3.2.5. ЦВЕТНЫЕ ЦИЛИНДРЫ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: 4 деревянных ящика, каждый из которых содержит по 10 отдельных цилиндров. Они

соответствуют по размерам вставным цилиндрам. Голубые цилиндры соответствуют вставным

цилиндрам блока А, красные цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блока В, желтые цилиндры

соответствуют вставным цилиндрам блока С, зеленые цилиндры соответствуют вставным цилиндрам

блока Д.

Прямая цель: осознать, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры.

Составить ряды по заданным или самостоятельно выбранным правилам. Закрепить понятия (наглядный

устный урок).

Косвенная цель: обучение целенаправленным действиям и совершенствование моторики. Со-

ставление упорядоченных структур относительно размеров предметов. Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. Учитель приносит ящик с желтыми цилиндрами. При этом он пока-

зывает ребенку, как можно нести ящик, ставит его на место для работы, освобождает ящик и ставит его

в сторону. Желтые цилиндры самые простые для работы. Начиная с самого большого цилиндра,

учитель выстраивает ряд из равномерно изменяющихся по размерам цилиндров. При этом он сравнива-

ет цилиндры, сопоставляя их друг с другом, выбирает следующий по величине цилиндр и ставит его в

ряд. Одним из пальцев он прикасается поочередно к цилиндрам в построенном ряду, подчеркивая тем

самым их ступенчатое расположение. Внимание обращено на целенаправленность действий. Ребенок

должен обратить внимание на равномерное убывание цилиндров в ряду. Ребенок повторяет упражне-

ние. Подобным же образом осуществляется работа со всеми рядами цилиндров.

Контроль над ошибками: при неправильном порядке нарушается гармония ряда. Визуальный

контроль над ошибками!

Дальнейшие упражнения:

построить башню;

выполнить упражнение с закрытыми глазами;

построить ряд, основанный на другой закономерности (смотри розовую башню!);

вытащить цилиндр из ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на

свое место в ряду;

найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например, высота или диаметр, одно и то

же. Ребенок осознает закономерность и может сам найти комбинации и вариации;

найти цилиндры, имеющие какие-либо два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет

и диаметр или одинаковые диаметр и высоту;

построить из цилиндров змею. Внутри змеи высота цилиндров должна убывать;

составить комбинации со вставными цилиндрами.

Устный урок: применение понятий, усвоенных при работе со следующими материалами: розовая

башня, коричневая лестница, вставные цилиндры, цветные таблички.

Применение: ребенок ищет другие вещи цилиндрической формы.

Материал: 4 деревянных ящика, каждый из которых содержит по 10 отдельных цилиндров. Они

соответствуют по размерам вставным цилиндрам. Голубые цилиндры соответствуют вставным

цилиндрам блока А, красные цилиндры соответствуют вставным цилиндрам блока В, желтые цилиндры

соответствуют вставным цилиндрам блока С, зеленые цилиндры соответствуют вставным цилиндрам

блока Д.

Прямая цель: осознать, что при одной и той же форме предметы могут иметь различные размеры.

Составить ряды по заданным или самостоятельно выбранным правилам. Закрепить понятия (наглядный

устный урок).

Косвенная цель: обучение целенаправленным действиям и совершенствование моторики. Со-

ставление упорядоченных структур относительно размеров предметов. Возраст: около четырех лет.

Как работать с материалом. Учитель приносит ящик с желтыми цилиндрами. При этом он пока-

зывает ребенку, как можно нести ящик, ставит его на место для работы, освобождает ящик и ставит его

в сторону. Желтые цилиндры самые простые для работы. Начиная с самого большого цилиндра,

учитель выстраивает ряд из равномерно изменяющихся по размерам цилиндров. При этом он сравнива-

ет цилиндры, сопоставляя их друг с другом, выбирает следующий по величине цилиндр и ставит его в

ряд. Одним из пальцев он прикасается поочередно к цилиндрам в построенном ряду, подчеркивая тем

самым их ступенчатое расположение. Внимание обращено на целенаправленность действий. Ребенок

должен обратить внимание на равномерное убывание цилиндров в ряду. Ребенок повторяет упражне-

ние. Подобным же образом осуществляется работа со всеми рядами цилиндров.

Контроль над ошибками: при неправильном порядке нарушается гармония ряда. Визуальный

контроль над ошибками!

Дальнейшие упражнения:

построить башню;

выполнить упражнение с закрытыми глазами;

построить ряд, основанный на другой закономерности (смотри розовую башню!);

вытащить цилиндр из ряда, ряд сдвинуть, затем снова поставить извлеченный цилиндр на

свое место в ряду;

найти цилиндры, у которых какое-либо свойство, например, высота или диаметр, одно и то

же. Ребенок осознает закономерность и может сам найти комбинации и вариации;

найти цилиндры, имеющие какие-либо два одинаковых свойства, например, одинаковые цвет

и диаметр или одинаковые диаметр и высоту;

построить из цилиндров змею. Внутри змеи высота цилиндров должна убывать;

составить комбинации со вставными цилиндрами.

Устный урок: применение понятий, усвоенных при работе со следующими материалами: розовая

башня, коричневая лестница, вставные цилиндры, цветные таблички.

Применение: ребенок ищет другие вещи цилиндрической формы.