5.1. ВВЕДЕНИЕ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66
Самым увлекательным средством общения является человеческая речь. Как только ребенок рож-
дается, он немедленно встречается с человеческой речью и ощущает ее обаяние. Постепенно ребенок
усваивает образы речи, которые употребляют окружающие его люди, как будто вокруг него создается
подготовительная среда для развития речи. Таким образом, усвоение образцов речи является необходи-
мым условием для раннего развития речи у детей.
Когда ребенок приходит в сад, он уже находится в сенситивном периоде развития речи. У него
есть огромное желание расширить свой словарный запас. Учителю следует иметь в виду эту потреб-
ность. Мы рассказываем истории, обсуждаем повседневные события, происходящие в жизни детей,
устраиваем игры с куклами и без них, читаем детские стихи и т. д.
Очень важна также речь, которая используется в упражнениях по обучению навыкам практиче-
ской жизни и при работе с материалами для развития чувств. Сначала ребенок достаточно долго
работает с материалом, а затем слушает устный урок. Слово должно быть для ребенка не абстрактной
идеей, а содержательным и прочувствованным понятием. Так происходит вживание ребенка в речь. С
детьми следует проводить различные игры-разговоры и игры-вопросы. С помощью таких игр ребенок
учится сам сочинять истории, упорядочивать свои мысли и давать логически связные ответы. Мышле-
ние и речь тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
В наполненной любовью подготовленной среде ребенок должен чувствовать себя защищенным и
иметь возможность для естественного и спонтанного самовыражения. Нужно, чтобы он мог с большой
радостью рассказать о своих приключениях и научиться сочинять истории. Для ребенка очень важно,
чтобы его слушали, чтобы взрослые воспринимали его рассказы, старались понять и помочь ему
правильно выразиться устно, поощряли его желание расширить словарный запас. Обычно к двум годам
словарь здорового ребенка охватывает около 200 слов, а к пяти годам уже около 3000.
У детей есть возраст вопросов, или сенситивный период, когда ему необходимо утолить громад-
ный голод на слова и их смысл. Дети задают много вопросов типа: "Что это? Как это происходит?
Почему это так?" При стимулировании развития речи ребенка решающую роль играет речь учителя
(правильное произношение и употребление слов). В Монтессори-группе проводятся ежедневные
речевые игры и упражнения. Любому интересующемуся вопросами развития речи учителю нетрудно
придумать многочисленные вариации на эту тем. Он может, например, провести игры на запоминание,
уроки по узнаванию названий предметов, игры-поручения, игры-описания, рассказы о приключениях и
т. д.
В материалах для развития чувств имеются материалы, которые опосредованно помогают ребен-
ку при обучении чтению и письму и способствуют развитию речи. Так, цилиндры-вкладыши, геометри-
ческие деревянные и металлические фигуры-вкладыши, материал для ощупывания, парные кусочки
тканей служат для развития ловкости рук. Геометрические и биологические фигуры и карты служат для
различения формы, а шумящие коробки и звоночки - для развития слуха.
Самым увлекательным средством общения является человеческая речь. Как только ребенок рож-
дается, он немедленно встречается с человеческой речью и ощущает ее обаяние. Постепенно ребенок
усваивает образы речи, которые употребляют окружающие его люди, как будто вокруг него создается
подготовительная среда для развития речи. Таким образом, усвоение образцов речи является необходи-
мым условием для раннего развития речи у детей.
Когда ребенок приходит в сад, он уже находится в сенситивном периоде развития речи. У него
есть огромное желание расширить свой словарный запас. Учителю следует иметь в виду эту потреб-
ность. Мы рассказываем истории, обсуждаем повседневные события, происходящие в жизни детей,
устраиваем игры с куклами и без них, читаем детские стихи и т. д.
Очень важна также речь, которая используется в упражнениях по обучению навыкам практиче-
ской жизни и при работе с материалами для развития чувств. Сначала ребенок достаточно долго
работает с материалом, а затем слушает устный урок. Слово должно быть для ребенка не абстрактной
идеей, а содержательным и прочувствованным понятием. Так происходит вживание ребенка в речь. С
детьми следует проводить различные игры-разговоры и игры-вопросы. С помощью таких игр ребенок
учится сам сочинять истории, упорядочивать свои мысли и давать логически связные ответы. Мышле-
ние и речь тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга.
В наполненной любовью подготовленной среде ребенок должен чувствовать себя защищенным и
иметь возможность для естественного и спонтанного самовыражения. Нужно, чтобы он мог с большой
радостью рассказать о своих приключениях и научиться сочинять истории. Для ребенка очень важно,
чтобы его слушали, чтобы взрослые воспринимали его рассказы, старались понять и помочь ему
правильно выразиться устно, поощряли его желание расширить словарный запас. Обычно к двум годам
словарь здорового ребенка охватывает около 200 слов, а к пяти годам уже около 3000.
У детей есть возраст вопросов, или сенситивный период, когда ему необходимо утолить громад-
ный голод на слова и их смысл. Дети задают много вопросов типа: "Что это? Как это происходит?
Почему это так?" При стимулировании развития речи ребенка решающую роль играет речь учителя
(правильное произношение и употребление слов). В Монтессори-группе проводятся ежедневные
речевые игры и упражнения. Любому интересующемуся вопросами развития речи учителю нетрудно
придумать многочисленные вариации на эту тем. Он может, например, провести игры на запоминание,
уроки по узнаванию названий предметов, игры-поручения, игры-описания, рассказы о приключениях и
т. д.
В материалах для развития чувств имеются материалы, которые опосредованно помогают ребен-
ку при обучении чтению и письму и способствуют развитию речи. Так, цилиндры-вкладыши, геометри-
ческие деревянные и металлические фигуры-вкладыши, материал для ощупывания, парные кусочки
тканей служат для развития ловкости рук. Геометрические и биологические фигуры и карты служат для
различения формы, а шумящие коробки и звоночки - для развития слуха.