3.4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ФОРМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ КОМОД

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.

Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников: неравносторонний тупоугольный тре-

угольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник,

равнобедренный прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник.

Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников: от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.

Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников: от 5-угольника до 10-угольника.

Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур: равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию,

ромб, параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.

Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры: квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс,

треугольник с дугообразными сторонами.

Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов: их диаметры равномерно меняются от 10 см

до 5 см.

Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры

лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и

лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур.

Карты также содержатся в комоде.

1-я серия: поверхность фигур полностью синяя.

2-я серия: фигуры обведены кантом шириной 1 см.

3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.

Прямая цель: узнать геометрические фигуры.

Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом,

квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по

очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным

пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих

свободных углублений рам и вкладывает наконец вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших

упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет

поначалу большие трудности (многоугольники).

Дальнейшие упражнения: - так же, как в первом упражнении, проводится работа в другими вы-

движными ящиками (новый интересный пункт!); - можно использовать несколько выдвижных ящиков

одновременно. Возможна также игра между партнерами; - через некоторое время можно проделать те

же упражнения с закрытыми глазами. Углубление понимания через исключение зрительного воспри-

ятия; - составление рядов из многоугольников, прямоугольников и кругов: начать с самой большой

фигуры; начать с самой маленькой фигуры; начать со средней по размеру фигуры; построить ряды с

закрытыми глазами. Это упражнение побуждает ребенка самостоятельной найти правила упорядочива-

ния фигур; - все фигуры относят на другой стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит

соответствующую ей вкладывающуюся фигуру; - все фигуры из одного или нескольких выдвижных

ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим игры. Он указывает на одну из рамок. Тот

ребенок, у которого есть подходящая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Сначала учитель

вводит тот комплект карт, на котором фигуры полностью закрашены. Он берет карты, соответствующие

фигурам из какого-либо выдвижного ящика, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет соответ-

ствующие вкладывающиеся фигуры на синие фигуры на картах. В предыдущих упражнениях интерес

ребенка направлен прежде всего на то, как вставить фигуру в рамку. При работе с картами внимание

ребенка обращено, собственно, на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происхо-

дит процесс абстрагирования.

Контроль над ошибками. Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на

карте должны точно соответствовать друг другу.

Устный урок. Через некоторое время работы с материалом фигуры нужно назвать. Учитель орга-

низует игру, в которой называются имена фигур.

Применение. Два ковра, на каждом лежит по одной фигуре. Рядом нужно положить предметы

той же формы.

Материал: деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.

Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников: неравносторонний тупоугольный тре-

угольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник,

равнобедренный прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник.

Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников: от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.

Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников: от 5-угольника до 10-угольника.

Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур: равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию,

ромб, параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.

Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры: квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс,

треугольник с дугообразными сторонами.

Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов: их диаметры равномерно меняются от 10 см

до 5 см.

Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры

лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и

лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур.

Карты также содержатся в комоде.

1-я серия: поверхность фигур полностью синяя.

2-я серия: фигуры обведены кантом шириной 1 см.

3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.

Прямая цель: узнать геометрические фигуры.

Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом,

квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по

очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным

пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих

свободных углублений рам и вкладывает наконец вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших

упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет

поначалу большие трудности (многоугольники).

Дальнейшие упражнения: - так же, как в первом упражнении, проводится работа в другими вы-

движными ящиками (новый интересный пункт!); - можно использовать несколько выдвижных ящиков

одновременно. Возможна также игра между партнерами; - через некоторое время можно проделать те

же упражнения с закрытыми глазами. Углубление понимания через исключение зрительного воспри-

ятия; - составление рядов из многоугольников, прямоугольников и кругов: начать с самой большой

фигуры; начать с самой маленькой фигуры; начать со средней по размеру фигуры; построить ряды с

закрытыми глазами. Это упражнение побуждает ребенка самостоятельной найти правила упорядочива-

ния фигур; - все фигуры относят на другой стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит

соответствующую ей вкладывающуюся фигуру; - все фигуры из одного или нескольких выдвижных

ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим игры. Он указывает на одну из рамок. Тот

ребенок, у которого есть подходящая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Сначала учитель

вводит тот комплект карт, на котором фигуры полностью закрашены. Он берет карты, соответствующие

фигурам из какого-либо выдвижного ящика, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет соответ-

ствующие вкладывающиеся фигуры на синие фигуры на картах. В предыдущих упражнениях интерес

ребенка направлен прежде всего на то, как вставить фигуру в рамку. При работе с картами внимание

ребенка обращено, собственно, на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происхо-

дит процесс абстрагирования.

Контроль над ошибками. Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на

карте должны точно соответствовать друг другу.

Устный урок. Через некоторое время работы с материалом фигуры нужно назвать. Учитель орга-

низует игру, в которой называются имена фигур.

Применение. Два ковра, на каждом лежит по одной фигуре. Рядом нужно положить предметы

той же формы.