5.3. БУКВЫ ИЗ ШЕРШАВОЙ БУМАГИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: буквы из шершавой бумаги и наклеены на деревянные дощечки, гласные буквы - на

голубом, согласные - на красном фоне.

Прямая цель: связать форму букв с их звучанием.

Косвенная цель: подготовка к письму.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает 3 буквы, сильно отличные по форме и звучанию.

Предпосылкой для занятий с буквами является умение ребенка слышать и выделять отдельные звуки в

целом слове. Средним и указательным пальцами учитель проводит вдоль буквы, имитируя процесс ее

написания, и произносит при этом, как она звучит. Одновременно с пальцами движется вся рука. Так

разучивают движение, полезное при обучении письму. Он предлагает ребенку сделать то же самое.

Затем он говорит слово, которое начинается с этого звука. Он просит ребенка придумать другое слово,

начинающееся с того же звука. Перед введением букв из шершавой бумаги нужно чаще обращать

внимание ребенка на те звуки, которые встречаются в его речи, в речи окружающих, в названиях

предметов. Занятие проводится в форме трехступенчатого урока. При этом важно каждый раз снова

обводить буквы и произносить звуки.

Контроль над ошибками: различие поверхностей из шершавой бумаги и дерева побуждает ре-

бенка продолжать вести пальцами вдоль буквы. Учитель проверяет правильность произношения букв.

Дальнейшие упражнения:

обводить буквы. Если они известны, произносить их и складывать в стопку;

положить буквы на те предметы или раздать их тем детям, в именах которых встречаются та-

кие звуки;

положить буквы подвижного алфавита на соответствующие буквы из шершавой бумаги. В

этом упражнении ребенок сопоставляет форму и размер букв;

дощечки с буквами лежат лицевой стороной вниз. Ребенок переворачивает одну из дощечек,

обводит букву, произносит ее и говорит слово, которое с нее начинается. Затем он кладет ее на прежнее

место и перемешивает буквы. К дощечкам подходит другой ребенок;

такая же игра проводится с буквами, лежащими лицевой стороной вверх. Ребенок обводит

букву с закрытыми глазами;

ребенок выбирает букву. Другие дети ищут слова, в которых встречается эта буква в начала, в

конце или в середине слова;

угадывание названий. Нужно варьировать два предыдущих упражнения. Следует называть

слова только из одной сферы, например, названия цветов, зверей, имена людей.

Материал: буквы из шершавой бумаги и наклеены на деревянные дощечки, гласные буквы - на

голубом, согласные - на красном фоне.

Прямая цель: связать форму букв с их звучанием.

Косвенная цель: подготовка к письму.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает 3 буквы, сильно отличные по форме и звучанию.

Предпосылкой для занятий с буквами является умение ребенка слышать и выделять отдельные звуки в

целом слове. Средним и указательным пальцами учитель проводит вдоль буквы, имитируя процесс ее

написания, и произносит при этом, как она звучит. Одновременно с пальцами движется вся рука. Так

разучивают движение, полезное при обучении письму. Он предлагает ребенку сделать то же самое.

Затем он говорит слово, которое начинается с этого звука. Он просит ребенка придумать другое слово,

начинающееся с того же звука. Перед введением букв из шершавой бумаги нужно чаще обращать

внимание ребенка на те звуки, которые встречаются в его речи, в речи окружающих, в названиях

предметов. Занятие проводится в форме трехступенчатого урока. При этом важно каждый раз снова

обводить буквы и произносить звуки.

Контроль над ошибками: различие поверхностей из шершавой бумаги и дерева побуждает ре-

бенка продолжать вести пальцами вдоль буквы. Учитель проверяет правильность произношения букв.

Дальнейшие упражнения:

обводить буквы. Если они известны, произносить их и складывать в стопку;

положить буквы на те предметы или раздать их тем детям, в именах которых встречаются та-

кие звуки;

положить буквы подвижного алфавита на соответствующие буквы из шершавой бумаги. В

этом упражнении ребенок сопоставляет форму и размер букв;

дощечки с буквами лежат лицевой стороной вниз. Ребенок переворачивает одну из дощечек,

обводит букву, произносит ее и говорит слово, которое с нее начинается. Затем он кладет ее на прежнее

место и перемешивает буквы. К дощечкам подходит другой ребенок;

такая же игра проводится с буквами, лежащими лицевой стороной вверх. Ребенок обводит

букву с закрытыми глазами;

ребенок выбирает букву. Другие дети ищут слова, в которых встречается эта буква в начала, в

конце или в середине слова;

угадывание названий. Нужно варьировать два предыдущих упражнения. Следует называть

слова только из одной сферы, например, названия цветов, зверей, имена людей.