3.2.2. КОРИЧНЕВАЯ ЛЕСТНИЦА
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые
стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.
Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых струк-
тур.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Рабочее место - ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Ма-
териал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую
призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так
чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к
другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание
рукой или руками ребенок "понимает" различие величин. Возникает ступенчатая структура - лестница.
Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или
наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается
призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно
полностью закончено, когда материал снова возвращен на место.
Контроль над ошибками: если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошиб-
ку можно увидеть и ощутить руками.
Дальнейшие упражнения:
лестница строится по тому же закону, как и прежде, но начиная с самой тонкой призмы; -
призмы нужно так положить друг за другом, чтобы они соприкасались квадратными сторонами;
упорядочить призмы, ставя их вертикально и соблюдая тот же закон построения ряда;
призмы кладут друг за другом так, чтобы следующая более тонкая призма доходила до сере-
дины грани предыдущей, располагая из попеременно то слева, то справа от средней линии грани
предшествующей призмы.
Изменение заданного порядка призм 10-1 с учетом гармонии в вертикальном и горизонталь-
ном направлениях: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7--4-6-5. Через такие закономерности ребенок
может найти много вариаций работы с материалом.
Построение лестницы, если мера изменена. Например, пусть порядковой мерой является
призма 2: 10-8-6-4-2 и 1-3-5-7-9. Порядковая мера - призма 3, тогда возможны лестницы: 1-4-7-10 или 3-
6-9 (другими словами, меняется "шаг" лестницы);
ряд призм 10-1 прерывают, вынимая из него какую-либо призму, ребенок должен указать, в
каком месте гармония нарушена. Если устный урок уже прошел, то ребенок может объяснить взаимо-
связь с другими призмами; - лестницу можно построить с закрытыми глазами;
комбинационная игра с Розовой башней, с Красными штангами, с Розовой башней и Красны-
ми штангами одновременно.
Устный урок. Он состоит в назывании различий: толстый - тонкий, толстый -толще -самый тол-
стый, тонкий - тоньше - самый тонкий, самый толстый - самый тонкий, толще, чем - тоньше, чем.
Применение:
перенос понятия "толстый - тонкий" на другие предметы; - измерить и сравнить толщину
предметов одинаковой формы, например, карандашей, газетных пачек.
Материал: коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые
стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см.
Прямая цель: формирование понятия "толстый - тонкий".
Косвенная цель: развитие моторики, координации движений, формирование порядковых струк-
тур.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Рабочее место - ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Ма-
териал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую
призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так
чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к
другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание
рукой или руками ребенок "понимает" различие величин. Возникает ступенчатая структура - лестница.
Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или
наоборот. Таком образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается
призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно
полностью закончено, когда материал снова возвращен на место.
Контроль над ошибками: если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошиб-
ку можно увидеть и ощутить руками.
Дальнейшие упражнения:
лестница строится по тому же закону, как и прежде, но начиная с самой тонкой призмы; -
призмы нужно так положить друг за другом, чтобы они соприкасались квадратными сторонами;
упорядочить призмы, ставя их вертикально и соблюдая тот же закон построения ряда;
призмы кладут друг за другом так, чтобы следующая более тонкая призма доходила до сере-
дины грани предыдущей, располагая из попеременно то слева, то справа от средней линии грани
предшествующей призмы.
Изменение заданного порядка призм 10-1 с учетом гармонии в вертикальном и горизонталь-
ном направлениях: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7--4-6-5. Через такие закономерности ребенок
может найти много вариаций работы с материалом.
Построение лестницы, если мера изменена. Например, пусть порядковой мерой является
призма 2: 10-8-6-4-2 и 1-3-5-7-9. Порядковая мера - призма 3, тогда возможны лестницы: 1-4-7-10 или 3-
6-9 (другими словами, меняется "шаг" лестницы);
ряд призм 10-1 прерывают, вынимая из него какую-либо призму, ребенок должен указать, в
каком месте гармония нарушена. Если устный урок уже прошел, то ребенок может объяснить взаимо-
связь с другими призмами; - лестницу можно построить с закрытыми глазами;
комбинационная игра с Розовой башней, с Красными штангами, с Розовой башней и Красны-
ми штангами одновременно.
Устный урок. Он состоит в назывании различий: толстый - тонкий, толстый -толще -самый тол-
стый, тонкий - тоньше - самый тонкий, самый толстый - самый тонкий, толще, чем - тоньше, чем.
Применение:
перенос понятия "толстый - тонкий" на другие предметы; - измерить и сравнить толщину
предметов одинаковой формы, например, карандашей, газетных пачек.