5.3. БУКВЫ ИЗ ШЕРШАВОЙ БУМАГИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: буквы из шершавой бумаги и наклеены на деревянные дощечки, гласные буквы - на
голубом, согласные - на красном фоне.
Прямая цель: связать форму букв с их звучанием.
Косвенная цель: подготовка к письму.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель выбирает 3 буквы, сильно отличные по форме и звучанию.
Предпосылкой для занятий с буквами является умение ребенка слышать и выделять отдельные звуки в
целом слове. Средним и указательным пальцами учитель проводит вдоль буквы, имитируя процесс ее
написания, и произносит при этом, как она звучит. Одновременно с пальцами движется вся рука. Так
разучивают движение, полезное при обучении письму. Он предлагает ребенку сделать то же самое.
Затем он говорит слово, которое начинается с этого звука. Он просит ребенка придумать другое слово,
начинающееся с того же звука. Перед введением букв из шершавой бумаги нужно чаще обращать
внимание ребенка на те звуки, которые встречаются в его речи, в речи окружающих, в названиях
предметов. Занятие проводится в форме трехступенчатого урока. При этом важно каждый раз снова
обводить буквы и произносить звуки.
Контроль над ошибками: различие поверхностей из шершавой бумаги и дерева побуждает ре-
бенка продолжать вести пальцами вдоль буквы. Учитель проверяет правильность произношения букв.
Дальнейшие упражнения:
обводить буквы. Если они известны, произносить их и складывать в стопку;
положить буквы на те предметы или раздать их тем детям, в именах которых встречаются та-
кие звуки;
положить буквы подвижного алфавита на соответствующие буквы из шершавой бумаги. В
этом упражнении ребенок сопоставляет форму и размер букв;
дощечки с буквами лежат лицевой стороной вниз. Ребенок переворачивает одну из дощечек,
обводит букву, произносит ее и говорит слово, которое с нее начинается. Затем он кладет ее на прежнее
место и перемешивает буквы. К дощечкам подходит другой ребенок;
такая же игра проводится с буквами, лежащими лицевой стороной вверх. Ребенок обводит
букву с закрытыми глазами;
ребенок выбирает букву. Другие дети ищут слова, в которых встречается эта буква в начала, в
конце или в середине слова;
угадывание названий. Нужно варьировать два предыдущих упражнения. Следует называть
слова только из одной сферы, например, названия цветов, зверей, имена людей.
Материал: буквы из шершавой бумаги и наклеены на деревянные дощечки, гласные буквы - на
голубом, согласные - на красном фоне.
Прямая цель: связать форму букв с их звучанием.
Косвенная цель: подготовка к письму.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель выбирает 3 буквы, сильно отличные по форме и звучанию.
Предпосылкой для занятий с буквами является умение ребенка слышать и выделять отдельные звуки в
целом слове. Средним и указательным пальцами учитель проводит вдоль буквы, имитируя процесс ее
написания, и произносит при этом, как она звучит. Одновременно с пальцами движется вся рука. Так
разучивают движение, полезное при обучении письму. Он предлагает ребенку сделать то же самое.
Затем он говорит слово, которое начинается с этого звука. Он просит ребенка придумать другое слово,
начинающееся с того же звука. Перед введением букв из шершавой бумаги нужно чаще обращать
внимание ребенка на те звуки, которые встречаются в его речи, в речи окружающих, в названиях
предметов. Занятие проводится в форме трехступенчатого урока. При этом важно каждый раз снова
обводить буквы и произносить звуки.
Контроль над ошибками: различие поверхностей из шершавой бумаги и дерева побуждает ре-
бенка продолжать вести пальцами вдоль буквы. Учитель проверяет правильность произношения букв.
Дальнейшие упражнения:
обводить буквы. Если они известны, произносить их и складывать в стопку;
положить буквы на те предметы или раздать их тем детям, в именах которых встречаются та-
кие звуки;
положить буквы подвижного алфавита на соответствующие буквы из шершавой бумаги. В
этом упражнении ребенок сопоставляет форму и размер букв;
дощечки с буквами лежат лицевой стороной вниз. Ребенок переворачивает одну из дощечек,
обводит букву, произносит ее и говорит слово, которое с нее начинается. Затем он кладет ее на прежнее
место и перемешивает буквы. К дощечкам подходит другой ребенок;
такая же игра проводится с буквами, лежащими лицевой стороной вверх. Ребенок обводит
букву с закрытыми глазами;
ребенок выбирает букву. Другие дети ищут слова, в которых встречается эта буква в начала, в
конце или в середине слова;
угадывание названий. Нужно варьировать два предыдущих упражнения. Следует называть
слова только из одной сферы, например, названия цветов, зверей, имена людей.