4.5.1. КОРОТКИЕ ЦЕПОЧКИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: настенная полка с висящими на ней на маленьких крючках 10 цепочками, каждая из

которых соответствует квадрату из стрежней с цветными бусинами со стороной от 1 до 10. Так, первая

цепочка состоит из одного стержня с одной красной бусиной, вторая - из двух стержней по 2 зеленых

бусины на каждом, третья - из трех стержней по 3 розовых бусины и т. д. Десятая цепочка состоит из 10

стрежней по 10 золотых бусин на каждом. Коробочка со стрелками различной ширины. Цвета стрелок

соответствуют цветам цепочек. На стрелках стоят числа. Для каждой бусины первого стержня любой

цепочки имеется маленькая стрелка. Для чисел, соответствующих концам цепочек, имеются еще более

широкие стрелки. Карточки для каждой цепочки скреплены резиновым кольцом. Стрелки для цепочки

из 100 бусин описаны ниже.

Прямая цель: построить линейные числа. Считать числа, пропуская некоторые из них по опреде-

ленному правилу (ритмические числа).

Косвенная цель: опосредованная подготовка к умножению. Понять, как одно и то же множество

можно представить различным образом (линия, квадрат).

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель предлагает ребенку выбрать любую цепочку и показывает

ему, как эту цепочку держать. Он кладет цепочку по все длине на ковер и приносит карточки соответст-

вующего ей цвета. Учитель предлагает ребенку пересчитать бусины первого стержня слева направо и

около каждой бусины кладет соответствующую ей стрелку. Затем ребенок продолжает считать и на

конце каждого следующего стержня кладет стрелку с подходящим числом. Ребенок делает такую же

работу с остальными цепочками.

Контроль над ошибками: ряд возрастающих чисел. Позади каждой бусины первого стержня и

конца каждого следующего стержня должна лежать соответствующая стрелка. Не должно быть ни

лишних, ни недостающих стрелок.

Дальнейшие упражнения:

ребенок выбирает цепочку и считает жемчужины. Результат, то есть число всех бусин в це-

почке, он сообщает учителю;

ребенок раскладывает на ковре все цепочки и стрелки в ряд;

цепочки сложить в виде квадратов;

ребенок складывает из цепочек геометрические фигуры, например, из шестой цепочки тре-

угольник или шестиугольник, из пятой цепочки пятиугольник;

ребенок выбирает цепочку и ищет среди одноцветных стрелок нужную стопку. Он вытаски-

вает стрелки и раскладывает их вдоль цепочки. Для следующих упражнений учитель вытаскивает

стрелки и раскладывает их вдоль цепочки. Для следующих упражнений учитель должен подготовить

ящик с одноцветными подписанными стрелками. Стрелки для каждой цепочки скреплены резинками.

При поиске нужной стрелки ребенок должен обратить внимание на число на стрелке и на самое

большое число;

все цепочки раскладывают. Ребенок выбирает из неупорядоченных белых стрелок подходя-

щие и кладет их около цепочек;

ребенок сам пишет числа и кладет их около цепочек;

числа на концах каждого стрежня всех цепочек выписывают в вертикальные ряды. Для этого

ребенку нужно дать бумагу. 1 2 3 4 5 и т. д. 4 6 8 10 9 12 15 16 20 25

Материал: настенная полка с висящими на ней на маленьких крючках 10 цепочками, каждая из

которых соответствует квадрату из стрежней с цветными бусинами со стороной от 1 до 10. Так, первая

цепочка состоит из одного стержня с одной красной бусиной, вторая - из двух стержней по 2 зеленых

бусины на каждом, третья - из трех стержней по 3 розовых бусины и т. д. Десятая цепочка состоит из 10

стрежней по 10 золотых бусин на каждом. Коробочка со стрелками различной ширины. Цвета стрелок

соответствуют цветам цепочек. На стрелках стоят числа. Для каждой бусины первого стержня любой

цепочки имеется маленькая стрелка. Для чисел, соответствующих концам цепочек, имеются еще более

широкие стрелки. Карточки для каждой цепочки скреплены резиновым кольцом. Стрелки для цепочки

из 100 бусин описаны ниже.

Прямая цель: построить линейные числа. Считать числа, пропуская некоторые из них по опреде-

ленному правилу (ритмические числа).

Косвенная цель: опосредованная подготовка к умножению. Понять, как одно и то же множество

можно представить различным образом (линия, квадрат).

Возраст: около пяти лет.

Как работать с материалом. Учитель предлагает ребенку выбрать любую цепочку и показывает

ему, как эту цепочку держать. Он кладет цепочку по все длине на ковер и приносит карточки соответст-

вующего ей цвета. Учитель предлагает ребенку пересчитать бусины первого стержня слева направо и

около каждой бусины кладет соответствующую ей стрелку. Затем ребенок продолжает считать и на

конце каждого следующего стержня кладет стрелку с подходящим числом. Ребенок делает такую же

работу с остальными цепочками.

Контроль над ошибками: ряд возрастающих чисел. Позади каждой бусины первого стержня и

конца каждого следующего стержня должна лежать соответствующая стрелка. Не должно быть ни

лишних, ни недостающих стрелок.

Дальнейшие упражнения:

ребенок выбирает цепочку и считает жемчужины. Результат, то есть число всех бусин в це-

почке, он сообщает учителю;

ребенок раскладывает на ковре все цепочки и стрелки в ряд;

цепочки сложить в виде квадратов;

ребенок складывает из цепочек геометрические фигуры, например, из шестой цепочки тре-

угольник или шестиугольник, из пятой цепочки пятиугольник;

ребенок выбирает цепочку и ищет среди одноцветных стрелок нужную стопку. Он вытаски-

вает стрелки и раскладывает их вдоль цепочки. Для следующих упражнений учитель вытаскивает

стрелки и раскладывает их вдоль цепочки. Для следующих упражнений учитель должен подготовить

ящик с одноцветными подписанными стрелками. Стрелки для каждой цепочки скреплены резинками.

При поиске нужной стрелки ребенок должен обратить внимание на число на стрелке и на самое

большое число;

все цепочки раскладывают. Ребенок выбирает из неупорядоченных белых стрелок подходя-

щие и кладет их около цепочек;

ребенок сам пишет числа и кладет их около цепочек;

числа на концах каждого стрежня всех цепочек выписывают в вертикальные ряды. Для этого

ребенку нужно дать бумагу. 1 2 3 4 5 и т. д. 4 6 8 10 9 12 15 16 20 25