3.6.1. ТЯЖЕЛЫЕ ТАБЛИЧКИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал. В ящике с тремя полками находятся 3 серии табличек размером 6 см х 6 см. Каждая

серия сделана из дерева одной породы, отличной от пород дерева остальных двух серий. Поэтому они

имеют различный вес и различный цвет.

Прямая цель: развитие чувства тяжести.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает из самой легкой и самой тяжелой серии некоторое

ограниченное количество табличек и кладет их стопкой на стол. Теперь он показывает ребенку, как

можно взвешивать таблички. Вытягивает руку немного вперед. Рукой нельзя касаться тела и стола.

Кладет одну из табличек на ненапряженные концы пальцев, а рукой и кистью легко двигает вверх и

вниз. Затем учитель делает это другой рукой. Таблички нужно очень осторожно класть на кончики

пальцев, иначе ощущение тяжести теряется. Теперь ребенок берет в каждую руку по табличке. Он

взвешивает их и сравнивает вес. Сначала это происходит с открытыми глазами. Собственно упражнение

проводится с закрытыми глазами. Из-за различия пород дерева ребенок может отличить таблички также

зрительно. Учитель спрашивает ребенка, заметил ли он различие. "Были ли таблички одинаково

тяжелыми?"; "Была ли одна тяжелее?" Он предлагает ребенку все таблички одинаковой тяжести

складывать вместе. Затем побуждает ребенка взвесить и упорядочить две следующие таблички. Так

продолжается до тех пор, пока все таблички не будут рассортированы. Теперь ребенок может провести

упражнение с двумя полными сериями.

Контроль над ошибками: через повторное сравнение табличек при помощи взвешивания и визу-

ально.

Дальнейшие упражнения

учитель показывает ребенку, как можно взвешивать по несколько табличек одновременно.

Каждый раз ребенок сравнивает по равному количеству табличек из каждой серии. Различие веса

сильнее и яснее ощутимо;

ребенок упражняется с двумя сериями, которые имеют меньшее различие, например, с се-

риями 1-й и 2-ф; с сериями 2-й и 3-й; -освоить среднюю серию. Учитель берет из нее табличку и

сравнивает с ней все другие таблички. Более легкие он кладет с одной стороны, более тяжелые - с

другой, а равные по весу - посередине.

Устный урок. Тяжелый - легкий. Учитель берет одну из легких и одну из тяжелых табличек,

взвешивает их на концах пальцев и говорит: "Из этих двух табличек эта легкая, а эта тяжелая". Он дает

в руки ребенку таблички и предлагает их взвесить. Затем он говорит: "Какая табличка легкая?"; "Какая

табличка тяжелая?" Можно повторить с двумя другими табличками второй серии. Учитель указывает на

табличку и спрашивает: "Какая эта табличка? Какая та табличка?" Ребенок называет свойства тяжелый -

легкий. Теперь ребенок сравнивает среднюю серию с какой-либо другой и узнает, сто понятия тяжелый

- легкий лишь относительны.

Тяжелый - тяжелее - самый тяжелый. Учитель кладет на руки ребенку тяжелую и легкую таблич-

ки и просит сказать, какая табличка тяжелая. Затем он заменяет легкую табличку на несколько более

тяжелую и спрашивает ребенка: "Что теперь тяжелее?" Важно, чтобы упражнение проводилось с

различным количеством табличек одной и той же серии. Он кладет на руку много тяжелых табличек

одновременно и спрашивает: "Что теперь самое тяжелое?" Он делает это каждый раз с различными

стопками тяжелых табличек, пока ребенок не будет уверенно ориентироваться в понятиях тяжелый -

тяжелее - самый тяжелый.

Легкий - легче - самый легкий. Учитель кладет ребенку на руки определенное количество - около

6 табличек тяжелой и легкой серии и предлагает через взвешивание определить, какие таблички легкие.

Затем он убирает тяжелые таблички и кладет вместо них ребенку на руку около 3 легких табличек. Он

спрашивает: "Что легче?" Затем кладет ребенку на руку одну-единственную легкую табличку и

предлагает через взвешивание определить, что самое легкое. Повторяет подобные действия, пока

ребенок не усвоит понятия легкий - легче -

самый легкий. Применение: - ребенок приносит некоторое множество предметов и ставит их на

стол. Выбирает один из них и сравнивает его вес с весом других предметов. Упорядочивает их в

соответствии с понятиями легче - тяжелее - одинаковой тяжести. Эти упражнения можно провести с

весами; - ребенок упорядочивает предметы, выстраивая их в ряд. Вес предметов в ряду убывает или

возрастает; - дети взвешивают и определяют, что легче, тяжелее или равного веса. При этом ребенок

отчетливо понимает относительность понятий легкий - тяжелый. Ребенок взвешивает на весах отдель-

ные таблички и сравнивает их вес. При этом он кладет их на разные чаши весов; - ребенок взвешивает

таблички с помощью гирь. Он сравнивает вес отдельных табличек. Если может, он записывает их вес; -

ребенок кладет на весы одновременно несколько табличек; - ребенок пытается уравновесить опреде-

ленное количество табличек одной серии табличками другой серии.

Материал. В ящике с тремя полками находятся 3 серии табличек размером 6 см х 6 см. Каждая

серия сделана из дерева одной породы, отличной от пород дерева остальных двух серий. Поэтому они

имеют различный вес и различный цвет.

Прямая цель: развитие чувства тяжести.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель выбирает из самой легкой и самой тяжелой серии некоторое

ограниченное количество табличек и кладет их стопкой на стол. Теперь он показывает ребенку, как

можно взвешивать таблички. Вытягивает руку немного вперед. Рукой нельзя касаться тела и стола.

Кладет одну из табличек на ненапряженные концы пальцев, а рукой и кистью легко двигает вверх и

вниз. Затем учитель делает это другой рукой. Таблички нужно очень осторожно класть на кончики

пальцев, иначе ощущение тяжести теряется. Теперь ребенок берет в каждую руку по табличке. Он

взвешивает их и сравнивает вес. Сначала это происходит с открытыми глазами. Собственно упражнение

проводится с закрытыми глазами. Из-за различия пород дерева ребенок может отличить таблички также

зрительно. Учитель спрашивает ребенка, заметил ли он различие. "Были ли таблички одинаково

тяжелыми?"; "Была ли одна тяжелее?" Он предлагает ребенку все таблички одинаковой тяжести

складывать вместе. Затем побуждает ребенка взвесить и упорядочить две следующие таблички. Так

продолжается до тех пор, пока все таблички не будут рассортированы. Теперь ребенок может провести

упражнение с двумя полными сериями.

Контроль над ошибками: через повторное сравнение табличек при помощи взвешивания и визу-

ально.

Дальнейшие упражнения

учитель показывает ребенку, как можно взвешивать по несколько табличек одновременно.

Каждый раз ребенок сравнивает по равному количеству табличек из каждой серии. Различие веса

сильнее и яснее ощутимо;

ребенок упражняется с двумя сериями, которые имеют меньшее различие, например, с се-

риями 1-й и 2-ф; с сериями 2-й и 3-й; -освоить среднюю серию. Учитель берет из нее табличку и

сравнивает с ней все другие таблички. Более легкие он кладет с одной стороны, более тяжелые - с

другой, а равные по весу - посередине.

Устный урок. Тяжелый - легкий. Учитель берет одну из легких и одну из тяжелых табличек,

взвешивает их на концах пальцев и говорит: "Из этих двух табличек эта легкая, а эта тяжелая". Он дает

в руки ребенку таблички и предлагает их взвесить. Затем он говорит: "Какая табличка легкая?"; "Какая

табличка тяжелая?" Можно повторить с двумя другими табличками второй серии. Учитель указывает на

табличку и спрашивает: "Какая эта табличка? Какая та табличка?" Ребенок называет свойства тяжелый -

легкий. Теперь ребенок сравнивает среднюю серию с какой-либо другой и узнает, сто понятия тяжелый

- легкий лишь относительны.

Тяжелый - тяжелее - самый тяжелый. Учитель кладет на руки ребенку тяжелую и легкую таблич-

ки и просит сказать, какая табличка тяжелая. Затем он заменяет легкую табличку на несколько более

тяжелую и спрашивает ребенка: "Что теперь тяжелее?" Важно, чтобы упражнение проводилось с

различным количеством табличек одной и той же серии. Он кладет на руку много тяжелых табличек

одновременно и спрашивает: "Что теперь самое тяжелое?" Он делает это каждый раз с различными

стопками тяжелых табличек, пока ребенок не будет уверенно ориентироваться в понятиях тяжелый -

тяжелее - самый тяжелый.

Легкий - легче - самый легкий. Учитель кладет ребенку на руки определенное количество - около

6 табличек тяжелой и легкой серии и предлагает через взвешивание определить, какие таблички легкие.

Затем он убирает тяжелые таблички и кладет вместо них ребенку на руку около 3 легких табличек. Он

спрашивает: "Что легче?" Затем кладет ребенку на руку одну-единственную легкую табличку и

предлагает через взвешивание определить, что самое легкое. Повторяет подобные действия, пока

ребенок не усвоит понятия легкий - легче -

самый легкий. Применение: - ребенок приносит некоторое множество предметов и ставит их на

стол. Выбирает один из них и сравнивает его вес с весом других предметов. Упорядочивает их в

соответствии с понятиями легче - тяжелее - одинаковой тяжести. Эти упражнения можно провести с

весами; - ребенок упорядочивает предметы, выстраивая их в ряд. Вес предметов в ряду убывает или

возрастает; - дети взвешивают и определяют, что легче, тяжелее или равного веса. При этом ребенок

отчетливо понимает относительность понятий легкий - тяжелый. Ребенок взвешивает на весах отдель-

ные таблички и сравнивает их вес. При этом он кладет их на разные чаши весов; - ребенок взвешивает

таблички с помощью гирь. Он сравнивает вес отдельных табличек. Если может, он записывает их вес; -

ребенок кладет на весы одновременно несколько табличек; - ребенок пытается уравновесить опреде-

ленное количество табличек одной серии табличками другой серии.