4.2.3. ВЕРЕТЕНА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: 2 ящика, в каждом по 5 отделений. На задней стенке первого ящика напротив отделе-
ний стоят цифры 0-4, на задней стенке второго ящика - цифры 5-9. Чтобы сделать очевидной взаимо-
связь чисел от 0 до 9, можно сдвинуть оба ящика друг с другом. В каждом отделении лежит столько
веретен, сколько указано на его задней стенке. Всего имеется 45 веретен. Веретена скреплены вместе
резиновыми колечками. Корзина, платок.
Цель: узнать множество чисел 0-9, разбитое на единицы. Выучить последовательность цифр 1-9.
Узнать понятие 0.
Возраст: около четырех лет.
Как работать с материалом. В отделениях ящиков с веретенами лежит каждый раз соответст-
вующее количество веретен. Веретена в каждом отделении скреплены резиновым кольцом. В то время,
как числовые штанги разбиты на единичные отрезки, на занятиях с веретенами ребенок узнает, что
множество можно представить так же, как определенное количество отдельных предметов. Учитель
показывает на цифру 1 и просит ребенка назвать ее. Он вынимает веретено из отделения, кладет его в
корзину и говорит: "Один". Затем он указывает на цифру 2, спрашивает ее название, говорит: "Два",
снимает резинку, кладет веретена по очереди в корзину и считает при этом: "один, два". Так он
продолжает до тех пор, пока все веретена не окажутся в корзине. Теперь ребенок снова упорядочивает
веретена. Он называет цифру и кладет соответствующее количество пересчитаны; веретен в нужное
отделение. При повторении запоминается упорядоченный числовой ряд и углубляется понимание
соответствия цифры и ее количественного значения. Когда ребенок закончит, веретена в отделениях
снова скрепляют резинками. Ребенок повторяет упражнение.
Контроль над ошибками. Недостающие или лишние веретена.
При дальнейшей работе понятие 0 вводится с помощью веретен из заполненных отделений. Учи-
тель показывает на одно из отделений и спрашивает ребенка: "Сколько веретен лежит в этом отделе-
нии?" Ребенок называет количество. Учитель повторяет то же самое с другими отделениями и указыва-
ет наконец на пустое отделение: "Сколько веретен лежит в нем?" Ребенок отвечает: " Ничего!" или: "Ни
одного веретена!", или: "Отделение пустое!" Учитель говорит: "Это означает ноль". Он указывает на
символ 0 и говорит: "Ноль". Ребенок понимает, что 0 есть обозначение для пустого множества. Для
закрепления понятия 0 можно проделать следующие упражнения: "Стукни пять раз, стукни два раза, ...,
стукни ноль раз!" "Покажи три пальца, покажи один палец, ..., покажи ноль пальцев!"
Дальнейшие упражнения:
упорядочить веретена, находящиеся в неупорядоченной последовательности;
ребенок кладет перед каждым отделением ящика соответствующую цифру. Затем он читает
цифры ряда. Он смешивает цифры и повторяет упражнение. Для следующих упражнений нужны
отдельные красные цифры и платок; - пустой ящик для веретен так накрывают платком, чтобы ребенок
уже не мог видеть цифры на задней стенке. Ребенок снова раскладывает цифры перед соответствующи-
ми отделениями. Для контроля платок с ящика снимают и сравнивают красные цифры с цифрами на
задней стенке ящика; - вместо веретен ребенок раскладывает в отделениях ящика другие предметы.
Предметы должны быть однотипными и иметься в нужном количестве - 45. Это могут быть, например,
бусины, чурбанчики, пуговицы;
ящик с веретенами убирают назад на стеллаж. Ребенок по памяти раскладывает красные циф-
ры. Он упорядочивает соответствующее множество кружочков. Здесь все зависит лишь от количества
кружочков, а не от их расположения.
Материал: 2 ящика, в каждом по 5 отделений. На задней стенке первого ящика напротив отделе-
ний стоят цифры 0-4, на задней стенке второго ящика - цифры 5-9. Чтобы сделать очевидной взаимо-
связь чисел от 0 до 9, можно сдвинуть оба ящика друг с другом. В каждом отделении лежит столько
веретен, сколько указано на его задней стенке. Всего имеется 45 веретен. Веретена скреплены вместе
резиновыми колечками. Корзина, платок.
Цель: узнать множество чисел 0-9, разбитое на единицы. Выучить последовательность цифр 1-9.
Узнать понятие 0.
Возраст: около четырех лет.
Как работать с материалом. В отделениях ящиков с веретенами лежит каждый раз соответст-
вующее количество веретен. Веретена в каждом отделении скреплены резиновым кольцом. В то время,
как числовые штанги разбиты на единичные отрезки, на занятиях с веретенами ребенок узнает, что
множество можно представить так же, как определенное количество отдельных предметов. Учитель
показывает на цифру 1 и просит ребенка назвать ее. Он вынимает веретено из отделения, кладет его в
корзину и говорит: "Один". Затем он указывает на цифру 2, спрашивает ее название, говорит: "Два",
снимает резинку, кладет веретена по очереди в корзину и считает при этом: "один, два". Так он
продолжает до тех пор, пока все веретена не окажутся в корзине. Теперь ребенок снова упорядочивает
веретена. Он называет цифру и кладет соответствующее количество пересчитаны; веретен в нужное
отделение. При повторении запоминается упорядоченный числовой ряд и углубляется понимание
соответствия цифры и ее количественного значения. Когда ребенок закончит, веретена в отделениях
снова скрепляют резинками. Ребенок повторяет упражнение.
Контроль над ошибками. Недостающие или лишние веретена.
При дальнейшей работе понятие 0 вводится с помощью веретен из заполненных отделений. Учи-
тель показывает на одно из отделений и спрашивает ребенка: "Сколько веретен лежит в этом отделе-
нии?" Ребенок называет количество. Учитель повторяет то же самое с другими отделениями и указыва-
ет наконец на пустое отделение: "Сколько веретен лежит в нем?" Ребенок отвечает: " Ничего!" или: "Ни
одного веретена!", или: "Отделение пустое!" Учитель говорит: "Это означает ноль". Он указывает на
символ 0 и говорит: "Ноль". Ребенок понимает, что 0 есть обозначение для пустого множества. Для
закрепления понятия 0 можно проделать следующие упражнения: "Стукни пять раз, стукни два раза, ...,
стукни ноль раз!" "Покажи три пальца, покажи один палец, ..., покажи ноль пальцев!"
Дальнейшие упражнения:
упорядочить веретена, находящиеся в неупорядоченной последовательности;
ребенок кладет перед каждым отделением ящика соответствующую цифру. Затем он читает
цифры ряда. Он смешивает цифры и повторяет упражнение. Для следующих упражнений нужны
отдельные красные цифры и платок; - пустой ящик для веретен так накрывают платком, чтобы ребенок
уже не мог видеть цифры на задней стенке. Ребенок снова раскладывает цифры перед соответствующи-
ми отделениями. Для контроля платок с ящика снимают и сравнивают красные цифры с цифрами на
задней стенке ящика; - вместо веретен ребенок раскладывает в отделениях ящика другие предметы.
Предметы должны быть однотипными и иметься в нужном количестве - 45. Это могут быть, например,
бусины, чурбанчики, пуговицы;
ящик с веретенами убирают назад на стеллаж. Ребенок по памяти раскладывает красные циф-
ры. Он упорядочивает соответствующее множество кружочков. Здесь все зависит лишь от количества
кружочков, а не от их расположения.