2.1. ВВЕДЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет пере-
мещать свое в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмыс-
ленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.
Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания
включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контроли-
руемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального
темпа движения ребенка.
Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая мотор-
ные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответст-
венно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений,
чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать
соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни,
чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость
и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, чистка металличе-
ских предметов, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной
деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возмож-
ности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление
завтрака, помощь при одевании и раздевании.
Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с дру-
гими детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс движений в группе, таких, как
ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы и ролевые игры, способствуют
усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и привет-
ствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом,
ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры.
Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повсе-
дневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него форми-
руется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятель-
ность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет
уверенность в себе.
Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, вели-
чине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражне-
ния, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он
вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет
важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления
деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более
высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся
гармоничнее и экономичнее. Учитесь проводить занятие или упражнение медленно и тщательно
анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.
Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре
одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требует-
ся на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.
Наведение 89порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов со-
циального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от
помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения
образцов собственного поведения в обществе.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
направляют стремление детей действовать в разумном русле;
координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укре-
пляют чувство собственного достоинства и самоценности;
развивают чувство ответственности перед окружающими. Одновременно формируют внут-
ренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе
с той или иной культурой.
В первые годы жизни ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет пере-
мещать свое в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмыс-
ленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.
Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания
включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контроли-
руемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального
темпа движения ребенка.
Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая мотор-
ные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответст-
венно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений,
чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать
соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни,
чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость
и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, чистка металличе-
ских предметов, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной
деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возмож-
ности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление
завтрака, помощь при одевании и раздевании.
Наряду с индивидуальными упражнениями ребенок участвует в деятельности совместно с дру-
гими детьми. Эта деятельность помогает ребенку осознать процесс движений в группе, таких, как
ходьба по линии. Другие групповые упражнения, например, беседы и ролевые игры, способствуют
усвоению ребенком форм социального поведения во всем их разнообразии и сложности: это и привет-
ствие, и умение оказать и попросить помощь, выразить уважение, уладить конфликт. Таким образом,
ребенку даются необходимые вспомогательные ориентиры.
Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повсе-
дневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него форми-
руется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятель-
ность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет
уверенность в себе.
Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, вели-
чине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражне-
ния, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он
вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет
важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления
деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более
высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся
гармоничнее и экономичнее. Учитесь проводить занятие или упражнение медленно и тщательно
анализирует его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.
Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре
одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требует-
ся на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.
Наведение 89порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов со-
циального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от
помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения
образцов собственного поведения в обществе.
Цели упражнений в практической жизни можно обобщить следующим образом:
направляют стремление детей действовать в разумном русле;
координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укре-
пляют чувство собственного достоинства и самоценности;
развивают чувство ответственности перед окружающими. Одновременно формируют внут-
ренний духовный строй. Дополнительно к этому возникает ощущение специфики поведения в обществе
с той или иной культурой.