зависит лишь от количества

кружочков, а не от их расположения.

Материал: 2 ящика, в каждом по 5 отделений. На задней стенке первого ящика напротив отделе-

ний стоят цифры 0-4, на задней стенке второго ящика - цифры 5-9. Чтобы сделать очевидной взаимо-

связь чисел от 0 до 9, можно сдвинуть оба ящика друг с другом. В каждом отделении лежит столько

веретен, сколько указано на его задней стенке. Всего имеется 45 веретен. Веретена скреплены вместе

резиновыми колечками. Корзина, платок.

Цель: узнать множество чисел 0-9, разбитое на единицы. Выучить последовательность цифр 1-9.

Узнать понятие 0.

Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. В отделениях ящиков с веретенами лежит каждый раз соответст-

вующее количество веретен. Веретена в каждом отделении скреплены резиновым кольцом. В то время,

как числовые штанги разбиты на единичные отрезки, на занятиях с веретенами ребенок узнает, что

множество можно представить так же, как определенное количество отдельных предметов. Учитель

показывает на цифру 1 и просит ребенка назвать ее. Он вынимает веретено из отделения, кладет его в

корзину и говорит: "Один". Затем он указывает на цифру 2, спрашивает ее название, говорит: "Два",

снимает резинку, кладет веретена по очереди в корзину и считает при этом: "один, два". Так он

продолжает до тех пор, пока все веретена не окажутся в корзине. Теперь ребенок снова упорядочивает

веретена. Он называет цифру и кладет соответствующее количество пересчитаны; веретен в нужное

отделение. При повторении запоминается упорядоченный числовой ряд и углубляется понимание

соответствия цифры и ее количественного значения. Когда ребенок закончит, веретена в отделениях

снова скрепляют резинками. Ребенок повторяет упражнение.

Контроль над ошибками. Недостающие или лишние веретена.

При дальнейшей работе понятие 0 вводится с помощью веретен из заполненных отделений. Учи-

тель показывает на одно из отделений и спрашивает ребенка: "Сколько веретен лежит в этом отделе-

нии?" Ребенок называет количество. Учитель повторяет то же самое с другими отделениями и указыва-

ет наконец на пустое отделение: "Сколько веретен лежит в нем?" Ребенок отвечает: " Ничего!" или: "Ни

одного веретена!", или: "Отделение пустое!" Учитель говорит: "Это означает ноль". Он указывает на

символ 0 и говорит: "Ноль". Ребенок понимает, что 0 есть обозначение для пустого множества. Для

закрепления понятия 0 можно проделать следующие упражнения: "Стукни пять раз, стукни два раза, ...,

стукни ноль раз!" "Покажи три пальца, покажи один палец, ..., покажи ноль пальцев!"

Дальнейшие упражнения:

упорядочить веретена, находящиеся в неупорядоченной последовательности;

ребенок кладет перед каждым отделением ящика соответствующую цифру. Затем он читает

цифры ряда. Он смешивает цифры и повторяет упражнение. Для следующих упражнений нужны

отдельные красные цифры и платок; - пустой ящик для веретен так накрывают платком, чтобы ребенок

уже не мог видеть цифры на задней стенке. Ребенок снова раскладывает цифры перед соответствующи-

ми отделениями. Для контроля платок с ящика снимают и сравнивают красные цифры с цифрами на

задней стенке ящика; - вместо веретен ребенок раскладывает в отделениях ящика другие предметы.

Предметы должны быть однотипными и иметься в нужном количестве - 45. Это могут быть, например,

бусины, чурбанчики, пуговицы;

ящик с веретенами убирают назад на стеллаж. Ребенок по памяти раскладывает красные циф-

ры. Он упорядочивает соответствующее множество кружочков. Здесь все зависит лишь от количества

кружочков, а не от их расположения.