1. ПРЕДИСЛОВИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его
чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике,
а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был
накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-
педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств, представ-
ленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.
Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготови-
тельной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через
самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соот-
ветствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для
обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и
формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих
материалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией
Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке
мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его
собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком
окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социаль-
но - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую
роль.
Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному станов-
лению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует
самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать
независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противополож-
ностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное
поведение в обществе.
Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и
учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок
врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и
ориентироваться в ней.
В созданной согласно Монтессори "подготовительной среде" ребенок может упражнять все фи-
зические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться.
Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний
опыт.
Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим
изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность
разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противопо-
ложность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым.
Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью". Это направле-
ние развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не
было бы в чувстве".
Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело,
строит схему・ своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению
все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движе-
ния, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он
учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвеча-
ют спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели
моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопыт-
ства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему
постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога,
который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению
глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений.
Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему
возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять
их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к
точности и деловитости.
Приглашаем вас войти в Монтессори-класс, где и создается подготовительная среда - царство
кубиков, бусинок, цилиндров и треугольников.
Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его
чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике,
а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был
накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-
педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы для развития чувств, представ-
ленные здесь одновременно с другими развивающими материалами.
Монтессори-материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготови-
тельной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через
самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соот-
ветствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для
обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и
формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих
материалов. Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией
Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке
мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его
собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком
окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социаль-
но - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую
роль.
Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному станов-
лению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует
самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать
независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противополож-
ностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное
поведение в обществе.
Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и
учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок
врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и
ориентироваться в ней.
В созданной согласно Монтессори "подготовительной среде" ребенок может упражнять все фи-
зические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться.
Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний
опыт.
Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим
изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность
разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противопо-
ложность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым.
Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в "знание, ставшее плотью". Это направле-
ние развития личности ребенка опирается на утверждение: "В разуме нет ничего такого, чего прежде не
было бы в чувстве".
Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело,
строит схему・ своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению
все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движе-
ния, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он
учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы отвеча-
ют спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели
моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопыт-
ства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему
постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога,
который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори-материалы способствуют "поляризации внимания", направленного к выявлению
глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений.
Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему
возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять
их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к
точности и деловитости.
Приглашаем вас войти в Монтессори-класс, где и создается подготовительная среда - царство
кубиков, бусинок, цилиндров и треугольников.