4.2.1. ЧИСЛОВЫЕ ШТАНГИ С ТАБЛИЧКАМИ ЧИСЕЛ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: 10 штанг, по размерам соответствующих красным штангам. Они отличаются только

тем, что разделены на красные и голубые промежутки длиной по 10 см. Самая короткая штанга красная.

Деревянные таблички с написанными на них числами от 1 до 10.

Прямая цель: ознакомиться с количествами 1-10. Увидеть взаимосвязь количеств и символов.

Косвенная цель: ознакомиться с метрической системой.

Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. Все штанги лежат в беспорядке на ковре. Ребенок раскладывает

штанги в том же порядке, который был разучен на красных штангах. Привязка к хорошо знакомому.

Учитель берет первые 3 штанги и отделяет их от остальных. Он кладет самую короткую штангу перед

ребенком, касается ее и говорит: "Раз". Первая ступень урока о наименованиях. Он кладет вторую

штангу перед ребенком, касается по очереди обеих ее отрезков и считает: "Раз, два.- Два!" Точно так же

он поступает с третьей штангой. Каждый раз начинают считать с первого и касаются затем поочередно

следующих отрезков штанги, чтобы ребенок запоминал ряд последовательных чисел. Нужно считать

отрезки, а не штанги. Учитель перемешивает штанги и говорит: "Дайте мне штангу 2!", или: "Покажи

мне 3!" Каждый раз он просит ребенка посчитать. Вторая ступень урока о наименованиях. Учитель

берет одну из трех штанг, предлагает ребенку пересчитать ее отрезки и назвать, какая это штанга.

Третья ступень урока о наименованиях. Если ребенку интересно, учитель может ввести и другие

штанги. Когда упражнение заканчивают, учитель просит ребенка вновь восстановить нарушенный

порядок штанг. При следующих упражнениях нужно снова и снова называть штанги. Очень важно,

чтобы в конце упражнения ребенок снова увидел материал как единое целое.

Контроль над ошибками: осуществляется учителем.

Дальнейшие упражнения:

из перемещенных штанг выбрать одну и пересчитать ее отрезки. Повторная проверка должна

проводиться не только путем сравнения длин, но и с помощью чисел; - "Дай мне, пожалуйста, следую-

щую/предыдущую штангу!";

пересчитать только красные или голубые отрезки штанги;

назвать числа, начиная от самого большого и кончая самым маленьким;

дополнить штанги до 10 (9-8-7). Подготовка к сложению:

после того, как введены цифры из шершавой бумаги, нужно использовать числовые таблич-

ки;

штанги лежат в правильном порядке на ковре. Ребенок упорядочивает числовые таблички,

располагая их около соответствующих штанг;

числовые таблички лежат в ряд по порядку, штанги - беспорядочно. Ребенок подбирает к ка-

ждой штанге соответствующую табличку;

ребенок раскладывает штанги по комнате. Он берет какую-либо табличку и ищет соответст-

вующую штангу;

штанги раздают детям. Дети со штангами быстро образуют ряд 1-10. Штанги меняют и строят

новый ряд.

Следующие упражнения являются групповыми играми:

Штанга 6 идет ко мне! Теперь снова быстро образуйте правильный ряд!" Все дети равняются

по штанге 6;

штанги или числовые таблички распределяются между детьми. "Ищите своего (меньшего или

большего) соседа!";

мы идем и одновременно считаем, затем возвращаемся и считаем в обратном порядке, но

медленно! Счет ведется до того числа, которое представлено штангой или цифрой, находящейся у

ребенка в руках;

при ходьбе выделять четные или нечетные числа, громче произнося их или сильнее ступая

ногами.

Применение. Провести игры, в которых дети могли бы применить приобретенные ими знания о

числах, например, следующую игру. На разложенных карточках стоят числа 1-10. Карточки раздают

детям. Каждому ребенку предлагают принести столько предметов, какое число указано в его карточке, и

положить эти предметы на ковер.

Материал: 10 штанг, по размерам соответствующих красным штангам. Они отличаются только

тем, что разделены на красные и голубые промежутки длиной по 10 см. Самая короткая штанга красная.

Деревянные таблички с написанными на них числами от 1 до 10.

Прямая цель: ознакомиться с количествами 1-10. Увидеть взаимосвязь количеств и символов.

Косвенная цель: ознакомиться с метрической системой.

Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. Все штанги лежат в беспорядке на ковре. Ребенок раскладывает

штанги в том же порядке, который был разучен на красных штангах. Привязка к хорошо знакомому.

Учитель берет первые 3 штанги и отделяет их от остальных. Он кладет самую короткую штангу перед

ребенком, касается ее и говорит: "Раз". Первая ступень урока о наименованиях. Он кладет вторую

штангу перед ребенком, касается по очереди обеих ее отрезков и считает: "Раз, два.- Два!" Точно так же

он поступает с третьей штангой. Каждый раз начинают считать с первого и касаются затем поочередно

следующих отрезков штанги, чтобы ребенок запоминал ряд последовательных чисел. Нужно считать

отрезки, а не штанги. Учитель перемешивает штанги и говорит: "Дайте мне штангу 2!", или: "Покажи

мне 3!" Каждый раз он просит ребенка посчитать. Вторая ступень урока о наименованиях. Учитель

берет одну из трех штанг, предлагает ребенку пересчитать ее отрезки и назвать, какая это штанга.

Третья ступень урока о наименованиях. Если ребенку интересно, учитель может ввести и другие

штанги. Когда упражнение заканчивают, учитель просит ребенка вновь восстановить нарушенный

порядок штанг. При следующих упражнениях нужно снова и снова называть штанги. Очень важно,

чтобы в конце упражнения ребенок снова увидел материал как единое целое.

Контроль над ошибками: осуществляется учителем.

Дальнейшие упражнения:

из перемещенных штанг выбрать одну и пересчитать ее отрезки. Повторная проверка должна

проводиться не только путем сравнения длин, но и с помощью чисел; - "Дай мне, пожалуйста, следую-

щую/предыдущую штангу!";

пересчитать только красные или голубые отрезки штанги;

назвать числа, начиная от самого большого и кончая самым маленьким;

дополнить штанги до 10 (9-8-7). Подготовка к сложению:

после того, как введены цифры из шершавой бумаги, нужно использовать числовые таблич-

ки;

штанги лежат в правильном порядке на ковре. Ребенок упорядочивает числовые таблички,

располагая их около соответствующих штанг;

числовые таблички лежат в ряд по порядку, штанги - беспорядочно. Ребенок подбирает к ка-

ждой штанге соответствующую табличку;

ребенок раскладывает штанги по комнате. Он берет какую-либо табличку и ищет соответст-

вующую штангу;

штанги раздают детям. Дети со штангами быстро образуют ряд 1-10. Штанги меняют и строят

новый ряд.

Следующие упражнения являются групповыми играми:

Штанга 6 идет ко мне! Теперь снова быстро образуйте правильный ряд!" Все дети равняются

по штанге 6;

штанги или числовые таблички распределяются между детьми. "Ищите своего (меньшего или

большего) соседа!";

мы идем и одновременно считаем, затем возвращаемся и считаем в обратном порядке, но

медленно! Счет ведется до того числа, которое представлено штангой или цифрой, находящейся у

ребенка в руках;

при ходьбе выделять четные или нечетные числа, громче произнося их или сильнее ступая

ногами.

Применение. Провести игры, в которых дети могли бы применить приобретенные ими знания о

числах, например, следующую игру. На разложенных карточках стоят числа 1-10. Карточки раздают

детям. Каждому ребенку предлагают принести столько предметов, какое число указано в его карточке, и

положить эти предметы на ковер.