3.4.1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМОД
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: деревянный ящик с тремя выдвижными ящиками в нем. В выдвижных ящиках содер-
жатся 14 деревянных дощечек с выпиленными в виде листьев фигурами и 4 деревянные дощечки без
таких вкладышей. Все фигуры-вкладыши зеленого цвета и лежат в рамках цвета дерева. Дно ящиков
зеленое. Три комплекта карт для каждой фигуры-вкладыша, содержащейся в комоде.
1-я серия: вся площадь фигур, изображенных на картах, зеленого цвета.
2-я серия: изображенные фигуры обведены кантом шириной 1 см.
3-я серия: изображенные фигуры обведены линией шириной 1 мм.
Прямая цель: узнать различные формы листьев.
Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель ставит выдвижной ящик на стол. Он берется большим,
средним и указательным пальцами за маленькие кнопки на фигурах и по очереди кладет фигуры около
выдвижного ящика. Средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением он обводит
выпиленные фигуры. Затем теми же пальцами он обводит соответствующие формы в рамках и вклады-
вает выпиленные фигуры назад на свои места. Подготовка к письму посредством тренировки умения
правильно охватывать кнопку. Представление о форме в пространстве. Ребенок может повторить
упражнение. Упражнение закончено, когда ребенок убрал весь материал. У ребенка создается впечатле-
ние законченности упражнения.
Контроль над ошибками. Каждая фигура-вкладыш должна точно входить в соответствующую
рамку.
Дальнейшие упражнения:
аналогично проводят работу с другими выдвижными ящиками;
можно использовать сразу несколько выдвижных ящиков одновременно. Новый стимул - иг-
ра с партнером;
через некоторое время работы с материалом подобные упражнения можно проделать с закры-
тыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия усиливается восприятие формы через осязание;
можно положить рядом друг с другом похожие формы;
все фигуры-вкладыши кладут на соседний стол. Ребенок замечает
какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей фигуру-вкладыш;
все фигуры-вкладыши из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один
ребенок становится ведущим. Он указывает на одну из рамок. Тот приносит ее и вкладывает в рамку.
Прежде всего учитель вводит тот комплект карт, где изображенные фигуры закрашены полностью. Он
берет карты, соответствующие одному выдвижному ящику, перемешивает их и раскладывает. Ребенок
кладет выпиленные фигуры на соответствующие им изображения на картах.В предыдущих упражнени-
ях интерес ребенка был направлен на процесс вкладывания фигур. При работе с картами внимание
ребенка обращается собственно на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происхо-
дит процесс абстрагирования. Затем вводятся два оставшихся комплекта карт.
Работа над ошибками: деревянные фигуры должны соответствовать фигурам, изображенным на
карте.
Устный урок. Он относится к биологическим названия форм листьев. Их сообщают на трехсту-
пенчатом уроке. Названия форм листьев даются при помощи других предметов. Ребенок в этом возрасте
чаще всего не может отличить листья похожей формы с разных пород деревьев. Поэтому названия форм
листьев нужно вводить при помощи обычных понятий.
Применение:
во дворе или на прогулке собрать листья, а затем засушить их под прессом. При этом наи-
больший интерес дети проявляют чаще всего осенью, когда листья окрашены в разные цвета;
различные игры по упорядочиванию собранных листьев;
упорядочивание проводится с учетом формы, величины, цвета, похожести, контраста, оттен-
ков, краев и прожилок листьев. Правила упорядочивания дети должны выбрать сколь возможно
самостоятельно;
сравнение листьев с фигурами-вкладышами из биологического комода.
Материал: деревянный ящик с тремя выдвижными ящиками в нем. В выдвижных ящиках содер-
жатся 14 деревянных дощечек с выпиленными в виде листьев фигурами и 4 деревянные дощечки без
таких вкладышей. Все фигуры-вкладыши зеленого цвета и лежат в рамках цвета дерева. Дно ящиков
зеленое. Три комплекта карт для каждой фигуры-вкладыша, содержащейся в комоде.
1-я серия: вся площадь фигур, изображенных на картах, зеленого цвета.
2-я серия: изображенные фигуры обведены кантом шириной 1 см.
3-я серия: изображенные фигуры обведены линией шириной 1 мм.
Прямая цель: узнать различные формы листьев.
Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель ставит выдвижной ящик на стол. Он берется большим,
средним и указательным пальцами за маленькие кнопки на фигурах и по очереди кладет фигуры около
выдвижного ящика. Средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением он обводит
выпиленные фигуры. Затем теми же пальцами он обводит соответствующие формы в рамках и вклады-
вает выпиленные фигуры назад на свои места. Подготовка к письму посредством тренировки умения
правильно охватывать кнопку. Представление о форме в пространстве. Ребенок может повторить
упражнение. Упражнение закончено, когда ребенок убрал весь материал. У ребенка создается впечатле-
ние законченности упражнения.
Контроль над ошибками. Каждая фигура-вкладыш должна точно входить в соответствующую
рамку.
Дальнейшие упражнения:
аналогично проводят работу с другими выдвижными ящиками;
можно использовать сразу несколько выдвижных ящиков одновременно. Новый стимул - иг-
ра с партнером;
через некоторое время работы с материалом подобные упражнения можно проделать с закры-
тыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия усиливается восприятие формы через осязание;
можно положить рядом друг с другом похожие формы;
все фигуры-вкладыши кладут на соседний стол. Ребенок замечает
какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей фигуру-вкладыш;
все фигуры-вкладыши из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один
ребенок становится ведущим. Он указывает на одну из рамок. Тот приносит ее и вкладывает в рамку.
Прежде всего учитель вводит тот комплект карт, где изображенные фигуры закрашены полностью. Он
берет карты, соответствующие одному выдвижному ящику, перемешивает их и раскладывает. Ребенок
кладет выпиленные фигуры на соответствующие им изображения на картах.В предыдущих упражнени-
ях интерес ребенка был направлен на процесс вкладывания фигур. При работе с картами внимание
ребенка обращается собственно на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происхо-
дит процесс абстрагирования. Затем вводятся два оставшихся комплекта карт.
Работа над ошибками: деревянные фигуры должны соответствовать фигурам, изображенным на
карте.
Устный урок. Он относится к биологическим названия форм листьев. Их сообщают на трехсту-
пенчатом уроке. Названия форм листьев даются при помощи других предметов. Ребенок в этом возрасте
чаще всего не может отличить листья похожей формы с разных пород деревьев. Поэтому названия форм
листьев нужно вводить при помощи обычных понятий.
Применение:
во дворе или на прогулке собрать листья, а затем засушить их под прессом. При этом наи-
больший интерес дети проявляют чаще всего осенью, когда листья окрашены в разные цвета;
различные игры по упорядочиванию собранных листьев;
упорядочивание проводится с учетом формы, величины, цвета, похожести, контраста, оттен-
ков, краев и прожилок листьев. Правила упорядочивания дети должны выбрать сколь возможно
самостоятельно;
сравнение листьев с фигурами-вкладышами из биологического комода.