3.6.1. ТЯЖЕЛЫЕ ТАБЛИЧКИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал. В ящике с тремя полками находятся 3 серии табличек размером 6 см х 6 см. Каждая
серия сделана из дерева одной породы, отличной от пород дерева остальных двух серий. Поэтому они
имеют различный вес и различный цвет.
Прямая цель: развитие чувства тяжести.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель выбирает из самой легкой и самой тяжелой серии некоторое
ограниченное количество табличек и кладет их стопкой на стол. Теперь он показывает ребенку, как
можно взвешивать таблички. Вытягивает руку немного вперед. Рукой нельзя касаться тела и стола.
Кладет одну из табличек на ненапряженные концы пальцев, а рукой и кистью легко двигает вверх и
вниз. Затем учитель делает это другой рукой. Таблички нужно очень осторожно класть на кончики
пальцев, иначе ощущение тяжести теряется. Теперь ребенок берет в каждую руку по табличке. Он
взвешивает их и сравнивает вес. Сначала это происходит с открытыми глазами. Собственно упражнение
проводится с закрытыми глазами. Из-за различия пород дерева ребенок может отличить таблички также
зрительно. Учитель спрашивает ребенка, заметил ли он различие. "Были ли таблички одинаково
тяжелыми?"; "Была ли одна тяжелее?" Он предлагает ребенку все таблички одинаковой тяжести
складывать вместе. Затем побуждает ребенка взвесить и упорядочить две следующие таблички. Так
продолжается до тех пор, пока все таблички не будут рассортированы. Теперь ребенок может провести
упражнение с двумя полными сериями.
Контроль над ошибками: через повторное сравнение табличек при помощи взвешивания и визу-
ально.
Дальнейшие упражнения
учитель показывает ребенку, как можно взвешивать по несколько табличек одновременно.
Каждый раз ребенок сравнивает по равному количеству табличек из каждой серии. Различие веса
сильнее и яснее ощутимо;
ребенок упражняется с двумя сериями, которые имеют меньшее различие, например, с се-
риями 1-й и 2-ф; с сериями 2-й и 3-й; -освоить среднюю серию. Учитель берет из нее табличку и
сравнивает с ней все другие таблички. Более легкие он кладет с одной стороны, более тяжелые - с
другой, а равные по весу - посередине.
Устный урок. Тяжелый - легкий. Учитель берет одну из легких и одну из тяжелых табличек,
взвешивает их на концах пальцев и говорит: "Из этих двух табличек эта легкая, а эта тяжелая". Он дает
в руки ребенку таблички и предлагает их взвесить. Затем он говорит: "Какая табличка легкая?"; "Какая
табличка тяжелая?" Можно повторить с двумя другими табличками второй серии. Учитель указывает на
табличку и спрашивает: "Какая эта табличка? Какая та табличка?" Ребенок называет свойства тяжелый -
легкий. Теперь ребенок сравнивает среднюю серию с какой-либо другой и узнает, сто понятия тяжелый
- легкий лишь относительны.
Тяжелый - тяжелее - самый тяжелый. Учитель кладет на руки ребенку тяжелую и легкую таблич-
ки и просит сказать, какая табличка тяжелая. Затем он заменяет легкую табличку на несколько более
тяжелую и спрашивает ребенка: "Что теперь тяжелее?" Важно, чтобы упражнение проводилось с
различным количеством табличек одной и той же серии. Он кладет на руку много тяжелых табличек
одновременно и спрашивает: "Что теперь самое тяжелое?" Он делает это каждый раз с различными
стопками тяжелых табличек, пока ребенок не будет уверенно ориентироваться в понятиях тяжелый -
тяжелее - самый тяжелый.
Легкий - легче - самый легкий. Учитель кладет ребенку на руки определенное количество - около
6 табличек тяжелой и легкой серии и предлагает через взвешивание определить, какие таблички легкие.
Затем он убирает тяжелые таблички и кладет вместо них ребенку на руку около 3 легких табличек. Он
спрашивает: "Что легче?" Затем кладет ребенку на руку одну-единственную легкую табличку и
предлагает через взвешивание определить, что самое легкое. Повторяет подобные действия, пока
ребенок не усвоит понятия легкий - легче -
самый легкий. Применение: - ребенок приносит некоторое множество предметов и ставит их на
стол. Выбирает один из них и сравнивает его вес с весом других предметов. Упорядочивает их в
соответствии с понятиями легче - тяжелее - одинаковой тяжести. Эти упражнения можно провести с
весами; - ребенок упорядочивает предметы, выстраивая их в ряд. Вес предметов в ряду убывает или
возрастает; - дети взвешивают и определяют, что легче, тяжелее или равного веса. При этом ребенок
отчетливо понимает относительность понятий легкий - тяжелый. Ребенок взвешивает на весах отдель-
ные таблички и сравнивает их вес. При этом он кладет их на разные чаши весов; - ребенок взвешивает
таблички с помощью гирь. Он сравнивает вес отдельных табличек. Если может, он записывает их вес; -
ребенок кладет на весы одновременно несколько табличек; - ребенок пытается уравновесить опреде-
ленное количество табличек одной серии табличками другой серии.
Материал. В ящике с тремя полками находятся 3 серии табличек размером 6 см х 6 см. Каждая
серия сделана из дерева одной породы, отличной от пород дерева остальных двух серий. Поэтому они
имеют различный вес и различный цвет.
Прямая цель: развитие чувства тяжести.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель выбирает из самой легкой и самой тяжелой серии некоторое
ограниченное количество табличек и кладет их стопкой на стол. Теперь он показывает ребенку, как
можно взвешивать таблички. Вытягивает руку немного вперед. Рукой нельзя касаться тела и стола.
Кладет одну из табличек на ненапряженные концы пальцев, а рукой и кистью легко двигает вверх и
вниз. Затем учитель делает это другой рукой. Таблички нужно очень осторожно класть на кончики
пальцев, иначе ощущение тяжести теряется. Теперь ребенок берет в каждую руку по табличке. Он
взвешивает их и сравнивает вес. Сначала это происходит с открытыми глазами. Собственно упражнение
проводится с закрытыми глазами. Из-за различия пород дерева ребенок может отличить таблички также
зрительно. Учитель спрашивает ребенка, заметил ли он различие. "Были ли таблички одинаково
тяжелыми?"; "Была ли одна тяжелее?" Он предлагает ребенку все таблички одинаковой тяжести
складывать вместе. Затем побуждает ребенка взвесить и упорядочить две следующие таблички. Так
продолжается до тех пор, пока все таблички не будут рассортированы. Теперь ребенок может провести
упражнение с двумя полными сериями.
Контроль над ошибками: через повторное сравнение табличек при помощи взвешивания и визу-
ально.
Дальнейшие упражнения
учитель показывает ребенку, как можно взвешивать по несколько табличек одновременно.
Каждый раз ребенок сравнивает по равному количеству табличек из каждой серии. Различие веса
сильнее и яснее ощутимо;
ребенок упражняется с двумя сериями, которые имеют меньшее различие, например, с се-
риями 1-й и 2-ф; с сериями 2-й и 3-й; -освоить среднюю серию. Учитель берет из нее табличку и
сравнивает с ней все другие таблички. Более легкие он кладет с одной стороны, более тяжелые - с
другой, а равные по весу - посередине.
Устный урок. Тяжелый - легкий. Учитель берет одну из легких и одну из тяжелых табличек,
взвешивает их на концах пальцев и говорит: "Из этих двух табличек эта легкая, а эта тяжелая". Он дает
в руки ребенку таблички и предлагает их взвесить. Затем он говорит: "Какая табличка легкая?"; "Какая
табличка тяжелая?" Можно повторить с двумя другими табличками второй серии. Учитель указывает на
табличку и спрашивает: "Какая эта табличка? Какая та табличка?" Ребенок называет свойства тяжелый -
легкий. Теперь ребенок сравнивает среднюю серию с какой-либо другой и узнает, сто понятия тяжелый
- легкий лишь относительны.
Тяжелый - тяжелее - самый тяжелый. Учитель кладет на руки ребенку тяжелую и легкую таблич-
ки и просит сказать, какая табличка тяжелая. Затем он заменяет легкую табличку на несколько более
тяжелую и спрашивает ребенка: "Что теперь тяжелее?" Важно, чтобы упражнение проводилось с
различным количеством табличек одной и той же серии. Он кладет на руку много тяжелых табличек
одновременно и спрашивает: "Что теперь самое тяжелое?" Он делает это каждый раз с различными
стопками тяжелых табличек, пока ребенок не будет уверенно ориентироваться в понятиях тяжелый -
тяжелее - самый тяжелый.
Легкий - легче - самый легкий. Учитель кладет ребенку на руки определенное количество - около
6 табличек тяжелой и легкой серии и предлагает через взвешивание определить, какие таблички легкие.
Затем он убирает тяжелые таблички и кладет вместо них ребенку на руку около 3 легких табличек. Он
спрашивает: "Что легче?" Затем кладет ребенку на руку одну-единственную легкую табличку и
предлагает через взвешивание определить, что самое легкое. Повторяет подобные действия, пока
ребенок не усвоит понятия легкий - легче -
самый легкий. Применение: - ребенок приносит некоторое множество предметов и ставит их на
стол. Выбирает один из них и сравнивает его вес с весом других предметов. Упорядочивает их в
соответствии с понятиями легче - тяжелее - одинаковой тяжести. Эти упражнения можно провести с
весами; - ребенок упорядочивает предметы, выстраивая их в ряд. Вес предметов в ряду убывает или
возрастает; - дети взвешивают и определяют, что легче, тяжелее или равного веса. При этом ребенок
отчетливо понимает относительность понятий легкий - тяжелый. Ребенок взвешивает на весах отдель-
ные таблички и сравнивает их вес. При этом он кладет их на разные чаши весов; - ребенок взвешивает
таблички с помощью гирь. Он сравнивает вес отдельных табличек. Если может, он записывает их вес; -
ребенок кладет на весы одновременно несколько табличек; - ребенок пытается уравновесить опреде-
ленное количество табличек одной серии табличками другой серии.