3.4. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ ФОРМЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ КОМОД
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.
Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников: неравносторонний тупоугольный тре-
угольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник,
равнобедренный прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник.
Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников: от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.
Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников: от 5-угольника до 10-угольника.
Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур: равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию,
ромб, параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.
Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры: квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс,
треугольник с дугообразными сторонами.
Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов: их диаметры равномерно меняются от 10 см
до 5 см.
Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры
лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и
лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур.
Карты также содержатся в комоде.
1-я серия: поверхность фигур полностью синяя.
2-я серия: фигуры обведены кантом шириной 1 см.
3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.
Прямая цель: узнать геометрические фигуры.
Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом,
квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по
очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным
пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих
свободных углублений рам и вкладывает наконец вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших
упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет
поначалу большие трудности (многоугольники).
Дальнейшие упражнения: - так же, как в первом упражнении, проводится работа в другими вы-
движными ящиками (новый интересный пункт!); - можно использовать несколько выдвижных ящиков
одновременно. Возможна также игра между партнерами; - через некоторое время можно проделать те
же упражнения с закрытыми глазами. Углубление понимания через исключение зрительного воспри-
ятия; - составление рядов из многоугольников, прямоугольников и кругов: начать с самой большой
фигуры; начать с самой маленькой фигуры; начать со средней по размеру фигуры; построить ряды с
закрытыми глазами. Это упражнение побуждает ребенка самостоятельной найти правила упорядочива-
ния фигур; - все фигуры относят на другой стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит
соответствующую ей вкладывающуюся фигуру; - все фигуры из одного или нескольких выдвижных
ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим игры. Он указывает на одну из рамок. Тот
ребенок, у которого есть подходящая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Сначала учитель
вводит тот комплект карт, на котором фигуры полностью закрашены. Он берет карты, соответствующие
фигурам из какого-либо выдвижного ящика, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет соответ-
ствующие вкладывающиеся фигуры на синие фигуры на картах. В предыдущих упражнениях интерес
ребенка направлен прежде всего на то, как вставить фигуру в рамку. При работе с картами внимание
ребенка обращено, собственно, на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происхо-
дит процесс абстрагирования.
Контроль над ошибками. Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на
карте должны точно соответствовать друг другу.
Устный урок. Через некоторое время работы с материалом фигуры нужно назвать. Учитель орга-
низует игру, в которой называются имена фигур.
Применение. Два ковра, на каждом лежит по одной фигуре. Рядом нужно положить предметы
той же формы.
Материал: деревянный ящик с 6 выдвижными ящиками внутри его.
Выдвижной ящик 1 содержит 6 различных треугольников: неравносторонний тупоугольный тре-
угольник, равнобедренный остроугольный треугольник, равнобедренный тупоугольный треугольник,
равнобедренный прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник.
Выдвижной ящик 2 содержит 6 различных прямоугольников: от 10 см х 5 см до 10 см х 10 см.
Выдвижной ящик 3 содержит 6 правильных многоугольников: от 5-угольника до 10-угольника.
Выдвижной ящик 4 содержит 5 фигур: равнобедренную трапецию, прямоугольную трапецию,
ромб, параллелограмм, неравносторонний остроугольный треугольник.
Выдвижной ящик 5 содержит 4 фигуры: квадрат с четырьмя полукругами снаружи, яйцо, эллипс,
треугольник с дугообразными сторонами.
Выдвижной ящик 6 содержит 6 кругов: их диаметры равномерно меняются от 10 см
до 5 см.
Рамка для первого упражнения. Она разделена на 6 полей. Внутри как вкладывающиеся фигуры
лежат круг, треугольник, квадрат и три деревянные дощечки. Все вкладывающиеся фигуры синие и
лежат в рамках цвета дерева. Дно выдвижных ящиков также синее. Три комплекта карт для всех фигур.
Карты также содержатся в комоде.
1-я серия: поверхность фигур полностью синяя.
2-я серия: фигуры обведены кантом шириной 1 см.
3-я серия: фигуры обведены линией 1 мм шириной.
Прямая цель: узнать геометрические фигуры.
Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель берет демонстрационную раму с тремя фигурами: кругом,
квадратом и равносторонним треугольником. Он берет фигуры за маленькие кнопки и кладет их по
очереди на свободные деревянные дощечки. Вынутые фигуры обводит средним и указательным
пальцами плавным непрерывным движением. Затем точно так же обводит края соответствующих
свободных углублений рам и вкладывает наконец вынутые фигуры назад в их рамы. При дальнейших
упражнениях начинают с наибольших контрастов. Упорядочивание похожих фигур представляет
поначалу большие трудности (многоугольники).
Дальнейшие упражнения: - так же, как в первом упражнении, проводится работа в другими вы-
движными ящиками (новый интересный пункт!); - можно использовать несколько выдвижных ящиков
одновременно. Возможна также игра между партнерами; - через некоторое время можно проделать те
же упражнения с закрытыми глазами. Углубление понимания через исключение зрительного воспри-
ятия; - составление рядов из многоугольников, прямоугольников и кругов: начать с самой большой
фигуры; начать с самой маленькой фигуры; начать со средней по размеру фигуры; построить ряды с
закрытыми глазами. Это упражнение побуждает ребенка самостоятельной найти правила упорядочива-
ния фигур; - все фигуры относят на другой стол. Ребенок замечает какую-нибудь рамку и приносит
соответствующую ей вкладывающуюся фигуру; - все фигуры из одного или нескольких выдвижных
ящиков раздают детям. Один ребенок становится ведущим игры. Он указывает на одну из рамок. Тот
ребенок, у которого есть подходящая фигура, приносит ее и вкладывает в рамку. Сначала учитель
вводит тот комплект карт, на котором фигуры полностью закрашены. Он берет карты, соответствующие
фигурам из какого-либо выдвижного ящика, перемешивает их и раскладывает. Ребенок кладет соответ-
ствующие вкладывающиеся фигуры на синие фигуры на картах. В предыдущих упражнениях интерес
ребенка направлен прежде всего на то, как вставить фигуру в рамку. При работе с картами внимание
ребенка обращено, собственно, на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происхо-
дит процесс абстрагирования.
Контроль над ошибками. Фигура должна точно вставляться в рамку. Фигура и изображение на
карте должны точно соответствовать друг другу.
Устный урок. Через некоторое время работы с материалом фигуры нужно назвать. Учитель орга-
низует игру, в которой называются имена фигур.
Применение. Два ковра, на каждом лежит по одной фигуре. Рядом нужно положить предметы
той же формы.