4.2.1. ЧИСЛОВЫЕ ШТАНГИ С ТАБЛИЧКАМИ ЧИСЕЛ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: 10 штанг, по размерам соответствующих красным штангам. Они отличаются только
тем, что разделены на красные и голубые промежутки длиной по 10 см. Самая короткая штанга красная.
Деревянные таблички с написанными на них числами от 1 до 10.
Прямая цель: ознакомиться с количествами 1-10. Увидеть взаимосвязь количеств и символов.
Косвенная цель: ознакомиться с метрической системой.
Возраст: около четырех лет.
Как работать с материалом. Все штанги лежат в беспорядке на ковре. Ребенок раскладывает
штанги в том же порядке, который был разучен на красных штангах. Привязка к хорошо знакомому.
Учитель берет первые 3 штанги и отделяет их от остальных. Он кладет самую короткую штангу перед
ребенком, касается ее и говорит: "Раз". Первая ступень урока о наименованиях. Он кладет вторую
штангу перед ребенком, касается по очереди обеих ее отрезков и считает: "Раз, два.- Два!" Точно так же
он поступает с третьей штангой. Каждый раз начинают считать с первого и касаются затем поочередно
следующих отрезков штанги, чтобы ребенок запоминал ряд последовательных чисел. Нужно считать
отрезки, а не штанги. Учитель перемешивает штанги и говорит: "Дайте мне штангу 2!", или: "Покажи
мне 3!" Каждый раз он просит ребенка посчитать. Вторая ступень урока о наименованиях. Учитель
берет одну из трех штанг, предлагает ребенку пересчитать ее отрезки и назвать, какая это штанга.
Третья ступень урока о наименованиях. Если ребенку интересно, учитель может ввести и другие
штанги. Когда упражнение заканчивают, учитель просит ребенка вновь восстановить нарушенный
порядок штанг. При следующих упражнениях нужно снова и снова называть штанги. Очень важно,
чтобы в конце упражнения ребенок снова увидел материал как единое целое.
Контроль над ошибками: осуществляется учителем.
Дальнейшие упражнения:
из перемещенных штанг выбрать одну и пересчитать ее отрезки. Повторная проверка должна
проводиться не только путем сравнения длин, но и с помощью чисел; - "Дай мне, пожалуйста, следую-
щую/предыдущую штангу!";
пересчитать только красные или голубые отрезки штанги;
назвать числа, начиная от самого большого и кончая самым маленьким;
дополнить штанги до 10 (9-8-7). Подготовка к сложению:
после того, как введены цифры из шершавой бумаги, нужно использовать числовые таблич-
ки;
штанги лежат в правильном порядке на ковре. Ребенок упорядочивает числовые таблички,
располагая их около соответствующих штанг;
числовые таблички лежат в ряд по порядку, штанги - беспорядочно. Ребенок подбирает к ка-
ждой штанге соответствующую табличку;
ребенок раскладывает штанги по комнате. Он берет какую-либо табличку и ищет соответст-
вующую штангу;
штанги раздают детям. Дети со штангами быстро образуют ряд 1-10. Штанги меняют и строят
новый ряд.
Следующие упражнения являются групповыми играми:
Штанга 6 идет ко мне! Теперь снова быстро образуйте правильный ряд!" Все дети равняются
по штанге 6;
штанги или числовые таблички распределяются между детьми. "Ищите своего (меньшего или
большего) соседа!";
мы идем и одновременно считаем, затем возвращаемся и считаем в обратном порядке, но
медленно! Счет ведется до того числа, которое представлено штангой или цифрой, находящейся у
ребенка в руках;
при ходьбе выделять четные или нечетные числа, громче произнося их или сильнее ступая
ногами.
Применение. Провести игры, в которых дети могли бы применить приобретенные ими знания о
числах, например, следующую игру. На разложенных карточках стоят числа 1-10. Карточки раздают
детям. Каждому ребенку предлагают принести столько предметов, какое число указано в его карточке, и
положить эти предметы на ковер.
Материал: 10 штанг, по размерам соответствующих красным штангам. Они отличаются только
тем, что разделены на красные и голубые промежутки длиной по 10 см. Самая короткая штанга красная.
Деревянные таблички с написанными на них числами от 1 до 10.
Прямая цель: ознакомиться с количествами 1-10. Увидеть взаимосвязь количеств и символов.
Косвенная цель: ознакомиться с метрической системой.
Возраст: около четырех лет.
Как работать с материалом. Все штанги лежат в беспорядке на ковре. Ребенок раскладывает
штанги в том же порядке, который был разучен на красных штангах. Привязка к хорошо знакомому.
Учитель берет первые 3 штанги и отделяет их от остальных. Он кладет самую короткую штангу перед
ребенком, касается ее и говорит: "Раз". Первая ступень урока о наименованиях. Он кладет вторую
штангу перед ребенком, касается по очереди обеих ее отрезков и считает: "Раз, два.- Два!" Точно так же
он поступает с третьей штангой. Каждый раз начинают считать с первого и касаются затем поочередно
следующих отрезков штанги, чтобы ребенок запоминал ряд последовательных чисел. Нужно считать
отрезки, а не штанги. Учитель перемешивает штанги и говорит: "Дайте мне штангу 2!", или: "Покажи
мне 3!" Каждый раз он просит ребенка посчитать. Вторая ступень урока о наименованиях. Учитель
берет одну из трех штанг, предлагает ребенку пересчитать ее отрезки и назвать, какая это штанга.
Третья ступень урока о наименованиях. Если ребенку интересно, учитель может ввести и другие
штанги. Когда упражнение заканчивают, учитель просит ребенка вновь восстановить нарушенный
порядок штанг. При следующих упражнениях нужно снова и снова называть штанги. Очень важно,
чтобы в конце упражнения ребенок снова увидел материал как единое целое.
Контроль над ошибками: осуществляется учителем.
Дальнейшие упражнения:
из перемещенных штанг выбрать одну и пересчитать ее отрезки. Повторная проверка должна
проводиться не только путем сравнения длин, но и с помощью чисел; - "Дай мне, пожалуйста, следую-
щую/предыдущую штангу!";
пересчитать только красные или голубые отрезки штанги;
назвать числа, начиная от самого большого и кончая самым маленьким;
дополнить штанги до 10 (9-8-7). Подготовка к сложению:
после того, как введены цифры из шершавой бумаги, нужно использовать числовые таблич-
ки;
штанги лежат в правильном порядке на ковре. Ребенок упорядочивает числовые таблички,
располагая их около соответствующих штанг;
числовые таблички лежат в ряд по порядку, штанги - беспорядочно. Ребенок подбирает к ка-
ждой штанге соответствующую табличку;
ребенок раскладывает штанги по комнате. Он берет какую-либо табличку и ищет соответст-
вующую штангу;
штанги раздают детям. Дети со штангами быстро образуют ряд 1-10. Штанги меняют и строят
новый ряд.
Следующие упражнения являются групповыми играми:
Штанга 6 идет ко мне! Теперь снова быстро образуйте правильный ряд!" Все дети равняются
по штанге 6;
штанги или числовые таблички распределяются между детьми. "Ищите своего (меньшего или
большего) соседа!";
мы идем и одновременно считаем, затем возвращаемся и считаем в обратном порядке, но
медленно! Счет ведется до того числа, которое представлено штангой или цифрой, находящейся у
ребенка в руках;
при ходьбе выделять четные или нечетные числа, громче произнося их или сильнее ступая
ногами.
Применение. Провести игры, в которых дети могли бы применить приобретенные ими знания о
числах, например, следующую игру. На разложенных карточках стоят числа 1-10. Карточки раздают
детям. Каждому ребенку предлагают принести столько предметов, какое число указано в его карточке, и
положить эти предметы на ковер.