4.3.2. ЧИСЛОВОЙ МАТЕРИАЛ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: большой комплект карт. Он состоит из четырех комплектов по 9 карт или дощечек в
каждом, на которых стоят следующие числа: от 1 до 9 зеленого цвета, от 10 до 90 синего цвета, от 100
до 900 красного цвета, от 1000 до 9000 зеленого цвета.
Цель: познакомиться с символами, обозначающими разряды десятков, сотен и тысяч. Эти разря-
ды известны ребенку по Золотому материалу из бусин. Узнать, в какой последовательности идут
десятки, сотни и тысячи. Составление и чтение чисел. Узнать, как зависит значение цифры от ее
позиции в числе.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом: Учитель раскладывает карты на ковре в правильном порядке. В пра-
вом верхнем углу находится карта 1, под ней все карты с числами 2-10. Левее раскладываются сначала
десятки, потом сотни, потом тысячи, Нужно обратить внимание на то, чтобы между картами оставалось
промежуточное пространство. Отдельные карты должны выниматься так легко, чтобы не нарушить
порядок остальных карт. Порядок карт ребенок знает по Золотому материалу из бусин. Теперь учитель
берет карты 1, 10, 100 и 1000 и кладет их перед ребенком. Он указывает на карту 1 и предлагает ребенку
прочитать вслух число. Точно так же он поступает с картой 10. Затем он указывает на карту 100 и
говорит: "Это одна сотня!" Числа от 1 до 10 знакомы ребенку ребенку по работе с числовыми штангами,
кружками и веретенами. Так же он вводит число 1000. Упражнение сопровождается трехступенчатым
устным уроком. Карты затем возвращаются назад на свои места. Учитель указывает на ряд лежащих
друг под другом карт, читает последовательность чисел сверху вниз и предлагает ребенку повторять за
ним. Он начинает с единиц. При этом нужно называть числа, например: десять, триста, четыре тысячи.
Трехступенчатый урок. Он обращает внимание ребенка на различное число нулей в десятках, сотнях и
тысячах. Ребенок ориентируется по цвету единиц, десятков и сотен. Учитель называет произвольные
неупорядоченные числа. Ребенок должен дать ему нужные карты с символами этих чисел. Каждый раз
ребенок возвращает карту на место. Учитель дает ребенку карту с числом. Ребенок называет это число.
Дальнейшие упражнения:
учитель приносит несколько карт с числами различных категорий, например, однозначное и
двузначное (4 и 60) или двузначное и трехзначное (30 и 700);
учитель показывает, как принесенные карты положить друг за другом так, чтобы получилось
число, записанное обычным образом, например 64 или 730. Для этого он кладет карты друг за другом
так, чтобы каждая следующая карта закрывала часть предыдущей. Учитель читает число, а ребенок
должен повторять за ним. Перед каждым новым упражнением вынутые ранее карты возвращают на
место. Ребенку помогает не только тем что он видит символы чисел, но и тот факт, что при чтении
выявляется логическая конструкция числа: 437 - четыреста тридцать семь. Позже он легко понимает
числа, сказанные устно. Кроме того, нужно обратить внимание ребенка на форму записи числа: 4 сотни,
3 десятка, 7 единиц;
ребенок самостоятельно упражняется в раскладывании комплектов карт;
учитывая способности и желание ребенка, можно предложить ему составлять и читать четы-
рехзначные числа. Особого внимания требуют числа, в которых встречается символ нуля, например,
305, 15503,30.
Контроль над ошибками: осуществляется учителем.
Применение: читать номера домов, телефонов, автомобилей, числа на календаре, ценники.
Материал: большой комплект карт. Он состоит из четырех комплектов по 9 карт или дощечек в
каждом, на которых стоят следующие числа: от 1 до 9 зеленого цвета, от 10 до 90 синего цвета, от 100
до 900 красного цвета, от 1000 до 9000 зеленого цвета.
Цель: познакомиться с символами, обозначающими разряды десятков, сотен и тысяч. Эти разря-
ды известны ребенку по Золотому материалу из бусин. Узнать, в какой последовательности идут
десятки, сотни и тысячи. Составление и чтение чисел. Узнать, как зависит значение цифры от ее
позиции в числе.
Возраст: около пяти лет.
Как работать с материалом: Учитель раскладывает карты на ковре в правильном порядке. В пра-
вом верхнем углу находится карта 1, под ней все карты с числами 2-10. Левее раскладываются сначала
десятки, потом сотни, потом тысячи, Нужно обратить внимание на то, чтобы между картами оставалось
промежуточное пространство. Отдельные карты должны выниматься так легко, чтобы не нарушить
порядок остальных карт. Порядок карт ребенок знает по Золотому материалу из бусин. Теперь учитель
берет карты 1, 10, 100 и 1000 и кладет их перед ребенком. Он указывает на карту 1 и предлагает ребенку
прочитать вслух число. Точно так же он поступает с картой 10. Затем он указывает на карту 100 и
говорит: "Это одна сотня!" Числа от 1 до 10 знакомы ребенку ребенку по работе с числовыми штангами,
кружками и веретенами. Так же он вводит число 1000. Упражнение сопровождается трехступенчатым
устным уроком. Карты затем возвращаются назад на свои места. Учитель указывает на ряд лежащих
друг под другом карт, читает последовательность чисел сверху вниз и предлагает ребенку повторять за
ним. Он начинает с единиц. При этом нужно называть числа, например: десять, триста, четыре тысячи.
Трехступенчатый урок. Он обращает внимание ребенка на различное число нулей в десятках, сотнях и
тысячах. Ребенок ориентируется по цвету единиц, десятков и сотен. Учитель называет произвольные
неупорядоченные числа. Ребенок должен дать ему нужные карты с символами этих чисел. Каждый раз
ребенок возвращает карту на место. Учитель дает ребенку карту с числом. Ребенок называет это число.
Дальнейшие упражнения:
учитель приносит несколько карт с числами различных категорий, например, однозначное и
двузначное (4 и 60) или двузначное и трехзначное (30 и 700);
учитель показывает, как принесенные карты положить друг за другом так, чтобы получилось
число, записанное обычным образом, например 64 или 730. Для этого он кладет карты друг за другом
так, чтобы каждая следующая карта закрывала часть предыдущей. Учитель читает число, а ребенок
должен повторять за ним. Перед каждым новым упражнением вынутые ранее карты возвращают на
место. Ребенку помогает не только тем что он видит символы чисел, но и тот факт, что при чтении
выявляется логическая конструкция числа: 437 - четыреста тридцать семь. Позже он легко понимает
числа, сказанные устно. Кроме того, нужно обратить внимание ребенка на форму записи числа: 4 сотни,
3 десятка, 7 единиц;
ребенок самостоятельно упражняется в раскладывании комплектов карт;
учитывая способности и желание ребенка, можно предложить ему составлять и читать четы-
рехзначные числа. Особого внимания требуют числа, в которых встречается символ нуля, например,
305, 15503,30.
Контроль над ошибками: осуществляется учителем.
Применение: читать номера домов, телефонов, автомобилей, числа на календаре, ценники.