4.5.3. ЦЕПОЧКА ИЗ ТЫСЯЧИ БУСИН

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: цепочка из 1000 бусин состоит из 100 стержней по 10 бусин, то есть из 10 цепочек по

100 бусин. Через каждые 10 стержней (то есть через каждые 100 бусин) имеются большие промежутки

между стержнями. Они отмечены кольцами. Цепочка из 1000 бусин висит на стенду с 5 крючками.

Ящик со стрелками, на котором стоят числа: 9 узких зеленых стрелок с числами десятков 1-9, 9 узких

темно-зеленых стрелок с числами 11-19, 90 более широких синих стрелок с числами десятков 1--990, 9

еще более широких красных стрелок с числами сотен 100-9000, 1 самая широкая зеленая стрелка с

числом 1000. Вторая серия карт прямоугольной формы, на которых стоят числа: 9 узких зеленых карт с

числами 1-9, , более широких синих карт с числами десятков 10-90, 9 еще более широких красных карт

с числами сотен 100-900, 1 самая широкая зеленая карта с числом 1000. Надписи на картах сделаны так,

что при наложении карт друг на друга получаются новые числа.

Цель: выучить последовательность чисел до 1000. Построить линейные числа.

Возраст: около шести лет.

Как работать с материалом. Учитель показывает ребенку, как переносить цепочку из 1000 бусин.

Он кладет первую сотню на предплечье ребенку, так чтобы с обеих сторон свисали по 5 десятков.

Следующие цепочки из 100 бусин вешают точно так же одну за другой. Теперь ребенок может осто-

рожно переносить всю щепочку из 1000 бусин. Затем учитель предлагает ребенку снимать один за

другим участки цепочки из 1000 бусин и вешать их на крючки стенда. Из-за большой длины цепочки из

1000 бусин важно научить ребенка снимать, переносить и снова вешать цепочку на стенд. Учитель

раскладывает перед ребенком цепочку из 1000 бусин. У каждого большого кольца (то есть у каждой

сотни) он надламывает цепочку. Цепочкой из 100 бусин учитель и ребенок измеряют цепочку из 1000

бусин. Ребенок констатирует, что цепочка из 1000 бусин такой же длины, как 10 цепочек из 100 бусин.

Около каждой сотой бусины ребенок может также положить квадрат из 100 золотых бусин. Ребенок

понимает, что в этой цепочке столько же бусин, сколько их в 10 квадратах из 100 бусин.

Дальнейшие упражнения:

ребенок раскладывает цепочку и начинает считать бусины. Рядом с первыми 9 бусинами он

кладет по порядку узкие зеленые стрелки, рядом с бусинами 11-19 узкие темно-зеленые стрелки, рядом

с концами стержней синие стрелки с числами десятков и красные стрелки с числами сотен. На конце

цепочки ребенок кладет красную стрелку с числом 1000. Для двух первых упражнений берется ящик со

стрелками. Работа ребенка облегчается, если он сначала рассортирует стрелки по цвету, величине, а

также, если сможет, по порядку стоящих на них чисел. Лучше всего начать с узких зеленых стрелок,

затем взять стрелки с числами сотен и стрелку с числом 1000, а потом сортировать стрелки с десятками,

раскладывая их по сотням;

ребенок сам записывает числа на карточках и кладет их в нужном месте цепочки;

ребенок раскладывает вдоль цепочки карты с числами сотен, сначала по порядку, а затем

вразбивку. При этом учитель указывает на участки цепочки, состоящие из целого количества сотен, а

ребенок ищет подходящую карту с числом. Для следующих упражнений ребенок берет вторую серию

карт без стрелок. Работу можно облегчить, если ребенок сначала рассортирует карты;

учитель предлагает ребенку разложить вдоль цепочки карты с числами сотен и числом 1000.

Рядом с цепочкой лежат по порядку карты с десятками. На карту с числом 100 учитель кладет карту с

числом 10 так, чтобы получилось число 110. Теперь он передвигает эти карты с 100-й на 110-ю бусину в

цепочке. Затем он меняет карту с числом 10 на карту с числом 20 и снова передвигает карты вдоль

цепочки. Так продолжают далее; - предыдущее упражнение варьируется при помощи карт с единицами.

Таким образом должны получиться все числа 1-1000;

учитель составляет новое число из карт с числами сотен и десятков. Ребенок читает число и

кладет его на нужное место около цепочки. Позже учитель использует также карты с единицами;

учитель указывает бусину в цепочке. Ребенок считает бусины, составляет из карт число и

кладет его на нужное место около цепочки.

Материал: цепочка из 1000 бусин состоит из 100 стержней по 10 бусин, то есть из 10 цепочек по

100 бусин. Через каждые 10 стержней (то есть через каждые 100 бусин) имеются большие промежутки

между стержнями. Они отмечены кольцами. Цепочка из 1000 бусин висит на стенду с 5 крючками.

Ящик со стрелками, на котором стоят числа: 9 узких зеленых стрелок с числами десятков 1-9, 9 узких

темно-зеленых стрелок с числами 11-19, 90 более широких синих стрелок с числами десятков 1--990, 9

еще более широких красных стрелок с числами сотен 100-9000, 1 самая широкая зеленая стрелка с

числом 1000. Вторая серия карт прямоугольной формы, на которых стоят числа: 9 узких зеленых карт с

числами 1-9, , более широких синих карт с числами десятков 10-90, 9 еще более широких красных карт

с числами сотен 100-900, 1 самая широкая зеленая карта с числом 1000. Надписи на картах сделаны так,

что при наложении карт друг на друга получаются новые числа.

Цель: выучить последовательность чисел до 1000. Построить линейные числа.

Возраст: около шести лет.

Как работать с материалом. Учитель показывает ребенку, как переносить цепочку из 1000 бусин.

Он кладет первую сотню на предплечье ребенку, так чтобы с обеих сторон свисали по 5 десятков.

Следующие цепочки из 100 бусин вешают точно так же одну за другой. Теперь ребенок может осто-

рожно переносить всю щепочку из 1000 бусин. Затем учитель предлагает ребенку снимать один за

другим участки цепочки из 1000 бусин и вешать их на крючки стенда. Из-за большой длины цепочки из

1000 бусин важно научить ребенка снимать, переносить и снова вешать цепочку на стенд. Учитель

раскладывает перед ребенком цепочку из 1000 бусин. У каждого большого кольца (то есть у каждой

сотни) он надламывает цепочку. Цепочкой из 100 бусин учитель и ребенок измеряют цепочку из 1000

бусин. Ребенок констатирует, что цепочка из 1000 бусин такой же длины, как 10 цепочек из 100 бусин.

Около каждой сотой бусины ребенок может также положить квадрат из 100 золотых бусин. Ребенок

понимает, что в этой цепочке столько же бусин, сколько их в 10 квадратах из 100 бусин.

Дальнейшие упражнения:

ребенок раскладывает цепочку и начинает считать бусины. Рядом с первыми 9 бусинами он

кладет по порядку узкие зеленые стрелки, рядом с бусинами 11-19 узкие темно-зеленые стрелки, рядом

с концами стержней синие стрелки с числами десятков и красные стрелки с числами сотен. На конце

цепочки ребенок кладет красную стрелку с числом 1000. Для двух первых упражнений берется ящик со

стрелками. Работа ребенка облегчается, если он сначала рассортирует стрелки по цвету, величине, а

также, если сможет, по порядку стоящих на них чисел. Лучше всего начать с узких зеленых стрелок,

затем взять стрелки с числами сотен и стрелку с числом 1000, а потом сортировать стрелки с десятками,

раскладывая их по сотням;

ребенок сам записывает числа на карточках и кладет их в нужном месте цепочки;

ребенок раскладывает вдоль цепочки карты с числами сотен, сначала по порядку, а затем

вразбивку. При этом учитель указывает на участки цепочки, состоящие из целого количества сотен, а

ребенок ищет подходящую карту с числом. Для следующих упражнений ребенок берет вторую серию

карт без стрелок. Работу можно облегчить, если ребенок сначала рассортирует карты;

учитель предлагает ребенку разложить вдоль цепочки карты с числами сотен и числом 1000.

Рядом с цепочкой лежат по порядку карты с десятками. На карту с числом 100 учитель кладет карту с

числом 10 так, чтобы получилось число 110. Теперь он передвигает эти карты с 100-й на 110-ю бусину в

цепочке. Затем он меняет карту с числом 10 на карту с числом 20 и снова передвигает карты вдоль

цепочки. Так продолжают далее; - предыдущее упражнение варьируется при помощи карт с единицами.

Таким образом должны получиться все числа 1-1000;

учитель составляет новое число из карт с числами сотен и десятков. Ребенок читает число и

кладет его на нужное место около цепочки. Позже учитель использует также карты с единицами;

учитель указывает бусину в цепочке. Ребенок считает бусины, составляет из карт число и

кладет его на нужное место около цепочки.