5.1. ВВЕДЕНИЕ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9  11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 

Самым увлекательным средством общения является человеческая речь. Как только ребенок рож-

дается, он немедленно встречается с человеческой речью и ощущает ее обаяние. Постепенно ребенок

усваивает образы речи, которые употребляют окружающие его люди, как будто вокруг него создается

подготовительная среда для развития речи. Таким образом, усвоение образцов речи является необходи-

мым условием для раннего развития речи у детей.

Когда ребенок приходит в сад, он уже находится в сенситивном периоде развития речи. У него

есть огромное желание расширить свой словарный запас. Учителю следует иметь в виду эту потреб-

ность. Мы рассказываем истории, обсуждаем повседневные события, происходящие в жизни детей,

устраиваем игры с куклами и без них, читаем детские стихи и т. д.

Очень важна также речь, которая используется в упражнениях по обучению навыкам практиче-

ской жизни и при работе с материалами для развития чувств. Сначала ребенок достаточно долго

работает с материалом, а затем слушает устный урок. Слово должно быть для ребенка не абстрактной

идеей, а содержательным и прочувствованным понятием. Так происходит вживание ребенка в речь. С

детьми следует проводить различные игры-разговоры и игры-вопросы. С помощью таких игр ребенок

учится сам сочинять истории, упорядочивать свои мысли и давать логически связные ответы. Мышле-

ние и речь тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В наполненной любовью подготовленной среде ребенок должен чувствовать себя защищенным и

иметь возможность для естественного и спонтанного самовыражения. Нужно, чтобы он мог с большой

радостью рассказать о своих приключениях и научиться сочинять истории. Для ребенка очень важно,

чтобы его слушали, чтобы взрослые воспринимали его рассказы, старались понять и помочь ему

правильно выразиться устно, поощряли его желание расширить словарный запас. Обычно к двум годам

словарь здорового ребенка охватывает около 200 слов, а к пяти годам уже около 3000.

У детей есть возраст вопросов, или сенситивный период, когда ему необходимо утолить громад-

ный голод на слова и их смысл. Дети задают много вопросов типа: "Что это? Как это происходит?

Почему это так?" При стимулировании развития речи ребенка решающую роль играет речь учителя

(правильное произношение и употребление слов). В Монтессори-группе проводятся ежедневные

речевые игры и упражнения. Любому интересующемуся вопросами развития речи учителю нетрудно

придумать многочисленные вариации на эту тем. Он может, например, провести игры на запоминание,

уроки по узнаванию названий предметов, игры-поручения, игры-описания, рассказы о приключениях и

т. д.

В материалах для развития чувств имеются материалы, которые опосредованно помогают ребен-

ку при обучении чтению и письму и способствуют развитию речи. Так, цилиндры-вкладыши, геометри-

ческие деревянные и металлические фигуры-вкладыши, материал для ощупывания, парные кусочки

тканей служат для развития ловкости рук. Геометрические и биологические фигуры и карты служат для

различения формы, а шумящие коробки и звоночки - для развития слуха.

Самым увлекательным средством общения является человеческая речь. Как только ребенок рож-

дается, он немедленно встречается с человеческой речью и ощущает ее обаяние. Постепенно ребенок

усваивает образы речи, которые употребляют окружающие его люди, как будто вокруг него создается

подготовительная среда для развития речи. Таким образом, усвоение образцов речи является необходи-

мым условием для раннего развития речи у детей.

Когда ребенок приходит в сад, он уже находится в сенситивном периоде развития речи. У него

есть огромное желание расширить свой словарный запас. Учителю следует иметь в виду эту потреб-

ность. Мы рассказываем истории, обсуждаем повседневные события, происходящие в жизни детей,

устраиваем игры с куклами и без них, читаем детские стихи и т. д.

Очень важна также речь, которая используется в упражнениях по обучению навыкам практиче-

ской жизни и при работе с материалами для развития чувств. Сначала ребенок достаточно долго

работает с материалом, а затем слушает устный урок. Слово должно быть для ребенка не абстрактной

идеей, а содержательным и прочувствованным понятием. Так происходит вживание ребенка в речь. С

детьми следует проводить различные игры-разговоры и игры-вопросы. С помощью таких игр ребенок

учится сам сочинять истории, упорядочивать свои мысли и давать логически связные ответы. Мышле-

ние и речь тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.

В наполненной любовью подготовленной среде ребенок должен чувствовать себя защищенным и

иметь возможность для естественного и спонтанного самовыражения. Нужно, чтобы он мог с большой

радостью рассказать о своих приключениях и научиться сочинять истории. Для ребенка очень важно,

чтобы его слушали, чтобы взрослые воспринимали его рассказы, старались понять и помочь ему

правильно выразиться устно, поощряли его желание расширить словарный запас. Обычно к двум годам

словарь здорового ребенка охватывает около 200 слов, а к пяти годам уже около 3000.

У детей есть возраст вопросов, или сенситивный период, когда ему необходимо утолить громад-

ный голод на слова и их смысл. Дети задают много вопросов типа: "Что это? Как это происходит?

Почему это так?" При стимулировании развития речи ребенка решающую роль играет речь учителя

(правильное произношение и употребление слов). В Монтессори-группе проводятся ежедневные

речевые игры и упражнения. Любому интересующемуся вопросами развития речи учителю нетрудно

придумать многочисленные вариации на эту тем. Он может, например, провести игры на запоминание,

уроки по узнаванию названий предметов, игры-поручения, игры-описания, рассказы о приключениях и

т. д.

В материалах для развития чувств имеются материалы, которые опосредованно помогают ребен-

ку при обучении чтению и письму и способствуют развитию речи. Так, цилиндры-вкладыши, геометри-

ческие деревянные и металлические фигуры-вкладыши, материал для ощупывания, парные кусочки

тканей служат для развития ловкости рук. Геометрические и биологические фигуры и карты служат для

различения формы, а шумящие коробки и звоночки - для развития слуха.