3.7.2. ЗВОНОЧКИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: две зеленых доски с белыми и черными полями, которые соответствуют клавишам.
Восемь звоночков с белыми подставками, шесть звоночков с черными подставками. Они охватывают
звуковой ряд от С' до С''. Соответственно этим звоночкам имеется 14 звоночков с коричневыми
подставками. к ним прилагаются палочка и глушитель.
Прямая цель: воспринимать звуки различной высоты.
Косвенная цель: подготовка к музыкальному воспитанию, тренировка тонкой моторики кисти и
руки.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Звоночки с белыми подставками стоят по порядку позади белых по-
лей клавишной доски. Соответствующие звоночки с белыми подставками стоят в беспорядке на столе.
Учитель выбирает один из них и ставит перед клавишной доской. Он берет палочку так, чтобы ее
круглый конец свисал вниз Теперь он ударяет по нижнему краю звоночка, прислушивается к звуку и
останавливает звоночек концами пальцев или глушителем. Эти звоночки служат для контроля и не
должны поэтому сдвигаться со своего места. Он предлагает ребенку повторить и наблюдает за ним при
этом. Перед тем как начать упражнение, ребенок должен научиться обращаться со звоночками. Теперь
учитель направляет внимание ребенка на звучание звоночка. Ребенок ударяет по нему. Он прислушива-
ется с закрытыми глазами, пока слышен звук. Исключение зрительного восприятия способствует
концентрации на акустическом восприятии. После этого упражнения учитель ударяет по белому
звоночку с самым низким тоном и прислушивается. Затем он пододвигает коричневый звоночек к
белому и сравнивает друг с другом высоты их звуков. Если они совпадают, то коричневый звоночек
ставится на доску перед белым. Если они не совпадают, то коричневый звоночек отодвигают в сторону.
Сравнение с коричневыми звоночками продолжается до тех пор, пока не будет найден нужный
звоночек. Для младших и нетренированных детей рекомендуется ограничиться двумя или тремя парами
звоночков с резким контрастом. Перед тем как продолжить упражнение со следующими белыми
звоночками, нужно снова передвинуть остальные коричневые звоночки на одну сторону. Упражнение
окончено, когда все звоночки спарены. Для контроля можно еще раз ударить по парам звоночков.
Учитель берет 3 контрастных звоночка, например, тройку звуков с - е - g, и ставит их друг с другом на
стол. Больший контраст облегчает упражнение. Он ударяет звоночки друг за другом и сравнивает
высоты их звуков. Прежде всего ищет звоночек с самым низким звуком и ставит его рядом с первым.
Последний звоночек пододвигается к двум первым.
Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Повторное ударение по
звоночкам делает ясной градацию высот звуков. Ребенок повторяет упражнение. Если построение ряда
из трех звоночков освоено в совершенстве, можно один за другим добавить остальные коричневые
звоночки. Не обязательно предлагать сразу все звоночки. Их количествo зависит от возможностей
ребенка.
Дальнейшие упражнения:
построение ряда, начиная со звоночка с самым высоким звуком;
построение ряда, начиная со звоночка с промежуточным по высоте звуком;
ребенок берет 2 произвольных звоночка и упорядочивает третий относительно них. Друг за
другом нужно упорядочить все звоночки;
учитель убирает один звоночек и снова сдвигает ряд. При этом у ребенка глаза закрыты. Те-
перь ребенок получает этот звоночек и путем прослушивания и сравнения ищет его место в ряду;
учитель убирает звоночек из ряда, но не возвращает его ребенку. Ребенок ударяет по звоноч-
ка друг за другом и констатирует: "Здесь не хватает одного звоночка!";
коричневые звоночки раздаются восьми детям. Каждый ребенок получает палочку. Дети вы-
страиваются друг за другом так, чтобы их звоночки образовали упорядоченный звуковой ряд. Кон-
трольными служат белые звоночки. Как работать с материалом. Звоночки с белыми подставками стоят
на клавишной доске перед звоночками с черными подставками. Учитель ударяет по звоночку со звуком
d и ищет, слушая и сравнивая, более низкий звук среди черных звоночков. Неподходящие черные
звоночки отодвигаются в сторону. Подходящий звоночек устанавливается на соответствующее место
позади черного поля клавишной доски. Перед тем как продолжить упражнение, остальные черные
звоночки снова устанавливаются перед клавишной доской. При сравнении всегда исходят из звучания
некоторого белого звоночка. После введения черных звоночков нужно провести упражнение по
спариванию с соответствующими коричневыми звоночками.
Устный урок. Высокий - низкий. Учитель выбирает какой-либо коричневый звоночек с высоким
и какой-либо с низки звуком, ударяет по ним и говорит : "Из этих двух звоночков этот звучит высоко, а
этот низко!" Учитель говорит: "Ударь по обоим звоночкам и дай мне тот, который звучит низко". Перед
тем, как понятие называют или спрашивают, нужно ударить по звоночкам. Учитель ударяет звоночки
друг за другом, затем один из них и спрашивает: "Как звучит этот?" Ребенок отвечает: "Высоко!"
Учитель мешает звоночки, повторяет процесс и ударяет наконец по звоночку с более низким звуком.
"Как звучит этот?" - "Низко!".
Дальнейшие устные уроки на усвоение понятий: высокий - выше - самый высокий, низкий - ниже
- самый низкий, самый высокий - самый низкий, выше, чем - ниже, чем.
Материал: две зеленых доски с белыми и черными полями, которые соответствуют клавишам.
Восемь звоночков с белыми подставками, шесть звоночков с черными подставками. Они охватывают
звуковой ряд от С' до С''. Соответственно этим звоночкам имеется 14 звоночков с коричневыми
подставками. к ним прилагаются палочка и глушитель.
Прямая цель: воспринимать звуки различной высоты.
Косвенная цель: подготовка к музыкальному воспитанию, тренировка тонкой моторики кисти и
руки.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Звоночки с белыми подставками стоят по порядку позади белых по-
лей клавишной доски. Соответствующие звоночки с белыми подставками стоят в беспорядке на столе.
Учитель выбирает один из них и ставит перед клавишной доской. Он берет палочку так, чтобы ее
круглый конец свисал вниз Теперь он ударяет по нижнему краю звоночка, прислушивается к звуку и
останавливает звоночек концами пальцев или глушителем. Эти звоночки служат для контроля и не
должны поэтому сдвигаться со своего места. Он предлагает ребенку повторить и наблюдает за ним при
этом. Перед тем как начать упражнение, ребенок должен научиться обращаться со звоночками. Теперь
учитель направляет внимание ребенка на звучание звоночка. Ребенок ударяет по нему. Он прислушива-
ется с закрытыми глазами, пока слышен звук. Исключение зрительного восприятия способствует
концентрации на акустическом восприятии. После этого упражнения учитель ударяет по белому
звоночку с самым низким тоном и прислушивается. Затем он пододвигает коричневый звоночек к
белому и сравнивает друг с другом высоты их звуков. Если они совпадают, то коричневый звоночек
ставится на доску перед белым. Если они не совпадают, то коричневый звоночек отодвигают в сторону.
Сравнение с коричневыми звоночками продолжается до тех пор, пока не будет найден нужный
звоночек. Для младших и нетренированных детей рекомендуется ограничиться двумя или тремя парами
звоночков с резким контрастом. Перед тем как продолжить упражнение со следующими белыми
звоночками, нужно снова передвинуть остальные коричневые звоночки на одну сторону. Упражнение
окончено, когда все звоночки спарены. Для контроля можно еще раз ударить по парам звоночков.
Учитель берет 3 контрастных звоночка, например, тройку звуков с - е - g, и ставит их друг с другом на
стол. Больший контраст облегчает упражнение. Он ударяет звоночки друг за другом и сравнивает
высоты их звуков. Прежде всего ищет звоночек с самым низким звуком и ставит его рядом с первым.
Последний звоночек пододвигается к двум первым.
Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Повторное ударение по
звоночкам делает ясной градацию высот звуков. Ребенок повторяет упражнение. Если построение ряда
из трех звоночков освоено в совершенстве, можно один за другим добавить остальные коричневые
звоночки. Не обязательно предлагать сразу все звоночки. Их количествo зависит от возможностей
ребенка.
Дальнейшие упражнения:
построение ряда, начиная со звоночка с самым высоким звуком;
построение ряда, начиная со звоночка с промежуточным по высоте звуком;
ребенок берет 2 произвольных звоночка и упорядочивает третий относительно них. Друг за
другом нужно упорядочить все звоночки;
учитель убирает один звоночек и снова сдвигает ряд. При этом у ребенка глаза закрыты. Те-
перь ребенок получает этот звоночек и путем прослушивания и сравнения ищет его место в ряду;
учитель убирает звоночек из ряда, но не возвращает его ребенку. Ребенок ударяет по звоноч-
ка друг за другом и констатирует: "Здесь не хватает одного звоночка!";
коричневые звоночки раздаются восьми детям. Каждый ребенок получает палочку. Дети вы-
страиваются друг за другом так, чтобы их звоночки образовали упорядоченный звуковой ряд. Кон-
трольными служат белые звоночки. Как работать с материалом. Звоночки с белыми подставками стоят
на клавишной доске перед звоночками с черными подставками. Учитель ударяет по звоночку со звуком
d и ищет, слушая и сравнивая, более низкий звук среди черных звоночков. Неподходящие черные
звоночки отодвигаются в сторону. Подходящий звоночек устанавливается на соответствующее место
позади черного поля клавишной доски. Перед тем как продолжить упражнение, остальные черные
звоночки снова устанавливаются перед клавишной доской. При сравнении всегда исходят из звучания
некоторого белого звоночка. После введения черных звоночков нужно провести упражнение по
спариванию с соответствующими коричневыми звоночками.
Устный урок. Высокий - низкий. Учитель выбирает какой-либо коричневый звоночек с высоким
и какой-либо с низки звуком, ударяет по ним и говорит : "Из этих двух звоночков этот звучит высоко, а
этот низко!" Учитель говорит: "Ударь по обоим звоночкам и дай мне тот, который звучит низко". Перед
тем, как понятие называют или спрашивают, нужно ударить по звоночкам. Учитель ударяет звоночки
друг за другом, затем один из них и спрашивает: "Как звучит этот?" Ребенок отвечает: "Высоко!"
Учитель мешает звоночки, повторяет процесс и ударяет наконец по звоночку с более низким звуком.
"Как звучит этот?" - "Низко!".
Дальнейшие устные уроки на усвоение понятий: высокий - выше - самый высокий, низкий - ниже
- самый низкий, самый высокий - самый низкий, выше, чем - ниже, чем.