3.4.1. БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМОД

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: деревянный ящик с тремя выдвижными ящиками в нем. В выдвижных ящиках содер-

жатся 14 деревянных дощечек с выпиленными в виде листьев фигурами и 4 деревянные дощечки без

таких вкладышей. Все фигуры-вкладыши зеленого цвета и лежат в рамках цвета дерева. Дно ящиков

зеленое. Три комплекта карт для каждой фигуры-вкладыша, содержащейся в комоде.

1-я серия: вся площадь фигур, изображенных на картах, зеленого цвета.

2-я серия: изображенные фигуры обведены кантом шириной 1 см.

3-я серия: изображенные фигуры обведены линией шириной 1 мм.

Прямая цель: узнать различные формы листьев.

Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель ставит выдвижной ящик на стол. Он берется большим,

средним и указательным пальцами за маленькие кнопки на фигурах и по очереди кладет фигуры около

выдвижного ящика. Средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением он обводит

выпиленные фигуры. Затем теми же пальцами он обводит соответствующие формы в рамках и вклады-

вает выпиленные фигуры назад на свои места. Подготовка к письму посредством тренировки умения

правильно охватывать кнопку. Представление о форме в пространстве. Ребенок может повторить

упражнение. Упражнение закончено, когда ребенок убрал весь материал. У ребенка создается впечатле-

ние законченности упражнения.

Контроль над ошибками. Каждая фигура-вкладыш должна точно входить в соответствующую

рамку.

Дальнейшие упражнения:

аналогично проводят работу с другими выдвижными ящиками;

можно использовать сразу несколько выдвижных ящиков одновременно. Новый стимул - иг-

ра с партнером;

через некоторое время работы с материалом подобные упражнения можно проделать с закры-

тыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия усиливается восприятие формы через осязание;

можно положить рядом друг с другом похожие формы;

все фигуры-вкладыши кладут на соседний стол. Ребенок замечает

какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей фигуру-вкладыш;

все фигуры-вкладыши из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один

ребенок становится ведущим. Он указывает на одну из рамок. Тот приносит ее и вкладывает в рамку.

Прежде всего учитель вводит тот комплект карт, где изображенные фигуры закрашены полностью. Он

берет карты, соответствующие одному выдвижному ящику, перемешивает их и раскладывает. Ребенок

кладет выпиленные фигуры на соответствующие им изображения на картах.В предыдущих упражнени-

ях интерес ребенка был направлен на процесс вкладывания фигур. При работе с картами внимание

ребенка обращается собственно на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происхо-

дит процесс абстрагирования. Затем вводятся два оставшихся комплекта карт.

Работа над ошибками: деревянные фигуры должны соответствовать фигурам, изображенным на

карте.

Устный урок. Он относится к биологическим названия форм листьев. Их сообщают на трехсту-

пенчатом уроке. Названия форм листьев даются при помощи других предметов. Ребенок в этом возрасте

чаще всего не может отличить листья похожей формы с разных пород деревьев. Поэтому названия форм

листьев нужно вводить при помощи обычных понятий.

Применение:

во дворе или на прогулке собрать листья, а затем засушить их под прессом. При этом наи-

больший интерес дети проявляют чаще всего осенью, когда листья окрашены в разные цвета;

различные игры по упорядочиванию собранных листьев;

упорядочивание проводится с учетом формы, величины, цвета, похожести, контраста, оттен-

ков, краев и прожилок листьев. Правила упорядочивания дети должны выбрать сколь возможно

самостоятельно;

сравнение листьев с фигурами-вкладышами из биологического комода.

Материал: деревянный ящик с тремя выдвижными ящиками в нем. В выдвижных ящиках содер-

жатся 14 деревянных дощечек с выпиленными в виде листьев фигурами и 4 деревянные дощечки без

таких вкладышей. Все фигуры-вкладыши зеленого цвета и лежат в рамках цвета дерева. Дно ящиков

зеленое. Три комплекта карт для каждой фигуры-вкладыша, содержащейся в комоде.

1-я серия: вся площадь фигур, изображенных на картах, зеленого цвета.

2-я серия: изображенные фигуры обведены кантом шириной 1 см.

3-я серия: изображенные фигуры обведены линией шириной 1 мм.

Прямая цель: узнать различные формы листьев.

Косвенная цель: развитие моторики руки, развитие зрительной памяти.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель ставит выдвижной ящик на стол. Он берется большим,

средним и указательным пальцами за маленькие кнопки на фигурах и по очереди кладет фигуры около

выдвижного ящика. Средним и указательным пальцами плавным непрерывным движением он обводит

выпиленные фигуры. Затем теми же пальцами он обводит соответствующие формы в рамках и вклады-

вает выпиленные фигуры назад на свои места. Подготовка к письму посредством тренировки умения

правильно охватывать кнопку. Представление о форме в пространстве. Ребенок может повторить

упражнение. Упражнение закончено, когда ребенок убрал весь материал. У ребенка создается впечатле-

ние законченности упражнения.

Контроль над ошибками. Каждая фигура-вкладыш должна точно входить в соответствующую

рамку.

Дальнейшие упражнения:

аналогично проводят работу с другими выдвижными ящиками;

можно использовать сразу несколько выдвижных ящиков одновременно. Новый стимул - иг-

ра с партнером;

через некоторое время работы с материалом подобные упражнения можно проделать с закры-

тыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия усиливается восприятие формы через осязание;

можно положить рядом друг с другом похожие формы;

все фигуры-вкладыши кладут на соседний стол. Ребенок замечает

какую-нибудь рамку и приносит соответствующую ей фигуру-вкладыш;

все фигуры-вкладыши из одного или нескольких выдвижных ящиков раздают детям. Один

ребенок становится ведущим. Он указывает на одну из рамок. Тот приносит ее и вкладывает в рамку.

Прежде всего учитель вводит тот комплект карт, где изображенные фигуры закрашены полностью. Он

берет карты, соответствующие одному выдвижному ящику, перемешивает их и раскладывает. Ребенок

кладет выпиленные фигуры на соответствующие им изображения на картах.В предыдущих упражнени-

ях интерес ребенка был направлен на процесс вкладывания фигур. При работе с картами внимание

ребенка обращается собственно на форму фигуры. Помощь зрения постепенно уменьшается. Происхо-

дит процесс абстрагирования. Затем вводятся два оставшихся комплекта карт.

Работа над ошибками: деревянные фигуры должны соответствовать фигурам, изображенным на

карте.

Устный урок. Он относится к биологическим названия форм листьев. Их сообщают на трехсту-

пенчатом уроке. Названия форм листьев даются при помощи других предметов. Ребенок в этом возрасте

чаще всего не может отличить листья похожей формы с разных пород деревьев. Поэтому названия форм

листьев нужно вводить при помощи обычных понятий.

Применение:

во дворе или на прогулке собрать листья, а затем засушить их под прессом. При этом наи-

больший интерес дети проявляют чаще всего осенью, когда листья окрашены в разные цвета;

различные игры по упорядочиванию собранных листьев;

упорядочивание проводится с учетом формы, величины, цвета, похожести, контраста, оттен-

ков, краев и прожилок листьев. Правила упорядочивания дети должны выбрать сколь возможно

самостоятельно;

сравнение листьев с фигурами-вкладышами из биологического комода.