3.3.1. ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЧКИ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие сторо-
ны табличек снабжены планками.
Прямая цель: различение основных цветов.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выби-
рает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом
требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того,
чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку
таблички. Затем учитель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового
цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее
рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по
цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.
Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного
сравнения.
Дальнейшие упражнения: - раскладывают по табличке желтого, красного и голубого цвета, а ос-
тальные таблички ребенок кладет в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребенку на одну
из табличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого же цвета.
Упражнение на запоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем месте
ребенка.
Устный урок. Он посвящен названиям цветов: желтый, красный, голубой (трехступенчатый
урок).
Применение: ребенок выбирает один какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цве-
та.
Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный,
винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый.
Прямая цель: познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Вводное упражнение проводится точно так же, как и с ящиком 1, то
есть через подбор пар табличек одинакового цвета.
Контроль над ошибками. Ребенок может провести контроль над ошибками визуально.
Дальнейшие упражнения: - ребенок выбирает какую-либо цветную табличку и кладет ее на ко-
вер. Он ищет в комнате предмет того же или похожего цвета и кладет его рядом с табличкой; - если
ребенок знает названия цветов, он берет по одной табличке и кладет их друг рядом с другом. Другой
ребенок закрывает глаза. Первый убирает одну из табличек и сдвигает остальные, чтобы закрыть пустое
место. Второй открывает глаза и называет цвет отсутствующей таблички; - если ребенок, эксперимен-
тируя с акварельными красками, сам получал смешанные цвета, то он может выбрать две таблички
основных цветов, образующих данный смешанный цвет.
Применение. Рассматривание цветных картинок.
Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета,
тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-
красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.
Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таб-
лички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные
в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно
меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через
контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка
упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает
друг с другом оттенки табличек.
Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.
Дальнейшие упражнения: - из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и
ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком
резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и
различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:
работа с табличками нескольких цветов;
работа с табличками всех цветов;
упорядочить между собой цветовые ряды;
расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали; -сложить спираль, на-
чиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.
Устный урок. Он посвящен названиям: светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый,
темный - темнее - самый темный, самый светлый - самый темный, темнее, чем - светлее, чем.
Применение: рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета,
имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.
Материал: ящик 1 содержит по 2 таблички желтого, красного и голубого цвета. Короткие сторо-
ны табличек снабжены планками.
Прямая цель: различение основных цветов.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Учитель вынимает из ящика таблички и перемешивает их. Он выби-
рает две таблички одного цвета и кладет их одну рядом с другой. При работе с этим материалом
требуется хорошее освещение. Как обращаться с табличками, ясно по их внешнему виду. Для того,
чтобы лучше рассмотреть цветовую поверхность, нужно взяться за верхнюю и нижнюю планку
таблички. Затем учитель берет другую табличку и кладет ее под первой парой табличек одинакового
цвета. Теперь из оставшихся он выбирает табличку того же цвета, что и табличка без пары, и кладет ее
рядом с ней. Последняя пара табличек кладется под первыми двумя парами. Пары упорядоченных по
цвету табличек ясно отделяются друг от друга планками. Ребенок повторяет упражнение по выбору пар.
Контроль над ошибками: контроль ребенок может провести при помощи зрительного
сравнения.
Дальнейшие упражнения: - раскладывают по табличке желтого, красного и голубого цвета, а ос-
тальные таблички ребенок кладет в разные места комнаты. Теперь учитель указывает ребенку на одну
из табличек на его рабочем месте и просит принести из комнаты табличку такого же цвета.
Упражнение на запоминание. Так поступают со всеми табличками, лежащими на рабочем месте
ребенка.
Устный урок. Он посвящен названиям цветов: желтый, красный, голубой (трехступенчатый
урок).
Применение: ребенок выбирает один какой-нибудь цвет и ищет в комнате предметы того же цве-
та.
Материал: ящик 2 содержит по 2 таблички следующих цветов: желтый, оранжевый, красный,
винно-красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, черный, белый и серый.
Прямая цель: познакомиться со смешанными цветами, а также с черным и белым цветом.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Вводное упражнение проводится точно так же, как и с ящиком 1, то
есть через подбор пар табличек одинакового цвета.
Контроль над ошибками. Ребенок может провести контроль над ошибками визуально.
Дальнейшие упражнения: - ребенок выбирает какую-либо цветную табличку и кладет ее на ко-
вер. Он ищет в комнате предмет того же или похожего цвета и кладет его рядом с табличкой; - если
ребенок знает названия цветов, он берет по одной табличке и кладет их друг рядом с другом. Другой
ребенок закрывает глаза. Первый убирает одну из табличек и сдвигает остальные, чтобы закрыть пустое
место. Второй открывает глаза и называет цвет отсутствующей таблички; - если ребенок, эксперимен-
тируя с акварельными красками, сам получал смешанные цвета, то он может выбрать две таблички
основных цветов, образующих данный смешанный цвет.
Применение. Рассматривание цветных картинок.
Материал. Ящик 3 имеет 9 отделений. Каждое отделение содержит по 7 табличек одного цвета,
тон которых меняется от бледного до яркого. Цвета следующие: желтый, оранжевый, красный, винно-
красный или розовый, голубой, фиолетовый, зеленый, коричневый, серый.
Прямая цель: правильный подбор и знание цветовых оттенков.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Таблички одного цвета перемешиваются. Учитель выбирает две таб-
лички, наиболее контрастные по тону, и сравнивает их друг с другом. Затем он раскладывает остальные
в соответствии с их тоном, так, чтобы получился цветовой ряд табличек, тон которых равномерно
меняется. Первая и последняя таблички служат исходными пунктами в этом упражнении. Через
контрастирование ребенок приходит к градуированию. Соответственно возрасту и развитию ребенка
упражнение упрощают и берут меньше, чем 7 табличек. В каждом цветовом ряду ребенок сравнивает
друг с другом оттенки табличек.
Контроль над ошибками. Контроль над ошибками ребенок может провести визуально.
Дальнейшие упражнения: - из какого-либо упорядоченного цветового ряда убирают табличку и
ряд сдвигают, закрывая пустое место. Ребенок должен найти место, где оттенок меняется слишком
резко. Эти упражнения предъявляют высокие требования в особенности к способности запоминать и
различать. Они проводятся как игры между двумя партнерами и групповые игры:
работа с табличками нескольких цветов;
работа с табличками всех цветов;
упорядочить между собой цветовые ряды;
расположить таблички в цветовой ряд по вертикали или по диагонали; -сложить спираль, на-
чиная со всех самых светлых табличек и продолжая табличками следующего по интенсивности оттенка.
Устный урок. Он посвящен названиям: светлый - темный, светлый - светлее - самый светлый,
темный - темнее - самый темный, самый светлый - самый темный, темнее, чем - светлее, чем.
Применение: рассматривая цветную картинку, ребенок должен назвать знакомые ему цвета,
имеющиеся на этой картинке, и показать таблички этих же цветов.