3.3.1. ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЧКИ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие сторо-

ны табличек снабжены планками.

Прямая цель: различение основных цветов.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выби-

рает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом

требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того,

чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку

таблички. Затем учитель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового

цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее

рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по

цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.

Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного

сравнения.

Дальнейшие упражнения: - раскладывают по табличке желтого, красного и голубого цвета, а ос-

тальные таблички ребенок кладет в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребенку на одну

из табличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого же цвета.

Упражнение на запоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем месте

ребенка.

Устный урок. Он посвящен названиям цветов: желтый, красный, голубой (трехступенчатый

урок).

Применение: ребенок выбирает один какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цве-

та.

Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный,

винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый.

Прямая цель: познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Вводное упражнение проводится точно так же, как и с ящиком 1, то

есть через подбор пар табличек одинакового цвета.

Контроль над ошибками. Ребенок может провести контроль над ошибками визуально.

Дальнейшие упражнения: - ребенок выбирает какую-либо цветную табличку и кладет ее на ко-

вер. Он ищет в комнате предмет того же или похожего цвета и кладет его рядом с табличкой; - если

ребенок знает названия цветов, он берет по одной табличке и кладет их друг рядом с другом. Другой

ребенок закрывает глаза. Первый убирает одну из табличек и сдвигает остальные, чтобы закрыть пустое

место. Второй открывает глаза и называет цвет отсутствующей таблички; - если ребенок, эксперимен-

тируя с акварельными красками, сам получал смешанные цвета, то он может выбрать две таблички

основных цветов, образующих данный смешанный цвет.

Применение. Рассматривание цветных картинок.

Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета,

тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-

красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.

Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таб-

лички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные

в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно

меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через

контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка

упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает

друг с другом оттенки табличек.

Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.

Дальнейшие упражнения: - из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и

ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком

резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и

различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:

работа с табличками нескольких цветов;

работа с табличками всех цветов;

упорядочить между собой цветовые ряды;

расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали; -сложить спираль, на-

чиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.

Устный урок. Он посвящен названиям: светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый,

темный - темнее - самый темный, самый светлый - самый темный, темнее, чем - светлее, чем.

Применение: рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета,

имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.

Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие сторо-

ны табличек снабжены планками.

Прямая цель: различение основных цветов.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Учитель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выби-

рает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом

требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того,

чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку

таблички. Затем учитель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового

цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее

рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по

цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.

Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного

сравнения.

Дальнейшие упражнения: - раскладывают по табличке желтого, красного и голубого цвета, а ос-

тальные таблички ребенок кладет в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребенку на одну

из табличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого же цвета.

Упражнение на запоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем месте

ребенка.

Устный урок. Он посвящен названиям цветов: желтый, красный, голубой (трехступенчатый

урок).

Применение: ребенок выбирает один какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цве-

та.

Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный,

винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый.

Прямая цель: познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Вводное упражнение проводится точно так же, как и с ящиком 1, то

есть через подбор пар табличек одинакового цвета.

Контроль над ошибками. Ребенок может провести контроль над ошибками визуально.

Дальнейшие упражнения: - ребенок выбирает какую-либо цветную табличку и кладет ее на ко-

вер. Он ищет в комнате предмет того же или похожего цвета и кладет его рядом с табличкой; - если

ребенок знает названия цветов, он берет по одной табличке и кладет их друг рядом с другом. Другой

ребенок закрывает глаза. Первый убирает одну из табличек и сдвигает остальные, чтобы закрыть пустое

место. Второй открывает глаза и называет цвет отсутствующей таблички; - если ребенок, эксперимен-

тируя с акварельными красками, сам получал смешанные цвета, то он может выбрать две таблички

основных цветов, образующих данный смешанный цвет.

Применение. Рассматривание цветных картинок.

Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета,

тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-

красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.

Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.

Косвенная цель: развитие тонкой моторики.

Возраст: около трех лет.

Как работать с материалом. Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таб-

лички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные

в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно

меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через

контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка

упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает

друг с другом оттенки табличек.

Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.

Дальнейшие упражнения: - из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и

ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком

резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и

различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:

работа с табличками нескольких цветов;

работа с табличками всех цветов;

упорядочить между собой цветовые ряды;

расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали; -сложить спираль, на-

чиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.

Устный урок. Он посвящен названиям: светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый,

темный - темнее - самый темный, самый светлый - самый темный, темнее, чем - светлее, чем.

Применение: рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета,

имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.